Открытый урок русского языка в 6 классе «Фразеологизмы»
"Этот удивительный мир фразеологизмов". Открытый урок русского языка в 6-м классе
Разделы: Русский язык
Учитель русского языка и литературы
Урдиханова И.А.
Задачи урока.
Обучающая :
повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
Развивающая :
развитие познавательного интереса ;
обогащение словарного запаса учащихся;
развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
Воспитывающая:
воспитывать любовь к родному языку.
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский
Ход урока
1. Организационный момент (2мин).
2. Актуализация знаний. Повторение.
а) вступительное слово учителя.
Притча:
Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили.
Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.
Эпиграф к уроку:
«Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»
Урок наш будет не совсем обычным..
(Слайд 1) Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если отгадаете слово
«Отгадай-ка!»
Необходимо вместо цифр поставить буквы и таким образом узнать название темы.
А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З, И, Й, К, Л, М, Н, О,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы,
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Ь, Э, Ю, Я
30 31 32 33
22, 18, …, 9, 6, 16, 13, 16, 4, 10, 9, 14, 29
(Фразеологизмы) при этом надо правильно вставить букву в слове
(Это фразеологизмы)
Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд 2) «Этот удивительный мир фразеологизмов». Допишите название темы урока в ваши рабочие листки.
б) повторение
Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?
(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).
Немного из истории: «Почему мы так говорим»
12 Казанская cирoтa После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой притворяться бедняком.
13 Попасть в переплёт Переплёт - сплетённая из веток ловушка для рыб. Попасть в переплёт – попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение.
16 Гол как сокол Сокол - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях. Гол как сокол – очень бедный, нищий.
18 Тёртый калач На самом деле был такой сорт хлеба – «тёртый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица : «Не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Тёртый калач - так называют опытного человека, которого трудно провести.
19 Бить баклуши Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось лёгким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда «бить баклуши » заниматься пустяками, бездельничать.
20 На воре шапка горит Происходит это выражение от анекдота. На базаре искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь крикнул в толпу: «Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или движением.
23 Зарубить на носу Слово НОС тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
"закадычный друг"?
(Старинное выражение "залить за кадык означало "напиться", "выпить спиртного". Отсюда образовался фразеологизм "закадычный друг", который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.)
"зарыть талант в землю"?
(Первоначально талантом называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. Из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение "зарыть талант в землю". В современном русском языке это выражение приобрело переносный оттенок в связи с новым значением слова талант и употребляется, когда человек не заботится о развитии своих способностей.)
«Подумай-ка!»
1. «Восстанови фразеологизмы!»
1. Делить шкуру неубитого…
2. Писать как … лапой
3. Купить … в мешке
4. Вставлять … в колёса
5. Брать … за рога
6. Провалиться сквозь …
7. Водить за …
8. Держать … за зубами
З а д а н и е №3. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)
Соедините разбросанные части фразеологизмов.
(На доске в беспорядке части фразеологизмов
Кататься как сыр в масле
Звезд с неба не хватает
Набрать в рот воды
Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы?
З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в листках)
Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам (слайд 8) .
На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями. 1ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык
А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 9).
Молодцы.
А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?
(Приставка без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы думаете, ребята, от какого слова образовалось это слово? (От слова «манить»,т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?») Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).
5. «Лицедеи». При помощи пантомимы два участника от каждой команды изображают фразеологизмы, а остальные учащиеся должны угадать, что это за фразеологизм.
1)ломать голову 1)зарубить на носу
2)взять себя в руки 2)прикусить язык
3)в рот воды набрал 3)попасть не в бровь, а в глаз
Куры не клюют
Задание 4.Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
1) хоть пруд пруди 2) как снег на голову 3) ни рыба ни мясо 4) рукой подать 5) куда ноги несут 6) ни кровинки в лице
|
1) куда глаза глядят 2) в двух шагах 3) куры не клюют 4) как гром среди ясного неба 5) ни то ни сё 6) как мел |
Задание 5. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 2) на вес золота 3) семи пядей во лбу 4) мастер кислых щей 5) засучив рукава
|
1) мастер на все руки 2) спустя рукава 3) грош цена 4) молоко на губах не обсохло 5)за тридевять земель
|
З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски).
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде 14 –юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица»). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите.
«Ромашка». На доске два цветка со значением «много» и «мало». Ученикам розданы лепестки от цветов с фразеологизмами. Вам надо выбрать и прикрепить к цветку лепестки с фразеологизмами с соответствующим значением.
Много: хоть лопатой греби, сколько душе угодно, видимо-невидимо, через край,непочатый край как собак нерезаных, выше крыши.
Мало:с гулькин нос, кот наплакал, негусто, раз-два и обчелся, воробью по колено, в обрез, самая малость.
Молодцы, вы открыли ворота и мы в таинственном доме, где прячется преступник (слайд ).
6. Подведение итогов урока.
Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).
Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?
Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15). Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?
Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу?
Домашнее задание
найдите историю происхождения понравившегося вам
фразеологизма и оригинально оформите свою работу, проиллюстрируйте ее.