Материал на проверке

Отражение нравственно – этических понятий (добро, любовь и забота о животных) в рассказе Е. Чарушина - "Медвежонок"

1
0
Материал опубликован Сегодня в 05:53 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ковернинская средняя школа № 1»

Тема: Отражение нравственно – этических понятий (добро, любовь и забота о животных) в рассказе Е. Чарушина «Медвежонок».

Класс: 3

Учитель: Губкина С.А.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Целью урока было: формирование читательской компетентности учащихся на основе технологии продуктивного чтения по произведению Е.И. Чарушина «Медвежонок».

Задачи:

Создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.

Формирование умения целостно воспринимать произведение, осознавать себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Воспитание бережного отношения к природе.

Развитие нравственных качеств личности (любовь, доброта, отзывчивость).

Средства обучения:

1. Текст произведения Е.Чарушина «Медвежонок»

2. Дидактический материал с заданиями для индивидуальной и групповой работы, пазлы – картинки для работы в группах.

3.Мультимедийная доска. Компьютер и проектор.

Структура урока:

- Экспозиция - организация учащихся к занятию. (1мин.)

- Завязка (вопрос – провокация, актуализация знаний). (6мин.)

- Кульминация (вопрос – провокация). Организация разнообразных методов и приемов по формированию и совершенствованию практических умений и навыков читательской грамотности. (25мин.)

- Развязка (Рефлексия) (3 мин.)

Здоровье – сберегающие технологии: психологический настрой (мотивация, экспозиция), наглядный материал, смена видов деятельности, физкультминутка, игры, эмоциональные разрядки, стиль общения.


ХОД УРОКА

ЭКСПОЗИЦИЯ (введение в тему)

1.Самоопределение к деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Светлана Анатольевна. Приветствую вас на борту нашего самолета. Сегодня мы отправимся в путешествие. Но сначала нужно расшифровать название нашего самолёта!



Слайд 1-

самолет

2. ЗАВЯЗКА (вопрос-провокация)

Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности.

2.1.- Для этого прочитайте текст № 1. По заглавным буквам первого слова в начале каждого предложения составьте слово. (ДОБРОТА)

Далеко, на берегу озера Байкала жил старик. Однажды видит он в окошко, что бежит к избе медведь. Большая голова на короткой толстой шее, маленькие глазки. Рядом бежит стая волков. Он заскочил в сени, дверь закрылась, а дверь лапой придавил. Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика. А весной медведь ушёл в лес.


Лист № 1


Слайд 2 – текст № 1

в виде сердечка





2.2. – Итак, как называется наш самолет? Какое слово у вас получилось? («ДОБРОТА»)

Молодцы!!! Вы прекрасно поработали. С собой мы возьмем багаж знаний.

Приём «Слово – магнит»

ДОБРОТА

- Доброта, она какая?

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

душевная добрый

бесконечная добродетель

сердечная добряк

СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ

отзывчивость зло

добродушие ненависть

человечность жестокость

душевность бессердечие

- Так какой багаж знаний мы возьмем с собой? А что оставим за бортом? (зло, ненависть, жестокость, бессердечие)

Слайд 3 -

Самолёт с названием «Доброта»



Слайд 4 - ЧЕМОДАНЫ

3. КУЛЬМИНАЦИЯ (вопрос-провокация)

Постановка учебной задачи.

3.1. - Итак, приготовились, мы взлетаем!

- Ребята, мы же совсем забыли про топливо – давайте исправим ситуацию.

РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА (3 ГРУППЫ)

Приём «Собери пазл»

Разрезать картинки (3 штуки) как пазлы, дети должны их собрать на листе, приклеить (двухсторонний скотч). А потом эти же картинки появляются на экране.

t1736909493aa.jpgt1736909493ab.jpgt1736909493ac.jpgt1736909493ad.jpgt1736909493ae.jpg

- Задание выполнено! Все готовы к взлету?! Тогда мы взлетаем!

- Внимательно рассмотрите эти картинки. Что их объединяет? (герой медведь)

Приём «Ассоциативный ряд».

- Какие слова – ассоциации у вас возникают со словом МЕДВЕЖОНОК? (маленький, неуклюжий, рычит, беспомощный, кувыркается, урчит, лижет, барахтается, лес, медведица, берлога)

- Замечательно!!! И с этим заданием вы прекрасно справились!

3.2.- Как вы думаете, может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником? (да, нет)

- Посмотрите на портрет этого человека. Вы узнали его? (да, нет)

Возьмите Лист № 3, обведите каждую четвертую букву и прочтите имя и фамилию автора.

