Открытый урок по музыке в 8 классе "Музы военных лет. Симфония № 7 Д.Д.Шостаковича"
Конспект урока по музыке в 8 классе
Тема: «Музы военных лет. Д.Д.Шостакович. Симфония №7»
Цель: Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича;
Определить значение музыки в годы ВОВ и в наши дни.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени
Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;
Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.
Развивающие:
Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассоциативные связи музыки с литературой, историей.
Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;
Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.
Воспитательные:
Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;
Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.
Тип урока: Интегрированный урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Техническое обеспечение урока: ПК, экран и проектор, музыкальный центр, фонотека.
Музыкальный материал:
Симфония № 7 Д.Д.Шостаковича 1 часть (слушание)
Песня «Смуглянка» муз. А.Новикова, сл. Я.Шведова (пение)
Песня «Священная война» муз. А.Александрова, сл. Н.Лебедева-Кумача (слушание)
Методы:
Словесные;
Наглядные;
Метод эмоциональной драматургии;
Интонационный анализ художественных произведений.
Виды деятельности учащихся:
слушание музыки;
участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме;
вокально-хоровая работа;
рефлексия.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Фоминична, я проведу у вас сегодня урок музыки. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но я вас прошу не смущаться и работать в своем обычном режиме. Начнём? (СЛАЙД № 1)
У: Наступил 2020 год. Какая знаменательная дата отмечается нашей страной в этом году?
Д: В этом году исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. (СЛАЙД № 2)
У: Правильно. И именно этот год Указом Президента объявлен Годом …?
Д: Памяти и Славы. (СЛАЙД № 3)
Слушаем песню А. Александрова «Священная война» 35 сек.
У: Ребята, вы наверняка узнали, звучавшую сейчас песню? Как она называется?
Д: Прозвучала песня «Священная война». (СЛАЙД № 4)
У: В какой период она была написана?
Д: В годы Великой Отечественной войны.
У: Правильно, «Священная война» была написана 25, а исполнена 26 июня 1941 года. На третий день войны. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Какие ваши предположения?
Д: Наверное, мы будем говорить о музыке и песнях, написанных во время Великой Отечественной войны.
У: Рассуждаете правильно. А что вы представляете, когда вы слышите слова «Великая Отечественная война»?
Д: Героизм народа, трудности, смерть, голод, русский дух, атаки, бомбёжки, победа.
У: Хорошо. Давайте назовем вехи той войны, которые первыми вам вспоминаются.
Д: Сталинградская битва, Битва за Москву, Курская дуга, Битва за Кавказ, Блокада Ленинграда.
У: А что вы знаете о блокаде Ленинграда? (СЛАЙД № 5)
Д: В блокадном Ленинграде была очень трудная жизнь: люди умирали с голоду, не работал водопровод, не было света, зимой на Ладожском озере появилась «дорога жизни», по которой доставлялось продовольствие и вывозили из города детей.
У: Да, вы абсолютно правы. Детей из блокадного Ленинграда старались увезти от бомбежек, голода и разрухи. Немало их было привезено и в нашу Карачаево-Черкесию. В селе Коста Хетагурова до сих пор живут дети блокадного Ленинграда: Козаева Тамара Васильевна и Тохсирова Римма Николаевна. Римму Николаевну война застала в Ленинграде, где служил военным ее отец. Вначале блокады их с матерью вместе с другими эвакуировали из города. Со слезами на глазах Римма Николаевна вспоминает тот ад, который творился в Ленинграде. А Тамара Васильевна родилась в Ленинграде, но война разлучила ее с родными. В трехлетнем возрасте она была эвакуирована вместе с другими детьми из взятого в блокаду Ленинграда, на Кавказ, в Теберду. Здесь ее удочерил житель села Коста Хетагурова Козаев Василий. Воспоминания того страшного времени до сих пор хранятся в памяти этой уже пожилой женщины. Давайте послушаем фрагмент ее воспоминаний.
Слушаем аудиозапись воспоминаний. 1,5 мин.
