12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Минакова Ольга Ильинична216
Для меня работать воспитателем означает хорошо знать и любить свое дело, осознавать цель, к которой идёшь. Мы работаем с хрупкой детской душой. От того, что мы вложим в эту ранимую душу, зависит взгляд ребенка на окружающий мир.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»
5

Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Развивающие функции познавательно – исследовательской

деятельности детей дошкольного возраста.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский.



Мы, воспитатели, в своей практике, часто сталкиваемся с тем, что

ребёнок говорит: «Я не умею», «Я не могу». Поэтому создаем условия для

детского экспериментирования, которое позволяет каждому ребенку найти

дело по своим силам, интересам и способности.

Основная задача – создать необходимые условия, чтобы поддержать и

развивать интерес к исследованиям, открытиям.

Познавательно – исследовательская деятельность предполагает развитие

интересов детей, наблюдательности, формирование познавательных

действий, становления сознания, развитие воображения и творческой

активности, формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира и т. д.

Дети сами являются участниками игровых моментов и активными

помощниками. Это позволяет сохранить у детей положительный

эмоциональный настрой.

В процессе организации познавательно – исследовательской деятельности

предполагается решение следующих задач:

- создание условий для формирования основного целостного мировидения

ребёнка средством экспериментирования;

- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;

- развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,

установления причинно – следственных связей, умение делать вывод;

- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности;

- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных

действий.

Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов:

- постановка проблемы, которую нужно решать: что нужно решать для

решения проблемы,

-выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось или нет);

- формирование выводов.

Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания

детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного

героя. Эти герои «участвуют» в опытах, решают возникшие проблемы,

приносят интересные вещи.

Наблюдение является одной из форм исследовательской деятельности

детей, исходит от любознательности детей. Познавательно –

исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в

том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в

реальное творчество.

Эксперименты проводятся в совместной деятельности с детьми и в

режимных моментах:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной

подготовки, проводятся экспромтом);

- плановые наблюдения и эксперименты;

- эксперименты, как ответ на детские вопросы.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только

интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в

коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения,

доказывать её правоту, делать элементарные выводы. Интеграция

исследовательской работы с другими видами детской деятельности:

наблюдением на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для

закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов,

веществ.

Известно, что ни одну задачу успешно решить без плодотворного

контакта с семьёй, полного взаимопонимания между родителями и

педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских

собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в

необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям,

поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить

непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А.

Сухомлинский «Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку

захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Только через

действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и

определить собственное место в нём. Возможность научить ребёнка жить в

быстро меняющемся мире – это создавать ему условия для полного развития

своих собственных способностей, не указывать путь познания, а помощь

найти свой. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность

детей.

Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.