Отражение нравственно – этических понятий (добро, любовь и забота о животных) в рассказе Е. Чарушина - "Медвежонок"
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ковернинская средняя школа № 1»
Тема: Отражение нравственно – этических понятий (добро, любовь и забота о животных) в рассказе Е. Чарушина «Медвежонок».
Класс: 3
Учитель: Губкина С.А.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Целью урока было: формирование читательской компетентности учащихся на основе технологии продуктивного чтения по произведению Е.И. Чарушина «Медвежонок».
Создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.
Формирование умения целостно воспринимать произведение, осознавать себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе.
Развитие нравственных качеств личности (любовь, доброта, отзывчивость).
Средства обучения:
1. Текст произведения Е.Чарушина «Медвежонок»
2. Дидактический материал с заданиями для индивидуальной и групповой работы, пазлы – картинки для работы в группах.
3.Мультимедийная доска. Компьютер и проектор.
Структура урока:
- Экспозиция - организация учащихся к занятию. (1мин.)
- Завязка (вопрос – провокация, актуализация знаний). (6мин.)
- Кульминация (вопрос – провокация). Организация разнообразных методов и приемов по формированию и совершенствованию практических умений и навыков читательской грамотности. (25мин.)
- Развязка (Рефлексия) (3 мин.)
Здоровье – сберегающие технологии: психологический настрой (мотивация, экспозиция), наглядный материал, смена видов деятельности, физкультминутка, игры, эмоциональные разрядки, стиль общения.
ХОД УРОКА ЭКСПОЗИЦИЯ (введение в тему) 1.Самоопределение к деятельности. Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Светлана Анатольевна. Приветствую вас на борту нашего самолета. Сегодня мы отправимся в путешествие. Но сначала нужно расшифровать название нашего самолёта! | Слайд 1- самолет |
2. ЗАВЯЗКА (вопрос-провокация) Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности. 2.1.- Для этого прочитайте текст № 1. По заглавным буквам первого слова в начале каждого предложения составьте слово. (ДОБРОТА) Далеко, на берегу озера Байкала жил старик. Однажды видит он в окошко, что бежит к избе медведь. Большая голова на короткой толстой шее, маленькие глазки. Рядом бежит стая волков. Он заскочил в сени, дверь закрылась, а дверь лапой придавил. Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика. А весной медведь ушёл в лес. | Лист № 1 Слайд 2 – текст № 1 в виде сердечка |
2.2. – Итак, как называется наш самолет? Какое слово у вас получилось? («ДОБРОТА») Молодцы!!! Вы прекрасно поработали. С собой мы возьмем багаж знаний. Приём «Слово – магнит» ДОБРОТА - Доброта, она какая? ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА душевная добрый бесконечная добродетель сердечная добряк СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ отзывчивость зло добродушие ненависть человечность жестокость душевность бессердечие - Так какой багаж знаний мы возьмем с собой? А что оставим за бортом? (зло, ненависть, жестокость, бессердечие) | Слайд 3 - Самолёт с названием «Доброта» Слайд 4 - ЧЕМОДАНЫ |
3. КУЛЬМИНАЦИЯ (вопрос-провокация) Постановка учебной задачи. 3.1. - Итак, приготовились, мы взлетаем! - Ребята, мы же совсем забыли про топливо – давайте исправим ситуацию. РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА (3 ГРУППЫ) Приём «Собери пазл» Разрезать картинки (3 штуки) как пазлы, дети должны их собрать на листе, приклеить (двухсторонний скотч). А потом эти же картинки появляются на экране. - Задание выполнено! Все готовы к взлету?! Тогда мы взлетаем! - Внимательно рассмотрите эти картинки. Что их объединяет? (герой медведь) Приём «Ассоциативный ряд». - Какие слова – ассоциации у вас возникают со словом МЕДВЕЖОНОК? (маленький, неуклюжий, рычит, беспомощный, кувыркается, урчит, лижет, барахтается, лес, медведица, берлога) - Замечательно!!! И с этим заданием вы прекрасно справились! 3.2.