Технологическая карта урока «Музыка в цирке»
Технологическая карта урока.
Класс 1. УМК: Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа начального общего образования
«Музыка. Начальная школа». М.: Просвещение, 2011;
Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., «Музыка»: учебник 1 класс // М.: Просвещение, 2012;
фонохрестоматия музыкального материала (mp 3);
Критская Е. Д. Музыка:1-4 классы: Методическое пособие /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.-М., 2002.
Тема урока. Музыка в цирке (с применением ИКТ).
Планируемые результаты:
Предметные результаты. У ученика формируется общее понятие о значении музыки в жизни человека.
Метапредметные результаты.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные результаты: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные этапы организации учебной деятельности. |
Цель этапа. |
Содержание педагогического взаимодействия. |
|
Деятельность учителя. |
Деятельность обучающихся. Формирование УУД. |
||
На листах А 4 распечатать афиши, раздать по кабинетам 1-х классов. К каждой афише прикреплены разноцветные билеты (по числу детей в каждом классе), на которых написаны профессии (акробат, клоун ...).Таким образом, учащиеся (под руководством учителя) делятся на группы. На уроке рассаживаются в определенном порядке (по выбранным билетам). Возможно другое деление на группы. |
|||
1. Самоопределение к деятельности. (2 минуты). |
Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Создаёт положительный эмоциональный настрой. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость. Входят в класс под музыку «Выход гладиаторов» op. 68 (чеш. Vjezd gladiátorů) - военный марш, написанный в 1897 году чешским композитором Юлиусом Фучиком.1 |
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (5 минут). |
Создание проблемной ситуации: «Зачем нужна музыка в цирке?». Фиксация новой учебной задачи. |
Организует погружение в проблему. - Здравствуйте, уважаемые артисты. Сегодня на выступление приглашена и Маша со своим другом (слайд № 1). Помогите им в споре. Маша говорит, что музыка на выступлении не нужна. Мишка думает, что нужна. - Как вы считаете? - (Если нужна, то...) Какая музыка нужна? |
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дети вспоминают три основных жанра музыки. |
3. Изучение нового материала. (5 минут) . |
Поиск решения учебной задачи. Организация слушательской и исполнительской деятельности. |
Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. -Как интересно! Так давайте начнем наше представление и проверим вас. Вы уже знаете, что сначала все артисты выходят... (Слайд № 2). - Команда ...(одна из команд), попрошу на арену! - Какая музыка помогла бы вашему выходу? (Какая музыка украсила бы ваш выход?) - Наконец, в зале гаснет свет, прожекторы освещают арену цирка, оркестр играет «Выходной марш» композитора Исаака Осиповича Дунаевского (слайд № 3) и выходят…(каждый ученик выходит, изображая свою роль). - Команде ... помогла музыка? Организует учебное взаимодействие учеников. - Какие инструменты оркестра играли более значимую роль? Почему?... -Итак. Вы все согласны, что маршевая музыка нужна артистам? Звучит пьеса "Клоуны" Д.Б.Кабалевского (слайд № 5). -Подумайте. Кто бы мог выступать под эту музыку в цирке? Каков её характер? темп? Почему? Это песня, танец или марш? Почему? Помогла ли музыка отгадать профессию? Докажите своё мнение. -Дмитрий Борисович Кабалевский (слайд № 6) дал своей пьесе такое же веселое название "Клоуны". Но клоуны бывают разные. |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.
- На арену, манеж...
Дети не могут дружно выйти. Анализируя ситуацию, дети приходят к выводу, что не хватает ритма, музыки... - Маршевая, чёткая...
Пластическое интонирование. Слушают музыку.
-Да. (Интонационно-образный анализ, выявление особенностей жанра марша, СМВ...). Воспринимают ответы обучающихся. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дети отвечают. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. |
4. Физкультминутка (3 минуты). |
Здоровьесберегающие технологии. |
Создаёт праздничную атмосферу музыкального циркового представления. (Слайды № 7 - № 10). Можно выбрать другую физ.минутку (См. 4 дополнительных примера). |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Сохраняют зрение, снимают усталость с глаз во время работы на уроке. |
5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Моделирование проблемной ситуации. (5 минут). |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
- Какое настроение было у клоунов? Каков характер музыки ? Темп ? -Давайте сами придумаем музыкальную сценку под музыку Кабалевского. -Молодцы! |
Участвуют в обсуждении содержания материала.
Музицирование. Пластическое интонирование. Одна из групп играет на инструментах (по заданному ритмическому рисунку). Вторая группа создаёт танцевальную композицию. |
6. Вокально-хоровая работа (12 минут). |
Разогревание голосового аппарата. Выразительное, эмоциональное исполнение музыкального произведения. |
Распевание "Клоуны" по методике "Дыхание\ Артикуляция\ Слух" - А какая знакомая нам песня совпадает по настроению с проказами клоунов? Организует вокально-хоровую работу. Работу над исполнительской партитурой песни. -Получилось ли у вас передать настроение? Почему? |
Выполняют упражнения "ДАС". Осмысленно исполняют произведение.
"Весёлая песенка". Слова и музыка Александра Ермолова. Учащиеся слышат себя и других в хоре. Выражают в музыкальном исполнительстве свои чувства; понимают настроение других людей. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 10 мин. |
Коррекция отработки способа. |
Организует коррекционную, практическую, самостоятельную, коррекционную работу. - А какие цирковые профессии вы ещё знаете? Звучит "Галоп" Дунаевского (слайд № 11). -Какое настроение создает музыка? Как вы думаете, что она изображает? Помогла ли музыка понять героя? Смогли бы артисты дружно выполнить трюки без музыки?... Давайте изобразим... |
Дети перечисляют. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. осуществляют пошаговый контроль по результату.
Ритмическая работа. |
8. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин. |
Формирование общего понятия о значении музыки в жизни человека. |
- Наше представление подошло к завершению. Давайте вспомним... Кто же оказался прав? (Слайд № 12). Диагностическая работа (на выходе). Контрольно-оценивающая деятельность. Подведём итог: -Мне понравилось на уроке… -Я сегодня узнал… -Я бы хотел научиться … - Спасибо вам за хорошую, активную работу. Любите цирк! |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Вывод: музыка важна в представлении. Осуществляют пошаговый контроль по результату. Рефлексия своих действий.
В конце урока дети кладут свои билеты в один из карманов. " ВСЁ ПОНЯЛИ, ВЛАДЕЕМ ИНФОРМАЦИЕЙ." "НУЖНО ОБДУМАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ". Выходят под музыку «Песня о цирке».(Слайд № 13). |
1https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2