Открытый урок по теме «Способы записи алгоритмов» в 8 классе
Открытый урок по теме «Способы записи алгоритмов» в 8 классе
Учебник: «Информатика» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Деятельностная цель: формирование у обучающихся теоретических знаний в области алгоритмики и первоначальной практики составления и использования алгоритмов на алгоритмическом языке в программе Кумир.
Содержательная цель: расширение понятийной базы по теме урока за счет включения в нее новых элементов; формирование у обучающихся представления об алгоритмических структурах.
Задачи | С точки зрения учителя |
Образовательные | Обобщить и структурировать представление об алгоритмах у обучающихся; Формировать понятие алгоритмов, их свойств, способов описания; Формировать умения работать с программой Кумир |
Развивающие | Развитие логического мышления (умение сравнивать, делать выводы и классифицировать) у обучающихся; Развитие познавательной активности; развитие умения работать в группах. |
Воспитательные | Привитие навыков самостоятельной работы; Воспитание у обучающихся положительных мотивов к получению знаний. |
Предмет усвоения: алгоритмический способ записи алгоритмов
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
- знают основные понятия алгоритмики - знают классификацию алгоритмов | - умеют составлять простые алгоритмы - умеют определять виды алгоритмов - умеют составлять словесные алгоритмы |
Тип урока – урок открытия новых знаний
Форма урока – урок-практикум
Методы: словесные, наглядные, практические.
Ресурсы урока (средства обучения): учебник, тетрадь, презентация, ноутбук ученический (10), раздаточный материал, Интернет-ресурсы, интерактивный комплекс.
Планируемые результаты:
Личностные
понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом
Познавательные
умение создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; преобразование модели с целью выявления общих признаков
Регулятивные
умений контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении заданий; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера
Предметные
Формирование навыков и умений в области алгоритмики и первоначальной практики использования; понимание основных представлений о составлении алгоритмов; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: | Этапы урока: |
| Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: организовать начало урока. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. Обучающиеся: здороваются с гостями. Проверим, все ли готово к уроку? Тетради, ручки и дневники на партах? Обучающиеся: Приветствуют учителя, присаживаются за парты. Проверяют готовность к уроку. Учитель: Хорошо! Теперь давайте вспомним, как должен сидеть ученик на уроке? Руки мы кладем строго на парту, спинки выровняли, ножки прямо. Молодцы! Ну, что, начинаем наш урок? Обучающиеся: отвечают «Да» |
1. Подготовка к восприятию | Актуализация опорных знаний, умений. Цель: Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся. Учебная задача для учителя: подготовить обучающихся к изучению нового материала, опираясь на жизненный опыт детей и ранее полученные знания. Учебная задача для учащихся: Учитель: Ребята, скажите, что вы видите на экране? (слайд 1) Обучающиеся: алгоритм (последовательность действий) Учитель: Верно. Послушайте следующую задачу… Ответьте, пожалуйста, на вопрос\решите «Волк пригласил на свой день рождения трех поросят и семерых козлят. Сколько аппетитных гостей будет у волка, если он пригласит еще Красную Шапочку?» (показать на примере ) Обучающиеся: 7+3 +1=11 гостей. Учитель: Верно. Скажите, когда я представила вам задачу, то я сделала это в какой форме? Обучающиеся: предполагают свои ответы Учитель: Приведите примеры, опираясь на данные изображения (слайд 2). Обучающиеся: приводят примеры, обосновывают. Формы и организация: устно Форма контроля: опрос Учитель: Молодцы! Так, о чем же мы сегодня с вами поговорим? Обучающиеся: о способах записи алгоритмов Учитель: верно, а именно об алгоритмическом языке (слайд 3). Разберем такие ключевые понятия, словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык и изучим некоторые основы работы в программе Кумир (слайд 4). |
