Конспект урока русского языка в 6 классе «Отрицательные местоимения»
Тема урока: «Отрицательные местоимения»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Средства обучения:
Дидактический материал: учебник, листы самоконтроля, листы с заданием
Материально-техническая база: мультимедийный проектор, презентация.
Учебник: Учебник. Русский язык. 6 класс. М.М.Разумовская, Дрофа, Москва, 2020
Цели урока:
Обучающие
познакомить с отличительными признаками отрицательных местоимений, способом их образования, особенностями их склонения;
сформировать умение правильно употреблять отрицательные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
определить условия выбора слитного и раздельного написания отрицательных местоимений.
Развивающие –
развивать умение находить отрицательные местоимения, объяснять роль в предложении;
развивать орфографическую зоркость;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
Воспитательные –
1. создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения
Цели для учащихся:
научиться определять признаки местоимений;
изучить особенности отрицательных местоимений;
научиться употреблять отрицательные местоимения в речи;
изучить правописание отрицательных местоимений.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, взаимоконтроль, групповой, фронтальный.
Приемы работы: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии.
Методы:
проектно-исследовательский (изучение проблемного вопроса по теме)
практический: выполнение упражнений;
объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);
репродуктивный: повторение изученных сведений;
частично-поисковый: работа с таблицами и предложениями;
проблемный (проблемная ситуация).
Технологии:
-здоровьесберегающие технологии,
-технологии коллективного сотрудничества,
- технология развития критического мышления,
-технологии личностно-ориентированного образования,
-компьютерные технологии;
- технология оценивания результатов достижений учащихся.
Ход урока
Фаза вызова
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности учащихся
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.
Чтение эпиграфа урока.
Хотелось бы начать урок словами китайской народной мудрости.
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь.
Учитель: - Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока?
Ученики: (Высказывают свое мнение) В процессе урока ученики самостоятельно изучают новый материал и так быстрее его осваивают, даже если ошибаются.
Учитель: - Вы хотите узнать тему урока?
Ученики: - Хотим.
Учитель: - Тогда приступаем к работе. Запишем дату 2 февраля, классная работа и оставим одну строку для темы.
Активизация познавательной деятельности учеников
II. Актуализация знаний
Прослушайте и прочитайте текст. ( читает Веревченкова С.)
Мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые помогли Биму на трудном пути к дорогому другу, но они не смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия, и больше (?) …ничего. Бим погиб….. Совершенно безнаказанно. За что? – (?)…. ни за что… . Кого можно призвать к ответу?- (?)…..Никого и Некого!
- Из какого произведении взят отрывок, и кто является автором? – «Белый Бим Черное Ухо» Гавриил Николаевич Троепольский ( Григорьева В.)
- Найдите в тексте местоимения, выпишите их и определите их разряд ( Улицкий Р.)
Те – указательное , они - личное ,свои – притяжательное он - личное
Мы повторили уже известные разряды местоимений, с которыми мы работали. Молодцы!
Ребята, вы обратили внимание, что в конце текста есть предложения, в которых стоят вопросы.
Постарайтесь вставить подходящие по смыслу местоимения, отвечая на мои вопросы
- Кроме свободы и доверия что просил Бим? ( ничего) – Симанцева А.
- За что он погиб? (ни за что) – Головатая Ю.
- Кого-то можно призвать к ответу? (некого и никого) – Чуботару Р.
- К какой части речи мы можем их отнести, учитывая то, какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков? – местоимение (Улицкий Р)
- Что обозначают слова «ничего», «ни за что», «некого» и «никого»? Они утверждают или отрицают что- либо? (отрицают). – Дериглазова О.
Итак, Мы продолжаем изучать с вами местоимение.
- Кто-то может сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас?
Ученики: (сами называют тему урока – отрицательные местоимения)
Учитель: - Молодцы, ребята! Вы легко справились с заданием и определили тему урока.
Запишите тему в тетрадь.
III. Сообщение целей урока
Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Какие цели мы должны поставить перед собой? Чтобы вам было удобнее сформулировать цели, закончите предложения
( Цели для учащихся):
Мы должны:
научиться определять...что?..... признаки местоимений;
изучить особенности ….чего?.....отрицательных местоимений;
научиться употреблять …что? Где?....отрицательные местоимения в речи;
изучить правописание местоимений......каких?...... отрицательных
Фаза осмысления содержания
-На уроке вы будете исследовать материал по учебнику ( стр. 23) и по заданиям на слайдах, делать выводы, которые вы должны записать в схему, которая лежит у вас на парте
Отрицательные местоимения - …..????? (местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок НЕ-, НИ-, которые выражают отрицание предмета, признака, количества называются –отрицательными местоимениями.)
1 - Образование отрицательных местоимений
2 -Правописание отрицательных местоимений.
3 -Склонение отрицательных местоимений
Первичное усвоение новых знаний
1. Работа с первой частью темы
1 - Образование отрицательных местоимений
Рассмотрите схему и сделайте вывод, от каких местоимений, с помощью какой морфемы образуются отрицательные местоимения.
Не + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения
Ни + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения
Не + кого? = некого
Ни + чего? = ничего
Вывод: отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок не и ни.
2- Правописание отрицательных местоимений.
