Проект урока «Основы православной культуры» на тему «Отношение христианина к природе» (4 класс)
Проект урока
Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»
Класс: 4
Тема урока: «Отношение христианина к природе» № 26
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Задачи:
- Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.
- Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.
- Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божиему.
- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.
Понятия урока: экология, ковчег, милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- организовывать рабочее место;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- слушать и понимать других.
- договариваться о правилах общения в паре и соблюдать их.
Личностные:
- развивать личную ответственность за сохранение природы;
- развивать этические чувства;
- уметь вести себя в дискуссии;
- ориентироваться на успешную деятельность.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
- Воспитание гражданственности;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Оборудование для учащихся:
Учебник: А.В, Кураев «Основы православной культуры» 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение.
комплект заданий в конвертах для работы в парах, листочки дерева (вырезаны из бумаги) для записей.
Оборудование для учителя:
комплект оборудования для мультимедийной презентации,
презентация, карточки со словами.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Виды деятельности: фронтальная, парная.
Структура урока:
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1 |
Организационный момент.
|
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Слово учителя: -Садитесь. Осанка! -На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё… - Уши внимательно слушают и всё… - Голова ясно и хорошо… |
Настраиваются на активную работу на уроке. -Видят! -Слышат! -Думает! |
Личностные: ориентироваться на успешную деятельность Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим. |
2 |
Актуализация знаний. Введение в тему урока.
|
Слайд 1. - Как вы понимаете эти слова? - Что значит прикоснись к природе сердцем? - Откройте учебники, прочитайте тему урока. «Отношение христианина к природе» Выдвигает проблему. К концу урока вы должны понять и сделать вывод: Отношение (какое?) Какими качествами он (христианин) должен обладать? (Предложения на доске) |
Принимают учебную задачу. Предлагают варианты своих ответов. |
Познавательные: выдвигать гипотезы и их обосновывать. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
|
3 |
Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности. |
Учитель рассказывает притчу. Однажды в природе произошёл такой спор: - Если б не я, - похвастался дождь, обильно поливший сад и поле, - то на земле ничего не росло бы! - Если б не я, - обиженно возразила земля, - то и расти было бы не на чем! - А если бы не я…- с вызовом начало солнце. Но тут послышались звуки церковного колокола, зовущего людей в храм на службу. И все они пристыжено замолчали. Учитель: Почему они замолчали? (Потому что вспомнили, что если б не Бог, то вообще ничего б нигде не было!) - Кем является Бог? (Творцом для всего мира). Слайд 2. Ученики читают стихотворение. В этой чуткой тишине, В этой шири полевой, В этой синей вышине У меня над головой, В серебре текущих вод, В ветре, тихом, словно вздох, Чую сердцем, что живёт Всюду всё создавший Бог! Виктор Афанасьев Слайд 3. После чтения 5 абзаца учитель задаёт вопрос: - Что значит, люди перестали видеть в природе прекрасный храм Божий? Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. - Предлагаю сегодня на уроке подготовить плакат с советами, каким должно быть отношение христианина к природе. Цель сегодняшнего урока.
|
Слушают, анализируют. Работают с учебником. Чтение статьи в учебнике (1 абзац) Чтение статьи в учебнике (2, 3, 4, 5 абзацы) Определяют причины. Ответы уч-ся. Уч-ся проговаривают цель урока. Оформить плакат с советами. |
Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, учебная мотивация. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. |
4. |
Этап изучения нового материала. Самостоятельная работа. Физминутка |
- Кто может давать советы? (Советы должен давать человек, который разбирается в этой теме.) - Совершенно верно. Советы будут подготовлены на основе информации, которую мы изучим. Учитель заранее готовит плакат с названием «Как христианин должен относиться к природе». Объясняет работу в парах. Обратимся к статье учебника с. 84-85. Уч-ся работают в парах (у нас в классе 8 человек), каждая пара получает начало совета. Задача уч-ся, найти информацию в учебнике и дописать совет. Пишут крупно фломастером (то, что выделено жёлтым). Учитель контролирует работу. Совет № 1. Постарайтесь видеть в природе прекрасный храм Божий. Совет № 2. Нельзя вести хозяйство жадно и бездумно, не отравляйте планету. Совет № 3. Берегите воду, воздух, почву. Совет № 4. Сохраняйте исчезающие виды животных. Совет № 5. Приумножайте красоту окружающего мира. Совет № 6. Ищите способы защиты природы. Совет № 7. Нельзя сорить, оставлять за собой грязь, рвать бездумно цветы, ломать ветки деревьев. Совет № 8. Милосердно относитесь к животным. Если считаете, что это неправильно, то грозите пальцем «Нельзя!»; если считаете, что верно, то хлопаете в ладоши. Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать из дома старого кота; покормить бездомного котёнка; бросать фантики от конфет где придётся, найти нового хозяина брошенному котёнку; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; морить голодом домашнего питомца; ломать ветки деревьев; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята |
Участвуют в учебном диалоге. Работают в парах. Анализируют, делают выводы. |
Познавательные: ориентироваться в материале учебника; осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
|
5 6 |
Этап первичного закрепления во внешней речи. Домашнее задание. |
- У вас готовы советы. Организует коллективную проверку, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Какая поговорка из Библии вошла в русскую речь? В Библии сказано: «Блажен человек, который и животных милует». Человек не научившийся любить животных не умеет, не способен любить людей. - Какая наука занимается охраной природы? (Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы и ищет способы защитить её.) Слайд 8. - Бог выше человека, но человек выше природы. - А почему человек выше природы? (У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится). Однажды мир уже пострадал из-за безответственного отношения человека к природе. О том, как Бог решил наказать людей за бессердечие, говорится в Библейской истории. Прочитайте эту историю дома и ответте на вопросы: - Что сделал Ной для современного человека? - О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе? (Вопросы учитель каждому ученику даёт на листке.) Если позволяет время, то можно это сделать на уроке. Даёт комментарии к домашнему заданию. Вопросы и задания стр. 85 рассказы о домашних питомцах. |
Приклеивают на плакат составленные советы и подкрепляют словами из текста. Находят ответ в статье. Ответы детей.
Записывают домашнее задание. |
Познавательные: развивать познавательный интерес. Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. .
|
7 |
Итог урока. |
Подведение итога урока. Создать условия для оценивания учащимися результатов работы, возвращение к задачам урока. Отношение (какое?) ответственное Какими качествами он (христианин) должен обладать? доброта любовь милосердие (Учитель вывешивает слова на доску.) Проанализируйте, какими качествами вы обладаете. |
Контроль своей деятельности. Уч-ся дают ответы. Осуществляют самооценку. |
Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу. Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
8 |
Рефлексия. |
– Проанализируйте свою работу на уроке. Продолжите предложение: Я понял (а), что… Предложение написано на листке. На доске плакат с деревом. Уч-ся по очереди выходят, зачитывают ответ и прикрепляют листочек на дерево. |
Осуществляют самооценку. |
Познавательные: уметь провести рефлексию на уроке. Личностные: оценивать результат собственной деятельности. |
Дмитриева Оксана Леонидовна