2. Восприятие 3. Осмысление | Открытие нового знания. Цель: Познакомить обучающихся с темой урока «Способы записи алгоритмов» Учебная задача для учителя: сообщить основную идею нового материала по теме «Алгоритм» Учебная задача для учащихся: исходя из собственного жизненного опыта, определить и назвать тему урока. Организация работы детей: устно Формы и организация контроля за работой: фронтальная работа Подведение результатов работы: опрос Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с понятием «Алгоритм» и некоторыми его способами записи. Сегодня научимся записывать алгоритм разными способами. Итак, основными способами записи алгоритмов являются словесные, графические и на языке программирования. Они представлены на слайде (слайд 5). Запишите их, пожалуйста, в тетрадь. Обучающиеся: делают записи в тетрадях. Учитель: Молодцы! О последнем способе, на алгоритмическом языке, мы поговорим с вами подробнее (слайд 6). Теоретические исследования нашего соотечественника Андрея Андреевича Маркова, проведенные в начале прошлого века, показали, что алгоритмы должны содержать предписания двух видов: функциональные операторы и логические операторы (определения представлены на слайде). Самой простой является запись алгоритма в виде набора высказываний на обычном разговорном языке. Словесное описание имеет минимум ограничений. Однако все разговорные языки обладают неоднозначностью. Чтобы избежать двусмысленности, приходится делать тексты алгоритмов очень подробными. Алгоритм в словесной форме может быть очень объемным и трудным для восприятия. Посмотрите на алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) пары целых чисел (алгоритм Евклида). Пока мы не прочитаем текст алгоритма и не проанализируем его, не сможем понять количество операций. Кроме словесной записи существует еще и Построчная. Это запись на естественном языке, но с соблюдением некоторых дополнительных правил. Каждое предписание записывается с новой строки. Шаги нумеруются. Исполнение алгоритма происходит в порядке возрастания номеров шагов, начиная с первого, если нет особых указаний. Теперь сравним Построчную запись и алгоритм Евклида. Обратите внимание, что Построчная запись позволяет избежать ряда неопределенностей, ее восприятие не требует дополнительных знаний. Вместе с тем, использование Построчной записи требует большого внимания. Наилучшей наглядностью обладают графические способы записи алгоритмов. Среди графических способов записи алгоритмов различают структурограммы и блок-схемы. Блок-схема один из самых распространенных способов записи алгоритмов. Блок-схема представляет собой графическое изображение, дающее представление о порядке работы алгоритма. Здесь предписания представляются в виде геометрических фигур, а последовательность шагов указывается с помощью линий, соединяющих эти фигуры. Языки программирования (алгоритмические языки) - формальные языки, предназначенные для записи компьютерных программ (алгоритмов), исполнителем которых является компьютер. Каждый из них характеризуется: алфавитом, синтаксисом, семантикой. Языков программирования очень много. Сегодня же мы с вами попробуем свои силы в программировании на школьном алгоритмическом языке, который также называют русским алгоритмическим языком «КУМИР». Для записи алгоритмов на школьном алгоритмическом языке используется некоторое количество слов, смысл и способы употребления которых, заданы раз и навсегда. Это так называемые служебные слова: алг – алгоритм, нач – начало, кон – конец и другие. При записи алгоритмов в книгах служебные слова выделяются жирным шрифтом, в тетради и на доске подчеркиванием. С основными конструкциями школьного алгоритмического языка вы познакомитесь, работая с роботом, черепахой, чертежником и другими исполнителями, имеющимися в среде программирования КУМИР. Итак, прежде, чем мы приступим к работе за компьютером, нам необходимо составить алгоритм в тетрадях. У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5: вверх вниз влево вправо закрасить Результат выполнения этих команд понятен из их названия: вверх — переместить Робота на одну клетку вверх вниз — переместить Робота на одну клетку вниз влево — переместить Робота на одну клетку влево вправо — переместить Робота на одну клетку вправо закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот). Используя данные команды, попробуйте самостоятельно составить алгоритм движения Робота и закрашивания клеток по направлению часовой стрелки. Помните, что любой алгоритм для исполнителя Робот начинается со слов «Использовать Робот», «алг», «нач» и «кон». Обучающиеся: составляют алгоритм в тетрадях. Учитель: (после индивидуальной проверки тетрадей) Молодцы! Кто уже справился с составлением алгоритма, можете начинать вводить его в программу Кумир. О том, как настроить и запустить стартовую обстановку вы можете найти в ваших карточках на столах. Обучающиеся: Выполняют самостоятельную работу на закрепление – перевод словесного алгоритма на школьный алгоритмический язык в программе КУМИР. Учитель: А для того, чтобы нам придерживаться