12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Морозова Юлия Евгеньевна62
Я работаю в школе-интернате № 1 г. Пензы с 2008 года учителем географии, биологии, химии. До этого времени 20 лет проработала в школе № 217 г. Заречный учителем географии. На протяжении 12 лет летом ездила в палаточный лагерь "Юный археолог России".
Россия, Пензенская обл., Пенза
3

Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды



Тема урока: «Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота,

подземные воды».

Цель: Формирование навыков поиска новых знаний о внутренних водах России.

Ззадачи:

    Развивать знания о происхождении озерных котловин, типах болот и причинах их происхождения.

    Изучить области распространения многолетней мерзлоты, ледников и подземных вод на территории России.

    Продолжить формирование навыков работы с картами, таблицами и учебником.

    Продолжить формирование навыков самостоятельной работы и географического мышления.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы урока: фронтальная беседа, демонстрация, частично-поисковый, практическая деятельность.

Оборудование: карта «Физическая карта России», «Водные ресурсы России», контурная карта России, учебник, атлас, презентация по теме урока, мультимедийное устройство, компьютер.

    Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

II. Повторение:

    Назовите, что входит в состав внутренних вод. Покажите некоторые из них на карте.

    Какие виды внутренних вод есть в нашей области? Какие в нашем городе? (Слайд 3)

    Назовите бассейны океанов и покажите на карте реки принадлежащие им.

    Что по- вашему называется озером? Назовите самое большое озеро и самое глубокое.

III. Изучение нового материала:

Озера — это замкнутые котловины, заполненные водой.

Озера бывают сточные, как правило, пресные и бессточные, как правило, соленные (Слайд4).

Озера различаются по происхождению: (Схема в тетрадь, слайд 5)

    Пользуясь таблицей на стр. 79 учебника выпишите название озер и постарайтесь найти их на карте.(Проверка ответов у карты около доски)

    Каковы же причины размещения озер? Попробуем разобраться вместе. (Схема в тетрадь, Слайд 6)

    Человек является силой создающей искусственные водоемы — пруды и более крупные — водохранилища. Какие водохранилища вы знаете? Можете пользоваться картой. (Проверка ответов у карты около доски)

    В тексте учебника найдите, как влияют озера на другие компоненты природы.

    Используя текст учебника, составьте схему значения озер. (Слайд 7)

Болота— это переувлажненные участки местности. Они делятся на верховые и низменные.(Схема в тетрадь, слайд 8)

    В тексте учебника найдите условия образования болот. Запишите их в тетрадь.(Слайд 9)

    Где у нас в России распространены болота? Покажите на карте.

70% — Западная Сибирь, северо-запад Русской равнины и Васюганье.

    Болота — это добро или зло? Исстари на Руси болота считались злом. В сказках на болотах жили злые силы (кикиморы, ведьмы…). Так ли это? Каково значение болот? (Схема в тетрадь, Слайд 10).

Многолетняя мерзлота — это подземное оледенение, верхний слой земной коры, имеющий круглый год отрицательные температуры и на сотни и тысячи лет, сохраняющий в грунтах льды. Многолетняя мерзлота занимает почти половину территории России. Ученые считают, что тысячи лет тому назад, когда в четвертичном периоде было несколько этапов похолодания. Причиной образования многолетней мерзлоты являются суровые малоснежные зимы, короткое лето и среднегодовая температура ниже 00. Южная граница вечной мерзлоты показывается обычно на почвенной карте. (Карта, слайд 11)

    Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота на природу? (Схема в тетрадь, слайд 12).

Оставшиеся виды внутренних вод изучите самостоятельно.

IV. Закрепление:

    Самое глубокое озеро России и мира? Его происхождение.

    Какое происхождение имеет самое большое озеро мира?

    Участки суши, избыточно увлажненные? Какая горная порода образуется здесь и где она используется?

    Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота на реки?

    На контурной карте покажите выделенные объекты и назовите их.

Домашнее задание: § 13, составить вопросы по тексту учебника, выучить план-конспект.


Здесь будет файл: /data/edu/files/t1454595378.ppt (Презентация к уроку "Озера, болота, ледники")


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.