Открытый урок «Музыкально-ритмические упражнения в парах. Парная пляска "Бульба"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №4»
Методическая разработка
Открытый урок.
Тема: «Музыкально - ритмические упражнения в парах. Парная пляска «Бульба»
Провела:
преподаватель Сукнева И.С.
Ангарск, 2022
Открытый урок преподавателя _______ Сукневой Инны Сергеевны
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №4» г. Ангарска с уч-ся __подготовительный____ кл.
Присутствовали: Юшкова Е.А., Юрсаков В.А
Тема занятия: «Музыкально - ритмические упражнения в парах. Парная пляска «Бульба».
Цель:
- учить выполнять движения рук в парах и работать над постановкой рук посредством музыкально - ритмических упражнений, направленных на развитие мышц и развитие пластики рук.
Задачи:
- развивать чувства ритма и умение слышать музыку, реагировать на характер музыки, передавая ее в движениях;
- закреплять ранее изученные позиции рук и движения рук в парах, работать над их выразительностью;
- изучить элементы парной пляски, движения, перемещения и рисунок парного танца «Бульба»;
- закреплять изученные ранее музыкально - ритмические и пространственные игры;
- воспитывать эмоциональное отношение к игре, воображение, фантазию, творческие способности;
- развивать физические умения, ловкость, быстроту, совершенствовать двигательную активность;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в парах, согласовывая свои действия с партнером, в группе.
Оборудование:
- аудиозаписи шума дождя, произведений П. Чайковского («Тема лебедя» - «Лебединое озеро»), Мусоргского («Балет невылупившихся птенцов» - «Картинки с выставки»), музыка «Танец овощей» (Танцевальная палитра), нотный материал для парной пляски «Бульба» - белорус. нар. мелодия, музыкально – ритмических и пространственных игр;
- осенние листья из цветной бумаги по два для каждого ребенка, грибочки из бумаги для игры «Дети и волк», еловые шишки для игры «Хлопотуньи - белочки», резиновые коврики – «кочки», обручи (кольца);
- элементы костюмов овощей, грибочков, шапочки волка либо волк – кукла бибабо, шапочки белочки;
- элементы оформления зала в виде осеннего парка, леса, (грибы, осенние листья и т.п.).
Предварительная работа:
изучение пляски «Танец овощей», разучивание музыкально – ритмической игры «Поймай грибок», музыкально – пространственной игры «Дети и волк».
Ход занятия:
Вводная часть – 5 – 7 минут.
Организационный момент. Беседа.
- Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)
- Какое время года сейчас на дворе? (Осень.)
- Верно. А кто из вас любит осень? Почему? (Дети отвечают.)
- Чудная и прекрасная пора – осень! Заканчиваются последние теплые и солнечные осенние деньки, которые называют в народе «бабьим летом». Давайте понаблюдаем за изменениями природы осенью. Поэтому сейчас мы с вами отправимся в парк полюбоваться, как красавица – Осень раскрасила своими красками деревья и все вокруг.
Разминка. Музыкально – пространственные и ритмические упражнения.
Ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук.
Выполняются под аккомпанемент фортепиано в ритме и темпе музыки.
а) топающий шаг.
-Садимся в машины, поехали!
Дети стоят в колонне с интервалами. И.п. – ноги по 6 поз. Выполняется дробный топающий шаг в колонне, руки имитируют повороты руля. Дети идут за направляющим.
б) марш.
-Приехали! Выходим из машин и шагаем дальше.
И.п. – руки опущены вдоль туловища. Дети выполняют марш, высоко поднимая колени и энергично работая руками.
в) ходьба на полупальцах.
-А сейчас мы тихонько идем по дорожке, осторожно шурша листвою.
Дети идут на носках, шаг короткий.
г) ходьба на внешней стороне стопы.
- Посмотрите-ка, а вот виден лес. Приглашаю вас полюбоваться осенним лесом, который в это время года тоже очень красив!
Скажите, каких животных можно увидеть в лесу в осеннюю пору? (Дети отвечают).
- Медведь еще не заснул, он бродит по лесу и ищет себе место для берлоги. Как ходит косолапый мишка?
Дети идут в колонне друг за другом на внешней стороне стопы, руки имитируют лапы медведя.
д) крадущийся шаг.
- А вот крадется лисичка.
Выполняется крадущийся шаг, руки перед грудью, кисти «мягкие», расслаблены и опущены (лапки лисы), поочередно в такт шагам вытягиваются вперед.
е) прыжки.
- Посмотрите – зайка, он еще не успел поменять серую шубку на зимнюю.
И.п. – ноги вместе по 6 поз., руки – «заячьи лапки» перед собой. Выполняются прыжки в продвижении на двух ногах.
ж) приставной шаг.
- Понравилось вам в лесу? Действительно, очень красиво! Что ж, вернемся в парк, а в парке после дождя очень много луж. Постараемся не замочить ножки и аккуратно переступим через них. Посмотрите на кочки.
