Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота,
подземные воды».
Цель: Формирование навыков поиска новых знаний о внутренних водах России.
Ззадачи:
Развивать знания о происхождении озерных котловин, типах болот и причинах их происхождения.
Изучить области распространения многолетней мерзлоты, ледников и подземных вод на территории России.
Продолжить формирование навыков работы с картами, таблицами и учебником.
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы и географического мышления.
Тип урока: комбинированный
Методы и формы урока: фронтальная беседа, демонстрация, частично-поисковый, практическая деятельность.
Оборудование: карта «Физическая карта России», «Водные ресурсы России», контурная карта России, учебник, атлас, презентация по теме урока, мультимедийное устройство, компьютер.
Организационный момент.
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение:
Назовите, что входит в состав внутренних вод. Покажите некоторые из них на карте.
Какие виды внутренних вод есть в нашей области? Какие в нашем городе? (Слайд 3)
Назовите бассейны океанов и покажите на карте реки принадлежащие им.
Что по- вашему называется озером? Назовите самое большое озеро и самое глубокое.
III. Изучение нового материала:
Озера — это замкнутые котловины, заполненные водой.
Озера бывают сточные, как правило, пресные и бессточные, как правило, соленные (Слайд4).
Озера различаются по происхождению: (Схема в тетрадь, слайд 5)
Пользуясь таблицей на стр. 79 учебника выпишите название озер и постарайтесь найти их на карте.(Проверка ответов у карты около доски)
Каковы же причины размещения озер? Попробуем разобраться вместе. (Схема в тетрадь, Слайд 6)
Человек является силой создающей искусственные водоемы — пруды и более крупные — водохранилища. Какие водохранилища вы знаете? Можете пользоваться картой. (Проверка ответов у карты около доски)
В тексте учебника найдите, как влияют озера на другие компоненты природы.
Используя текст учебника, составьте схему значения озер. (Слайд 7)
Болота— это переувлажненные участки местности. Они делятся на верховые и низменные.(Схема в тетрадь, слайд 8)
В тексте учебника найдите условия образования болот. Запишите их в тетрадь.(Слайд 9)
Где у нас в России распространены болота? Покажите на карте.
70% — Западная Сибирь, северо-запад Русской равнины и Васюганье.
Болота — это добро или зло? Исстари на Руси болота считались злом. В сказках на болотах жили злые силы (кикиморы, ведьмы…). Так ли это? Каково значение болот? (Схема в тетрадь, Слайд 10).
Многолетняя мерзлота — это подземное оледенение, верхний слой земной коры, имеющий круглый год отрицательные температуры и на сотни и тысячи лет, сохраняющий в грунтах льды. Многолетняя мерзлота занимает почти половину территории России. Ученые считают, что тысячи лет тому назад, когда в четвертичном периоде было несколько этапов похолодания. Причиной образования многолетней мерзлоты являются суровые малоснежные зимы, короткое лето и среднегодовая температура ниже 00. Южная граница вечной мерзлоты показывается обычно на почвенной карте. (Карта, слайд 11)
Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота на природу? (Схема в тетрадь, слайд 12).
Оставшиеся виды внутренних вод изучите самостоятельно.
IV. Закрепление:
Самое глубокое озеро России и мира? Его происхождение.
Какое происхождение имеет самое большое озеро мира?
Участки суши, избыточно увлажненные? Какая горная порода образуется здесь и где она используется?
Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота на реки?
На контурной карте покажите выделенные объекты и назовите их.
Домашнее задание: § 13, составить вопросы по тексту учебника, выучить план-конспект.
Здесь будет файл: /data/edu/files/t1454595378.ppt (Презентация к уроку "Озера, болота, ледники")