Урок русского языка в 5 классе «Склонение имен существительных. Падеж. Число»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема урока: «Склонение имен существительных. Падеж. Число».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: углубить и расширить представление о типах склонения имен существительных, развивать умение определять тип склонения, падеж и число для правильного употребления форм имен существительных в речи.
Задачи:
1) создать условия для формирования представления об изменении имён существительных по падежам, определить признаки, по которым имена существительные распределяются по склонениям;
2) развивать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже), сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность; умение работать самостоятельно, в парах, в группах;
3) воспитывать любовь и интерес к русскому языку; уверенность в себе, объективность в самооценке.
Метапредметные:
развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
умение грамотно и связно излагать свои мысли;
извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
Личностные:
формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Этап урока | Ход урока | УУД |
1.Организационный момент | Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». (слайд 1) -Как вы её понимаете? (Ответы детей) -Вы знаете, что наши знания- это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. | Личностные УУД: Внимание. Уважение к окружающим. Эмоциональный настрой на урок. |
2.Актуализация знаний (на основе изученной темы) | -Проведем с вами словарную диктовку (по цепочке, упражнение 405). Вам необходимо определить к какой части речи относится слово и назвать к какому правилу оно относится. Забияка, сладкоежка, непоседа, молодец, комета, сирота, жилище, ураган, обстановка, неряха, зевака, пустомеля. -А сейчас мы поработаем с вами в парах. Первый ряд будет рассказывать друг другу – грамматические признаки существительных, второй ряд – морфологические, а третий ряд – синтаксические. После того, как вы выполните задание, оцените друг друга. Для этого вам надо будет обменяться тетрадями и поставить на полях баллы, максимальный балл – 5. | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. 3.Аргументация своего мнения, учет мнения других. Личностные УУД: 1.Самоконтроль 2.Фиксация затруднений Познавательные УУД: 1.Проверка изученного |
3.Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. | - Продолжим работу по изучению имени существительного. Прослушайте грамматическую сказку и сформулируйте тему урока. Сказка Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (В. Волина) – О чём идёт речь? (о падежах) – А как называется изменение по падежам? (склонение) - Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока это? -Запишите тему урока («Склонение имен существительных. Падеж. Число») (слайд 2) - Посмотрев на тему, сформулируйте цели урока? (слайд 3) (1) вспомнить, как определяются склонения существительных. 2) научиться определять падеж и склонение имён существительных). - Исходя из цели, какую задачу каждый из вас ставит перед собой? (Ответы обучающихся). -Моя задача состоит в том, чтобы вы научились правильно определять число, падеж и склонение имен существительных. Сегодня на уроке у нас работает рубрика «Это интересно». И ваш одноклассник нам подготовил сообщение о терминах падеж и склонение. Послушаем его. (Выступление обучающегося). | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3. Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
4.Построение проекта выхода из затруднения и реализация. | - А сейчас мы поработаем со статьей учебника на странице 16. Возьмите карандаш в руки, прочитайте правило в зеленой рамочке жужжащим чтением и выберите одну ключевую фразу, которая связана с нашей темой. (Все падежи, кроме именительного, называются косвенными). (слайд 4) - Переходим к упражнениям. Упражнение 408. -Вам необходимо переписать, раскрыть скобки. Указать вопрос, обозначить окончание и определить падеж. Выполняем самостоятельно. ( Выполнение упражнения). - Обмениваемся тетрадями, оцениваем баллами, максимальный балл – 5. Поднимите руки, у кого ни одной ошибки. Каждый поднимает руки сам за себя. (Проверка по слайду) (слайд 5) -Существительные в каких падежах вам встречались? Как вы определяли падеж существительного? Теперь просмотровым чтением прочтите рубрику «Советы помощника». -Правильно ли вы с вами определяли падеж существительного? Какое слово для вас было трудным с орфоэпической точки зрения? (Торт) Давайте просклоняем это слово (Рубрика «Культура речи»). | Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), приемами продуктивного чтения. Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
5. Обобщение и углубление изученного | Повторение склонения имён существительных. (слайд 6) -Теперь Вам необходимо вспомнить, что вы знаете о склонении имен существительных. Образовываем группы. В группе выберите лидера, расскажите ему, что вы знаете о склонении. Задача лидера, после ответов участников его группы, прочитать правило на странице 17 и проанализировать работу группы. (Работа в группах). - Проверка: - Что вы знали? - Что для вас новое? -Что сначала нужно сделать, чтобы определить склонение существительного в тексте? - Переходим к упражнению 410. Вам необходимо определить тип склонения имен существительных и записать их в таблицу. У доски работают 3 человека, все остальные в тетрадях. От первого ряда выходит ученик выполнять 1-е склонение, от второго ряда – 2-е склонение, от третьего ряда – 3-е склонение. Проверка по карточкам. | Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
6.Физминутка | (слайд 7) - Пришло время отдохнуть и заодно проверить, как усвоен материал. Лингвистическая разминка. (слайд 8) - Я называю существительное, если 1 скл. – поднимаем руки вверх. 2 скл. – в сторону. 3 скл. - опускаем. Вода(1), изморозь(3), плач(2), слава(1), дочь(3), пень(2), верность(3), поклон(2), девочка (1), болото(2), темнота (1), мышь(3), женщина(1), печь(3). | Познавательные УУД: 1.Проверка знаний и умений. Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
7.Закрепление изученного | -Итак, подведем с вами итог. Что у нас еще осталось? (слайд 9) Как определить тип склонения? (Слайд презентации «Советы помощника»). (слайд 10) - На странице 19 читаем правило вслух. И переходим к упражнению 413. Вам необходимо изменить число у существительных, которые даны в скобках. Записать получившиеся пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы. И также объяснить смысл пословиц. Первый ряд выполняет предложение под цифрой 1, второй ряд под цифрой 2, третий ряд под цифрой 3. (Выполнение упражнение, проверка вслух). - А как вы думаете, существительные имеют только формы единственного и множественного числа? | Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. |
8.Итог урока. Рефлексия | - Какую цель ставили на урок? - Добились ли поставленной цели? - Решили ли вы те задачи, которые ставили в начале урока? (ответы 3-х обучающихся) -Перед вами на столах лежат смайлики. Оцените, пожалуйста, свое настроение после нашего урока. Также, подсчитайте баллы, поставьте их в конце, чтобы ваш наставник выставил вам оценки. Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы большие молодцы. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
9. Домашнее задание | Упражнение 414. (слайд 11) Вам необходимо распределить существительные в три столбика, где первый столбик – ед. и мн. ч., второй столбик – только ед. ч, третий столбик – только мн. ч. |
Волкова Светлана Ивановна