- Как вы думаете, может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником? (да, нет) - Посмотрите на портрет этого человека. Вы узнали его? (да, нет) Возьмите Лист № 3, обведите каждую четвертую букву и прочтите имя и фамилию автора. РПТЕАМЗВЧИСГДЛОЕТИПНБАТИКВУЙВЫКЧШАРАУТЫРЦГЗУБИМШСАВИДОМН (Евгений Чарушин) - Молодцы! Продолжаем наш полет! Много лет назад в старинном городке Вятке жил мальчик Женя. Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Он слушал сказки с карандашом в руках и рисовал во время рассказа зверей и птиц. С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому Чарушину определиться в дальнейшей жизни. Он очень любил животных. У них в доме был настоящий зоопарк – кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Ни одного дня не проводил Женя без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их характер, настроение, различал их голоса. Многое о родной природе Чарушин узнал от мамы. Она была хорошим садоводом и огородником. Мальчик приносил из лесу редкие растения и сажал возле дома. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. - Попробуйте сформулировать тему урока. ??? Произведение какого писателя будем изучать (читать)? (Евгения Ивановича Чарушина) - А как вы думаете, как называется произведение, с которым мы познакомимся? Посмотрите внимательно на пазлы. («Медвежонок») - А теперь попробуйте сформулировать цель урока, продолжив начало на доске! • Мы познакомимся с ... (Познакомимся с новым произведением - Е.Чарушина.) - Какие задачи поставим перед собой? (дети сами формулируют: продолжают предложение или на карточке соединить начало и конец предложения) • Мы узнаем ... (Узнаем новые сведения из биографии автора.) • Мы будем учиться ... (Выразительно и без ошибок читать и анализировать его произведение.) | Лист № 2 с медвежа-тами Слайд 5 -самолет и звук взлета Слайд 6 Как только соберут - Слайд 7 - Кластер Медвежонок Слайд 8- портрет писателя Слайд 9 Слайд 10 - Видео самолета вид из окна, фото мест жизни писателя Слайд 11, 12 – тема, задачи урока |
3.2.Работа с текстом до чтения. «Мозговой штурм» - Как вы думаете, о чем будет данное произведение? Кто может быть главным героем? Какое событие в произведении может быть описано? (гипотезы – предположения детей) | Слайд 12 |
3.3.Работа с текстом во время чтения. Чтение учителем. Приём «Чтение с остановками» (прогнозирование) Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк. Как вы думаете, что ждало маленьких медвежат в зоопарке? – А теперь послушайте, что же было дальше! В зоопарке их всех посадили в одну клетку, бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью, и ростом - кто побольше, кто поменьше. Самый маленький - самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит. Как вы думаете, а что делают другие медвежата? А другие весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят - мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки. Один, хоть и всех перерос, а есть не умеет по - настоящему. Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так! Другой, черноватый, с белым пятном - нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья - то скользкие, два вершка пролезет да вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит - вниз съезжает. Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит - лапы отдыхают. Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом. Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит. Медвежишка успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать. Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят. Вдруг опять кто - то закричал. Орёт во всё горло - надрывается. Как вы думаете, кто так кричал? А это тот самый сосун, который по - настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле - у клетки метла стояла. Полез Миша по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы ударила. Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает. Дали ему опять соску. Медвежата съели кашу, так вывозились, что никакой масти не узнаешь - все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть. Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают. 3.4. Работа с текстом после чтения. - К какому жанру относится это произведение? (рассказ) - Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных? (Наблюдательность) | Лист № 4 Я |
