Открытый урок «Химические уравнения» (Химия, 8 класс)

1
0
Материал опубликован 29 November 2021

Открытый урок

Химические уравнения


Юренкова Наталья Николаевна,

учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Школа № 132 с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.»

городского округа Самара



Открытый урок по химии в 8 классе


Составлен по материалам УМК для 8 класса под редакцией Н.Е. Кузнецовой, Москва, «Вентана-Граф», 2008 года, 1 урок в теме «Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии».


Тема урока «Химические уравнения».


План урока:

1. Физические и химические явления (повторение).

2. Химические уравнения (понятия).

3. Закон сохранения массы веществ (история открытия закона М.В. Ломоносовым).

4. Применение закона для составления уравнений реакций.

5. Итог урока.


Цели урока:

1. Образования: продолжить формирование системы знаний о признаках химических реакций, условиях их протекания, написании химических уравнений, на основе «Закона сохранения массы веществ» М.В. Ломоносова, физических и химических явлениях.

2. Воспитания: расширить представления учащихся о познавательных возможностях методов наблюдения, химического эксперимента на основе выполнения опытов. Воспитание духовности, трудолюбия, терпеливости на примере личности М.В. Ломоносова.

3. Развития: продолжить развитие способностей к знаково-символическому представлению результатов учебного труда и совершенствование навыков самостоятельной поисковой деятельности по составлению уравнений реакций и формул веществ.





Оборудование:

Парафиновая и восковая свечи, весы бытовые, растворы сульфата меди, гидроксида натрия, хлорида бария, серной кислоты, соляной кислоты, хлорида алюминия, карбоната кальция; модели атомов, таблицы, индикатор фенолфталеин, диск с фильмом «Великая тайна воды».


Оформление доски.

1. Эпиграф: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие» М.В. Ломоносов.

2. Рисунки реторты при прокаливании металла М.В. Ломоносовым и Р. Бойлем.

3. Таблица по закону сохранения массы веществ.


Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Опрос учителя (фронтальный):

1. Какие явления изучили?

2. Какие явления называются физическими, химическими?

3. Какие способы получения чистых веществ вам известны?

4. Какие признаки известны при химических явлениях?

Ответы учащихся:

Изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделения газа, выделение или поглощение тепла.

5. какие явления происходят при плавлении и горении свечи?

Опыт: зажигаем свечи и доказываем, что плавление – физическое явление, горение – химическое явление

Вопрос: чем отличается парафиновые и церковные восковые свечи?


Сообщение учащихся: об истории и значении свечи.


Далеко в прошлое ушло освещение внутренних помещений домов свечами. Как эхо былого выглядят старинные бронзовые люстры, в которых электрические лампочки «миньон» вставлены на места, ранее занятые свечами. Однако и сегодня человек тянется к живому пламени свечи. Не зря хозяева, принимая в доме дорогих гостей и стремясь создать уютную обстановку, зажигают свечи. В новогоднюю ночь свечи загораются практически в каждом окне.

В настоящее время покупка свечи доступна каждому, почти так же, как спички. Однако так было не всегда. В начале прошлого века на Руси свечи ценились очень дорого, и в домах простых людей судили по тому, какого размера свечу зажигал человек при посещении церкви.

В прошлом веке производство свечей было развито отраслью промышленности. Существовали описания технологий производства и их химической сущности. Из книги Н.Витта мы узнаём, что свечи были восковые, сальные, стеариновые, и весьма дорогие парафиновые.

Вероятно, первые свечи были восковые. Пчелиный воск – это дар природы, и свеча из него могла быть изготовлена самым примитивным способом

Стеариновые свечи оказались дешевле, чем восковые. Однако русская церковь не соглашалась заменять восковые свечи. Одной из причин было то, что восковые свечи при сгорании издавали приятный запах.

Символическое значение свечи, ее значение в религиозных обрядах (применяются только восковые свечи), торжественных церемониях (поминовение усопших и, наоборот, празднование дней рождения), гражданских актах и т.д.


Вопросы:

1. По какому признаку судим, что происходит химическая реакция?

2. Как называются реакции с выделением и поглощением тепла?


III. Изучение нового материала.

Учитель: Данная тема связана с открытием закона сохранения массы веществ М.В.Ломоносовым.

