Урок по биологии в 8 классе «Значение пищеварения. Система органов пищеварения»

1
1
Материал опубликован 5 June 2018 в группе
 

ФИО

Опарина Татьяна Юрьевна

Должность

учитель

Наименование и местоположение образовательной организации

ГКОУ СО “Березовская школа-интернат”

пос. Монетный, г. Березовский, Свердловская область

Номинация

 «Всероссийский конкурс педагогов коррекционных классов на лучшую методическую разработку урока с мультимедийной поддержкой»

Название работы

« Значение пищеварения. Система органов пищеварения»

Адрес электронной почты для связи

oparina.tania@yandex.ru

Технологическая карта урока

« Значение пищеварения. Система органов пищеварения».

ФИО учителя: Опарина Татьяна Юрьевна

Образовательная программа: АООП для детей с интеллектуальной недостаточностью

Класс: 9

Предмет: “Биология. Человек”

Дата:

Тип урока:

Урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:

Познакомить обучающихся со строением системы пищеварения, обозначить ее важность для сохранения здоровья.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями ротовая полость, глотка, носоглотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварение, пищеварительный канал, пищеварительные железы, слюнные железы, поджелудочная железа, печень, обозначить последовательность их расположения в организме, а также их функции.

Коррекционно-развивающие :

корригировать и развивать связную устную речь через полные ответы на вопросы; корригировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки через выполнение самостоятельной работы, работы с учебником;

корригировать и развивать зрительные восприятия на основе работы с презентацией;

развивать слуховое восприятия при работе с новыми понятиями до запоминания и восприятия, развивать умения работы в коллективе.

Воспитательные: воспитывать волевые усилия при запоминании названий органов, последовательности их расположения, при поиске нужной информации для составления схем по теме.

Планируемые образовательные результаты (личностные, предметные):

Планируемые результаты образования:

Предметные: обучающиеся знают названия органов, входящих в пищеварительную систему, их последовательность расположения в организме человека, показывают месторасположение органов на собственном теле; научатся на слух воспринимать вопросы, осмысленно отвечать на них; выделять в тексте ( на слайде) фрагменты ( картинки) для ответа на вопрос; объяснять смысл понятий; смогут использовать новые термины в собственной речи;

Личностные: выражают свои эмоции, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия, умеют работать в коллективе.

Критерии сформированности /оценки компонентов базовых учебных действий:

Самостоятельно оценивают правильность ответов, вносят коррективы; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану; высказывают свое предположение ( версию); ориентируются в учебнике; отвечают на вопросы по тексту, иллюстрациям, рисункам, таблицам; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; понимают текст с учетом поставленных вопросов, находят в тексте информацию, необходимую для ответа на вопрос; сотрудничают с одноклассниками и выслушивают их мнение; аргументируют собственную позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы учителю, сопоставляют полученные ответы.

Дидактические средства:

Учебники, рабочая тетрадь, компьютер, проектор или интерактивная доска, торс человека с внутренними органами; тесты

Цифровые образовательные ресурсы:

Значение пищи. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0453da07-6cb1-4692-9a22-c07739afabe9/%5BBIO8_05-30%5D_%5BPT_03%5D.s

Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000087b-1000-4ddd-dc7b-4100475d60a5/index.htm

Компоненты питания http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000087c-1000-4ddd-bcf0-4800475d60a5/12_005_1.swf

Источники витаминов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000089f-1000-4ddd-246e-4000475d60a9/13_008.swf

Пищеварительная система http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/62548495-f1b7-4622-99ad-a5e200f8a05d/%5BBI8ZD_12-01%5D_%5BIL_02%5D.html

Система органов пищеварения.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0453da07-6cb1-4692-9a22-c07739afabe9/%5BBIO8_05-30%5D_%5BPT_03%5D.swf

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Обращает внимание на наличие письменных принадлежностей, правильность рассаживания за столами, расставленными в форме круга.

Проверяют наличие письменных принадлежностей, учебников, рабочих тетрадей

Проверка домашнего задания.

Приветствует учащихся.

Задает вопросы:

- Какую тему проходили на прошлом уроке?

- Каково значение пищи для человека?

- Какие витамины Вы знаете?

- Какие питательные вещества необходимы человеку для роста, развития и здоровья?

ивает выполнение домашнего задания:

Первое задание выполняется коллективно ( группой учащихся).

При работе используется ЕОР «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р. Раздел «Пищевые продукты. Питательные вещества» Документ: Продукты питания. Тренинг.

Спраш

2.Второе задание выполняется коллективно (группой учащихся).

При работе используется ЕОР «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р. Раздел «Витамины» Документ: источники витаминов (расстановка объектов на нужное место) .

Подводит итог выполнения домашнего задания.

Вспоминают тему. Отвечают на вопросы.

Ответ: Пища – источник энергии. Пища – источник строительного материала.

