Открытый урок по математики в 8 классе «Теорема Виета»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Солдатская школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО АЛГЕБРЕ В 8 КЛАССЕ
«ТЕОРЕМА ВИЕТА»
Подготовил и выполнил:
учитель математики
Скляренко С.Ю.
Тема урока: «Теорема Виета»
Цели урока:1)способствовать формированию знаний у учащихся о теореме Виета,
научить её доказывать, а также применять при решении
приведенных квадратных уравнений;
2) способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать
делать выводы;
3) побуждать учащихся к самоконтролю, взаимоконтролю, вызывать
у них потребность в обосновании своих высказываниях
Оборудование: компьютер, экран, магнитная доска, индивидуальные оценочные
листы, карточки с заданиями, листы для выполнения диктанта.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
( учитель проверяет готовность учащихся к уроку и говорит об оценочных листах, в которых учащиеся во время урока будут выставлять себе баллы)
Математи-ческий тест |
Работа у доски |
Работа в группе |
Самостоятель-ная работа |
Кол-во баллов |
Оценка |
1. На уроке для меня было важно______________________________________ ______________________________________________________________ |
|||||
2. На уроке мне было сложно_________________________________________ _______________________________________________________________ |
|||||
3. Теперь я умею__________________________________________________ __________________________________________________________________ |
|||||
4. На уроке у меня получилось_____________________________________ ______________________________________________________________ |
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, для того чтобы познавать мир, нам необходимы знания и прежде, чем начать изучать следующую тему, нужно убедиться, что мы имеем хорошие и прочные знания по предыдущей теме. А девизом нашего сегодня урока будут слова ученого Аль- Бируни: «Знания – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Кто мне скажет, какую тему мы проходили на предыдущих уроках? (Ответы уч-ся « Решение неполных квадратных уравнений», «Решение квадратных уравнений по формуле».«Решение задач с помощью квадратных уравнений»)
А) Математический тест для учащихся:
Ученики получают карточки с заданиями. Заполняют пропущенные слова в
карточках
I вариант
Уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где a, b, c — заданные числа, a ≠ 0, x — переменная, называется…
Полное квадратное уравнение не имеет корней, если …
Уравнение вида x2 + вx + с = 0 называется…
Квадратное уравнение имеет два корня, если b2 - 4ac…
Дано уравнение 3x2 - 7x + 4 = 0. D =…
II вариант
Если квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0, то a… коэффициент, c…
Уравнение x2 = a, где a – это…
Полное квадратное уравнение имеет единственный корень, если…
Уравнение вида ax2 + c = 0, где a ≠ 0, c ≠ 0, называют… квадратным уравнением.
Дано уравнение x2 - 6x + 8 = 0. D =…
После окончания работы, учитель говорит правильные ответы, учащиеся проверяют следующим образом: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов, результат теста заносят в оценочный лист. Б) Фронтальный опрос учащихся.(устная работа)(задания на экране)1) укажите коэффициенты квадратных уравнений:а) 2х2 - 5х +10 =0; б) 2 + х + х2 =0; в) 5х2 - 4х=3; г) 6х – х2=0; д) 11- 2х2 =4х 2) назовите корни уравнений: х2 = 64; х2 + 3х =0; у2 – 121 =0; 5х2 =0; х2 -2=0
Учитель предлагает учащимся посоревноваться кто быстрее решит уравнение и записывает уравнение: х2 – 6х + 8 =0 (ученики решают с помощью дискриминанта, а учитель сразу говорит ответ, учащиеся проверяют, ответ действительно верный. Учитель предлагает еще два уравнения: х2- 2х – 15 =0 и х2 – 10х – 39 =0 и снова говорит сразу ответ, учащиеся проверяют ответы. У учащихся удивление, учитель знает, какой- то секрет при решении уравнений. Этим самым они ставят для себя проблему на уроке и её нужно решить.
3. Изучение нового материала.
