Отработка умений самоподготовки в условиях дистанта через смысловое чтение текста

13
3
Материал опубликован 10 April 2020

Пояснительная записка

Читая и понимая смысл текста, человек воспринимает окружающий его мир- так о значении чтения говорил известный советский и российский лингвист А. А. Леонтьев.

Необходимость обучения смысловому чтению текстов возникла почти два века назад, когда противоречие между механическим воспроизведением текста в форме заучивания и пониманием-присвоением информации, изложенной в данном тексте, выявило две составляющие полноценного чтения: техническую и смысловую.

«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» - так К. Д. Ушинский определял важность проблемы «сознательного» чтения.[1]

Сегодня в условиях перехода на дистанционное образование смысловое чтение учебных и научно-познавательных текстов становится одним из ведущих способов развития или формирования информационной компетентности школьников, а навыки смыслового чтения становятся основой для освоения содержания образования.

Реализуемый в основном общем и среднем школьном образовании, ФГОС определяет умение учиться, в том числе и при самообразовании, как умение формировать универсальные учебные действия. Эти УУД метапредметные, они имеют универсальное значение при различных видах деятельности ученика, так как составляющие чтения-фундаментальные компоненты структуры универсальных действий:

Личностные УУД-отношение к себе через мотивацию к чтению и к обучению;

Познавательные УУД–развитие абстрактного и логического мышления, творческого воображения, совершенствование оперативной памяти и концентрация внимания;

Регулятивные УУД–принятие школьником поставленной учебной задачи, саморегуляция в рамках читательской деятельности;

Коммуникативные УУД–навыки организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, умения передавать полученную информацию через речевое общение, отстаивание собственной точки зрения в диалогах.

Одна из задач педагогики–создание условий для взращивания «человека думающего», способного в том числе «выйти за пределы текста», чтобы понять не только, что имел в виду автор, но и сделать выводы, опираясь на полученную информацию.

Цель смыслового чтения–не просто уяснить содержание прочитанного текста, но критически осмыслить полученную информацию. При таком чтении, в отличие от ознакомительного или просмотрового, постигается ценностно-смысловая сущность текста, которой через интерпретации и личностное его присвоение наделяется смыслом для читателя.

Известны стратегии, описаны приемы обучения смысловому чтению и способы деятельности читателя. В условиях дистанционного образования смысловое чтение научно-познавательного текста может стать хорошим способом подготовки к работе с учебными текстами и предлагаемыми заданиями.

Ученикам старших классов предлагается текст «Христиан Гюйгенс и его вклад в естественные науки», после прочтения которого предлагаются разноуровневые задания, выполняют которые (одно или несколько из предложенных) учащиеся на добровольной основе.

Для формулирования заданий использована методика работы с текстом [2]

ЗАДАНИЕ для УЧАЩИХСЯ

Внимательно прочитайте научно-познавательный текст. Выполните одно или несколько из предложенных заданий (по желанию)

Отчёт о выполнении работы перешлите учителю.

(предлагаемый учащимся ТЕКСТ размещен ниже)

Задание 1. Восприятие текста

Читателю предлагается дать ответы на вопросы: О чём (о ком) текст? Что понравилось? (Что не понравилось?) Почему?

Задание 2. Структурно-функциональный анализ текста

Читателю предлагается, работая с текстом или его частями, дать анализ его сюжета, особенностей композиции; привести собственную характеристику героя или образов; возможна проработка смысла некоторого эпизода текста.

Выполненное задание может быть представлено в виде интеллект-карты, таблицы, схемы или с применением других приемов визуализации текста.

Задание 3. Реконструкция смысловых структур

Предлагается выделение интересных для читателя эпизодов текста, возможно построение альтернативных моделей текста. Если осваиваемый текст–художественный, возможно выдвижение собственных гипотез развития сюжета или дальнейшей судьбы героев, самого смысла литературного произведения. Приветствуется анализ языковых средств и средств выразительности, позволяющие понять идею произведения, его смысл.

