Открытый урок «Музыкально-ритмические упражнения с лентами. Танцевальный этюд "Радуга"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №4»
Методическая разработка
Открытый урок.
Тема: «Музыкально – ритмические упражнения с лентами. Танцевальный этюд «Радуга»
1
Провела: преподаватель
Сукнева Инна Сергеевна_______
Тема занятия: «Музыкально – ритмические упражнения с лентами. Танцевальный этюд «Радуга».
2 класс
Цель:
- обучать навыкам работы с предметами (лентами);
Задачи:
- развивать музыкально-ритмические, двигательные навыки, умение слушать музыку и выполнять движения под музыку в соответствии с ритмом, характером музыкального произведения, учить передавать посредством движений характер музыки, чувства, настроение и с помощью выразительного движения создавать образ;
- разучить танцевальный этюд с лентами;
- закреплять ранее изученные движения и отрабатывать технику выполнения музыкально-пространственных упражнений;
- совершенствовать навыки ориентирования в пространстве, координации движений, физические умения и навыки;
- укреплять здоровье детей, работать над совершенствованием правильной осанки и осуществлять профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, тренировать психические процессы посредством движения в различных темпах и ритмах, развивать восприятие, внимание, мышление;
-учить умению общаться, вступать в контакт во сверстниками, играть и выполнять действия согласованно.
Оборудование:
- аудиозаписи: «Вальс цветов» П.И. Чайковского (балет «Щелкунчик»), «Вальс до-диез минор» Ф. Шопена, вальс А. Тома;
- ленты разного цвета (семи цветов радуги) и ленты красного, желтого, синего и зеленого цвета по две для каждого ребенка длиной около 60 см., обручи (кубики, кольца) либо другие ориентиры такого же цвета, как и ленты, плоские предметы (коврики, картон) - «кочки», кольца (обручи) – домики для игры;
- элементы костюмов, шапочки Дождика и Солнышка, шапочка медведя для подвижной игры «Разбуди мишку»;
- элементы оформления зала в виде лесной поляны – цветы, растения, грибы и т.п., фото (иллюстрации) растений – первоцветов леса.
Предварительная работа: заучивание стихотворения для музыкально – пространственной игры со словом «Разбуди мишку».
Ход занятия:
Вводная часть – 5-7 минут.
Организационный момент. Сообщение специфики занятия.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим прогулку в весенний лес. А в лесу нас ждет много нового и интересного.
Разминка. Музыкально – пространственные упражнения.
Ходьба, бег, галоп, подскоки. (Выполняются под аккомпанемент фортепиано).
а) топающий шаг на всей стопе.
- Итак, прошу всех занять места в вагонах. До леса мы доберемся на поезде.
Чух – чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу.
Садись быстрее, прокачу!
Дети стоят в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего. Направляющий – паровозик, руки согнуты в локтях.
Упражнение выполняется из исходного положения полуплие (ноги чуть согнуть в коленях, спина прямая). Шаг дробный, небольшой, стопа полностью соприкасается с поверхностью пола. «Паровозик» двигается по кругу.
б) марш.
- Вот мы и приехали. Выходим из вагончиков и шагаем дальше.
И.п. – руки вдоль туловища, ноги вместе («узкая дорожка» - 6 позиция). Дети идут бодрым шагом за направляющим, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками.
в) крадущийся, осторожный шаг.
- Мы с вами попали в весенний лес. Растаял снег, журчат ручьи, просыпаются лесные обитатели – звери, птицы, насекомые.
- Что за хитрая плутовка?
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Кто же это? (Лиса).
Выполняется широкий шаг на низких полупальцах в сочетании с п/плие («пружинкой») в продвижении.
г) шаг на внешней стороне стопы.
- Тише, тише вы идите,
Мишеньку не разбудите.
Там, в берлоге спит медведь,
Тише, дети, не шуметь!
Выполняется спокойный широкий шаг, руки вдоль туловища и округлены в локтях. Дети имитируют шаги неуклюжего медведя.
д) прыжки.
- А вот еще один обитатель леса. Он уже успел поменять белую шубку на серую.
- Серенький, пушистый,
Лесной побегайка,
Прыгает, резвится
Наш веселый…(зайка).
И.п. – ноги вместе по 6 поз., руки перед собой согнуты в локтях, кисти расслаблены (имитируют лапки зайчика).
Выполняются прыжки в продвижении на двух ногах.
е) прямой галоп.
- Вот мы вышли на лесную опушку. Перед нами луг. Кто пасется на лугу?
- Гоп, гоп, он лихой,
С настоящей головой,
С настоящей гривой,
Ах, какой красивый! (Конь.)
Выполняется прямой галоп с правой ноги, руки на поясе.
ж) поскоки.
- Переберемся через луг - и снова в лес!
Выполняются подскоки по кругу.
