С днем учителя!

Открытый урок «Музыкально-ритмические упражнения в парах. Парная пляска "Бульба"»

0
0
Материал опубликован 16 January 2023

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №4»











Методическая разработка

Открытый урок.

Тема: «Музыкально - ритмические упражнения в парах. Парная пляска «Бульба»















Провела:

преподаватель Сукнева И.С.











Ангарск, 2022

Открытый урок преподавателя _______ Сукневой Инны Сергеевны

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №4» г. Ангарска с уч-ся __подготовительный____ кл.

Присутствовали: Юшкова Е.А., Юрсаков В.А

Тема занятия: «Музыкально - ритмические упражнения в парах. Парная пляска «Бульба».


Цель:

- учить выполнять движения рук в парах и работать над постановкой рук посредством музыкально - ритмических упражнений, направленных на развитие мышц и развитие пластики рук.

Задачи:

- развивать чувства ритма и умение слышать музыку, реагировать на характер музыки, передавая ее в движениях;

- закреплять ранее изученные позиции рук и движения рук в парах, работать над их выразительностью;

- изучить элементы парной пляски, движения, перемещения и рисунок парного танца «Бульба»;

- закреплять изученные ранее музыкально - ритмические и пространственные игры;

- воспитывать эмоциональное отношение к игре, воображение, фантазию, творческие способности;

- развивать физические умения, ловкость, быстроту, совершенствовать двигательную активность;

- развивать коммуникативные навыки, умение работать в парах, согласовывая свои действия с партнером, в группе.

Оборудование:

- аудиозаписи шума дождя, произведений П. Чайковского («Тема лебедя» - «Лебединое озеро»), Мусоргского («Балет невылупившихся птенцов» - «Картинки с выставки»), музыка «Танец овощей» (Танцевальная палитра), нотный материал для парной пляски «Бульба» - белорус. нар. мелодия, музыкально – ритмических и пространственных игр;

- осенние листья из цветной бумаги по два для каждого ребенка, грибочки из бумаги для игры «Дети и волк», еловые шишки для игры «Хлопотуньи - белочки», резиновые коврики – «кочки», обручи (кольца);

- элементы костюмов овощей, грибочков, шапочки волка либо волк – кукла бибабо, шапочки белочки;

- элементы оформления зала в виде осеннего парка, леса, (грибы, осенние листья и т.п.).

Предварительная работа:

изучение пляски «Танец овощей», разучивание музыкально – ритмической игры «Поймай грибок», музыкально – пространственной игры «Дети и волк».


Ход занятия:

Вводная часть – 5 – 7 минут.

Организационный момент. Беседа.

- Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:


Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень.)


- Какое время года сейчас на дворе? (Осень.)

- Верно. А кто из вас любит осень? Почему? (Дети отвечают.)

- Чудная и прекрасная пора – осень! Заканчиваются последние теплые и солнечные осенние деньки, которые называют в народе «бабьим летом». Давайте понаблюдаем за изменениями природы осенью. Поэтому сейчас мы с вами отправимся в парк полюбоваться, как красавица – Осень раскрасила своими красками деревья и все вокруг.


Разминка. Музыкально – пространственные и ритмические упражнения.

Ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук.

Выполняются под аккомпанемент фортепиано в ритме и темпе музыки.

а) топающий шаг.

-Садимся в машины, поехали!

Дети стоят в колонне с интервалами. И.п. – ноги по 6 поз. Выполняется дробный топающий шаг в колонне, руки имитируют повороты руля. Дети идут за направляющим.

б) марш.

-Приехали! Выходим из машин и шагаем дальше.

И.п. – руки опущены вдоль туловища. Дети выполняют марш, высоко поднимая колени и энергично работая руками.

в) ходьба на полупальцах.

-А сейчас мы тихонько идем по дорожке, осторожно шурша листвою.

Дети идут на носках, шаг короткий.


г) ходьба на внешней стороне стопы.

- Посмотрите-ка, а вот виден лес. Приглашаю вас полюбоваться осенним лесом, который в это время года тоже очень красив!

Скажите, каких животных можно увидеть в лесу в осеннюю пору? (Дети отвечают).

- Медведь еще не заснул, он бродит по лесу и ищет себе место для берлоги. Как ходит косолапый мишка?

Дети идут в колонне друг за другом на внешней стороне стопы, руки имитируют лапы медведя.


д) крадущийся шаг.

- А вот крадется лисичка.

Выполняется крадущийся шаг, руки перед грудью, кисти «мягкие», расслаблены и опущены (лапки лисы), поочередно в такт шагам вытягиваются вперед.


е) прыжки.

- Посмотрите – зайка, он еще не успел поменять серую шубку на зимнюю.

И.п. – ноги вместе по 6 поз., руки – «заячьи лапки» перед собой. Выполняются прыжки в продвижении на двух ногах.


ж) приставной шаг.