Рассмотрите схему, сделайте вывод, когда отрицательные местоимения пишутся слитно, когда раздельно, в три слова
Поставьте ударение в словах. Сделайте вывод:
В каких случаях пишется -не, а в каких –ни?
некого – не у кого никого – ни с кем
нечего – не с чем ничего – ни к чему
Вывод: отрицательные местоимения пишутся раздельно, когда отделяются от местоимения предлогом. Под ударением пишется приставка не, без ударения- приставка ни.
есть предлог – раздельно, нет предлога – слитно
не – под ударением, ни – без ударения
3 - Склонение отрицательных местоимений
3. Рассмотрите схему и сделайте вывод, какие особенности изменения отрицательных местоимений по падежам вы можете здесь отметить?
Внимательно посмотрите на последний столбик.
Как вам кажется, какие еще есть формы у местоимения НИКАКОЙ?
Какая особенность есть у данных местоимений?
( изменяются по числам и по родам)
1.изменяются по падежам
2.местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО не имеют форму И.П. и В.П.
3.местоимение НИКАКОЙ изменятся по падежам, родам и числам
4. Откройте учебник - стр. 23. Обратитесь к правилу и запишите, что обозначают отрицательные местоимения
Проверьте работу.
- За работу с кластером поставьте себе отметку по следующим критериям
Критерии оценивания:
Ни одной ошибки- поставили «5».
1- ошибки- поставили «4».
2 ошибки- поставили «3».
3 – и более ошибок- поставили «2».
2. Закрепление знаний, полученных при составлении кластера
Актуализация знаний
Вы хорошо поработали над составлением кластера. Закрепите ваши знания на практике.
Обратимся к тексту. – к еще одному фрагменту из повести Гавриила Николаевича Троепольского
3. Тренировочные упражнения.
БИМ И ТЕТКА - читает Головатая Ю.
1. (Н..)кто не мог подойти к костру ночью, если рядом был Бим. 2.Лаем предупредить ночью, что к костру подходит чужой, – пожалуйста, но укусить – (н_)(в)коем случае. 3. А тут....4. Он (н_)чего не понимал из слов Тетки, а она стрекотала сорокой и все время показывала свою руку. 3. «Какая-то паршивая собака меня, советскую женщину, (н_)(во)что не ставит!» – тыкала Тетка в сторону Бима. 4. А потом Тетка ушла молча, гордо вскинув голову и (н_)(на)кого не глядя. 5. Она (н_)(за)что не отвечала перед обществом, но зато это всех требовала ответственности. 6. “Я – для всех и (н..)чей”, - с грустью в это время думал Бим и вспоминал его - Ивана Иваныча 7. (Н...)какой другой человек не нужен был Биму, кроме Ивана Иваныча.
Каков смысл данного текста? ( о преданности, верности, добре и зле)
Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?
Объясните правописание отрицательных местоимений, сгруппировав их по правилу правописания
1 вар – выписать местоимения, которые пишутся слитно
2 вар – выпишите местоимения, которые пишутся в три слова
Но все вы объясняете Объясните правописание отрицательных местоимений ( спросить 2 ученика) - оценить ответ. Остальные – проверяют
Критерии оценивания:
Ни одной ошибки- поставили «5».
1-2 ошибки- поставили «4».
3-4 ошибки- поставили «3».
5-6 ошибок- поставили «2».
Задание. Выпишите из выделенных предложений текста словосочетания с отрицательными местоимениями и определите их синтаксическую роль. Укажите падеж местоимений.
Сделайте вывод: каким членом предложения могут быть отр.мест. ( подлежащим, сказуемым, дополнением, определением) – Улицкий Р.
Критерии оценивания:
Ни одной ошибки- поставили «5».
1-2 ошибки- поставили «4».
3-4 ошибки- поставили «3».
5-6 ошибок- поставили «2».
Закрепление ( если останется время)
Тест в виде игры «Да и -НЕТ». Запишите номер вопроса, рядом слово «нет» или «да». Если согласны, пишете «да», если не согласны, пишете «нет».
Верно ли, что
Отрицательные местоимения указывают на отрицание лица, предмета, признака или количества? -да
Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-? -да
Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа? -нет
Отрицательные местоимения без предлога пишутся слитно? - да
Отрицательные местоимения могут писаться в три слова? –да
Фаза рефлексии
Рефлексия деятельности
«Закончи предложение»
« Сегодня я убедился, что…»
« Теперь я умею …»
« Я знаю, что отрицательные местоимения …»
6. Подведение итогов
Учитель: - Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты?
- Верно. Мы познакомились с разрядом отрицательных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, как употреблять в речи. Путем логических умозаключений, внимательности и ваших знаний была получена информация о отрицательных местоимениях. Благодарю всех за работу!
Выставляются оценки с карточки учета.
V. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. Выставление оценок за урок
Итак, подведем итоги урока
Домашнее задание
1. пар. 50 – учить правило
2. На выбор:
На «5» - Творческое задание: составить забавный рассказ или сказку с использованием отрицательных местоимений на тему: «Однажды …..».
Или
Составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.) или задания для игры "Четвертое лишнее"
На «4» - Упр.481 или 482( выполнить задания, данные к упражнениям)
16