Статья «Парадокс педагогической технологии, не утратившей инновационность за сто лет»
Система обучения XXI века: опыт прошлого – реализация в будущем
ПАРАДОКС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ,
НЕ УТРАТИВШЕЙ ИННОВАЦИОННОСТЬ ЗА СТО ЛЕТ
Пояснительная записка к ресурсу | |||
1 | Автор (ФИО) | Криницкая Ирина Владимировна | |
2 | Образовательная организация | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» | |
3 | Должность | преподаватель | |
4 | Преподаваемые дисциплины | ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации | |
5 | Вид ресурса | педагогическая статья | |
6 | Конкурс | Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Система обучения XXI века: опыт прошлого – реализация в будущем» | |
7 | Аннотация | В данной статье рассматриваются особенности применения педагогической технологии «педагогическая мастерская», которая, возникнув в 20-е годы прошлого столетия не утратила своей востребованности и актуальности в 21 веке и воспринимается как новаторская | |
8 | Ключевые слова | педагогическая технология, педагогическая мастерская, творческая мастерская, мастер, ученик, проводник знаний, индукция, индуктор, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия | |
Источники информации, изученные перед написанием статьи | |||
1 | Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внурочной деятельности/учебно-методическое пособие под ред. С. С. Татарченковой, С-Пб.:"Каро", 2013 - 112 с. | ||
2 | https://studme.org/296781/pedagogika/pedagogicheskie_masterskie | ||
3 | https://studwood.ru/1661884/pedagogika/tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih | ||
4 | https://slovesnik.org/kopilka/stati/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya.html | ||
5 | |||
6 | Иллюстрации | https://yandex.ru/images/ (иллюстрация после заголовка) | |
личный фотоархив автора (с разрешения студентов) |
При возникновении какого-либо инновационного подхода, методики или техники часто обнаруживается, что данное педагогическое явление возникло намного раньше. Временные сроки могут составлять десятилетия и чуть ли не столетия. Парадокс? И да, и нет.
В данной статье рассматривается применение технологии «педагогическая мастерская». На эту педагогическую технологию снова было обращено пристальное внимание психолого-педагогического сообщества, в том числе российского, в конце 90-х годов XX века – начале XXI века. Человек несведущий расценит принципы и этапы педагогической мастерской как удивительно новаторские, передовые и революционные. Однако, если мы обратимся к истории, то выяснится, что данная педагогическая технология возникла достаточно давно – во Франции, еще в 20-х годах XX века. К ее созданию в первую очередь причастны французский физик, общественный деятель, создатель теории магнетизма и парамагнетизма – Поль Ланжевен; французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ, общественный и политический деятель - Анри Валлон; швейцарский психолог и философ Жан Пиаже.
Поль Ланжевен Анри Валлон Жан Пиаже
23.01.1872 – 19.12.1974 15.06.1879 – 01.12.1962 09.08.1986 – 16.09.1980
Существует даже организация, представители которой разрабатывает принципы и пропагандируют данную педагогическую технологию - Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN) - французская группа нового образования (воспитания). Возглавил объединение Анри Бассис, французский педагог, общественный деятель, поэт и драматург Анри Бассис, а также его жена и соратник - Одет Бассис. Разработанная технология получила название «atelie» (в буквальном переводе с французского – ателье), которое в отечественной педагогике закономерно стало называться французскими (творческими, педагогическими) мастерскими.
При поверхностном рассмотерении принципов мастерской может сложиться впечатление, что ее принципы отличны от тех, что приняты в традиционной педагогике. С другой стороны, мы не почуствстуем противоречий с основными дидактическими положениями. Наоборот, будет прослеживаться модернизация и установление некоего соответствия между привычными правилами и меняющимся обществом. При взгляде на человека XXI века, мы уже не сможем его охарактеризовать всего лишь, как человека разумного. Человек нынешнего века – творческий, ищущий, готовый к самосовершенствованию и саморазвитию. Вполне естественно, что при таких обстоятельтсвах образовательный процесс будет выстраиваться иначе, и представлители GFEN описывают процесс обучения как раскрытие нового в мире, науке, и, конечно, в самом себе.