Учитель разбивает класс на три группы и дает каждой группе задание
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Х2 – 2 х – 15 = 0 D= 64 Х1 = - 3, х2 =5 |
Х2 -0,6х – 2,8 = 0 D = 11, 56 Х1 = - 1,4; х2 = 2 |
Х2 - 2 х +2 = 0 D = 4 Х1 = – 1; Х2 = + 1 |
После проверки заданий учитель раздает каждому ученику таблицу с заданиями
Уравнение |
Корни |
х1 + х2 |
х1· х2 |
х2 – 2х -15 = 0 |
х1 =- 3; х2 =5 |
2 |
- 15 |
х2 - 0,6х – 2,8 =0 |
х1 =- 1,4; х2 = 2 |
0,6 |
- 2,8 |
х2 - 2 х + 2 =0 |
х1 = – 1; х2 = + 1. |
2 |
2 |
Учащиеся проверяют сумму корней и произведение корней с коэффициентами квадратного уравнения и делают соответствующие выводы.
Небольшая историческая справка о Франсуа Виете. На экране портрет Ф.Виета. Ученица рассказывает ( на экране) о французском ученом.
«Впервые эти выводы сделал Франсуа Виет ( 1540 – 1603гг)- французский математик. Он был одним из первых, кто стал обозначать числа буквами, что существенно развило теорию уравнений. Свои выводы Франсуа Виет сформулировал в виде теоремы и доказал её. Использование этой теоремы позволяет экономить время при решении уравнений, что немаловажно при сдаче экзамена в форме тестирования. В старших классах есть задачи, решение которых можно выполнять только с помощью теоремы Виета».
Ученик (ца) рассказывают математический стих: «Теорема Виета»
По праву достойна в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета Что лучше, скажи, постоянства такого? Умножишь ты корни - и дробь уж готова: В числителе с, в знаменателе а И сумма корней тоже дроби равна. Хоть с минусом дробь эта, что за беда – В числителе в, в знаменателе а?!
- А сейчас ребята найдите формулировку теоремы Виета в учебнике и зачитаем её.
Четыре ученика по очереди доказывают теорему у доски, остальные ребята работают в тетрадях.
1 ученик. Дано: х2 +вх + с =0, х1 и х2 - корни. Доказать: х1 + х2 = - в, х1 х2 = с.2 ученик. Доказательство: D= в2 - 4с 0, х1 = ; х2 = .3 ученик. х1 + х2 = + = = - b.4 ученик. х1 · х2 = · = = = cЧтобы применять теорему Виета, квадратное уравнение нужно привести к приведенному виду. А если квадратное уравнение не является приведенным, то как будет выглядеть теорема Виета?
После ответов учащихся учитель показывает на экране записи, ученики их записывают в тетрадь.
х2 + bх +с =0 |
ах2 + bх +с = 0 |
х1 + х2 = - b х1 · х2 =с |
х1+ х2 = -, х1 ·х2 = |
Физкультминутка ( музыкальная пауза, учащиеся выполняют различные несложные упражнения )
4. Закрепление новой темы.
Учащиеся в парах решают следующие уравнения: а) х2 +17х – 18=0 ( -18; 1)
б) х2 -11х +18 =0 (9; 2)
Ученики решают уравнения возле доски:
а) х2 +7х – 18 =0; б) х2 +9х +18 =0; в) х2 - 3х - 28 = 0
Самостоятельная работа по учебнику № 576, № 577
Более слабые ученики решают уравнения возле доски.
1) х2 - 15х +36 =0; 2) х2 + 9х + 20 = 0; 3) х2 - 17х + 30= 0;
х1 =12, х2 =3 х1 = -4, х2 = - 5. х1 = 15, х2 = 2
Проверка решений уравнений.
5. Подведение итогов урока.
Вопросы учащимся:
- Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали?
- Получилось ли реализовать цель, поставленную в начале урока? Почему?
- Кто хотел бы вернуться к какому – то этапу урока? В чем были трудности?
- Что понравилось на уроке, что запомнилось?
Учащиеся выставляют себе баллы, и оценочный лист отдают учителю.
Учитель выставляет оценки за урок.
6. Постановка домашнего задания.
Д/задание - № 575, № 574, № 587. Более сильные учащиеся готовят
доказательство теоремы Виета и обратной теоремы