12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна42 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок «Значение пищеварения. Система органов пищеварения»
ФИО | Опарина Татьяна Юрьевна |
Должность | учитель |
Наименование и местоположение образовательной организации | ГКОУ СО “Березовская школа-интернат” пос. Монетный, г. Березовский, Свердловская область |
Номинация | «Всероссийский конкурс педагогов коррекционных классов на лучшую методическую разработку урока с мультимедийной поддержкой» |
Название работы | « Значение пищеварения. Система органов пищеварения» |
Адрес электронной почты для связи |
Технологическая карта урока
« Значение пищеварения. Система органов пищеварения».
ФИО учителя: Опарина Татьяна Юрьевна
Образовательная программа: АООП для детей с интеллектуальной недостаточностью
Класс: 9
Предмет: “Биология. Человек”
Дата:
Тип урока: | Урок ознакомления с новым материалом. |
Цели урока: | Познакомить обучающихся со строением системы пищеварения, обозначить ее важность для сохранения здоровья. |
Задачи: | Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями ротовая полость, глотка, носоглотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварение, пищеварительный канал, пищеварительные железы, слюнные железы, поджелудочная железа, печень, обозначить последовательность их расположения в организме, а также их функции. Коррекционно-развивающие : корригировать и развивать связную устную речь через полные ответы на вопросы; корригировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки через выполнение самостоятельной работы, работы с учебником; корригировать и развивать зрительные восприятия на основе работы с презентацией; развивать слуховое восприятия при работе с новыми понятиями до запоминания и восприятия, развивать умения работы в коллективе. Воспитательные: воспитывать волевые усилия при запоминании названий органов, последовательности их расположения, при поиске нужной информации для составления схем по теме. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, предметные): | Планируемые результаты образования: Предметные: обучающиеся знают названия органов, входящих в пищеварительную систему, их последовательность расположения в организме человека, показывают месторасположение органов на собственном теле; научатся на слух воспринимать вопросы, осмысленно отвечать на них; выделять в тексте ( на слайде) фрагменты ( картинки) для ответа на вопрос; объяснять смысл понятий; смогут использовать новые термины в собственной речи; Личностные: выражают свои эмоции, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия, умеют работать в коллективе. |
Критерии сформированности /оценки компонентов базовых учебных действий: | Самостоятельно оценивают правильность ответов, вносят коррективы; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану; высказывают свое предположение ( версию); ориентируются в учебнике; отвечают на вопросы по тексту, иллюстрациям, рисункам, таблицам; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; понимают текст с учетом поставленных вопросов, находят в тексте информацию, необходимую для ответа на вопрос; сотрудничают с одноклассниками и выслушивают их мнение; аргументируют собственную позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы учителю, сопоставляют полученные ответы. |
Дидактические средства: | Учебники, рабочая тетрадь, компьютер, проектор или интерактивная доска, торс человека с внутренними органами; тесты |
Цифровые образовательные ресурсы: | Значение пищи. Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы Компоненты питания Источники витаминов Пищеварительная система Система органов пищеварения. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Обращает внимание на наличие письменных принадлежностей, правильность рассаживания за столами, расставленными в форме круга. | Проверяют наличие письменных принадлежностей, учебников, рабочих тетрадей |