Открытие нового знания должно быть творческим, учащимся следует взаимодействовать и друг с другом, и с педагогом. Задача преподавателя, учителя – совершать открытия с учащимися вместе. Замечательно определяют роли педагога и ученика два важнейших принципа педагогической мастерской:
- я ищу – значит я обучаюсь, я ищу – значит я обучаю;
- я исследую, ты исследуешь, мы исследуем
Так как уже более десяти лет я работаю в системе среднего профессионального образования, то буду описывать педагогический процесс от лица преподавателя СПО, мысленно обращаясь к своим учащимся – студенам.
Интуитивно ранее я использовала элементы данной педагогической технологии, даже не будучи с ней знакомой. Мне очень нравится атмосфера, которая присутствует на занятии при использовании педагогической мастерской – она, вне всяких сомнений, способствует творческому саморазвитию личности студента. Мне очень импонируют постулаты данной педагогической технологии, которые целесообразно перечислить:
- все способны;
- каждый имеет право высказать свою точку зрения;
- уважаю мнения партнеров;
- отсутствует официальное оценивание;
- важно, что мы узнаем и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем.
Такие правила требуют от преподавателя особенно внимательного отношения к эмоциональной сфере обучающихся на занятиях, но этот фактор для меня всегда важен. С другой стороны, вышеперечисленные установки обеспечат условия для самовыражения студента. Логика такова: если я использую педагогическую технологию творческая мастерская, то являюсь мастером, и моя основная задача – подарить студенту радость открытия.
Если материал образовательной программы осваивается в том числе и творчески, обучение предполагает открытие, то и организация деятельности участников мастерской будет носить исследовательский характер. Наш соотечественник Дмитрий Григорьевич Левитес, доктор педагогических наук, профессор, интересно раскрывает главные характеристики содержания и способов взаимодействия мастера и ученика – он использует психологический термин «интериоризация», которая означает формирование внутренних структур человеческой психики, которые формируются благодаря внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем станет достоянием разума, должно быть реализовано вовне (в переводе с французского interiorization – переход извне внутрь) Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и, не мешая окружающим людям, думать. Поэтому так важно на практическом занятии самостоятельное открытие через личный опыт студента. Именно тогда возможно исследовать происхождение открытого знания, сущность системных связей и взаимозависимостей. Преподаватель не сообщает информацию в качестве готовой истины, вместе со студентами идет «отстройка» знаний на основе критического отношения к существующим сведениям, решаются творческие задачи, проявляется уважение к различным точкам зрения, подходам, вариантам, мнениям.
По мнению участников организации GFEN даже при необходимости реализации государственных образовательных стандартов и с учётом системы занятий-пар необходим новый взгляд и обеспечение эвристической среды, которая предусматривает свободный выбор способов, характера, форм вовлечения в учебную деятельность для студентов. В мастерских участникам предоставляются задания и упражнения, которые планомерно подводят их к пониманию познавательной проблемы, определяют ориентировочную последовательность при движении к ее решению, тем не менее каждый студент ставит именно для себя актуальный на данном этапе его саморазвития вопрос, осуществляет варианты поиска ответов, соответствующие личностным особенностям. Именно поэтому в творческих мастерских происходит проявление индвивидуального стиля творческой, исследовательской деятельности ученика. Студент, словно созидатель своего собственного пуьи к знаниям. Но что же делает педагог? Какова его роль? Педагог консультирует, помогает в организации учебной деятельности, а также в понимании изучаемых способов практической работы.
Такое построение процесса познания обеспечивает самостоятельный поиск новых знаний студентами, а готовое знание исключается. Принципиальное отличие педагогических мастерских от проблемного обучения в том, что преподаватель создает условия для того, чтобы его студенты увидели и осознали проблему, определили нужные для ее решения вопросы, находили на них ответы; педагог не дает изначально готовую формулировку проблемы. Именно так происходит образование у студента нового знания, которое он сам выстроил, используя личный опыт и который может в дальнейшем творчески и деятельно применять.
В данной технологии не выдвигаются единые критерии скорости решения творческих и
исследовательских задач, а также единые требования к результатам. У студента есть объективная возможность обрести знание благодаря своему собственному пути, своей личной образовательной траектории, право которой преподаватель (мастер) предоставляет. Каждый студент обладает способностями, а процесс познания подчеркивает индивидуальность.
