Программа кружка «Волшебные краски»
Принята на педагогическом совете «Утверждаю»
МДОУ комбинированного вида № 57 заведующий МДОУ№57
Протокол № ___________В. А. Морий
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Волшебные краски»
Автор : Тарасова Е. Д.
воспитатель
МДОУ детский сад
комбинированного вида № 57
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка................................................................................3
Перспективный план занятий средняя группа.............................................9
Перспективный план занятий старшая + подготовительная группа..........12
Список использованной литературы...........................................................15
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Мы -волшебники» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать
краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
-Развивает уверенность в своих силах
- Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Детей среднего дошкольного возраста:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
Пластилинография
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 72 занятия. Длительность занятия в средней группе -30 мин
Старшая + Подготовительная группа - количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 72 занятия. Длительность занятия в группе -30 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Перспективный план занятий средняя группа
№п\п | Месяц | Тема | Средство изображения |
1. | Сентябрь | 1. Диагностика |
|
2. Цветы | гуашь | ||
3. Мухомор | гуашь | ||
4. Осьминожки | Нетрад. техника «ладошки» | ||
5. Лошадка | Нетрад. техника «пальчики» | ||
6. Гусеница | Гуашь | ||
7. Украшение салфетки | Акварель | ||
8. Гриб – боровик | Гуашь | ||
2. | Октябрь | 1-2. Рисование собачки | Нетр. техника. «Тычки» |
3. Солнечный лев | Акварель | ||
4. Лебедь белая плывёт | Нетр.техника «Ладошки» | ||
5. Одуванчики | Нетр. техника «Вата» | ||
6. Осенний лес. | Гуашь | ||
7. Ромашковое поле | Гуашь | ||
8. Гуси – Лебеди | гуашь | ||
3. | Ноябрь | 1. Экзотические рыбки | Мелки и акварель |
2. Волшебная кисточка | Гуашь | ||
3. Сказочный домик | Гуашь | ||
4. Утёнок | Нетр. техника «Тычки» | ||
5. Колобок | Акварель | ||
6. Чудо – городец | Гуашь | ||
7. Китти | Гуашь | ||
8. Роспись посуды | Нетрад. техника «Пальчики» | ||
4. | Декабрь | 1-2. Снеговик | Нетр. техника «Тычки» |
3. Ёлочка | Гуашь | ||
4. Новогодние шары | Акварель и мелки | ||
5. Снежинка | гуашь | ||
6. Рукавичка – невеличка | Гуашь | ||
7. Сорока | Нетр. техника «Ладошки» | ||
8. Дед Мороз | Гуашь | ||
5. | Январь | 1. Зимний пейзаж | нетр. техника лист пекинской капусты |
2. Бабушка Яга 3. Клоун 4. Два барана 5. Антошка 6. Дельфины 7. Задорные колокольчики 8. Зима | Гуашь Гуашь Нетр.техн. «Тычки» Акварель Акварель Гуашь Акварель | ||
6. | Февраль | 1-2. Персонажи из мультфильмов «Смешарики» «Фиксики» | Гуашь |
3. Ёжик | Нетр. техника «Тычки» | ||
4. Зайчик в лесу | Нетр. Техника «Тычки» | ||
5. Машина | Нетр. техника «Пальчики» | ||
6. Дюймовочка | Гуашь | ||
7. Котёнок | Мелки | ||
8. Ваза с цветами | Акварель, мелки | ||
7. | Март | 1. Подснежники | Гуашь |
2. Курочка с цыплятами | Нетр. техника «Тычки» | ||
3. Цветы для мамы | Акварель | ||
4. Репка | Гуашь | ||
5-6. Белка песни всё поёт, да орешки всё грызёт. | Гуашь | ||