з) легкий бег.
- Пришла весна,
Ой, пришла ясна.
Погляди-ка, дружок,
Зеленеет лужок!
- А в лесу поют птички. Они перелетают с дерева на дерево, с кустика на кустик. Легко порхают над полянкой яркие бабочки.
А сейчас мальчики превратятся в птичек, а девочки – в бабочек.
Зазвучит красивая музыка и вы полетите над нашей полянкой.
Птички и бабочки «летают». Девочки изображают бабочек, мальчики птичек. Выполняется легкий бег на низких полупальцах в сочетании с плавными характерными движениями рук, имитирующими взмах крыльев.
- Идем дальше. Перед нами лесной пруд. Каких животных мы можем увидеть на берегу пруда, в воде? (Лягушки, рыбки, цапля).
-В пруду проснулись лягушки. Как они прыгают?
И.п. – упор присев, опираясь руками о пол. Выполняются прыжки с приземлением в и.п.
- На берегу стоит цапля.
Дети стоят переменно на правой (левой ноге), поджав неопорную и раскинув в сторону руки – «крылья», ладони вниз.
и) спокойная ходьба.
- А сейчас мы будем рыбками.
Дети двигаются в различных направлениях в сочетании с движениями рук – вперед – в стороны.
к) приставной шаг.
- Давайте переберемся по узкому мостику на другую сторону пруда.
Дети выполняют боковой приставной шаг по прямой в одном направлении, перебираясь через «кочки», разложенные на полу ориентиры, руки на поясе.
Релаксация. Отдых, восстановление пульса, дыхания.
Музыкальное сопровождение – аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского (балет «Щелкунчик»).
- Мы на лесной полянке. Долго мы шли по лесу. Пора бы отдохнуть.
Полежим на травке.
Дети лежат на ковре, на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза.
Элементы партерной гимнастики.
Сокращение стопы. Работа над укреплением мышц стопы.
- Солнце поднимается выше и выше. Становится жарко. Давайте опустим ножки в воду.
Дети сидят на ковре, руки в упоре за корпусом, ноги вместе и выполняют сокращение стопы, вытягивая носки вперед, затем выпрямляя стопу (носки – «на себя»).
Основная часть – 10 - 12 мин.
1. Беседа.
- А на полянке расцветают прекрасные цветы. И мы с вами, как в сказке, превратимся в цветы. Давайте вместе вспомним, какие цветы первыми можно увидеть весной в лесу или на лугу.
- Обратите внимание на иллюстрации растений, которые вы видите на доске. Кто из вас знает, какое растение самым первым зацветает в лесу, едва сойдет снег – в марте? Кто узнал его на картинке?
(Дети называют и показывают подснежник – пролеску сибирскую. Детям предлагаются еще две иллюстрации известных первоцветов – мать-и -мачехи и одуванчика).
- Одними из первых в лесу зацветают и мать-и-мачеха (апрель - май), всем вам знакомый одуванчик (апрель - июль), лютик (апрель), гусиный лук (апрель - май), медуница (апрель - май), фиалка болотная (апрель - июнь), кислица (апрель).
2. Игра - превращение «Прекрасные цветы».
- Давайте превратимся в эти прекрасные цветы и покажем, как они растут, цветут, пробуждаются по утрам.
(Выбираются дети, исполняющие роль Дождика и Солнышка. Используется реквизит для персонажей.)
Музыкальное сопровождение – «Вальс до–диез минор» Ф. Шопена.
Дети располагаются свободно по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».
Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике.
Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть: дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.
Роли дождика и солнышка исполняют дети.
- После весеннего дождя на небе мы увидели красивое и редкое природное явление. Отгадайте загадку:
Дождь прошел, и вырос мост,
Растянулся на семь верст.
И висит он золотой –
Над деревней и рекой.
Не проехать по нему
Ни машине, ни коню. (Радуга.)
- В небе появилась разноцветная радуга. Такая же яркая и цветная, как эти ленточки.
Музыкально – ритмические упражнения с лентами.
Танцевальный этюд «Радуга».
Детям раздаются по две ленточки одного цвета. Используются ленты цвета радуги.
а) Изучение движений, использующихся в танцевальном этюде без музыкального сопровождения и повторение ранее изученных движений «ленточки» «ветерок», «поющие руки», «красим забор», круговых движений и т.п., далее в сочетании с приставным шагом.
И.п. - стоя на месте по 6 поз. («узкая дорожка») перед зеркалом, руки с лентами опущены вниз.
б) Работа над этюдом с музыкальным сопровождением.
(Используется аудиозапись вальса А. Тома.)
И. п. – стоя в кругу лицом к центру, в обеих руках ленты одного цвета.
Часть А.
1-8 т. – стоя на месте, выполняют плавные взмахи обеими руками вверх – вниз.