Задание 4. Языковая компрессия

Создание авторского мини-текста, сохраняющего смысл исходного, с помощью перевода текста на другой язык.

Создание текста, несущего смысл, альтернативный смыслу первичного текста.

Сравнение или сопоставление нескольких текстов разных авторов по одной тематике, проблеме, событию.

Источники информации:

История проблемы обучения смысловому чтению http://gcro.nios.ru/istoriya-problemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature

Приемы смыслового чтения https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie

                                                     Научно-познавательный текст

из серии "Великие физики"


                                                       Гюйгенс Христиан

и его вклад в естественные науки

t1586500050ab.jpg

(1629-1695)

Ученик Декарта, математик, астроном, физик.

Гений современной механики, автор математической теории чисел и волновой теории света.

Открыл кольцо у Сатурна и его спутник Титан, усовершенствовал телескоп и создал окуляр.

Изобрёл маятниковые часы и сформулировал законы физического маятника и теоретические основы удара - кратковременного взаимодействия тел.

Совместно с Робертом Гуком установил температурные точки и внёс улучшения в конструкцию термометра.

Его одарённость нашла своё проявление уже с детства. Восьмилетний ребёнок знал латынь и арифметику, с удовольствием учился игре на клавесине и пению, а в десять лет начал изучать географию и астрономию, чем весьма радовал своих учителей, а отец был первым учителем юного гения. [1]

В 16 лет Христиан поступил в Лейденский университет, математика увлекла его. Первая работа Гюйгенса, одобренная Рене Декартом, стала его пропуском в мир науки, а научная карьера началась в 22 года.

1652 год – создана первая физическая формула, показавшая связь между алгеброй, геометрией, математикой и физикой. [2] Ему принадлежит авторство математического подхода к физике, при котором в алгебраических выражениях соседствуют буквы и символы - знаки операций.

Составные линзы и коррекция с их помощью аберрации света, микрометр, с помощью которого телескоп стал измерительным инструментом, всё это - результаты научных трудов Христиана Гюйгенса.

Но главный научный интерес Гюйгенса - область оптики, изучающая свойства линз, что обеспечило совершенствование конструкции телескопа и, как результат, привело к астрономическим открытиям.

Хронология открытий и изобретений Х. Гюйгенса

Март 1655 года – братья Гюйгенс (Константин и Христиан) завершили сборку своего первого телескопа, имевшего длину трубы – 4 м, увеличение предметов в 43 раза, положившее начало визуального изучения Луны, затем Венеры и Марса.

25 марта 1655 года – открыто новое небесное тело, крупнейший спутник Сатурна, позднее получившее название Титан.

Вклад Х. Гюйгенса в развитие астрономии:

Уже первые наблюдения за Сатурном, наблюдение необычных «ручек» вокруг планеты, словно поддерживающих её, и логика рассуждений позволили юному учёному раскрыть тайну Сатурна и первым описать кольца планеты. Христиан же объяснял открытие техническим преимуществом своего телескопа.

Гюйгенс первый наблюдал рябь на поверхности Марса и определил длительность марсианского дня, сумел очень точно оценить размеры планет Солнечной системы; например, в XVII веке определил, что диаметр Солнца в 111 раз больше диаметра Земли, а современные расчёты определяют эту величину, как 109.

Гюйгенс о световом луче и механизме его распространения.

Для Х. Гюйгенса господствовавшая тогда корпускулярная модель распространения света оказалась неприемлемой.

Изучая процесс поляризации света в шпате, ученый смоделировал распространение оптической волны, и пришел к убеждению, что в световой волне наблюдается вертикальная и горизонтальная поляризация. Объяснение - ассиметричное расположение атомов в шпате и различные возможности электронов по отклонению световой луч от первоначального хода.

