12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Rona1111!19



Тема урока: «Отрицательные местоимения»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Средства обучения:

Дидактический материал: учебник, листы самоконтроля, листы с заданием

Материально-техническая база: мультимедийный проектор, презентация.

Учебник: Учебник. Русский язык. 6 класс. М.М.Разумовская, Дрофа, Москва, 2020

Цели урока:

Обучающие

познакомить с отличительными признаками отрицательных местоимений, способом их образования, особенностями их склонения;

сформировать умение правильно употреблять отрицательные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;

определить условия выбора слитного и раздельного написания отрицательных местоимений.

Развивающие

развивать умение находить отрицательные местоимения, объяснять роль в предложении;

развивать орфографическую зоркость;

содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);

Воспитательные

1. создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения


Цели для учащихся:

научиться определять признаки местоимений;

изучить особенности отрицательных местоимений;

научиться употреблять отрицательные местоимения в речи;

изучить правописание отрицательных местоимений.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, взаимоконтроль, групповой, фронтальный.

Приемы работы: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии.

Методы:

проектно-исследовательский (изучение проблемного вопроса по теме)

практический: выполнение упражнений;

объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);

репродуктивный: повторение изученных сведений;

частично-поисковый: работа с таблицами и предложениями;

проблемный (проблемная ситуация).

Технологии:

-здоровьесберегающие технологии,

-технологии коллективного сотрудничества,

- технология развития критического мышления,

-технологии личностно-ориентированного образования,

-компьютерные технологии;

- технология оценивания результатов достижений учащихся.




Ход урока

Фаза вызова

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности учащихся

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы  начинаем  урок.

Чтение эпиграфа урока.

Хотелось бы начать урок словами китайской народной мудрости.


Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому – и я научусь.

Учитель: - Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока?

Ученики: (Высказывают свое мнение) В процессе урока ученики самостоятельно изучают новый материал и так быстрее его осваивают, даже если ошибаются.

Учитель: - Вы хотите узнать тему урока?

Ученики: - Хотим.

Учитель: - Тогда приступаем к работе. Запишем дату 2 февраля, классная работа и оставим одну строку для темы.

Активизация познавательной деятельности учеников

II. Актуализация знаний

Прослушайте и прочитайте текст. ( читает Веревченкова С.)

Мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые помогли Биму на трудном пути к дорогому другу, но они не смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия, и больше (?) …ничего. Бим погиб….. Совершенно безнаказанно. За что? – (?)…. ни за что… . Кого можно призвать к ответу?- (?)…..Никого и Некого!



- Из какого произведении взят отрывок, и кто является автором? – «Белый Бим Черное Ухо» Гавриил Николаевич Троепольский ( Григорьева В.)

- Найдите в тексте местоимения, выпишите их и определите их разряд ( Улицкий Р.)

Те – указательное , они - личное ,свои – притяжательное он - личное

Мы повторили уже известные разряды местоимений, с которыми мы работали. Молодцы!

Ребята, вы обратили внимание, что в конце текста есть предложения, в которых стоят вопросы.

Постарайтесь вставить подходящие по смыслу местоимения, отвечая на мои вопросы



- Кроме свободы и доверия что просил Бим? ( ничего) – Симанцева А.

- За что он погиб? (ни за что) – Головатая Ю.

- Кого-то можно призвать к ответу? (некого и никого) – Чуботару Р.

- К какой части речи мы можем их отнести, учитывая то, какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков? – местоимение (Улицкий Р)

- Что обозначают слова «ничего», «ни за что», «некого» и «никого»? Они утверждают или отрицают что- либо? (отрицают). – Дериглазова О.

Итак, Мы продолжаем изучать с вами местоимение.

- Кто-то может сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? 

Ученики: (сами называют тему урока – отрицательные местоимения)

Учитель: - Молодцы, ребята! Вы легко справились с заданием и определили тему урока.

Запишите тему в тетрадь.



III. Сообщение целей урока

Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Какие цели мы должны поставить перед собой? Чтобы вам было удобнее сформулировать цели, закончите предложения

( Цели для учащихся):

Мы должны:

научиться определять...что?..... признаки местоимений;

изучить особенности ….чего?.....отрицательных местоимений;

научиться употреблять …что? Где?....отрицательные местоимения в речи;

изучить правописание местоимений......каких?...... отрицательных

Фаза осмысления содержания



-На уроке вы будете исследовать материал по учебнику ( стр. 23) и по заданиям на слайдах, делать выводы, которые вы должны записать в схему, которая лежит у вас на парте





t1678799984aa.jpg



Отрицательные местоимения - …..????? (местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок НЕ-, НИ-, которые выражают отрицание предмета, признака, количества называются –отрицательными местоимениями.)

1 - Образование отрицательных местоимений

2 -Правописание отрицательных местоимений.

3 -Склонение отрицательных местоимений



Первичное усвоение новых знаний



1. Работа с первой частью темы



1 - Образование отрицательных местоимений

Рассмотрите схему и сделайте вывод, от каких местоимений, с помощью какой морфемы образуются отрицательные местоимения.




Не + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения

Ни + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения




Не + кого? = некого

Ни + чего? = ничего

Вывод: отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок не и ни.

2- Правописание отрицательных местоимений.