Далее в статье я буду именовать педагога мастером, что будет логично рамках рассмотрения педагогической технологии «педагогическя мастерская». Задача мастера является несколько нестандартной с точки зрения традиционной педагогики и массовой школы, так как не происходит реализации роли учителя и руководителя. Роль мастера было бы правильней определить словом «проводник», который сопровождает студента по непростому пути познания. Эта роль обуславливается особенностями условий организации и принципов мастерской, ведь главная цель мастера – сопроводить педагогически самостоятельное исследование студента. Что может помочь решить обучающемуся проблему, которую он сам понял, сформулировал и осознал? Безусловно, атмосфера открытости и доброжелательности, присутствие в общении сотворчества, обращение к чувствам - воздействие на эмоциональную сферу студентов, обращение к личному опыту учащегося и пробуждение его лично интереса к изучению темы или проблемной ситуации. Если мастер занял равное положение с учеником, то он не спешит ответить на вопросы и дозирует информацию – делится тогда, когда вознкает в ней острая потребность. Интересная особенность данной педагогической технологии – минимизация информативной, просветительской функции. Это может показаться довольно странным, однако, именно эта особенность мастерской побудит студента обратиться к первоисточникам, либо к одногруппникам, которые заметно продвинулись вперед в изучении вопроса. Взаимная поддрежка, сотрудничесвто и взаимопомощь в мастерской имеют огромное значение, так как взаимодействуют студенты с разным уровнем подготовки, и важно обеспечить взаимосвязь как процессов самообучения и самовоспитания, так и процессов взаимообучения и взаимовоспитания.
Ключевой психологический фактор – студенты с удовольствием включаются в познавательную, творческую, исследовательсвую деятельность, если не чувствуют оценивающего и критичного взгляда преподавателя и если нет страха получить неудовлетворительную оценку. Если мы рассматриваем данную технологию в чистом виде, то официальное оценивание будет исключаться, мастер не будет хвалить ученика и не будет ругать, также не будет выставлять оценки в журнал. В современных реалиях образовательного процесса в системе профессионального образования реализация такого принципа достаточно утопична, так как у студентов есть и промежуточная, и итоговая аттестация – процедура невозможна без оценок. Я соглашусь, что не стоит студентов ругать, однако мне сложно удержаться от похвалы. Поэтому для себя я модифицирую постулат мастерской об исключении критики, похвалы и официальных оценок и формулирую следующее: «поощрять и поддерживать студентов, мотивировать и вдохновлять, создавать условия для ощущения упеха и высоких результатов».
Невозможно рассматривать технологию «педагогическая мастерская» без описания последовательности ее семи этапов.
I. Индукция – создание мотивационной основы для активной исследовательской и творческой деятельности студента. Индукторы – те индикаторы, которые используются для осознания проблемы, видения вопроса студентами, побуждают размышлять и стремиться решить проблему, либо найти варианты решения. Важно подобрать как можно большее количество разнообразных индукторов для комплексного воздйствия на сферы личности студентаов – мотивационную, эмоциональную и когнитивную.
Задача мастера: способствовать возникновению у обучающегося чувства нетерпения, желания самопроявления и самостоятельного выполнения чего-то нового, отличающегося от образцов, известных ранее. Студент начинает испытывать потребность в решении проблемы. Творческий процесс сопровождается сильным проявлением эмоций, поэтому в качестве индуктора могут использоваться разнообразные стимулы: необычное задание; загадка; неизвестный термин, пониятие, графический знак, предмет; незнакомый человек, животное, памятник архитектуры; музыкальный фрагмент, шум, непривычнй звук и так далее. Главный критерий подбора – соответсвие возрастным особенностям восприятия студентов. Данный этап технологии является базовым, так как он предвосхищает эффективность применения мастерской – мотивирует на активную деятельность студентов. Все последующие этапы технологии и действия мастера направлены на сохранение возникшего интереса к проблеме и обеспечение обстоятельств для ее решения. Данный этап технологии, как правило, удается эффективно реализовать, например, в данном учебном интегрированном занятии (учебно-методическая разработка автора статьи):
https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_anglijskomu_yazi_053024.html
II. Самоконструкция - переход от чувств и эмоций к реальным действиям. Ощущения могут формулироваться в виде предположения, проекта, изображения, модели, схемы и др.