Ответ: Витамины – А,В,С,D

Ответ: Человеку необходимы белки, жиры, углеводы.

Учащиеся расставляют продукты на нужное место ( жиры, белки, углеводы).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000087c-1000-4ddd-bcf0-4800475d60a5/12_005_1.swf ( Белки - яйца, мясо, горох, творог, рыба, сыр, орехи; Жиры- Сливочное масло, подсолнечное масло; Углеводы – хлеб, мед, фрукты, овощи, крупы, картофель)

Учащиеся расставляют продукты на нужное место ( витамины А, В, С, D).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000089f-1000-4ddd-246e-4000475d60a9/13_008.swf

(А- молоко, морковь, печень, помидоры;

В-хлеб, курица;

D –желток, икра;

С – черная смородина, перец, шиповник, цветная капуста)

Проставляют самооценку.

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников.

1.Задает проблемный вопрос. Как Вы думаете, как питательные вещества, находящиеся в различных продуктах питания, попадают в кровь и разносятся по организму человека?

2. Выслушивает высказывания учащихся. Подводит итог: для использования организмом питательных веществ (белков, жиров, углеводов) они должны быть расщеплены на более простые составные части. Именно это и происходит в системе пищеварения.

Предлагает записать тему урока: Значение пищеварения. Система органов пищеварения. ( слайд №1)

Пытаются ответить на заданный вопрос, предлагая различные варианты ответов.

Записывают тему урока в тетрадь.

Изучение новых знаний

Предлагает в ходе урока ответить на вопросы

( слайд № 2):

- Что такое пищеварение?

- Какие органы образуют систему пищеварения ;

- Какие пищеварительные железы входят в пищеварительную систему?

.

Предлагает ответить на первый вопрос с использованием рис. 128 учебника на стр.150, схемы из ЕОР «Биология. Человек», 8 класс, Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Параграф № 51. Питание и пищеварение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/62548495-f1b7-4622-99ad-a5e200f8a05d/%5BBI8ZD_12-01%5D_%5BIL_02%5D.html

Предлагает прочитать первый, второй и частично третий абзацы ( о пищеварительных железах) на стр.149-150 и совместно составить схему с использованием ЕОР «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Система органов пищеварения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0453da07-6cb1-4692-9a22-c07739afabe9/%5BBIO8_05-30%5D_%5BPT_03%5D.swf

При работе со схемой учителем используется функция «шторка» на интерактивной доске.

Предлагает заполнить схему в рабочей тетради на стр.

Вспоминает вопрос, на который еще не ответили.

Предлагает учащимся рассказать, что будет происходить с картошкой, если ее долго варить?

Подтверждает, что то же самое происходит в пищеварительной системе: пища измельчается и перетирается, питательные вещества расщепляются на более простые. Именно этот процесс и называется пищеварением.

Предлагает прочитать третий абзац на стр. 149 учебника и записать, что такое пищеварение ( слайд № 3)

Отвечают на вопросы:

- Какие органы образуют систему пищеварения ;

- Какие пищеварительные железы входят в пищеварительную систему?

Читают абзацы.

Совместно с учителем составляют и проговаривают схему.

Заполняют схему.

Подтверждают данный вопрос.

Рассказывают , что картошка разваривается и превращается в кашицу.

Читают.

Записывают: пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в простые, растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь.

Первичное проверка понимания изученного.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Называет утверждения. Предлагает учащимся определить их правильность.

Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и пищеварительных желез.

Желудок – самая большая пищеварительная железа.

Переваривание пищи происходит под действием пищеварительных соков.

Предлагает выполнить задания на слайде (слайд № 4). Из предложенного списка органов выбрать те, которые относятся в пищеварительной системе.

Определяют правильность или неправильность утверждения

Да

Нет

Да

Работают со слайдом № 4.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Комментарии, объявление отметок за работу

Слушают комментарии учителя.

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.

Выполнение заданий по теме в рабочей тетради

Индивидуальное задание

Сообщение индивидуального задания на карточке № 1

 

Карточка № 1.

Задание:

Из словаря выбери органы, входящие в дыхательную и пищеварительную системы, запиши их в таблицу.

Ответь на вопросы.

Дыхательная система

Пищеварительная система

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Словарь: ротовая полость, легкие, гортань, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы, бронхи, трахея, сердце.

Вопросы:

Какой орган входит в обе системы, почему.

При чтении абзаца «Пищеварительные железы» предложить заполнить таблицу (2 столбец)

Органы пищеварения

Пищеварительные железы

Ротовая полость

Пищевод

Желудок

Кишечник

Слюнные железы

Микроскопические железы желудка, поджелудочная железа

Микроскопические железы кишечника

Печень

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Татьяна Юрьевна, очень профессиональная технологическая карта урока и хорошо подобранный дидактический материал.

6 June 2018

Похожие публикации