3.4.1.«Глоссарий» Выводок – детёныши (птенцы), живущие с матерью. Масть – цвет шерсти животного (окрас). Угрюмый – мрачный, неприветливый, безотрадный. Сослужительница – человек, который ухаживает за животными. Облапит – обхватить лапами. Отчаянным голосом – громким голосом. Учуял – прочувствовал носом. Корытце - большой открытый продолговатый сосуд с округлёнными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. 3.4.2.Физкультминутка. - Мы хорошо поработали, а сейчас отдохнём. Медвежонок потянулся! Раз нагнулся, два нагнулся. Лапки в стороны развёл, Мёд он видно не нашёл! Чтобы мёд ему достать - Надо на носочки встать! 3.4.3.Прием «Тонкие и толстые вопросы» - Понравился вам рассказ? А какие вопросы по рассказу вы хотели бы задать одноклассникам? Прием - «Стенка на стенку» (вопрос – ответ, по 2 вопроса, по два ответа) «Тонкий вопрос»: КТО? ЧТО? «Толстый вопрос»: ПОЧЕМУ? | Лист № 5 Соединить левый столбик с правым Слайд 13 Слайд 14 |
3.4.6. Работа с текстом после чтения. – А сейчас поиграем в игру (командная игра): Прием «Крестики – нолики» (На доске таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «0», если не согласен – «Х») – по 6 человек в команды (маркеры 2х цветов) - Верно ли, что произведение «Медвежонок» написал Евгений Чарушин? (+) - Верно ли, что когда погибли три медведицы, трех медвежат отдали в цирк? (-) - Верно ли, что всех медвежат посадили в одну клетку? (+) - Верно ли, что самый маленький был угрюмый и все время ворчал? (+) - Верно ли, что служительница зоопарка кормила одного медвежонка из соски? (+) - Верно ли, что черноватый, с белым пятном-нагрудником медвежонок полез по метле? (-) - Верно ли, что Миша лежал на полу, вопил и метлу из лап не выпускал? (+) - Верно ли, что после каши все медвежата стали белые? (-) - Верно ли, что в зоопарке продавали медвежат? (-) | Слайд 15, 16 с таблицей «Крестики-нолики» листы на доске |
4.РАЗВЯЗКА (рефлексия) 4.1.- Над каким произведением мы работали на уроке? Кто автор? Е.Чарушин «Медвежонок» - Как вы думаете, что хотел сказать автор своим читателям? (Чарушин призывает всех изучать природу, животных, любить их, ведь с любви к природе и животным начинается большая любовь к Родине.) - Что нового узнали? Чему учит произведение? (Рассказ учит любить природу, любить животных и особенно любить маленьких зверят. Учит никогда не убивать животных. Учит любить детей и разрешать им баловаться, но в меру.) 4.2. Д/з: составить синквейн «Медвежонок», творческое задание «Создание видеофильма» 4.3. – Мы приземляемся. Вспомните, как назывался наш самолет? («ДОБРОТА») - Почему именно такое название? (без доброты невозможно быть счастливым самому и дарить радость другим, добрые дела способны изменить людей, заставить их задуматься над своим недостойным поведением) - Пока мы с вами путешествовали, к нам гость прилетел из Арктики! Давайте его встретим! Входит белый мишка Белый мишка: «Я принёс вам подарки за то, что вы активно работали на уроке»! (раздаются подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина к детям) А ты – человек – хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно…Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море – озеро…. Расти поскорее, учись лучше!» Е. И. Чарушин. Если времени не остается баночки дарим белому мишке! Картинка МЕДВЕДЯ. У детей в файлах «баночки с медом» трех цветов на двухстороннем скотче: ЗЕЛЕНЫЙ – В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг (ла) больших высот. ЖЕЛТЫЙ – В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг (ла) больших высот. КРАСНЫЙ - В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг (ла) больших высот. | Лист № 6, 7 для синквейна + кадры для фильма Слайд 17-приземление самолета СЛАЙД 18 МЁД для медвежонка (на доску картинку) СЛАЙД 19 вход белого медвежонка |
К
Самый большой медвежонок
Медвежонок с белым пятном
Самый маленький медвежонок
ЛАСТЕРне умеет есть
упрямый
угрюмый
любопытный
находчивый
ворчливый
бестолковый
ловкий