Постулат Гюйгенса о световом эфире, как форме материи, "сколь угодно приближающейся к совершенной твердости и сколь угодно быстро восстанавливающей свою форму", позволил утверждать, что частицы тела, излучающего свет, колеблются и сталкиваются с близлежащими частицами эфира, передавая им свои колебания[2]. Так появляется световая волна, колебания в которой передаются по цепочке до столкновения с клетками глаз человека.

То есть, согласно представлениям Гюйгенса, свет ведет себя, как бегун многоэтапной эстафеты, передающей факел по цепочке. Таким образом, Христиана Гюйгенса считают основателем современной волновой теории света, но во времена жизни ученого основывалась теория на известных тогда знаниях о звуке, и о таких понятиях, как длина волны или фаза колебаний, интерференция звука или света речи не было.

Гюйгенс утверждал, что свет - волна, которая расходится кругами от места падения луга на поверхность, а с помощью прозрачного кальцита он сумел продемонстрировать феномен раздваивания светового луча.

Так в физике в 1678 году появился принцип Гюйгенса: каждая точка поверхности, которой достигла волна, является вторичным (новым) источником сферических волн.

t1586500050ac.png

Принцип и сегодня описывает суть процесса преломления света, эффективно применяется при анализе двойного лучепреломления.

Маятниковые часы Гюйгенса

Часы как измерительное устройство совершенствовались вместе с развитием механики.

1657 год - Гюйгенс получил патент на маятниковые часы. Усовершенствовал часы, введя в их конструкцию новый элемент - маятник, способный к периодическому движению, значит, позволяющий фиксировать равные промежутки времени. Инновация учёного привела к использованию в конструкции пружины, закрученной в спираль, которая оказалась способной ритмически сжиматься и распрямляться, и позволила в дальнейшем создать наручные часы.

1673 год – в труде «Маятниковые часы» Х. Гюйгенс представил теоретические основы своего изобретения, показал, что свойство изохронности присуще циклоиде, и изложил свойства циклоиды с позиций математики.

Гюйгенс создавал и совершенствовал часы, в первую очередь маятниковые, почти сорок лет, за что был назван современниками «гениальнейшим часовым мастером всех времен». [3]


t1586500050ad.png


t1586500050ae.jpg

Гюйгенс внес значительный вклад в изобретение и усовершенствование научного оборудования, что способствовало развитию науки не меньше, чем сформулированные им законы и принципы.

Именем учёного названа автоматическая станция и межпланетный зонд «Кассини», созданный Европейским космическим агентством. Семь лет полёта от Земли позволили зонду, достигшему атмосферы Сатурна, направить станцию «Гюйгенс», которая 14 января 2005 года опустилась на поверхность Титана – самого крупного спутника Сатурна, и начала исследования, в ходе которых появились новые научные открытия.

«Гюйгенс» - первый космический аппарат, достигший такого удалённого от Земли места Вселенной.

Для тех, кому интересно узнать о неожиданных открытиях «Гюйгенса», [4]

                                          Автоматическая станция «Гюйгенс» на Титане

t1586500050ag.jpg

Источники информации:

1. Христиан Гюйгенс https://calcsbox.com/post/hristian-gujgens.html

2. История науки https://pikabu.ru/story/nauka_velichayshie_teorii_gyuygens_6296234

3. Гюйгенс Христиан: принципы, теории, биография http://hogen-mogen.ru/notes/dutch/khristian-giuigens

4. Пять неожиданных открытий «Гюйгенса» https://econet.ru/articles/21029-pyat-neozhidannyh-otkrytiy-gyuygensa

Фото Христиана Гюйгенса: https://autogear.ru/misc/i/gallery/91036/2949638.jpg

Часы Гюйгенса: https://watchalfavit.ru/wp-content/uploads/2017/04/galileo.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный и полезный материал!

12 April 2020

Отличный материал! Уверенна, что моим коллегам обязательно пригодится! Беру в избранное!

7 May 2020

Наталья, рада, если материал будет полезен коллегам.

7 May 2020