Дети выполняют боковой приставной шаг по коврикам – «кочкам».
з) прямой галоп.
- В нашем парке прогуливаются лошадки.
Дети выполняют прямой галоп с правой, затем с левой ноги, руки сжаты в кулачки перед собой – «натягивают поводья».
и) легкий, танцевальный бег с движениями рук.
Имитационная игра «Листопад».
- Ребята, кто знает, что такое листопад? (Дети отвечают).
- Листопад – когда листья падают на землю, потому что деревья сбрасывают свою одежду, готовясь к зиме. Они как бы засыпают. А ели и сосны остаются зелеными.
Представьте себе листопад, как медленно и плавно кружатся листья над землей, тихо опускаясь на землю и устилая ее мягким и красивым ковром.
Давайте мы с вами превратимся в разноцветные осенние листочки.
Дети имитационными движениями и жестами изображают, как танцуют падающие с деревьев листочки, как при дуновении ветерка кружатся над землей и плавно опускаются на землю. (Используются ранее изученные движения рук («ветерок», «поющие руки», «ленточки», «крылья», «красим заборчик»), уже известные детям, повороты, полуприседания, приседания и т.д.).
к) быстрый бег на п/п с движениями рук.
-А теперь представьте, что подул ветер и листья быстро закружились. Ветерок несет листочки по всему парку, срывая их с деревьев и поднимая уже лежащие листья на земле в воздух.
3. Релаксация. Отдых, восстановление дыхания.
-Ветер затих и плавно опустил все листочки на дорожки парка. Ляжем на спинку, расслабим ручки и ножки и закроем глаза.
Музыкальное сопровождение - произведения Чайковского («Тема лебедя» - «Лебединое озеро»), Мусоргского («Балет невылупившихся птенцов» - «Картинки с выставки»).
- Представьте птиц, улетающих в теплые края, прощающихся с нами…
- А вот закапал дождик, еще по-летнему теплый…
Основная часть – 15 минут.
Танцевальный этюд «Листопад»- танец с листочками.
Выполняются под аккомпанемент фортепиано. Музыка и композиция движений Н. Нуждиной («Танцевальная палитра» - «Танец – игра с осенними листочками»).
И.п. – дети стоят врассыпную по залу лицом к учителю, держа в обеих руках макеты осенних листочков, ноги по 2 параллельной поз., («широкая дорожка»), руки опущены вниз.
Выполняются движения по тексту.
Дует, дует ветерок, Подняв руки вверх, выполняют «ветерок».
И качается листок, (Качают листьями над головой)
Красно-желто-золотой
Над моею головой.
Проигрыш. Кружатся на п/п вправо- влево.
Мы за листиком присели, Приседают, прикрывая листками лицо.
Из-за листика смотрели, Выглядывают из-за листочков.
Снова глазки закрываем, Снова закрывают лицо.
И головкой мы качаем. Покачивают листиками вправо-влево.
Проигрыш. Бегут врассыпную по залу.
Танец овощей.
- Осень славится не только своей красотой, но и своими подарками – дарами. О каких подарках я говорю? (Урожай).
- Правильно. Скажите, а какие овощи созревают осенью? (Дети называют овощи, фрукты).
- А сейчас мы превращаемся в овощи, которые еще растут на грядке.
Дети стоят в двух линиях в «шахматном порядке» лицом к учителю, руки на поясе и исполняют танцевальный этюд, изученный на предыдущем занятии.
16 т.- марш на месте, руки на поясе.
8 т. – наклоны корпуса вправо – влево.
8 т. – хлопки на каждый такт.
Проигрыш – кружение на п/п вправо- влево.
16 т.- марш на месте.
8 т. – полуприседание – «пружинка» с поворотом вправо – влево.
8 т. – хлопки.
Проигрыш – бег по кругу.
С окончанием музыки дети садятся на пяточки «на грядки».
- Молодцы овощи!
Музыкально-ритмические упражнения в парах.
Музыкальное сопровождение – фортепиано.
а) Повторение позиций рук в парах – за руку, за обе руки, «лодочка».
Дети стоят в парах по линии танца боком к учителю, либо в парах в «шахматном порядке».
б) Упражнения «Качели» (качание рук в парах), «Лодочка качается» (качание рук в позиции «лодочка»), «Лодочка кружится» (кружение в парах).
в) Изучение позиции рук в парах «вертушка». Упражнение «Вертушка».
Дети стоят лицом друг к другу, соединив вверху - ладошка к ладошке одноименные руки, свободные руки в позиции «поясок».
Выполняется кружение на шагах с поднятыми вверх правой, затем левой рукой.
Изучение парной пляски «Бульба».
Музыкальное сопровождение – фортепиано – народная мелодия белорусский танец «Бульба».
