Программа кружка «Волшебные краски»

0
0
Материал опубликован 5 November 2020

Принята на педагогическом совете                                                          «Утверждаю» 

МДОУ комбинированного вида № 57                                                      заведующий МДОУ№57 

Протокол №                                                                                              ___________В. А. Морий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КРУЖКА 

«Волшебные краски» 

 

 

 

  

Автор : Тарасова Е. Д. 

 воспитатель  

МДОУ детский сад  

комбинированного вида № 57 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год 

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ 






Пояснительная записка................................................................................3

Перспективный план занятий средняя группа.............................................9

Перспективный план занятий старшая + подготовительная группа..........12

Список использованной литературы...........................................................15




























 

Пояснительная записка 

          Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. 

          Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Мы -волшебники» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать 

 краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. 

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. 

Практическая значимость программы 

         Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. 

        Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности 

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь” 

 

Педагогическая целесообразность 

       Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. 

         Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. 

 Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер. 

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: 

-Развивает уверенность в своих силах 

- Способствует снятию детских страхов.  

-Учит детей свободно выражать свой замысел.  

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.  

-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.  

-Развивает мелкую моторику рук.  

-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.  

-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.  

-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. 

Новизной и отличительной особенностью программы«Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. 

Цель: 

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования. 

Задачи: 

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. 

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка. 

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 

Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. 

Детей среднего дошкольного возраста

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография). 

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: 

рисование песком; 

рисование мыльными пузырями; 

рисование мятой бумагой; 

кляксография с трубочкой; 

печать по трафарету; 

монотипия предметная; 

кляксография обычная; 

Пластилинография 

 

Методы проведения занятия

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); 

- наглядные 

-практические 

-игровые 

Используемые методы 

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; 

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; 

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. 

 

Методические рекомендации 

       Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. 

Режим занятий: 

Средняя группа - количество  занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 72 занятия. Длительность занятия в средней группе  -30 мин 

Старшая + Подготовительная  группа - количество  занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 72 занятия. Длительность занятия в  группе  -30  мин. 

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы 

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы

-Проведение выставок детских работ 

-Проведение открытого мероприятия 

-Проведение мастер-класса среди педагогов 

Ожидаемый результат 

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует: 

 - развитию мелкой моторики рук; 

- обострению тактильного восприятия; 

- улучшению  цветовосприятия; 

 -  концентрации внимания; 

- повышению уровня воображения и самооценки. 

 -Расширение и обогащение художественного опыта. 

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. 

-Сформируются навыки трудовой деятельности 

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности; 

-умение находить новые способы для художественного изображения; 

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. 

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства 

 


































 Перспективный план занятий средняя группа 

 

№п\п 

Месяц 

Тема 

Средство изображения 

1. 

Сентябрь 

1. Диагностика 

  

2. Цветы 

гуашь 

3. Мухомор 

гуашь 

4. Осьминожки 

Нетрад. техника «ладошки» 

5. Лошадка 

Нетрад. техника 

«пальчики» 

6. Гусеница 

Гуашь 

7. Украшение салфетки 

Акварель 

8. Гриб – боровик 

Гуашь 

2. 

Октябрь 

1-2. Рисование собачки 

Нетр. техника. 

«Тычки» 

3. Солнечный лев 

Акварель 

4. Лебедь белая плывёт 

Нетр.техника 

«Ладошки» 

5. Одуванчики 

Нетр. техника 

«Вата» 

6. Осенний лес. 

Гуашь 

7. Ромашковое поле 

Гуашь 

8. Гуси – Лебеди 

гуашь 

3. 

Ноябрь 

1. Экзотические рыбки 

Мелки и акварель 

2. Волшебная кисточка 

Гуашь 

3. Сказочный домик 

Гуашь 

4. Утёнок 

Нетр. техника 

«Тычки» 

5. Колобок 

Акварель 

6. Чудо – городец 

Гуашь 

7. Китти 

Гуашь 

8. Роспись посуды 

Нетрад. техника 

«Пальчики» 


4. 

Декабрь 

1-2. Снеговик 

Нетр. техника 

«Тычки» 

3. Ёлочка 

Гуашь 

4. Новогодние шары 

Акварель и мелки 

5. Снежинка 

гуашь 

6. Рукавичка – невеличка 

Гуашь 

7. Сорока 

Нетр. техника 

«Ладошки» 

8. Дед Мороз 

Гуашь 

5. 

Январь 

1. Зимний пейзаж 

нетр. техника лист пекинской капусты 

2. Бабушка Яга 

3. Клоун 

4. Два барана 

5. Антошка 

6. Дельфины 

7. Задорные колокольчики 

8. Зима 

Гуашь 

Гуашь 

Нетр.техн. «Тычки» 

Акварель 

Акварель 

Гуашь 

Акварель 

6. 

Февраль 

1-2. Персонажи из мультфильмов 

«Смешарики» «Фиксики» 

Гуашь 

3. Ёжик 

Нетр. техника «Тычки» 

4. Зайчик в лесу 

Нетр. Техника «Тычки» 

5. Машина 

Нетр. техника «Пальчики» 

6. Дюймовочка 

Гуашь 

7. Котёнок 

Мелки 

8. Ваза с цветами 

Акварель, мелки 

7. 