На этапе индукции переживания студентов индивидуальны – если они самостоятельно осознали проблему, то она может становиться для них личностно значимой, побуждать к стремлению решить проблему самостоятельно с опорой на сформированные знания, умения, опыт, точку зрения, собственные мысли. Данное стремление имеет большое значение для развития творческого потенциала студента.
Задача мастера: избегать неосторожных слов, советов, замечаний и способствовать устранению смущения студентов в самопроявлении; обеспечение фиксации высказанных мыслей, точек зрения, характеристик индивидуального видения проблемы, вариантов решения – без присвоения суждениям оценочности – верные/неверные.
III. Социоконструкция – организация парной работы на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемый вопрос с возможностью самостоятельного выбора пары для себя. Происходит взаимная оценка выполненных индивидуально работ, соединение гипотез, сопоставление собственного опыта с опытом товарища, коррекция информация в процессе взаимодействия; субъективный опыт партнеров взаимно обогащается.
Задача мастера: мастер может также становиться напарником любого студента, а также фиксировать и озвучивать появившиеся идеи и гипотезы.
IV. Социализация – рассмотрение идей, проектов и гипотез в небольших группах, которые мастер не назначает, а формируют участники мастерской по своему желанию. Каждая группа – до пяти человек. Проблема обсуждается с уважительным отношением к мнению другого, отсутствием главенствующей позиции кого-то из студентов, интеграция которых достигается групповой работой, в то же время осуществляется синтез вариантов, вопросов, идей, проблем, оформляются общие проекты, разрабатываются общие модели, совместно корректируются гипотезы.
Задача мастера: поддержание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества; отслеживание возникновения подавления, игнорирования мнений и позиций отдельных студентов для устранения.
V. Афиширование – все участники мастерской рассматривают результаты работы групп – реализуется представление различных точек зрения на проблему в виде проектов, презентаций, моделей схем, рисунков и др.
Задача мастера: обеспечить признание полученных результатов, создание творческого коллективного опыта, взаимообогащение.
VI. Разрыв – осознание многообразия способов решения проблемы и необходимости получения дополнительной информации участниками мастерской, что позволит лучше понять суть вопроса: оценить различные варианты ответов; вникнуть в палитру мнений, точек зрения и идей; упорядочить и дополнить полученный опыт. На данном этапе предполагается ощущение внутреннего противоречия – эмоционального конфликта между полученными ранее и новыми знаниями. Для разрешения несоответствия студенту необходима сверка с авторитетными источниками, поиск новых доказательств истинности того, что получилось открыть в мастерской нового знания.
Задача мастера: подвести всеми способами студентов к шестому этапу разрыва, что достаточно сложно на практике.
VII. Рефлексия – словесное выражение студентами переживаний, которые сопровождали творческий познавательный процесс. Одна из задач мастерской – вызвать у студентов положительные эмоции и чувство удовлетворения в связи с проделанной работой и полученными результатами.
Задача мастера: создать условия для каждого участника, чтобы высказаться и объяснить, что на занятии было наиболее значимым и важным; быть внимательным к эмоциональной сфере обучающихся. Полученная на этапе рефлексии информации помогает преподавателю изменить в лучшею сторону свою работу, учитывая индивидуальные особенности студентов.
Перечисленные этапы решают задачи интеллектуального и творческого развития учащихся, обеспечивают условия
К сожалению, пока у меня не получается в полной мере реализовать все этапы педагогической мастерской на практических занятиях, но я стремлюсь к этому, так как данная педагогическая технология, на мой взгляд, обладает большим потенциалом как средство воспитания и обучения, обеспечивает интеллектуальное и творческое развитие студентов, имеет разнообразные направления применения: предметные мастерские, творческие, мастерские ценностных ориентаций и др. Преподаватель может выбрать любой вариант, но он должен помнить, что главный в образовательном процессе – студент – важны его идеи, мысли, точка зрения, мнение, чувства, ощущения и эмоции. В противном случае не стоит ожидать озарения (инсайта - insight), возникновения радости открытия нового знания, творчества, которое не сковывает доминирующий авторитет.
Педагогическая технология «педагогическая мастерская» используется на протяжении столетия, но и сейчас обладает актуальностью, востребованностью и воспринимается как инновационная.
Трефилова Раиса Поликарповна
Калягина Ирина Владимировна