12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дюсембаева Майра Ератисбаевна47

Тема урока: Падеж и склонение имен существительных. §98

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель урока: закрепить умение определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на –МЯ и существительное ПУТЬ.

1. Познакомиться с существительными среднего рода на –мя, выяснить к какому типу склонения они относятся.

2. Выявить особенности правописания разносклоняемых имен существительных.

3. Учить распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей.

4.Употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.



Ход урока:

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! В народе говорят: « Без знаний прожить нельзя». На уроках мы не летаем в облаках. Докажем сегодня, что все в наших уроках.

Дежурный: Класс к уроку готов

- Садитесь. Выпрямите спины, поздоровайтесь локтями с соседом по парте. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам удачи.

2. Актуализация опорных знаний

- Запишите в своих тетрадях, пожалуйста, число, классную работу. Оставьте две строки для темы урока. Ребята, проанализируйте предложение: «Книги учат нас смелости и дружбе».

Найдите однородные члены предложения.

К какой части речи относятся эти слова?

Что общего у этих существительных? (ж.р., Д.п.)

В чем разница? (разные окончания).

Почему в одном и том же падеже разные окончания?

- Вижу ваше затруднение. Предлагаю вам, стать сегодня учеными – лингвистами и провести научное исследование.

3. Постановка учебной проблемы

Решение проблемы (работа в парах)

- Измените предложенные существительные по падежам

- Итак, ребята, сверяем свои ответы





Совместное «открытие» знаний

Что вы делали в ходе исследования? (изменяли имена сущ-е по падежам)

В рус. яз. изменение имен сущ-х по падежам и числам как наз-ся? (Склонение)

Какие слова изм-ся по падежам одинаково?

Окончания -а, -я, - это разные окончания? (Нет, это вариант одного и того же окончания. Буква А обозначает твердость согласного, буква Я – мягкость согласного)

Сколько получилось групп имен сущ-х, у которых однотипные окончания? (Все сущ-е мы объединили в 3 группы)

- Эти группы в рус. яз. получили название 1-скл., 2-скл., 3 скл.

Какие сущ-е относятся к 1-скл.? (мужского и женского рода с окончанием –а, -я, в начальной форме)

Ко 2-скл.? ( сущ-е мужского и среднего рода с окончанием –о, -е, в начальной форме)

К 3-скл.? ( женского рода с мягким знаком на конце в начальной форме)



- Вернемся к предложению на доске. Почему же сущ-е смелости, дружбе имеют разные окончания?

- О чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему нашего урока. (Падеж и склонения имен сущ-х)



Запишите тему урока: «Падеж и склонения имен сущ-х»

Как вы думаете, какова цель урока?

Вспомните, что такое имя сущ-е?

Как изменяются имена сущ-е? ( по падежам и числам)

Какого рода бывают сущ-е?

Как определить род сущ-го? (По вопросу: он мой, он моя, он мое)

Что нужно сделать, чтобы определить склонение сущ-го?





КОЛЛЕКТИВНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА



Алгоритм «Как определить склонение существительного»

Поставить имя существительное в начальную форму (И.п.).

Определить род имени существительного.

Если ж.р., окончания –а, -я, то это 1 склонение. (иначе – 3 склонения).

Если м.р., окончания –а, -я, то это 1 склонение. (иначе – 2 склонения).

Если ср.р., окончания –а, -я, то это 2 склонение.



5.Целеполагание и постановка учебной задачи

На слайде представлены слова:

Родина, слава, поклон, ветеран, звезда, верность, солнце, гордость, герой, речь, время, знамя.

Распределите данные слова по группам. (1, 2, 3 склонение)

Взаимопроверка

1 склонение


2 склонение

3 склонение

родина

поклон

верность


слава

ветеран

речь


звезда

герой


гордость



солнце



Вывод: Большинство имен существительных относятся к одному из трех типов склонения.

- Как вы определили принадлежность слов, которому или иному типу склонения? ( По окончаниям)


- Как вы определите принадлежность слова, которому или иному типу склонения? ( По окончаниям)



Постановка учебной проблемы.


- Есть ли в нашей группе слов имена существительные, которые нельзя отнести к 1, 2 или 3 склонению? ( время, знамя)

- Почему мы эти слова не отнесли к данным группам? Какая особенность есть у этих слов?

( Время и знамя – среднего рода)

- Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись?

Формулировка проблемы : К какому склонению относятся имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на –мя?


- А вот о чем мы должны с вами поговорить, так это о разносклоняемых существительных.

- Как вы понимаете новый для вас термин? Предлагаю вам, провести еще одно научное исследование.

6. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

За помощью мы обратимся к учебнику на стр. 262, читаем правило

Первичное закрепление

- Сколько в русском языке разносклоняемых существительных? (11)

1. Десять существительных на –мя, среднего рода(не путать с окончанием!) (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);

2. существительное мужского рода - путь.

Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом)

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид живот­ных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость при­мыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вер­шина.

СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верхо­вой конской сбруи: железная дуга, дужка с проуши­ной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Физкультминутку сделаем вместе с разносклоняемыми существительными - выполняем следующие действия: Размахивать знаменем

Разбрасывать семена

Согнуться под бременем

Почесать темя

Отправиться в путь

Громко назовём своё имя.