7. Цветочный горшок. | Нетр. техника По выбору | ||
8. Украшаем тарелочку. | |||
8. | Апрель | 1. Весенний пейзаж. | Гуашь |
2. Бумажный змей | Мелки, акварель | ||
3. Егорка | Гуашь | ||
4. Подводный мир | Акварель | ||
5. Космический корабль | Гуашь | ||
6. Инопланетяне | Гуашь | ||
7. Городецкая роспись – доски | Гуашь | ||
8. Портрет Шарика | Мелки | ||
9. | Май | 1. Солнышко | Гуашь |
2. Стрекоза | Гуашь | ||
3. Бабочки | Нетр. техника «Кляксография» | ||
4. Сказочный попугай | Нетр. техника по выбору детей | ||
5. На болоте уточка | Гуашь | ||
6. Черепахи | Нетр. Техника «Тычки» | ||
7. Декоративный кот | Гуашь | ||
8. Диагностика, занятие открытый показ для родителей |
|
Перспективный план занятий старшая + подготовительная группа
№п\п | Месяц | Тема | Средство изображения |
1. | Сентябрь | 1. Диагностика |
|
2. Человечик - огуречик | гуашь | ||
3. Мухомор | гуашь | ||
4. Украшение платочка | Гуашь | ||
5. Губка - Боб | Гуашь | ||
6. Осенние листья клёна | Нетр. техника «Печать» | ||
7-8. Подсолнухи | Гуашь | ||
2. | Октябрь | 1. Гречневый пудель | Нетр. техника. «Рисование гречкой» |
2-3. Аист на болоте | Гуашь | ||
4. Огородное пугало | Гуашь | ||
5. Пряничное дерево | Нетр.техника «Ладошки», печенье | ||
6. Весёлый кит | Акварель | ||
7. Лесная поляна | Гуашь | ||
8. Петушок – золотой гребешок | гуашь | ||
3. | Ноябрь | 1. Царевна - лебедь | Гуашь |
2. Клякса | Акварель, мелки | ||
3. Попугай Кеша | Нетр. техника. «Тычки», «Ладошки» | ||
4-5. Кошкин дом | Гуашь | ||
6. Царевна - лягушка | Гуашь | ||
7. Чунга – Чанга | Гуашь | ||
8. Роспись тарелочки | Нетрад. техника «Пальчики» | ||
4. | Декабрь | 1. Паучки в паутинке | Гуашь |
2-3. Берёза с фоном | Гуашь | ||
4. Пингвин на коньках | Гуашь | ||
5. Снегурочка | гуашь | ||
6. Символ года | Гуашь | ||
7. Новогодние украшения для ёлки | Акварель, мелки | ||
8. Дед Мороз | Гуашь | ||
5. | Январь | 1. Снеговик | Гуашь |
2. Избушка Бабушки Яги | Гуашь | ||
3. Зимний пейзаж | Акварель, мелки | ||
4. Зайцы в зимнем лесу | Нетр. техн. «Тычки» | ||
5. Где зимуют медвежонок | Гуашь | ||
6. Змея | Нетр. техника | ||
7. Пингвины на льдине | Гуашь | ||
8. Подводный мир | Гуашь | ||
6. | Февраль | 1. Кошка 2. Сказочный дворец | Гуашь Гуашь |
3. Два весёлых гуся | Гуашь | ||
4. Овечка | Нетр. Техника тТычки» | ||
5. Жар - птица | Гуашь | ||
6. Чиполино | Гуашь | ||
7. Мальвина | Гуашь | ||
8. Зимний пейзаж | Нетр. техника Листья пекинской капусты | ||
7. | Март | 1. Метёлка | Нетр. техника «Ладошки» |
2. Тюльпаны | Гуашь | ||
3. Кот Матвей | Гуашь | ||
4. Аисты | Гуашь | ||
5-6. Дымковская Барышня | Гуашь | ||
7. Сказочный цветок | Нетр. техника По выбору | ||
8. Смешарики | Гуашь | ||
8. | Апрель | 1. Деревья из сказки | Гуашь |
2. Весёлая хохлома (роспись посуды) | Гуашь | ||
3. Космос | Гуашь | ||
4. Семёновская матрёшка | Гуашь | ||
5. Пасхальное яйцо | Нетр. техника по выбору | ||
6. Цветы волшебные | Гуашь | ||
7. Весна | Гуашь | ||
8. Хищная рыба | Гуашь | ||
9. | Май | 1. Яблоневый цвет | Нетр. техника «Тычки» |
2. Одуванчики | Гуашь | ||
3. День Победы | Гуашь | ||
4. Пожарная машина | Гуашь | ||
5. Ласточки | Гуашь | ||
6. Весеннее настроение | Гуашь | ||
7. Сирень | Нетр. техника | ||
8. Диагностика, занятие открытый показ для родителей |
|
Список используемой литературы
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.