У: Для того, чтобы вы более полно представили жизнь в блокадном Ленинграде, учащиеся ________________________________________________подготовили сообщение о блокаде:
(На фоне «Адажио» Альбинони). (СЛАЙД № 6)
1-я ученица: В августе 1941 года Ленинград оказался в кольце фашистских войск. Связь города со страной прервалась. Началась почти девятисотдневная блокада Ленинграда, унёсшая около миллиона человеческих жизней.
На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но его не хватало. (СЛАЙД № 7)
Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов.
2-я ученица: Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбёжек и обстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела 9-летняя школьница Таня Савичева: (СЛАЙД № 8)
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год».
Женя – это сестра Тани.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год»
Лека – это брат Тани.
«Дядя Ваня умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год»
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня».
После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.
У: Спасибо. Садитесь. Ребята, а как вы думаете, звучала ли музыка во время войны? Может быть верно утверждение «Когда пушки говорят, музы - молчат»?
(СЛАЙД № 9)
Д: Музыка звучала на войне, тому подтверждение – множество песен, рождённых в те годы. Это, например, «В землянке», «Тёмная ночь», «Вечер на рейде», «Смуглянка».
У: Конечно. На уроках музыки вы, наверное, не раз слушали и даже учили песни, написанные в годы войны.
И сегодня мы будем говорить о музыке, которая была написана во время войны, о её значении в те дни и актуальности в наше время.
Итак, Тема нашего урока «Музы военных лет.» И говорить мы будем о музыке тех лет на примере Симфонии № 7 Д.Д. Шостаковича». (СЛАЙД № 10)
У: А теперь, зная тему, давайте определим цели нашего урока:
1.познакомиться с Симфонией № 7 Д. Шостаковича;
2.определить значение музыки в годы ВОВ и в наши дни.
У: Молодцы. (СЛАЙД № 11) Дмитрий Дмитриевич Шостакович – явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве отразилась сложная жестокая эпоха, противоречивая и трагическая судьба человечества. Шостакович создавал глубокую, философскую музыку, требующую долгого вслушивания и размышления о ней. Им написаны 3 оперы,3 балета,15 симфоний, инструментальная и вокальная музыка, музыка к кинофильмам и спектаклям.
С первых дней войны, Дмитрий Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог, делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого музыканта - мыслителя в голове созревал крупный симфонический замысел. (СЛАЙД № 12) Он начал писать Седьмую симфонию. Тогда же возникла идея исполнить её в блокадном Ленинграде. (СЛАЙД № 13)
Об этом написал поэт Лев Болеславский в своей поэме «Шостакович», отрывок из которой нам подготовили_______________________________________________________________
(СЛАЙД № 14) Выходят двое. Мальчик садится на стул и делает вид, что сочиняет музыку.
Девочка: Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.
Мальчик (поворачиваясь): Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать, нельзя!-
Девочка: Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.
У: Спасибо. В оркестре Радиокомитета осталось всего 15 человек, а для исполнения симфонии нужно было гораздо больше. Где же было найти музыкантов для оркестра, как вы думаете?
Д: Объявили по радио, на фронте, ходили по домам.
У: Давайте послушаем ______________________, она нам подготовила фрагмент из воспоминаний художественного руководителя радиовещания Якова Бабушкина. 1.10 мин (СЛАЙД № 15)
Ученица: «По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и смогли играть.
Первая репетиция длилась всего 15 минут, на большее не хватило сил. Но всем стало ясно - оркестру быть. Репетиции продолжались, не взирая ни на что…»
У: Ребята, какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг (СЛАЙД № 16) – голодных, измученных холодом, болезнями и призраком смерти, которая была всюду. Так для чего нужно было исполнять Седьмую симфонию в таких неимоверно тяжёлых условиях?
Д: Для того, чтобы поднять дух народа на борьбу против фашизма, например, чтобы вся страна поднялась как один на борьбу.
У: Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают части симфонии. Сегодня мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил: мира созидания и мира разрушения, добра и зла.
