Открытый урок "В царстве глагола"
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ФГОС
5 класс
Тема: «В царстве глагола»
Цель урока: Обеспечить усвоение, совершенствовать навык распознавания глагола среди других частей речи, обобщить и закрепить материал.
Задачи: Обобщить и закрепить теоретический материал в ходе выполнения практических заданий;
развивать мыслительную деятельность, речь, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
воспитывать интерес к русскому языку путем использования дополнительного занимательного материала, чувство взаимопомощи, самостоятельность.
Тип урока: урок-обобщение
Методы: индивидуальный, коллективный, групповой
Ход урока:
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, давайте создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся нашим гостям и друг другу. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. На самом деле, успех приходит к тем, кто встает с хорошим настроением. Ребята, возьмите карандаш – желтый и нарисуйте на полях не большое солнышко, спасибо! Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, урок наш будет успешным.
2. Сообщение темы, цели урока
- А сейчас попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Поможет вам в этом стихотворение:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
И рожь в полях растет.
- О какой части речи говорится?
- Да, сегодня мы будем говорить о глаголе. Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», т.е. говорить. Языковедами глагол выделяется как самая сложная самостоятельная часть речи. Глагол занимает второе место после имени существительного по частоте употребления в речи. Он оживляет нашу речь!
-Ребята, скажите, пожалуйста, ведь в прошлом месяце мы уже говорили о глаголе, с какой целью мы сегодня опять вернулись к данной теме?
- чтобы закрепить материал
- И всё- таки, что такое глагол и что мы знаем о глаголе?
Ребята, если я вам скажу: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.
— Вы меня поймёте, что я от вас хочу? (Нет)
Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.
-А теперь вы меня поняли? (Да)
— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)
Задание 1 (Слайд 2) Составить словосочетание по картине
На картине, которая сейчас представлена перед Вами, изображено 4 действия, составьте, пожалуйста, по два словосочетания с действиями, которые осуществляют предметы, изображённые на картине.
Работа по карточкам. ( в группах)
Задание № 1 Оживить текст, при помощи глаголов
1) Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.
2) Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птица на деревьях.
Что вы скажете о текстах?
Изображённые события неподвижны, застывшие! Ваша задача оживить текст, используя глаголы!
Задание № 2 Найти глаголы в пословицах.
1) Месяц светит, да не греет.
Что с воза упало, то пропало.
2)Работа и мучит, и кормит, и учит.
Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
Какая пословица вам понравилась?
Задание № 3 Запишите как можно больше действий к слову ручей и к слову гром
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Презентация 1 (слайд 3)
«Кто быстрее создаст ромашку»
- Сейчас вы будете создавать «удивительные» ромашки. У вас на парте есть -желтые сердцевины , лепестки белого цвета, на которых записаны глаголы. Ваша задача – правильно распределить глаголы по временам, чтобы получились ромашки, работать будете в группе по одному, какая группа вперёд и правильно соберёт свою ромашку, и наклеить на доску полученные результаты.
Настоящее, прошедшее, будущее время
Распределите глаголы по временам (каждый участник команды выбегает и приклеивает слово в нужный столбик)
Клеил, строил, верил, упадет, начнет, бросит, слышит, видит, смотрит, таяла, сеяли, сияло, сушишь, крошишь, топчешь, заплатим, заплачешь, подежурим, работает, сидит, молчит , наберут , найдут, будут, цвести
Физ. Минутка Водопады
- А сейчас давайте поиграем, ведь глагол это действие предмета, встаньте, Пожалуйста! И так, я называю действие предмета, а вы его изображаете!
Давайте мы попрыгаем, и ножками подрыгаем, давайте мы попляшем и ручками помашем, поморгаем глазками, язычки покажем! Поднимем большой пальчик вверх и на место сядем!
Презентация 2 (слайд 1) Нужно подобрать к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол.
Игра светофор если «ДА» - зеленый цвет, если «НЕТ» _ красный цвет
а) Глагол обозначает действие предмета.
б) Глаголы изменяются по числам.
в) Глагол изменяется по временам.
г) У глагола есть спряжение
д) У глагола 3 спряжения.
ж) Глагол отвечает на вопросы: «Что делать? Что сделать?».
З) Глагол подчёркивается как подлежащее?
Фиминутка «Пожелание» (Пожелайте друг другу что - нибудь, только глаголами)
Живи улыбайся мечтай играй люби не плачь не болей спи отдыхай думай и т.д.
Итог урока
- Итак, вы увидели и услышали, что глагол действительно очень ценный работник в нашей речи. Его надо знать и любить.
Глагол – это особенная часть речи.
Он заставляет действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать, говорить!
Подходит к концу наш урок, ребята, если вам всё на уроке было понятно и урок понравился, я попрошу большой палец на руке поднять вверх, если считаете, что урок прошёл скучно и считаете, что к данной теме, нужно вернуться ещё раз, наоборот опустите палец в низ!
Домашнее задание: Р/Р Составить 5 предложений используя глаголы на тему «Весна».
4
Шкавро Светлана Анатольевна