регламента работы за компьютером, я установлю таймер в программе Free Timer и выведу на главный экран. Через 10 минут с начала работы за компьютерами необходимо провести гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз. Физкультминутка Глазки у ребят устали. (поморгать глазами ) Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна) Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх) Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза) В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу) Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх) Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево) А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз) Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть). |
4. Закрепление | Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Цель: Закрепить у обучающихся знания и умения по теме урока «Способы записи алгоритмов» Анализ практической работы Учебная задача для учителя: создать условия для проведения анализа практической работы. Учебная задача для учащихся: проанализировать свою деятельность по созданию БД. Организация работы детей: устно Формы и организация контроля за работой: фронтальная работа Подведение результатов работы: опрос Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали, расскажите, какими способами вы составляли алгоритмы? Обучающиеся: Словесный описание, алгоритмический язык. Учитель: Молодцы! Какой способ для вас оказался наиболее удобным? Поясните, почему? Обучающиеся: Отвечают на вопросы. |
| Рефлексия учебной деятельности. Цель: Организация оценивания обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. Учебная задача для учителя: Организовать оценивание обучающимися собственной деятельности, зафиксировать затруднения на уроке для решения выявленных проблем. Учебная задача для учащихся: оценить свою деятельность на уроке, сообщить о возникших трудностях при изучении новой темы. Организация работы детей: устно. Формы и организация контроля за работой: фронтально/индивидуально. Подведение результатов работы: устно. Учитель: Ребята, скажите, что у нас вами было самым важным на уроке? Обучающиеся: Способы записи алгоритмов. Учитель: Какая у нас была цель урока? Обучающиеся: Узнать, что о способах записи алгоритмов, перевести словесное описание алгоритма в школьный алгоритмический язык в программе КУМИР. Учитель: Мы узнали, о способах записи алгоритмов, поработали в программе КУМИР? Добились, поставленной цели? Обучающиеся: да. Учитель: Какая работа давалась вам легко? Что было трудно? На эти вопросы я предлагаю вам ответить с помощью платформы Nearpod, на которую вы можете перейти по ссылке в письме на компьютере, а также в нашей группе 8 класса с телефона. На главный экран я выведу ваши ответы и попрошу вас прокомментировать свои ответы. Обучающиеся: по желанию поясняют свои ответы. Учитель: Наш с вами урок подходит к концу, мне очень понравилось с вами работать. Вы все большие молодцы! Спасибо за урок! |
Ссылка:
https://app.nearpod.com/?pin=LZE2B – формирующее оценивание
Онлайн-тест для формирующей оценки
1. Какие предписания должны содержать алгоритмы?
A) предписания обоих видов
B) только логические операторы
C) только функциональные операторы
2. Что является самой простой формой записи алгоритма?
A) построчная запись
B) словесное описание
C) графическая запись
3. Какой вид записи алгоритма позволяет избежать неоднозначности?
A) построчная запись
B) математическая формула
C) графическая запись
4. Что представляет собой блок-схема?
A) графическое изображение, показывающее результат работы алгоритма
B) геометрические фигуры, соединенные линиями, указывающими на последовательность действий
C) набор математических формул
5. Что такое языки программирования?
A) графические изображения выполняемых действий
B) формальные языки для записи компьютерных программ
C) разновидности геометрических фигур
6. Какие слова выделяются при записи алгоритмов на русском алгоритмическом языке?
A) смысловые слова
B) элементы данных
C) служебные слова
7. Сколько простых команд Робота рассматривается в тексте?
A) 3
B) 5
C) 2
8. Что означает команда "вверх" для Робота?
A) закрасить текущую клетку
B) переместиться вверх
Критерии оценивания к урокуDOCX / 16.42 Кб
Презентация к урокуPPT / 2.15 Мб
C) переместиться вниз
9. Что запрещено при написании алгоритма для Робота?
A) начинать алгоритм со слов "алг", "нач" или "Использовать Робот"
B) начинать алгоритм со слова "кон"
C) использовать только служебные слова
10. Какой из вариантов предписаний для Робота закрашивает текущую клетку?
A) переместиться вправо
B) переместиться вниз
C) закрасить