Технологическая карта урока по географии «Подземные воды» (6 класс)

4
0
Материал опубликован 3 June 2017

Технологическая карта урока

география 6 класс, учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

9 урок раздела VI Гидросфера

учитель Н.В. Невядомская

ТЕМА

Подземные воды

Цель

Сформировать представление о подземных водах, их видах и причинах возникновения

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- знать определение понятий по теме;

- приводить примеры виды подземных вод по месту расположения в земной коре;

- описывать роль подземных вод в жизни человека и в природе.

- называть виды подземных вод;

- приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карста;

- описывать процесс образования подземных вод;

- объяснять условия образования карста

- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,

- воспитывать уважение к мнению других

- воспитывать бережное отношение к подземным водам

Тип урока

Комбинированный урок

Основные термины, понятия

Подземные воды; водопроницаемые, водоупорные и водоносные слои; грунтовые и межпластовые воды; артезианские воды; минеральные воды; карст

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

- принять правила поведения на уроке; осознать специфику вод суши на примере характеристики подземных вод

- познавательные

сравнивать объекты по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи

- регулятивные

уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и картографической форме

- коммуникативные

излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности; уметь слышать мнение других

- сформировать представление о видах подземных вод;

- способствовать формированию знаний о зависимости подземных вод от состава горных пород и атмосферных осадков;

- развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с учебником

Межпредметные связи

физика

Формы организации учебной деятельности и

фронтальная, индивидуальная

Методы обучения

- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Структурные элементы урока

Цели

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап.

Целеполагание

(определение темы урока, постановка цели и задач)

-мотивировать обучающихся к изучению темы

личностные

-проявление интереса к поставленной проблеме

регулятивные

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью

коммуникативные

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

фронтальная

работа

- настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности

Сегодня изучаем один вид внутренних вод. Какие виды вод суши мы уже изучили (реки, озера). Все они расположены на поверхности земли. А если рядом с человеком нет рек, озер, болот, значит он не сможет жить на этой территории? А как же растения выживают?

Тема урока «Подземные воды»

- настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке;

- принимают информацию к сведению

-ведут диалог с учителем

II этап

Повторение ранее изученного материала

-организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для изучения нового материала.

личностные

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям

регулятивные

- выдвигать версии решения проблемы

коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы

индивидуальный и фронтальный опрос

- проверяем качество усвоенного домашнего задания, выявляем пробелы.

Задания на знание номенклатуры

-зачет по теме Озера. Реки

Задания на проверку знаний

- Назовите и покажите озера с разным типом озерных котловин.

- Чем сточные озера отличаются от бессточных?

- Почему в одних озерах вода пресная, в других соленая?

- Как обозначаются болота на физических картах? Примеры самых заболоченных мест России. Роль болот в жизни природы, человека.

 

- проверяют правильность выполнения заданий путём сопоставления собственного ответа с данными эталона

- выбирают индивидуальный режим

работы.

-осуществляют самоконтроль

деятельности на основе заданных алгоритмов

III этап.

Учебно-познавательная деятельность.

(изучение нового материала)

- создать условия для усвоения обучающимися знания основных понятий темы; научить работать с тематическими картами атласа и текстом параграфа

личностные

- понимать значимость знаний и умений составлять характеристику географического положения озер, работать с тематическими картами атласа и учебника.

регулятивные

-осуществлять преобразование информации; работать с нетекстовыми источниками

коммуникативные

-умение организовывать учебное сотрудничество

фронтальная

работа

Изучение нового материала строится на основе изучения теоретического материала с применением текстовых и нетекстовых источников информации.

- Попробуем раскрыть содержание понятия « Подземные воды»?

Вас не удивляет тот факт, что в земной коре есть вода?

Как она туда попала?

( Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают)

Горные породы

 

Водопроницаемые

песок Водонепроницаемые

гравий кварцит

галька мрамор, гранит

- Через гравий вода просачивается быстрее, чем через песок. Через песок вода просачивается быстрее, чем через глину. Почему?