Сообщение учащихся: Краткое сообщение о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Учитель: Одним из важнейших научных подвигов М.В. Ломоносова является открытие всеобщего закона сохранения массы вещества и энергии.

Рассказ о прокаливании металлов в реторте. Работы Р. Бойля и М.В. Ломоносова (демонстрация слайдов). Кто из них прав? Почему?


Демонстрация опытов:

t1638183396aa.gif

А) CuSO4+NaOH вt1638183396ab.gif звешивание на весах до реакции и

Бt1638183396ab.gif ) BaCl2+Na2SO4 после реакции


Учащиеся делают вывод: Масса веществ не меняется, хотя происходит химическая реакция.


Определение: Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции. Демонстрация слайдов, отражающих действие закона сохранения массы веществ и энергии:

горение свечи на весах;

сохранение массы веществ при прокаливании железа в запаянной реторте;

установка для демонстрации превращения химической энергии в механическую.


На экране: «Но как все перемены, в натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому».


Учитель: Закон сохранения массы даёт материальную основу для составления уравнений химических реакций и проведения расчётов по химическим уравнениям.

Химические уравнения, их составление на примере воды (таблица), запись на доске, объяснение, определение, работа с учебником.

2t1638183396ab.gif H2 + O2 2H2O


Учитель: Что вы знаете о воде?


Ответы: Вода жидкая, есть вода природная (речная, дождь, колодезная, родниковая).

А что вам известно о «святой воде»?

Сообщение учащихся: Верующие люди считают, что освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Впервые человек окунается в неё при Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бывает погружаем в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.

Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

Японский врач альтернативной медицины, сотрудник Иокогамского университета Масару Эмото обнаружил, что вода способна реагировать на человеческие мысли. В декабре 2006 года в России вышла его книга «Послание воды», ставшая уже мировым бестселлером, она переведена на 23 языка. Некоторые представители официальной науки считают исследования доктора Эмото спорными и даже скандальными. Но альтернативных версий, отвергающих его гипотезу, до сих пор никто не выдвинул.

Был проведен один опыт. Бутылочку с дистиллированной водой привязывали шнурком к сотовому телефону, набирали номер и на одну минуту активировали кнопку связи. Процесс повторяли десять раз. В результате кристаллы льда после воздействия на нее электромагнитных волн, стала похожа на вулканические кратеры.

Тот, кто злится и проклинает, загрязняет в первую очередь свой собственный организм, который на 80 процентов состоит из воды, и «программирует» себя на болезни, - считает австрийский исследователь Аллоис Груббер. Почему же крещенская вода отличается от воды других дней года? Во-первых, она может храниться много лет без признаков порчи. Специальные исследования, проведенные в лабораториях Санкт - Петербурга, показали, что оптическая мощность крещенской воды выше, чем воды из тех же источников в обычные дни. Более того, она близка к оптической плотности воды из реки Иордан. Во-вторых, церковь не рекомендует использовать ее стаканами для лечебных целей: это святыня, которая, будучи принята в небольшом количестве, с молитвой, укрепляет христиан в вере.


Демонстрация фрагмента фильма «Великая тайна воды», в ходе которого учитель подводит учащихся к выводу, что вода обычная имеет расплывчатую структуру молекул воды, а святая – правильную, похожую по форме на снежинку.

Учитель: Вернемся к горению свечи (зажигаем свечи). Что происходит при горении? Какие вещества образуются?

Опыт: над горящей свечой подержим перевернутый стакан, делают вывод, что образуется пар-вода, затем горящую свечу помещаем в банку и закрываем. Она постепенно гаснет? Почему? Опускаем горящую лучинку. Она гаснет, делают вывод, что это углекислый газ, значит, в первый состав свечи входит углерод и водород.

Составляем уравнение реакции

C17H36 + 26O2 = 17CO2 + 18H2O

Итак, при горении свечи происходит химическая реакция:


Тихо, незаметно сгорает

Свеча перед иконою,

Вот так же тихо, неприметно

Протекает и наша жизнь…

В зимний рождественный вечер

Снег за окном серебрится,

Вновь зажигаются свечи,

Чудо готово случиться…


Д/З § 17, № 2.38 (по задачнику).


Итог урока:

Итак, ребята, мы познакомились и рассмотрели правила составления уравнений химических реакций на основе закона сохранения массы веществ, что является основой предмета химии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.