Проверка домашнего задания. | Приветствует учащихся. Задает вопросы: - Какую тему проходили на прошлом уроке? - Каково значение пищи для человека? - Какие витамины Вы знаете? - Какие питательные вещества необходимы человеку для роста, развития и здоровья? ивает выполнение домашнего задания: Первое задание выполняется коллективно ( группой учащихся). При работе используется ЕОР «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р. Раздел «Пищевые продукты. Питательные вещества» Документ: Продукты питания. Тренинг. Спраш 2.Второе задание выполняется коллективно (группой учащихся). При работе используется ЕОР «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р. Раздел «Витамины» Документ: источники витаминов (расстановка объектов на нужное место) . Подводит итог выполнения домашнего задания. | Вспоминают тему. Отвечают на вопросы. Ответ: Пища – источник энергии. Пища – источник строительного материала. Ответ: Витамины – А,В,С,D Ответ: Человеку необходимы белки, жиры, углеводы. Учащиеся расставляют продукты на нужное место ( жиры, белки, углеводы). Учащиеся расставляют продукты на нужное место ( витамины А, В, С, D). (А- молоко, морковь, печень, помидоры; В-хлеб, курица; D –желток, икра; С – черная смородина, перец, шиповник, цветная капуста) Проставляют самооценку. |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников. | 1.Задает проблемный вопрос. Как Вы думаете, как питательные вещества, находящиеся в различных продуктах питания, попадают в кровь и разносятся по организму человека? 2. Выслушивает высказывания учащихся. Подводит итог: для использования организмом питательных веществ (белков, жиров, углеводов) они должны быть расщеплены на более простые составные части. Именно это и происходит в системе пищеварения. Предлагает записать тему урока: Значение пищеварения. Система органов пищеварения. ( слайд №1) | Пытаются ответить на заданный вопрос, предлагая различные варианты ответов. Записывают тему урока в тетрадь. |
Изучение новых знаний | Предлагает в ходе урока ответить на вопросы ( слайд № 2): - Что такое пищеварение? - Какие органы образуют систему пищеварения ; - Какие пищеварительные железы входят в пищеварительную систему? . Предлагает ответить на первый вопрос с использованием рис. 128 учебника на стр.150, схемы из ЕОР «Биология. Человек», 8 класс, Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Параграф № 51. Питание и пищеварение Предлагает прочитать первый, второй и частично третий абзацы ( о пищеварительных железах) на стр.149-150 и совместно составить схему с использованием ЕОР «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Система органов пищеварения. При работе со схемой учителем используется функция «шторка» на интерактивной доске. Предлагает заполнить схему в рабочей тетради на стр. Вспоминает вопрос, на который еще не ответили. Предлагает учащимся рассказать, что будет происходить с картошкой, если ее долго варить? Подтверждает, что то же самое происходит в пищеварительной системе: пища измельчается и перетирается, питательные вещества расщепляются на более простые. Именно этот процесс и называется пищеварением. Предлагает прочитать третий абзац на стр. 149 учебника и записать, что такое пищеварение ( слайд № 3) | Отвечают на вопросы: - Какие органы образуют систему пищеварения ; - Какие пищеварительные железы входят в пищеварительную систему? Читают абзацы. Совместно с учителем составляют и проговаривают схему. Заполняют схему. Подтверждают данный вопрос. Рассказывают , что картошка разваривается и превращается в кашицу. Читают. Записывают: пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в простые, растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь. |
Первичное проверка понимания изученного. Применение новых знаний, обобщение и систематизация | Называет утверждения. Предлагает учащимся определить их правильность. Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Желудок – самая большая пищеварительная железа. Переваривание пищи происходит под действием пищеварительных соков. Предлагает выполнить задания на слайде (слайд № 4). Из предложенного списка органов выбрать те, которые относятся в пищеварительной системе. | Определяют правильность или неправильность утверждения Да Нет Да Работают со слайдом № 4. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | Комментарии, объявление отметок за работу | Слушают комментарии учителя. |
Домашнее задание | Сообщение домашнего задания. | Выполнение заданий по теме в рабочей тетради |
Индивидуальное задание | Сообщение индивидуального задания на карточке № 1 |
Карточка № 1.
Задание:
Из словаря выбери органы, входящие в дыхательную и пищеварительную системы, запиши их в таблицу.
Ответь на вопросы.
Дыхательная система | Пищеварительная система |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
Словарь: ротовая полость, легкие, гортань, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы, бронхи, трахея, сердце.
Вопросы:
Какой орган входит в обе системы, почему.
При чтении абзаца «Пищеварительные железы» предложить заполнить таблицу (2 столбец)
Органы пищеварения | Пищеварительные железы |
Ротовая полость Пищевод Желудок Кишечник | Слюнные железы Микроскопические железы желудка, поджелудочная железа Микроскопические железы кишечника Печень |