12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Первакова Надежда Владимировна70
Россия, Иркутская обл., р.п.Залари
2

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»



                            "Организация познавательно-исследовательской                                деятельности с детьми старшего возраста"





выполнила воспитатель МБДОУ д/с « Теремок» Первакова Н.В






«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста»

Свою работу по организации познавательно-исследовательской деятельности я начала с детьми старшего дошкольного возраста.

Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как: экспериментирование; исследование; коллекционирование; проектирование.

Я считаю, что одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее) Цель познавательно-исследовательской деятельности: формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности.

Исходя из целей, я поставила следующие задачи:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).

Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Формами работы при организации познавательно - исследовательской деятельности я выбрала:

образовательную деятельность;

беседы познавательного, эвристического характера;

опыты, эксперименты;

просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

игры (сюжетно-ролевые, развивающие); чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;

наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;

экскурсии и целевые прогулки; труд в природе;

тематические дни и недели;

конкурсы, выставки, коллекции;

праздники, развлечения, театрализованная деятельность;

художественная и конструктивная деятельность.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандарта планирование образовательного процесса основывается на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана я учитываю возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей. Образовательную деятельность по познавательно – исследовательской деятельности я организую в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Опытно-экспериментальную работу вовремя непосредственно образовательной деятельности я строю по пяти взаимосвязанным направлениям:

живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);

неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины);

человек («наши помощники» - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа);

рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, ткани, резины, металла, мыла);

физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука). Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживаем с детьми рассаду и семена на подоконнике в группе, дополняем уголок природы комнатными растениями. Привлекая детей в уголок природы, я решаю задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.

Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживаем с детьми рассаду и семена на подоконнике в группе, дополняем уголок природы комнатными растениями. Привлекая детей в уголок природы, я решаю задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.

Одно из главных условий успешной организации познавательно - исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.

В группе я создала центр «Мы экспериментируем», куда входят:

центр песка и воды;

уголок знаний: коллекции альбомов, камней, ракушек, кукол, тематические подборки, схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

мини – лаборатория: различные емкости, мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки, пипетки, шприцы пластиковые (без игл), резиновые игрушки разного размера, пластиковые, резиновые трубочки, деревянные палочки, лопаточки, шпатели, микроскопы, колбы, магниты, лупы, весы, различные емкости.

уголки природы: календари природы, комнатные растения, мини альпинарии.

При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования соответствует среднему уровню развития ребенка, но имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.