РПТЕАМЗВЧИСГДЛОЕТИПНБАТИКВУЙВЫКЧШАРАУТЫРЦГЗУБИМШСАВИДОМН (Евгений Чарушин)

t1736909493af.jpgt1736909493ag.jpg

- Молодцы! Продолжаем наш полет!

Много лет назад в старинном городке Вятке жил мальчик Женя. Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Он слушал сказки с карандашом в руках и рисовал во время рассказа зверей и птиц.

С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому Чарушину определиться в дальнейшей жизни. Он очень любил животных. У них в доме был настоящий зоопарк – кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. 

Ни одного дня не проводил Женя без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их характер, настроение, различал их голоса.

Многое о родной природе Чарушин узнал от мамы. Она была хорошим садоводом и огородником. Мальчик приносил из лесу редкие растения и сажал возле дома. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

??? Произведение какого писателя будем изучать (читать)? (Евгения Ивановича Чарушина)

- А как вы думаете, как называется произведение, с которым мы познакомимся? Посмотрите внимательно на пазлы. («Медвежонок»)

- А теперь попробуйте сформулировать цель урока, продолжив начало на доске!

Мы познакомимся с ...  (Познакомимся с новым произведением - Е.Чарушина.)

- Какие задачи поставим перед собой? (дети сами формулируют: продолжают предложение или на карточке соединить начало и конец предложения)

Мы узнаем ...  (Узнаем новые сведения из биографии автора.)

Мы будем учиться ... (Выразительно и без ошибок читать и анализировать его произведение.)






Лист № 2

с медвежа-тами












Слайд 5 -самолет и звук взлета

Слайд 6

Как только соберут -


Слайд 7 -

Кластер

Медвежонок






Слайд 8-

портрет писателя


Слайд 9










Слайд 10 -

Видео самолета вид из окна, фото мест жизни писателя














Слайд 11, 12 – тема, задачи урока







3.2.Работа с текстом до чтения. «Мозговой штурм»

- Как вы думаете, о чем будет данное произведение? Кто может быть главным героем? Какое событие в произведении может быть описано? (гипотезы – предположения детей)

t1736909493ah.jpg

Слайд 12

3.3.Работа с текстом во время чтения. Чтение учителем.

Приём «Чтение с остановками» (прогнозирование)

Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк. Как вы думаете, что ждало маленьких медвежат в зоопарке? – А теперь послушайте, что же было дальше!

В зоопарке их всех посадили в одну клетку, бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью, и ростом - кто побольше, кто поменьше. Самый маленький - самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит. Как вы думаете, а что делают другие медвежата?

А другие весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят - мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.

Один, хоть и всех перерос, а есть не умеет по - настоящему.

Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!

Другой, черноватый, с белым пятном - нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья - то скользкие, два вершка пролезет да вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит - вниз съезжает. Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит - лапы отдыхают.

Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.

Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит. Медвежишка успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.

Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.

Вдруг опять кто - то закричал. Орёт во всё горло - надрывается. Как вы думаете, кто так кричал?

А это тот самый сосун, который по - настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле - у клетки метла стояла.

Полез Миша по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы ударила.

Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.

Дали ему опять соску.

Медвежата съели кашу, так вывозились, что никакой масти не узнаешь - все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.

Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.

3.4. Работа с текстом после чтения.

- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных? (Наблюдательность)

Лист № 4


Я





3.4.1.«Глоссарий»

Выводок – детёныши (птенцы), живущие с матерью.

Масть – цвет шерсти животного (окрас).

Угрюмый – мрачный, неприветливый, безотрадный.

Сослужительница – человек, который ухаживает за животными.

Облапит – обхватить лапами.

Отчаянным голосом – громким голосом.

Учуял – прочувствовал носом.

Корытце - большой открытый продолговатый сосуд с округлёнными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей.

3.4.2.Физкультминутка.

- Мы хорошо поработали, а сейчас отдохнём.

Медвежонок потянулся! Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапки в стороны развёл, Мёд он видно не нашёл!

Чтобы мёд ему достать - Надо на носочки встать!

3.4.3.Прием «Тонкие и толстые вопросы»

- Понравился вам рассказ? А какие вопросы по рассказу вы хотели бы задать одноклассникам? Прием - «Стенка на стенку» (вопрос – ответ, по 2 вопроса, по два ответа)

«Тонкий вопрос»: КТО? ЧТО?

«Толстый вопрос»: ПОЧЕМУ?

Лист № 5

Соединить левый столбик с правым









Слайд 13




Слайд 14


3.4.6. Работа с текстом после чтения.