Март 

1. Подснежники 

Гуашь 

2. Курочка с цыплятами 

Нетр. техника «Тычки» 

3. Цветы для мамы 

Акварель 



4. Репка 

Гуашь 

5-6. Белка песни всё поёт, да орешки всё грызёт. 

Гуашь 

7. Цветочный горшок. 

Нетр. техника 

По выбору 

8. Украшаем тарелочку. 

8. 

Апрель 

1. Весенний пейзаж. 

Гуашь 

2. Бумажный змей 

Мелки, акварель 

3. Егорка 

Гуашь 

4. Подводный мир 

Акварель 

5. Космический корабль 

Гуашь 

6. Инопланетяне 

Гуашь 

7. Городецкая роспись – доски 

Гуашь 

8. Портрет Шарика 

Мелки 

9. 

Май 

1. Солнышко 

Гуашь 

2. Стрекоза 

Гуашь 

3. Бабочки 

Нетр. техника «Кляксография» 

4. Сказочный попугай 

Нетр. техника по выбору детей 

5. На болоте уточка 

Гуашь 

6. Черепахи 

Нетр. Техника «Тычки» 

7. Декоративный кот 

Гуашь 

8. Диагностика, занятие открытый показ для родителей 

  

  

 

 







 

 Перспективный план занятий старшая + подготовительная группа 

 

№п\п 

Месяц 

Тема 

Средство изображения 

1. 

Сентябрь 

1. Диагностика 

  

2. Человечик - огуречик 

гуашь 

3. Мухомор 

гуашь 

4. Украшение платочка 

Гуашь 

5. Губка - Боб 

Гуашь 

6. Осенние листья клёна 

Нетр. техника «Печать» 

7-8. Подсолнухи 

Гуашь 

2. 

Октябрь 

1. Гречневый пудель 

Нетр. техника. 

«Рисование гречкой» 

2-3. Аист на болоте 

Гуашь 

4. Огородное пугало 

Гуашь 

5. Пряничное дерево 

Нетр.техника 

«Ладошки», печенье 

6. Весёлый кит 

Акварель 

7. Лесная поляна 

Гуашь 

8. Петушок – золотой гребешок 

гуашь 

3. 

Ноябрь 

1. Царевна - лебедь 

Гуашь 

2. Клякса 

Акварель, мелки 

3. Попугай Кеша 

Нетр. техника. 

«Тычки», «Ладошки» 

4-5. Кошкин дом 

Гуашь 

6. Царевна - лягушка 

Гуашь 

7. Чунга – Чанга 

Гуашь 

8. Роспись тарелочки 

Нетрад. техника 

«Пальчики» 



4. 

Декабрь 

1. Паучки в паутинке 

Гуашь 

2-3. Берёза с фоном 

Гуашь 

4. Пингвин на коньках 

Гуашь 

5. Снегурочка 

гуашь 

6. Символ года 

Гуашь 

7. Новогодние украшения для ёлки 

Акварель, мелки 

8. Дед Мороз 

Гуашь 

5. 

Январь 

1. Снеговик 

Гуашь 

2. Избушка Бабушки   Яги 

Гуашь 

3. Зимний пейзаж 

Акварель, мелки 

4. Зайцы в зимнем лесу 

Нетр. техн. «Тычки» 

5. Где зимуют медвежонок 

Гуашь 

6. Змея 

Нетр. техника 

7. Пингвины на льдине 

Гуашь 

8. Подводный мир 

Гуашь 

6. 

Февраль 

1. Кошка 

2. Сказочный дворец 

Гуашь 

Гуашь 

3. Два весёлых гуся 

Гуашь 

4. Овечка 

Нетр. Техника тТычки» 

5. Жар - птица 

Гуашь 

6. Чиполино 

Гуашь 

7. Мальвина 

Гуашь 

8. Зимний пейзаж 

Нетр. техника 

Листья пекинской капусты 

7. 

Март 

1. Метёлка 

Нетр. техника «Ладошки» 

2. Тюльпаны 

Гуашь 

3. Кот Матвей 

Гуашь 

4. Аисты 

Гуашь 

5-6. Дымковская Барышня 

Гуашь 



7. Сказочный цветок 

Нетр. техника 

По выбору 

8. Смешарики 

Гуашь 

8. 

Апрель 

1. Деревья из сказки 

Гуашь 

2. Весёлая хохлома (роспись посуды) 

Гуашь 

3. Космос 

Гуашь 

4. Семёновская матрёшка 

Гуашь 

5. Пасхальное яйцо 

Нетр. техника по выбору 

6. Цветы волшебные 

Гуашь 

7. Весна 

Гуашь 

8. Хищная рыба 

Гуашь 

9. 

Май 

1. Яблоневый цвет 

Нетр. техника «Тычки» 

2. Одуванчики 

Гуашь 

3. День Победы 

Гуашь 

4. Пожарная машина 

Гуашь 

5. Ласточки 

Гуашь 

6. Весеннее настроение 

Гуашь 

7. Сирень 

Нетр. техника 

8. Диагностика, занятие открытый показ для родителей 

  

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы 

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013. 

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007 

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2. 

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007. 

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml 

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010. 

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011. 

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003. 

 ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.