- Понравилось вам в лесу? Действительно, очень красиво! Что ж, вернемся в парк, а в парке после дождя очень много луж. Постараемся не замочить ножки и аккуратно переступим через них. Посмотрите на кочки.

Дети выполняют боковой приставной шаг по коврикам – «кочкам».


з) прямой галоп.

- В нашем парке прогуливаются лошадки.

Дети выполняют прямой галоп с правой, затем с левой ноги, руки сжаты в кулачки перед собой – «натягивают поводья».


и) легкий, танцевальный бег с движениями рук.

Имитационная игра «Листопад».

- Ребята, кто знает, что такое листопад? (Дети отвечают).

- Листопад – когда листья падают на землю, потому что деревья сбрасывают свою одежду, готовясь к зиме. Они как бы засыпают. А ели и сосны остаются зелеными.

Представьте себе листопад, как медленно и плавно кружатся листья над землей, тихо опускаясь на землю и устилая ее мягким и красивым ковром.

Давайте мы с вами превратимся в разноцветные осенние листочки.

Дети имитационными движениями и жестами изображают, как танцуют падающие с деревьев листочки, как при дуновении ветерка кружатся над землей и плавно опускаются на землю. (Используются ранее изученные движения рук («ветерок», «поющие руки», «ленточки», «крылья», «красим заборчик»), уже известные детям, повороты, полуприседания, приседания и т.д.).

к) быстрый бег на п/п с движениями рук.

-А теперь представьте, что подул ветер и листья быстро закружились. Ветерок несет листочки по всему парку, срывая их с деревьев и поднимая уже лежащие листья на земле в воздух.


3. Релаксация. Отдых, восстановление дыхания.

-Ветер затих и плавно опустил все листочки на дорожки парка. Ляжем на спинку, расслабим ручки и ножки и закроем глаза.

Музыкальное сопровождение - произведения Чайковского («Тема лебедя» - «Лебединое озеро»), Мусоргского («Балет невылупившихся птенцов» - «Картинки с выставки»).

- Представьте птиц, улетающих в теплые края, прощающихся с нами…

- А вот закапал дождик, еще по-летнему теплый…


Основная часть – 15 минут.

Танцевальный этюд «Листопад»- танец с листочками.

Выполняются под аккомпанемент фортепиано. Музыка и композиция движений Н. Нуждиной («Танцевальная палитра» - «Танец – игра с осенними листочками»).

И.п. – дети стоят врассыпную по залу лицом к учителю, держа в обеих руках макеты осенних листочков, ноги по 2 параллельной поз., («широкая дорожка»), руки опущены вниз.

Выполняются движения по тексту.


Дует, дует ветерок, Подняв руки вверх, выполняют «ветерок».

И качается листок, (Качают листьями над головой)

Красно-желто-золотой
Над моею головой.


Проигрыш. Кружатся на п/п вправо- влево.


Мы за листиком присели, Приседают, прикрывая листками лицо.

Из-за листика смотрели, Выглядывают из-за листочков.

Снова глазки закрываем, Снова закрывают лицо.

И головкой мы качаем. Покачивают листиками вправо-влево.


Проигрыш. Бегут врассыпную по залу.


Танец овощей.

- Осень славится не только своей красотой, но и своими подарками – дарами. О каких подарках я говорю? (Урожай).

- Правильно. Скажите, а какие овощи созревают осенью? (Дети называют овощи, фрукты).

- А сейчас мы превращаемся в овощи, которые еще растут на грядке.

Дети стоят в двух линиях в «шахматном порядке» лицом к учителю, руки на поясе и исполняют танцевальный этюд, изученный на предыдущем занятии.


16 т.- марш на месте, руки на поясе.

8 т. – наклоны корпуса вправо – влево.

8 т. – хлопки на каждый такт.

Проигрыш – кружение на п/п вправо- влево.


16 т.- марш на месте.

8 т. – полуприседание – «пружинка» с поворотом вправо – влево.

8 т. – хлопки.

Проигрыш – бег по кругу.

С окончанием музыки дети садятся на пяточки «на грядки».


- Молодцы овощи!

Музыкально-ритмические упражнения в парах.

Музыкальное сопровождение – фортепиано.


а) Повторение позиций рук в парах – за руку, за обе руки, «лодочка».

Дети стоят в парах по линии танца боком к учителю, либо в парах в «шахматном порядке».

б) Упражнения «Качели» (качание рук в парах), «Лодочка качается» (качание рук в позиции «лодочка»), «Лодочка кружится» (кружение в парах).

в) Изучение позиции рук в парах «вертушка». Упражнение «Вертушка».

Дети стоят лицом друг к другу, соединив вверху - ладошка к ладошке одноименные руки, свободные руки в позиции «поясок».

Выполняется кружение на шагах с поднятыми вверх правой, затем левой рукой.

Изучение парной пляски «Бульба».

Музыкальное сопровождение – фортепиано – народная мелодия белорусский танец «Бульба».