Разбираемся сначала с первой группой слов. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.

Тут мы берем любое существительное на -мя (какое понравится). Например, время .
И.п. – время.
Тут просто, основа врем, а окончание –я.

Ставим в Родительный падеж.
Р.п. – времени .
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась? Почему? Была врем, стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д.п. – времени
В.п. – время
Т.п. – временем.
П.п. – о времени

Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?

Самостоятельное применение правила.

-Кто быстрее просклоняеть указанное в карточке слово


БРЕМЯ

Р.


Д


Т


П.










Теперь существительное «путь».

Определите род – мужской.

Окончание? – нулевое.

Куда бы мы его отнесли? Ко 2 склонению. Давайте просклоняем его вместе со словом второго склонения - конь.
И.п. – путь конь
Р.п. – пути коня
Д.п. –пути коню
В.п. – путь коня
Т.п. – путем конём
П.п. –о пути о коне

Работа с таблицей.

Падеж


Склонение

Разносклоняемые


2-е

3-е


И.

сторож

мышь

время

путь

Р.

сторожа

мыши

времени

пути

Д.

сторожу

мыши

времени

пути

В.

сторожа

мышь

время

путь

Т.

сторожем

мышью

временем

путём

П.

о стороже

о мыши

о времени

о пути



- Ребята, кто может прокомментировать эту таблицу (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения).

- Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения - и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения - ем (-ём)).

- Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми?

Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении; окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении. Разносклоняемое? Еще какое! 

Закрепление, введение в систему знаний.

Поработаем со стихотворением, в котором нужно вставить разносклоняемые существительные:

В стародавнее древнее_________

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое__________

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове __________,

Как написать свою фамилию и __________,

Зачем на лошадь надевать седло и__________ -

Необразованное было это____________ .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ___________ забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,

Что кислород всегда поддерживает __________

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое __________,

С утра до вечера они чесали _______________.

Контрольно-оценочная ситуация. Итоговое задание «Проверь себя»

ТЕСТ

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на  – мя;

3) м.р. с окончанием  – а


2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание  – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа


3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе.

Ключ к тесту.

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на  – мя;

3) м.р. с окончанием  – а


2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание  – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа


3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе

Самопроверка

Критерии оценивания: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»



Подведение итогов. Рефлексия

- Над какой проблемой мы работали на уроке? (К какому склонению относятся имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на –мя?)

- Какой вывод мы можем сделать? ( Эти имена существительные разносклоняемые)

Как вы думаете, где вам в жизни могут пригодиться полученные сегодня знания?


Самооценка обучающихся.

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).



Домашнее задание

Параграф № 98, упр. № 741 и творческое задание: лингвистическая сказка или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.  
Одну из пословиц я могу вам назвать уже сейчас. 
От доброго семени – добрый всход. От того, как вы работали на уроке, будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!



-А сейчас выберите начало предложений, представленных на листах и закончите.

-Я узнал….

-Я научился…

-Я понял, что могу…

-Мне понравилось ….

-Для меня стало новым…

-Меня удивило…

-У меня получилось…

-Мне захотелось…





























Вставить разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);



В стародавнее древнее_________

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое__________

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове __________,

Как написать свою фамилию и __________,

Зачем на лошадь надевать седло и__________ -

Необразованное было это____________ .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ___________ забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,

Что кислород всегда поддерживает __________

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое __________,

С утра до вечера они чесали _______________.



















«Проверь себя»

ТЕСТ

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на  – мя;

3) м.р. с окончанием  – а


2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание  – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа


3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3)шимпанзе.



Проверь себя»

ТЕСТ

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на  – мя;

3) м.р. с окончанием  – а


2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание  – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа


3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3)шимпанзе



Проверь себя»

ТЕСТ

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на  – мя;

3) м.р. с окончанием  – а


2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание  – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа


3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3)шимпанзе


БРЕМЯ

Р.


Д


Т


П.





БРЕМЯ

Р.


Д


Т


П.





БРЕМЯ

Р.


Д


Т


П.




Распределите данные слова по группам. (1, 2, 3 склонение)


Родина, слава, поклон, ветеран, звезда, верность, солнце, гордость, герой, речь, время, знамя.


1 склонение


2 склонение

3 склонение














​​​​​​​



Список использованной литературы

Русский язык. 5 кл.: для общеобразоват.учреждений .- /М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов и др.; под редакцией М.М. Разумовской, Р.И. Леканта. – М.:Дрофа 2017. - 317

Учебно-методическое пособие/ составитель Е.Н.Харитонова. - М.: Дрофа, 2015г.

Контрольные работы в 5 классе (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В.

Львов)

Научно-методический журнал «Русский язык и литература. Все для учителя!» – М.: ООО «Издательская Группа «Основа»»., 2014

Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс.- М.:ВАКО, 2018.-336с. – (в помощь школьному учителю).

Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.В. Верескун, С.С. Грачева. – М.: Планета,2011. – 224с. – (Современная школа).

Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. Н.С. Раилко - М.: ВАКО, 2011.-256с – (Мастерская учителя – словесника).

Игры на уроках русского языка: 5 класс. Т.Г. Рик. - М.: ВАКО, 2011.-128с – (Мастерская учителя – словесника).




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.