9-16 т. – поочередные взмахи руками снизу вверх движение «ленточки».
1-8 т. – перекрестные движения рук из и.п. руки вперед – движение «поющие руки».
9-16 т. – кружение на высоких полупальцах, руки в стороны.
Часть В.
1-8 т. – легкий танцевальный бег на полупальцах к центру круга.
9-16 т. – движение рук «ленточки».
1-8 т. – поворот из круга и возвращение на исходную позицию.
9-16 т. – поворот лицом к центру, «ленточки».
Часть А.
1-2 т. – стоя на месте, лицом к центру круга, взмах правой рукой, одновременно выставляя правую ногу вперед – в сторону на носок.
3-4 т. – правую руку опустить, вернуться в и.п.
5-6 т. – взмах левой рукой, одновременно выставляя левую ногу вперед – в сторону на носок.
7-8 т. – левую руку опустить, вернуться в и.п.
9-16 т. – дети выполняют кружение на высоких полупальцах в парах, соединив правые руки и подняв их вверх - движение «вертушка» .
17-24 т. – то же движение, подняв левые руки вверх.
Часть В.
1-8 т. – поворот направо, легкий танцевальный бег по кругу на низких полупальцах, в сочетании с круговыми вращательными движениями рук.
9-16 т. – бег по кругу в обратном направлении в сочетании с движениями рук.
С окончанием музыки дети остаются в кругу в и.п. стоя лицом к центру, руки с лентами опущены вниз.
Заключительная часть – 8 мин.
Закрепление навыков выполнения движений с предметами (лентами).
Игра с ленточками.
Музыкальное сопровождение - фортепиано - карельская народная мелодия.
Дети делятся на команды.
Каждому ребенку дается по две ленточки одинакового цвета – красные, желтые, синие и зеленые. Дети встают в круг в свободном порядке.
В зале ставятся цветные ориентиры – кубики, либо кольца и т.п.
Часть А.
1-8 такты: легкий бег на носках по кругу, руки в стороны.
Часть В.
1-4 такты: поочередные взмахи правой и левой рукой вверх – вниз.
5-8 такты: кружение на месте на полупальцах, руки вперед.
Часть В.
1-8 такты: легкий бег на носках по кругу, руки в стороны.
Часть А.
1 такт: руки вверх.
2 такт: правая рука - в сторону.
3 такт: левая рука – в сторону.
4 такт: ленточки прячут за спину.
5 – 8 такты: кружение на п/п, на месте, руки за спиной.
Часть В.
Легко бегают на носках по залу врассыпную.
По окончании музыки дети должны собраться в кружочки возле своих ориентиров определенного цвета. Побеждает та команда, которая первой выполнила это задание.
2. Подвижная игра «Разбуди мишку» (игра со словом).
Музыкальное сопровождение - фортепиано – русская народная мелодия
(сл. Н. Зарецкой).
- Сегодня мы с вами в нашем сказочном лесу встретили медведя. Сейчас мы с ним поиграем. Вы знаете, что всю зиму медведь спит в берлоге, и просыпается только весной. Что ж, весна уже пришла, а мишка еще спит. Давайте попытаемся его разбудить. Игра называется «Разбуди мишку».
Правила игры:
Ребенок – «медведь» спит «в берлоге». Дети тихо подходят к нему, напевая слова песни. После окончания музыки раздается рычание «медведя». Дети убегают в домик, а медведь их догоняет.
Тихо – тихо вы идите,
Мишеньку не разбудите.
А к берлоге подойдем,
Топать ножками начнем!
Раз, два, три,
Раз, два, три!
Мишка, мишка, выходи!
Итог занятия.
1.Беседа.
- Настало время возвращаться из сказочного леса.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что нового мы узнали, с кем встретились в лесу?
- Какие новые танцевальные движения изучили, с какими предметами работали?
- Как назывался танцевальный этюд, который изучили на сегодняшнем занятии?
2.Поклон.
- Давайте попрощаемся с лесными обитателями. Как мы говорим друг другу «до свидания» на уроках хореографии? (Выполняется поклон в сопровождении фортепиано.)
а) простой поклон.
И.п. - стоя на месте по 6 поз. («узкая дорожка») лицом к зеркалу.
Руки за спиной - у мальчиков, на юбочке - у девочек.
Мальчики:
1 – опустить голову.
2 – вернуться в и.п.
Девочки:
1 - выполняют полуплие из и. п. - ноги в поз. «домик» или 1 невыворотная поз., левую ногу на носок.
2 – вернуться в и.п.
б) поклон с приставным шагом.
1 – шаг вправо.
2 – приставить левую ногу.
3 – опустить голову.
4 – поднять голову.
5 - 8 – повторить поклон с приставным шагом влево.
- До свидания, весенний лес! До свидания, ребята!