А сейчас поиграем в игру (командная игра): Прием «Крестики – нолики» (На доске таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «0», если не согласен – «Х») – по 6 человек в команды (маркеры 2х цветов)

- Верно ли, что произведение «Медвежонок» написал Евгений Чарушин? (+)

- Верно ли, что когда погибли три медведицы, трех медвежат отдали в цирк? (-)

- Верно ли, что всех медвежат посадили в одну клетку? (+)

- Верно ли, что самый маленький был угрюмый и все время ворчал? (+)

- Верно ли, что служительница зоопарка кормила одного медвежонка из соски? (+)

- Верно ли, что черноватый, с белым пятном-нагрудником медвежонок полез по метле? (-)

- Верно ли, что Миша лежал на полу, вопил и метлу из лап не выпускал? (+)

- Верно ли, что после каши все медвежата стали белые? (-)

- Верно ли, что в зоопарке продавали медвежат? (-)

Слайд 15, 16

с таблицей «Крестики-нолики»


листы на доске


4.РАЗВЯЗКА (рефлексия)

4.1.- Над каким произведением мы работали на уроке? Кто автор? Е.Чарушин «Медвежонок»

- Как вы думаете, что хотел сказать автор своим читателям?

(Чарушин призывает всех изучать природу, животных, любить их, ведь с любви к природе и животным начинается большая любовь к Родине.)

- Что нового узнали? Чему учит произведение?

(Рассказ учит любить природу, любить животных и особенно любить маленьких зверят. Учит никогда не убивать животных. Учит любить детей и разрешать им баловаться, но в меру.)

4.2. Д/з: составить синквейн «Медвежонок», творческое задание «Создание видеофильма»


4.3. – Мы приземляемся. Вспомните, как назывался наш самолет? («ДОБРОТА»)

- Почему именно такое название? (без доброты невозможно быть счастливым самому и дарить радость другим, добрые дела способны изменить людей, заставить их задуматься над своим недостойным поведением)

- Пока мы с вами путешествовали, к нам гость прилетел из Арктики! Давайте его встретим! Входит белый мишка

Белый мишка: «Я принёс вам  подарки за то, что вы активно работали на уроке»! (раздаются подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина к детям)

А ты – человек – хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно…Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море – озеро….  Расти поскорее, учись лучше!»  Е. И. Чарушин.

Если времени не остается баночки дарим белому мишке!

Картинка МЕДВЕДЯ. У детей в файлах «баночки с медом» трех цветов на двухстороннем скотче:

ЗЕЛЕНЫЙ – В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг (ла) больших высот.

ЖЕЛТЫЙ – В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг (ла) больших высот.

КРАСНЫЙ - В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг (ла) больших высот.












Лист № 6, 7 для синквейна + кадры для фильма


Слайд 17-приземление самолета





СЛАЙД 18

МЁД для медвежонка

(на доску картинку)



СЛАЙД 19 вход белого медвежонка

К

Самый большой медвежонок

Медвежонок с белым пятном

Самый маленький медвежонок

ЛАСТЕР





не умеет есть

упрямый

угрюмый




любопытный

находчивый




ворчливый




бестолковый

ловкий



























Предварительный просмотр презентации

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело» К.Д. Ушинский

«ДОБРОТА»

ДОБРОТА Прилагательные Однокоренные слова Синонимы Антонимы душевная бесконечная сердечная добрый добродетель добряк отзывчивость добродушие человечность душевность зло ненависть жестокость бессердечие

«ДОБРОТА»

Кластер Медвежонок маленький неуклюжий рычит лес барахтается кувыркается берлога медведица тоскует

РПТЕАМЗВЧИСГДЛОЕТИПНБАТИКВУЙВЫКЧШАРАУТЫРЦГЗУБИМШСАВИДОМН

Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965) поэт писатель иллюстратор

Тема: Е. И. Чарушин «Медвежонок» Цель: Мы познакомимся с ... Задачи:  • Мы узнаем ...   • Мы будем учиться ... 

Физкультминутка

«Тонкий вопрос»: КТО … ? ЧТО … ? «Толстый вопрос»: ПОЧЕМУ … ?

«Крестики – нолики» Да – «0». Нет – «Х»

«Крестики – нолики» Да – «0». Нет – «Х» 0 Х 0 0 0 Х 0 Х Х

«ДОБРОТА»

Мёд Мёд Мёд В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг (ла) больших высот. У меня есть небольшие результаты в деятельности на уроке, но я на достигнутом уровне не останавливаюсь. Я заполню пробелы в знаниях. Мне трудно. Я пытаюсь… но мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь хороших результатов на уроке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.