(Чем крупнее поры, трещины, тем быстрее скорость просачивания)

- Есть слои, которые содержат воду, а есть слои, которые служат преградой для неё. Слой содержащий воду –водоносный, слой являющийся преградой для воды – водоупорный.

- Какие горные породы могут быть водоупорными? (глина, мрамор)

Смотреть учебник с. 210 рис. 168, с. 211 рис. 169

Виды подземных вод

А) Грунтовые – воды верхнего водоносного слоя, расположенного на первом водоупорном слое

Б) Межпластовые – располагаются между двумя водоупорными слоями. Сюда вода с поверхности попадает только через места, где водоносные слои выходят на поверхность

В) Родник, ключ – выход на поверхность грунтовых вод.

Почему часто родники располагаются в понижениях?

Уровень воды (по принципу сообщающихся сосудов) стремится к равновесию, поэтому родники встречаются в понижениях.

Г) Артезианские –содержат много растворенных минеральных веществ

Артезианский ключ бьет фонтанчиком. Почему? Смотреть учебник с. 212 рис. 170

( Чаще фонтанируют межпластовые воды, т.к. они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупору в самое низкое место и образует давление)

Д) Гейзер- горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением

(На больших глубинах в толще земной коры возрастает температура)

Значение подземных вод

- насыщение

-очищение

-создание карстовых форм рельефа смотреть учебник с. 231 рис. 171.

Используя текст учебника и рисунок, объясните, чем отличаются карстовые формы рельефа от других форм рельефа? Значение их для природы, человека?

- изучают новый материал

- выбирают индивидуальный режим работы; осуществляют самоконтроль деятельности

на основе заданных алгоритмов и эталонов

- определение по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, заболоченность территории мира.

- составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин

IV этап.

Закрепление нового материала

- организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы

- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений

личностные

устойчивый познавательный интерес

регулятивные

умение выполнять учебные действия в соответствии с планом

коммуникативные

умение работать в группе

предметные

использовать приобретенные знания и умения при закреплении материала

индивидуальная работа

- организует деятельность обучающихся по применению новых знаний.

Вопросы

- Почему вода в колодцах имеет разную глубину? От чего зависит уровень подземных вод?

(Уровень в колодцах зависит от количества осадков, от расположения водопроницаемых и водоупорных слоёв)

- Почему колодцы копают зимой?

( Зимой уровень воды в колодцах снижается. Вероятно это связано с тем, что подземные воды питают реки. А зимой другого питания у рек нет, поэтому вся вода уходит в реки и уровень падает. А весной талые воды просачиваются сквозь водопроницаемые слои, и колодец наполняется)

-применяют полученные знания в новой ситуации

- участвуют во фронтальном учебном взаимодействии

- сопоставления и обсуждения результатов индивидуальной деятельности

- определение по карте территории расположения карстовых форм рельефа России, термальных вод мира.

V этап.

Рефлексивная деятельность.

- научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности

личностные

- эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме

регулятивные

- умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью

коммуникативные

-умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата

предметные

умение систематизировать знания по теме

фронтальная

работа

- совместно с учащимися подводит итог урока,

- оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика

-дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

- обмениваются мнениями

«Я хорошо усвоил, что….»

«Мне пригодятся в дальнейшем знания о ..»

VI этап.

Домашнее задание

- отработка навыков в характеристики видов подземных вод

-учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее задание: п. 50 пересказ, вопр. 1-6 устно, дать характеристику озера « Чад» по плану

Использованная литература

 

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева « Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой 5-6 класс» Москва Дрофа, 2013

Н.А. Никитина « Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс» Москва «ВАКО» 2005 год

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева учебник «География. Землеведение. 5-6 класс» Москва Дрофа 2012 год

Атлас по географии 6 класс издательство Дрофа

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.