Рассмотрите схему, сделайте вывод, когда отрицательные местоимения пишутся слитно, когда раздельно, в три слова

Поставьте ударение в словах. Сделайте вывод:

В каких случаях пишется -не, а в каких –ни?




некого – не у кого никого – ни с кем



нечего – не с чем ничего – ни к чему






Вывод: отрицательные местоимения пишутся раздельно, когда отделяются от местоимения предлогом. Под ударением пишется приставка не, без ударения- приставка ни.


есть предлог – раздельно, нет предлога – слитно

не – под ударением, ни – без ударения

3 - Склонение отрицательных местоимений

3. Рассмотрите схему и сделайте вывод, какие особенности изменения отрицательных местоимений по падежам вы можете здесь отметить?

Внимательно посмотрите на последний столбик.

Как вам кажется, какие еще есть формы у местоимения НИКАКОЙ?

Какая особенность есть у данных местоимений?

( изменяются по числам и по родам)


1.изменяются по падежам

2.местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО не имеют форму И.П. и В.П.

3.местоимение НИКАКОЙ изменятся по падежам, родам и числам



t1678799984ab.jpg


4. Откройте учебник - стр. 23. Обратитесь к правилу и запишите, что обозначают отрицательные местоимения

Проверьте работу.

- За работу с кластером поставьте себе отметку по следующим критериям

Критерии оценивания:

Ни одной ошибки- поставили «5».

1- ошибки- поставили «4».

2 ошибки- поставили «3».

3 – и более ошибок- поставили «2».




2. Закрепление знаний, полученных при составлении кластера

Актуализация знаний

Вы хорошо поработали над составлением кластера. Закрепите ваши знания на практике.

Обратимся к тексту. – к еще одному фрагменту из повести Гавриила Николаевича Троепольского



3. Тренировочные упражнения.



БИМ И ТЕТКА - читает Головатая Ю.

1. (Н..)кто не мог подойти к костру ночью, если рядом был Бим. 2.Лаем предупредить ночью, что к костру подходит чужой, – пожалуйста, но укусить – (н_)(в)коем случае. 3. А тут....4. Он (н_)чего не понимал из слов Тетки, а она стрекотала сорокой и все время показывала свою руку. 3. «Какая-то паршивая собака меня, советскую женщину, (н_)(во)что не ставит!» – тыкала Тетка в сторону Бима. 4. А потом Тетка ушла молча, гордо вскинув голову и (н_)(на)кого не глядя. 5. Она (н_)(за)что не отвечала перед обществом, но зато это всех требовала ответственности. 6. “Я – для всех и (н..)чей”, - с грустью в это время думал Бим и вспоминал его - Ивана Иваныча 7. (Н...)какой другой человек не нужен был Биму, кроме Ивана Иваныча.



Каков смысл данного текста? ( о преданности, верности, добре и зле)

Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?

Объясните правописание отрицательных местоимений, сгруппировав их по правилу правописания

1 вар – выписать местоимения, которые пишутся слитно

2 вар – выпишите местоимения, которые пишутся в три слова



Но все вы объясняете Объясните правописание отрицательных местоимений ( спросить 2 ученика) - оценить ответ. Остальные – проверяют



Критерии оценивания:

Ни одной ошибки- поставили «5».

1-2 ошибки- поставили «4».

3-4 ошибки- поставили «3».

5-6 ошибок- поставили «2».



Задание. Выпишите из выделенных предложений текста словосочетания с отрицательными местоимениями и определите их синтаксическую роль. Укажите падеж местоимений.

Сделайте вывод: каким членом предложения могут быть отр.мест. ( подлежащим, сказуемым, дополнением, определением) – Улицкий Р.



Критерии оценивания:

Ни одной ошибки- поставили «5».

1-2 ошибки- поставили «4».

3-4 ошибки- поставили «3».

5-6 ошибок- поставили «2».

Закрепление ( если останется время)

Тест в виде игры «Да и -НЕТ». Запишите номер вопроса, рядом слово «нет» или «да». Если согласны, пишете «да», если не согласны, пишете «нет».

Верно ли, что

Отрицательные местоимения указывают на отрицание лица, предмета, признака или количества? -да

Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-? -да

Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа? -нет

Отрицательные местоимения без предлога пишутся слитно? - да

Отрицательные местоимения могут писаться в три слова? –да



Фаза рефлексии

Рефлексия деятельности

«Закончи предложение»

« Сегодня я убедился, что…»

« Теперь я умею …»

« Я знаю, что отрицательные местоимения …»

6. Подведение итогов

Учитель: - Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты?

- Верно. Мы познакомились с разрядом отрицательных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, как употреблять в речи. Путем логических умозаключений, внимательности и ваших знаний была получена информация о отрицательных местоимениях. Благодарю всех за работу!

Выставляются оценки с карточки учета.

V. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. Выставление оценок за урок

Итак, подведем итоги урока

Домашнее задание

1. пар. 50 – учить правило

2. На выбор:

На «5» - Творческое задание: составить забавный рассказ или сказку с использованием отрицательных местоимений на тему: «Однажды …..».



Или

Составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.) или задания для игры "Четвертое лишнее"

На «4» - Упр.481 или 482( выполнить задания, данные к упражнениям)





































16


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.