12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беласик Людмила Николаевна7663
Россия, Архангельская обл., Северодвинск

Муниципальное бюджетное общеобщеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5»

город Северодвинск, Архангельской области

Предметы: изобразительное искусство, история

Учителя : Беласик Людмила Николаевна,

Борисова Эльвира Васильевна

Открытый урок по истории и изобразительному искусству на тему:

"Экология северного дома"

Вид занятия: бинарный урок.

Тип урока: комбинированный

Цель: способствовать формированию экологической культуры учащихся.

Задачи урока:

1. Помочь детям осмыслить свой опыт в освоении окружающего мира;

- подвести учащихся к пониманию зависимости человека от природы;

- с помощью презентации и рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид северного дома, его устройство.

2. Воспитывать интерес к быту поморов, традициям нашего народа.

Оборудование урока:

а) Для учителя. Презентация «Малые Карелы. Деревянное зодчество», запись видеофрагмента: «Белка строит дом», ПК, медиапроектор, магниты для доски.

б) Для учащихся: альбомы, карандаши, резинка, кисточки, краски (акварель, гуашь).

Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. На доске схематично нарисован план местности: лес, река «Северная Двина», болото. По замыслу урока ребята выполняют проблемное задание: выбирают место для строительства домов, к концу занятия по берегам реки будет выстроена улица из северных домов - рисунков ребят.

Универсальные учебные действия:

1. личностные – формировать художественный вкус и способности к эстетической оценке, эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.

2. регулятивные – принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы;

3. познавательные – включать общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;

4. коммуникативные – участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления. Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5. предметные - формирование умения работать по плану, развитие художественно-творческого воображения обучающихся, аналитических способностей, совершенствовать навыки в выполнении творческой работы, развитие умения использовать выразительные средства живописи для создания работы.
 

План урока:

1. Организационная часть

Вводное слово учителя — 1–2 минуты.

2.Беседа с учащимися – 5 минут.

3.Проектная деятельность учащихся – 4 – 5 минут.

4.Презентация учащихся - 5 минут.

5. Физкультминутка 1 - 2 минуты.

6. Практическая работа — 20 минут.

7. Выставка ученических работ - 2–3 минуты.

8. Завершение урока, задание на дом — 1–2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Прозвенел уже звонок,

Готовы ли начать урок?

Все на месте… Молодцы!

Потихонечку присели,

На меня все посмотрели.

Вводное слово учителя истории. Наш урок сегодня не совсем обычный, мы с вами будем говорить о доме, а вернее о северном русском доме и даже попробуем его нарисовать.

Ребята, у каждого человека есть свой дом, человек не может обходиться без дома. Подумайте и скажите, зачем человеку нужен дом?

Примерные ответы ребят:

здесь человек общается с близкими людьми, занимается повседневными делами отдыхает, восстанавливает свои физические и моральные силы.

Учитель истории: Верно, ученые подсчитали, что более 70% своей жизни человек проводит дома. Ребята, мы с вами городские жители и живем в благоустроенных квартирах. Но всегда ли было так? Давайте вспомним, а в каких домах жили наши предки – поморы?

Примерные ответы ребят:

Поморы жили в больших деревянных домах.

Учитель истории: На Севере очень суровые климатические условия и человеку всегда приходилось приспосабливаться к природе. Ребята, а какие трудности приходилось преодолевать человеку на Севере?

Примерные ответы ребят:

холод, сильный ветер, наводнения, на Севере много болот.

Учитель истории: верно, и все это приходилось учитывать поморам при строительстве дома. Сначала надо было выбрать подходящее место.

Учитель ИЗО: Ребята, сейчас вы попробуете самостоятельно выбрать место для своего дома, учитывая природные условия. Каким оно должно быть на ваш взгляд? (желающие получают аппликации домов и закрепляют их на доске). А теперь объясните свой выбор.

Примерные ответы ребят:

Место должно быть высоким, сухим, чтобы рядом протекала река.

Учитель истории: многие селения располагались по берегам рек и это не случайно. Почему? Что давала река человеку?

Примерные ответы ребят:

Пресная вода, питание (рыба), вода для хозяйственных нужд, удобный путь для передвижения.

Учитель истории: хорошо, место выбрали. Из чего будем строить дом? Какой строительный материал использовали поморы при строительстве домов?

Примерные ответы ребят: древесину – сосну, ель, лиственницу.

Учитель истории: да, действительно, древесина этих деревьев обладает высокой плотностью и меньше поддается гниению, а стволы длинные, ровные, хорошо ложатся в сруб, плотно примыкают друг к другу и удерживают внутреннее тепло.

Ребята, наши предки были очень наблюдательными людьми и заготавливали древесину для строительства домов только зимой или поздней осенью.

Кто догадался, почему?

Примерные ответы ребят: т.к. деревья спят и у них нет сокодвижения, а значит в стволах содержится меньше влаги.

Учитель истории: северный дом был крепким, массивным и представлял из себя целый комплекс построек, которые располагались под одной крышей, так люди приспосабливались к суровому климату и во время зимних вьюг могли неделями не выходить из дома.

А сейчас давайте вспомним, какие дома мы видели в Малых Карелах и посмотрим презентацию. Наши экскурсоводы расскажут нам о северном доме.

Просмотр презентации.

Физкультминутка. (Физкультминутка проводится учителем ИЗО и сопровождается показом видеофрагмента « Белка строит дом»).

Учитель ИЗО: а сейчас мы с вами попробуем сами построить северный дом и украсить его так, как это делали поморы. Из ваших домов должна получиться целая улица и место мы уже подобрали – на берегу реки Северной Двины.

Практическая часть.

Выставка ученических работ. Готовые рисунки прикрепляются на магнитах к доске.

Учитель ИЗО: ребята, подумайте и скажите, какие элементы северного дома показывают связь человека с природой?

Примерные ответы ребят:

Конь на крыше, полотенце в виде солнца, узоры в виде цветов на причелинах и наличниках, сам дом сделан из дерева.

Учитель истории: Давайте сделаем вывод – как наши предки поморы относились к природе? (бережно, старались приспособиться к ней, старались не вредить природе)

Домашнее задание: придумать название улицы, которую мы построили и обосновать её название.

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Буньков Андрей Владимирович, 22.02.19 в 16:25 0Ответить Пожаловаться
Межпредметные связи - отлично, дополните ресурсы к уроку -будет еще лучше!!!!!!!!!!!!!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.