Смысловое чтение на уроках биологии
Смысловое чтение невозможно без познавательной деятельности. Чтобы чтение было смысловым, обучающимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. К способам организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения можно отнести: проблемно-поисковый способ, дискуссию и обсуждение, моделирование и рисунок.
Такие приемы как моделирование и рисунок помогают обучающимся представить место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Такая творческая работа очень нравится детям и им всегда интересно её выполнять.
Приведу пример одного из некоторых приемов по формированию смыслового чтения на уроках биологии.
Задание: внимательно изучите рисунок «В лесу» и найдите ошибки. Аргументируйте свой ответ.
Ответы
Ошибка 1. Зайцы летом не белые, а серые.
Ошибка 2. Тени от животных не могут падать в разные стороны.
Ошибка 3. Зайцы едят морковь, а она растёт не в лесу, а на грядке в огороде.
Ошибка 4. В лесу не может быть мощеной тропинки.
Ошибка 5. В лесу не водятся львы, они живут в саванне.
Ошибка 6. На одной из берез растут дубовые листья.
Ошибка 7. В радуге перепутаны местами цвета: желтый с оранжевым и фиолетовый с синим. Цвета в радуге расположены в последовательности, соответствующей спектру видимого света. В русском языке существуют такие мнемонические фразы для запоминания этой последовательности: как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь или каждый охотник желает знать, где сидит фазан. В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Ватолина Светлана Анатольевна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна
Панагушина Елена Аркадьевна
Елена Владимировна
Янова Татьяна Викторовна
Елена Владимировна
Колышкина Елена Владимировна