- А сейчас мы с вами начнем разучивать танец «Бульба». Скажите, какой овощ скрывается под этим интересным и немного забавным названием? В переводе с белорусского языка, «бульба» - это картошка. Клубни картофеля под землей, и их на каждом кустике много. Давайте превратимся в картофельные кустики и встанем в пары по кругу лицом друг к другу.


Разучивание движений первых двух куплетов, сходных по сюжету.

Остальная часть пляски и финал танца разучиваются на следующем занятии.


И. п. - позиция рук «лодочка», мальчики стоят спиной в круг.

16т. – боковой галоп по кругу в направлении по ходу часовой стрелки.

4 т. – 4 перетопа, руки на поясе.

4 т. – девочка и мальчик в паре на шагах меняются местами.

Движения последних 8-ми тактов повторяются.


16 т. – боковой галоп по кругу в направлении против хода часовой стрелки, руки – «лодочка».

4 т. – 4 хлопка в ладоши, стоя лицом к партнеру

4 т. - девочка и мальчик в паре на шагах меняются местами.

Движения последних 8-ми тактов повторяются.


Пары встают лицом в круг, держась за руки, девочка располагается справа от мальчика.

8 т. – шагают в круг, свободные руки в позиции «поясок».

8 т. – поворачиваются спиной из круга и шагают на свои места.

8 т. – кружение на шагах в позиции взявшись за обе руки в направлении по ходу часовой стрелки.

8 т. – то же против хода часовой стрелки.


Заключительная часть – 5- 8 мин.

Повторение и закрепление игр, разученных ранее.

Музыкально – ритмическая игра «Поймай грибок».

Музыкальное сопровождение – фортепиано, музыка М. Гоголевой.

Описание игры

В игре участвуют 2 команды: «грибы» - 3-4 человека, и «грибники» - 3-4 пары. Дети – «грибы» садятся в круг, дети – «грибники» образуют большой круг.

Выполняются движения по тексту. С окончанием музыки «грибы» убегают, а пары «грибников», взявшись за руки – «корзинки», догоняют их. Одна «корзинка» может поймать только один «грибок», заключив его в свой маленький кружок – «корзинку».


Меж еловых мягких лап, Хлопки.

Дождик: кап – кап - кап. Трут ладошки друг о друга.

Где сучок давно засох –

Серый мох – мох - мох.

Где листок к листку прилип, Показывают на «грибы», те «растут» -

Вырос гриб – гриб - гриб. поднимаются.

Кто нашел его, друзья?

Это я, я, я! Показывают жестом на себя.


Музыкально – пространственная игра – «догонялки» «Дети и волк».

Музыкальное сопровождение – фортепиано, музыка Г. Вихаревой.

На полу разложены макеты грибочков и по кругу - обручи либо кольца – «домики».

Учитель, надев на руку куклу - бибабо поет:


Дети по лесу гуляют Дети выполняют движения, имитируя

И грибочки собирают. действия по тексту - «собирают грибы».

Тут грибок, там грибок,

Вот и полный кузовок.

Вдруг, откуда ни возьмись

Волк зубастый появись!

Прячьтесь! Дети присели – «спрятались».


Волк (ходит между детьми, учитель сопровождает его действия словами):

Я голодный злющий волк,

Целый день зубами – щелк.

Я давно не ел совсем, -

Вас, ребятушки, и съем!

Дети убегают в домики – разложенные по кругу обручи или кольца, волк их догоняет.

Игра «Белочки и шишки».

- Хлопотуньи – белочки, как у вас дела,

Что на зиму долгую осень припасла?


Дети стоят по кругу, внутри круга – шишки, на одну меньше количества участников игры.

- Сейчас белочки под музыку будут прыгать по кругу. С окончанием музыки каждая из белок должна «сорвать с ветки» - поднять с пола шишку. Но в нашем лесу не так много шишек, поэтому какой-нибудь из белочек шишки не достанется, значит, она отправляется в соседний лес за шишкой, т.е. садится на стульчик.

Учитель по мере выбывания детей из игры убирает по одной шишке.


Итог занятия.

Беседа.

-Пора нам прощаться с осенними красотами и животными.

- Скажите, ребята, какие новые движения в парах мы сегодня изучили на прогулке в осеннем парке? Какой танец разучили? (Дети отвечают).

- Какая игра вам особенно понравилась?

2 . Поклон.

- А на прощание золотой осени мы дарим наш поклон.

Дети выполняют поклон с приставным шагом, стоя лицом к зеркалу.

И.п. - стоя на месте по 6 поз. («узкая дорожка»), руки на поясе - у мальчиков, на юбочке - у девочек.

1 т. – шаг вправо.

2 т. – приставить левую ногу.

3т. – наклон головы.

4 т. – поднять голову.

То же влево.

Девочки выполняют вместо наклона головы книксен – полуплие, неопорная нога ставится на носок сзади за опорной.


- До встречи на следующем занятии, ребята.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.