Открытый урок "В царстве глагола"

0
1
Материал опубликован 28 March

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ФГОС

5 класс
Тема: «В царстве глагола»

Цель урока: Обеспечить усвоение, совершенствовать навык распознавания глагола среди других частей речи, обобщить и закрепить материал.

Задачи: Обобщить и закрепить теоретический материал в ходе выполнения практических заданий;

развивать мыслительную деятельность, речь, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитывать интерес к русскому языку путем использования дополнительного занимательного материала, чувство взаимопомощи, самостоятельность.

Тип урока: урок-обобщение

Методы: индивидуальный, коллективный, групповой

Ход урока:

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, давайте создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся нашим гостям и друг другу. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. На самом деле, успех приходит к тем, кто встает с хорошим настроением. Ребята, возьмите карандаш – желтый и нарисуйте на полях не большое солнышко, спасибо! Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, урок наш будет успешным.

2. Сообщение темы, цели урока

- А сейчас попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Поможет вам в этом стихотворение:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания,

И рожь в полях растет.

- О какой части речи говорится?

- Да, сегодня мы будем говорить о глаголе. Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», т.е. говорить. Языковедами глагол выделяется как самая сложная самостоятельная часть речи. Глагол занимает второе место после имени существительного по частоте употребления в речи. Он оживляет нашу речь!

-Ребята, скажите, пожалуйста, ведь в прошлом месяце мы уже говорили о глаголе, с какой целью мы сегодня опять вернулись к данной теме?

- чтобы закрепить материал

- И всё- таки, что такое глагол и что мы знаем о глаголе?

Ребята, если я вам скажу: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.

— Вы меня поймёте, что я от вас хочу? (Нет)

Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

-А теперь вы меня поняли? (Да)

— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)

Задание 1 (Слайд 2) Составить словосочетание по картине

На картине, которая сейчас представлена перед Вами, изображено 4 действия, составьте, пожалуйста, по два словосочетания с действиями, которые осуществляют предметы, изображённые на картине.

Работа по карточкам. ( в группах)

Задание № 1 Оживить текст, при помощи глаголов

1) Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.

2) Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птица на деревьях.

Что вы скажете о текстах?

Изображённые события неподвижны, застывшие! Ваша задача оживить текст, используя глаголы!



Задание № 2 Найти глаголы в пословицах.

1) Месяц светит, да не греет.

Что с воза упало, то пропало.

2)Работа и мучит, и кормит, и учит.

Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.

Какая пословица вам понравилась?

Задание № 3 Запишите как можно больше действий к слову ручей и к слову гром

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Презентация 1 (слайд 3)

«Кто быстрее создаст ромашку»


- Сейчас вы будете создавать «удивительные» ромашки. У вас на парте есть -желтые сердцевины , лепестки белого цвета, на которых записаны глаголы. Ваша задача – правильно распределить глаголы по временам, чтобы получились ромашки, работать будете в группе по одному, какая группа вперёд и правильно соберёт свою ромашку, и наклеить на доску полученные результаты.

Настоящее, прошедшее, будущее время

Распределите глаголы по временам (каждый участник команды выбегает и приклеивает слово в нужный столбик)


Клеил, строил, верил, упадет, начнет, бросит, слышит, видит, смотрит, таяла, сеяли, сияло, сушишь, крошишь, топчешь, заплатим, заплачешь, подежурим, работает, сидит, молчит , наберут , найдут, будут, цвести

Физ. Минутка Водопады

- А сейчас давайте поиграем, ведь глагол это действие предмета, встаньте, Пожалуйста! И так, я называю действие предмета, а вы его изображаете!

Давайте мы попрыгаем, и ножками подрыгаем, давайте мы попляшем и ручками помашем, поморгаем глазками, язычки покажем! Поднимем большой пальчик вверх и на место сядем!

Презентация 2 (слайд 1) Нужно подобрать к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол.

Игра светофор если «ДА» - зеленый цвет, если «НЕТ» _ красный цвет

а) Глагол обозначает действие предмета.
б) Глаголы изменяются по числам.
в) Глагол изменяется по временам.
г) У глагола есть спряжение
д) У глагола 3 спряжения.
ж) Глагол отвечает на вопросы: «Что делать? Что сделать?».

З) Глагол подчёркивается как подлежащее?

Фиминутка «Пожелание» (Пожелайте друг другу что - нибудь, только глаголами)

Живи улыбайся мечтай играй люби не плачь не болей спи отдыхай думай и т.д.

Итог урока

- Итак, вы увидели и услышали, что глагол действительно очень ценный работник в нашей речи. Его надо знать и любить.

Глагол – это особенная часть речи.

Он заставляет действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать, говорить!

Подходит к концу наш урок, ребята, если вам всё на уроке было понятно и урок понравился, я попрошу большой палец на руке поднять вверх, если считаете, что урок прошёл скучно и считаете, что к данной теме, нужно вернуться ещё раз, наоборот опустите палец в низ!

Домашнее задание: Р/Р Составить 5 предложений используя глаголы на тему «Весна».





4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В материале указаны слайды! ???

0
28 March