- А сейчас мы с вами начнем разучивать танец «Бульба». Скажите, какой овощ скрывается под этим интересным и немного забавным названием? В переводе с белорусского языка, «бульба» - это картошка. Клубни картофеля под землей, и их на каждом кустике много. Давайте превратимся в картофельные кустики и встанем в пары по кругу лицом друг к другу.
Разучивание движений первых двух куплетов, сходных по сюжету.
Остальная часть пляски и финал танца разучиваются на следующем занятии.
И. п. - позиция рук «лодочка», мальчики стоят спиной в круг.
16т. – боковой галоп по кругу в направлении по ходу часовой стрелки.
4 т. – 4 перетопа, руки на поясе.
4 т. – девочка и мальчик в паре на шагах меняются местами.
Движения последних 8-ми тактов повторяются.
16 т. – боковой галоп по кругу в направлении против хода часовой стрелки, руки – «лодочка».
4 т. – 4 хлопка в ладоши, стоя лицом к партнеру
4 т. - девочка и мальчик в паре на шагах меняются местами.
Движения последних 8-ми тактов повторяются.
Пары встают лицом в круг, держась за руки, девочка располагается справа от мальчика.
8 т. – шагают в круг, свободные руки в позиции «поясок».
8 т. – поворачиваются спиной из круга и шагают на свои места.
8 т. – кружение на шагах в позиции взявшись за обе руки в направлении по ходу часовой стрелки.
8 т. – то же против хода часовой стрелки.
Заключительная часть – 5- 8 мин.
Повторение и закрепление игр, разученных ранее.
Музыкально – ритмическая игра «Поймай грибок».
Музыкальное сопровождение – фортепиано, музыка М. Гоголевой.
Описание игры
В игре участвуют 2 команды: «грибы» - 3-4 человека, и «грибники» - 3-4 пары. Дети – «грибы» садятся в круг, дети – «грибники» образуют большой круг.
Выполняются движения по тексту. С окончанием музыки «грибы» убегают, а пары «грибников», взявшись за руки – «корзинки», догоняют их. Одна «корзинка» может поймать только один «грибок», заключив его в свой маленький кружок – «корзинку».
Меж еловых мягких лап, Хлопки.
Дождик: кап – кап - кап. Трут ладошки друг о друга.
Где сучок давно засох –
Серый мох – мох - мох.
Где листок к листку прилип, Показывают на «грибы», те «растут» -
Вырос гриб – гриб - гриб. поднимаются.
Кто нашел его, друзья?
Это я, я, я! Показывают жестом на себя.
Музыкально – пространственная игра – «догонялки» «Дети и волк».
Музыкальное сопровождение – фортепиано, музыка Г. Вихаревой.
На полу разложены макеты грибочков и по кругу - обручи либо кольца – «домики».
Учитель, надев на руку куклу - бибабо поет:
Дети по лесу гуляют Дети выполняют движения, имитируя
И грибочки собирают. действия по тексту - «собирают грибы».
Тут грибок, там грибок,
Вот и полный кузовок.
Вдруг, откуда ни возьмись
Волк зубастый появись!
Прячьтесь! Дети присели – «спрятались».
Волк (ходит между детьми, учитель сопровождает его действия словами):
Я голодный злющий волк,
Целый день зубами – щелк.
Я давно не ел совсем, -
Вас, ребятушки, и съем!
Дети убегают в домики – разложенные по кругу обручи или кольца, волк их догоняет.
Игра «Белочки и шишки».
- Хлопотуньи – белочки, как у вас дела,
Что на зиму долгую осень припасла?
Дети стоят по кругу, внутри круга – шишки, на одну меньше количества участников игры.
- Сейчас белочки под музыку будут прыгать по кругу. С окончанием музыки каждая из белок должна «сорвать с ветки» - поднять с пола шишку. Но в нашем лесу не так много шишек, поэтому какой-нибудь из белочек шишки не достанется, значит, она отправляется в соседний лес за шишкой, т.е. садится на стульчик.
Учитель по мере выбывания детей из игры убирает по одной шишке.
Итог занятия.
Беседа.
-Пора нам прощаться с осенними красотами и животными.
- Скажите, ребята, какие новые движения в парах мы сегодня изучили на прогулке в осеннем парке? Какой танец разучили? (Дети отвечают).
- Какая игра вам особенно понравилась?
2 . Поклон.
- А на прощание золотой осени мы дарим наш поклон.
Дети выполняют поклон с приставным шагом, стоя лицом к зеркалу.
И.п. - стоя на месте по 6 поз. («узкая дорожка»), руки на поясе - у мальчиков, на юбочке - у девочек.
1 т. – шаг вправо.
2 т. – приставить левую ногу.
3т. – наклон головы.
4 т. – поднять голову.
То же влево.
Девочки выполняют вместо наклона головы книксен – полуплие, неопорная нога ставится на носок сзади за опорной.
- До встречи на следующем занятии, ребята.