Давайте прослушаем тему главной партии и побочной. Во время слушания я вам предлагаю выполнить Задание № 1 на ваших карточках: какой стихотворный образ, на ваш взгляд более подходит для музыки. (СЛАЙД № 17)
Слушание музыки (экспозиция 1 части - главная партия) 2.10 мин.
У: Какой образ рисует нам главная тема первой части? Каков её характер?
Д: Главная партия показывает мирную жизнь нашего народа. Музыка широкая, героическая, мужественная, маршеобразная, энергичная. Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная, звучит у струнных, рисует образ героического народа.
У: Дальше полной противоположностью звучит знаменитая музыкальная тема симфонии, тема фашистского нашествия. Она рисует нападение на нашу страну, тупую силу, из которой выбили всё гуманное, живое. Она повторяется и повторяется, 11 раз, создавая впечатление, что это идут марионетки, которых дёргают за нитки, они идут, не рассуждая, топчут, грабят и убивают.
Давайте сейчас её послушаем. А вы во время слушания выполните Задание № 2 в карточках – выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту музыку. (СЛАЙД № 18)
Слушание музыки (эпизод фашистского нашествия) 2.45 мин.
Д: Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Поделитесь, пожалуйста, какие слова вы выбрали для характеристики этой музыки?
Д: читают выбранные слова.
У: На мой взгляд, это была замечательная идея (СЛАЙД № 19) - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу. Шостакович назвал свою симфонию «Ленинградской». А какое название симфонии дали бы вы?
Д: Можно дать название «Симфония Победы», «Симфония мужества», «Посвящение Ленинграду», «Блокадный Ленинград».
У: Прекрасные названия. (СЛАЙД № 20) А как вы думаете, слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Важна и нужна ли эта музыка сегодня?
Д: Я думаю, что симфония сегодня звучит в филармонии, в консерватории, может быть, по телевидению. Это напоминание о великой войне, о стойкости советского народа. Её слушают, потому что это просто красивая музыка.
У: Ребята, а какие чувства возникли у вас после знакомства с «Ленинградской» симфонией? Опишите в нескольких словах ваше отношение к Седьмой симфонии?
Д: Серьёзная, героическая, тревожит, волнует, рисует картину блокады города.
У: Много горя человеческого принесла эта война, много трудных фронтовых дорог. Ну а первым помощником бойца всегда была хорошая песня. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминая родных и близких, с песней шел в бой.
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка во всем,
Всем и для всех — не по ранжиру.
Осилим… Выстоим… Спасем…
Ах, не до жиру — быть бы живу…
Стенали яростно, навзрыд,
Одной - единой страсти ради
На полустанке — инвалид,
И Шостакович — в Ленинграде.
(А. Межиров «Музыка»)
(СЛАЙД № 21) Как сказал МАЭСТРО, известный персонаж фильма «В бой идут одни старики»: «Кто сказал, что нету места песне на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Давайте и мы с вами тоже споем одну из военных песен.
Исполнение песни «Смуглянка» 3.25 мин.
Рефлексия.
У: Ребята, я предлагаю вам выразить своё отношение к сегодняшнему уроку и оценить свою работу, заполнив табличку Задание № 3. В первой колонке вы оцениваете как прошёл урок (интересно, скучно, безразлично), во второй колонке вы оцениваете свою работу на уроке, а в третьей колонке оцениваете итог урока.
1 колонка – как прошел урок 2 колонка – моя работа на уроке 3 колонка – итог урока
Интересно Работал Понял материал
Скучно Помогал другим Узнал что-то новое
Безразлично Отдыхал Не понял материал
Домашнее задание: У: Дома прошу вас составить кроссворд из 6-10 слов по теме сегодняшнего урока или проиллюстрировать музыку «Эпизода нашествия».
Выставление оценок. Благодарю всех за работу на уроке. Владельцы звездочек поднесите дневники для оценок…. Вы сегодня большие молодцы!
Ирина Владимировна Казарцева