Урок русского языка в 6 классе «Фразеологизмы»
закрепить знания о фразеологизмах
PPTX / 1.53 Мб
/data/files/t1645958251.pptx (закрепить знания о фразеологизмах)Тема: Фразеологизмы
Класс: 6
Дата: 11.10. 21г.
Учитель: Тотрова З.И.
Предмет: Русский язык
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи
Задачи урока:
1) знать понятие фразеологического оборота, отличие его от слова; уметь давать толкование лексического значения фразеологизма, подбирать фразеологические синонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
2) Учить анализировать и обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал по теме «Фразеологизмы»;
3) Развивать творческое воображение и устную речь школьников, пробуждать их фантазию, образное мышление через словесное рисование и диалоговое общение.
Планируемые результаты.
Предметные результаты: Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Метапредметные результаты: формулирование познавательной цели; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные результаты: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самосовершенствованию; расширение словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оборудование: Доска, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
Организационный момент. Мотивация к деятельности Актуализация знаний. Постановка учебной задачи ткрытие новых знаний Физминутка Первичное закрепление нового материала. Работа в группах Вторичное закрепление материала с применением презентации «Фразеологизмы» Рефлексия Домашнее задание. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. -Что такое лексика? - Что такое лексическое значение слова? -Что называется словосочетанием? Как оно построено? Ребята, чтобы наш урок был плодотворным, мы не будем сидеть сложа руки и не опускать руки, если что-то не получается. Что вы знаете о фразеологизмах? О чем мы будем говорить на уроке? Значит, это слова, которые обладают как свойствами слова, так и свойствами словосочетания. Что же такое «устойчивое сочетание слов»? Как это понять? Давайте выясним, какие из сочетаний слов на с. 87 являются устойчивыми сочетаниями слов, а какие по смыслу делятся на отдельные слова? Вывод. Фразеологические обороты обладают признаками: 1)состоят из двух или более слов; 2)имеют переносное значение; 3)неделимы по смыслу; 4)можно заменить синонимом или схожей фразой. Как вы думаете, водить за нос – это фразеологизм или нет? 1. Работа в группах. В отрывках из басен Крылова найдите фразеологизмы: 1-ая группа из басни «Две собаки» 2-ая группа из басни «Медведь у пчел» Выясните их лексическое значение 2.Работа по вариантам. Объясните значение фразеологизмов. 1 вар.- повесить нос, как белка в колесе, филькина грамота; 2 вар.-повесить нос, как курица лапой, сесть в калошу 3. Игровой момент. Работа в парах. Кто больше вспомнит и напишет фразеологизмы про дружбу. Составьте с двумя из них предложения 4. Работа на интерактивной доске. Игра «Собери фразеологизмы» Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Выставление оценок за работу. Домашнее задание: создайте свой авторский фразеологизм, нарисуйте его и предложите угадать его содержание ребятам на следующем уроке. или упр.182 | Приветствуют учителя, садятся. Учащиеся отвечают на вопросы учителя Ребята отвечают Учащиеся формулируют тему, постановку цели Дети читают, анализируют, отвечают. Делают вывод: фразеологизмы являются устойчивыми сочетаниями слов и в предложении являются одним членом предложения Учащиеся проверяют по перечисленным признакам и делают вывод: это фразеологизм Учащиеся записывают предложения полностью, подчеркивают в них фразеологизмы как члены предложения Ответы 1-ой группы:поднять тревогу - дать сигнал об опасности, ходить на задних лапах- угодничать, прислуживаться, рваться из кожи- прилагать огромные усилия Ответы 1-го варианта: грустить, занятый суетными делами, безграмотно составленный документ 2-го вар.: грустить, неразборчивый почерк, что-то сделать не так Читают свои фразеологизмы Ребята выходят и из разбросанных слов собирают фразеологизмы Учащиеся дают ответы на вопросы Записывают задание | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, установливают связи между целью учения и ее мотивом, проявляют интерес к изучению темы. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают собственную точку зрения Познавательные: могут понимать информацию Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению Метапредметные: сотрудничество в поиске и выборе информации Предметные:решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Метапредметные результаты: выделение и осознание усвоенного, управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты: умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты: Самоопределение Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению Метапредметные: сотрудничество в поиске и выборе информации Предметные:решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |
Используемая литература:
М.Т. Баранов. Методика лексики и фразеологии
Н.В. Баско, В.И. Зинин. Фразеологический словарь русского языка
Русский язык: 5 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.