Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Старомайнский Центр детского творчества»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ДОД ЦДТ
__________В.А. Голлоева
«___»__________2015 год
Образовательная программа
дополнительного образования детей
детского образовательного объединения
«Волшебные ленты»
Срок реализации программы – 1 год
Всего часов – 72 часа
Возраст обучающихся – 6 лет
Рассмотрена и утверждена Программу разработала
на заседании педагогического педагог дополнительного
Совета ИОУ ДОД ЦДТ образования
Протокол № ______ Павлова Ольга Александровна
От «___»__________2015 год.
Секретарь_____________
р.п. Старая Майна
2015 год.
Информационная карта:
Срок обучения – 1 год
1. Отдел. – МОУ ДОД Старомайнский центр детского творчества.
2. Учебное объединение – кружок
3. Ф.И.О. педагога – Павлова Ольга Александровна.
4. Название программы – объединения «Волшебные ленты»
5. Вид программы – модифицированная. Утверждённая педагогическим советом №_____от________________
6. Продолжительность образовательного процесса, возраст детей: 1 год – 6 лет;
7. Возрастной диапазон (начало освоения программы и окончание) 6-7 лет;
8. Образовательная область – искусство.
9. Направление деятельности: художественно – эстетическая.
10. Уровень освоения: общекультурный.
- по уровню освоения содержания: творческий.
- по уровню действий: продуктивно- творческое.
- по уровню освоения культурных ценностей: творчество.
- по уровню образованности: компетентность общекультурная.
11. Форма организации образовательного процесса: групповая.
12. Направленность освоения учебного материала: горизонтальная.
13. Способ подачи материала: комплексный.
14. Целевая установка: профориентационная.
15 Ожидаемые результаты освоения программы:
По уровню освоения – общекультурный
По уровню образованности – элементарная грамотность
По уровню усвоения содержания образования – творческий
По уровню действий – продуктивно-творческое
По уровню освоения культурных ценностей – продуцирование (творчество)
16. Степень включённости детей: творческая.
17. Форма реализации: очная
18. Адресат: Дети.
Информационную карту на образовательную программу составила:
Павлова Ольга Александровна._____________/ Число, подпись/__________
Пояснительная записка
Программа объединения «Волшебные ленты» рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Она посвящена процессу овладения детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением. В программе учитывается также региональный компонент с учётом традиций, обрядов, праздников местного населения.
Назначение программы (актуальность):
В музыкальном – танцевальном воспитании обучающихся важное место в системе дополнительного образования детей занимает хореография. Она ставит своей целью развитие у детей музыкальности и чувства ритма, а также первое ознакомление их со средствами музыкальной выразительности.
Особенностью данного предмета является то, что на занятиях цель эта достигается с помощью движений. Уже в раннем возрасте дети стремятся ритмично двигаться под музыку. Это связано с естественной потребностью в движениях. Любые движения малыши выполняют непринужденно, если они сочетаются с музыкой и элементами игр. И дальнейшее развитие способностей определяется, прежде всего тем, способствуют ли взрослые своевременному формированию движений, поощряют ли его двигательную деятельность и умело руководят ею.
Поскольку ребёнок имеет неограниченную потребность в тех или иных видах деятельности, постольку перед нами возник вопрос: как ребёнку предоставить возможность совершенствовать двигательную деятельность, максимально разнообразить её, и раскрыть способности талантливых детей.
Это подтолкнуло организовать работу детского образовательного объединения «Волшебные ленты», где дети имеют возможность реализовать двигательные, музыкальные, хореографические способности. Главная задача программы – гармоничное развитие дошкольника, направленное на всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого развития.
Отличительная особенность организации занятий объединения – эмоциональная выразительность использованных движений, непосредственная связь с музыкой и элементами танца. В процессе выполнения танцевальных движений с лентой, у детей развиваются музыкальные способности, внимание, зрительная и двигательная память, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная восприимчивость. Положительные эмоции детей вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на деятельность всех органов, всесторонне развиваются все важнейшие мышечные группы дошкольников.
Новизна программы:
Данная образовательная программа включает в себя использование инновационных подходов к работе – на занятиях кроме традиционных видов деятельности активно используется метод импровизации и взаимосвязи обучения с жизнью. Метод музыкального движения, который также используется в данной программе, направлен на развитие эмоциональной, коммуникативной, психофизической и нравственной сферы развития личности ребёнка.
Данная образовательная программа предусматривает общекультурный уровень освоения, тем самым в перспективе нацелена на формирование у учащихся допрофессиональных навыков образованности, т.е. сознательного достижения учащимися уровня допрофессиональной компетентности.
Цели программы:
– содействие художественно-эстетическому и физическому развитию ребенка;
– создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение к художественному творчеству;
– формирование потребности в здоровом образе жизни;
– содействие формированию грациозности, изящества, воспитанию хороших манер поведения, развитие пластики движений.
Задачи программы:
обучающие:
- Приобретение знаний об общечеловеческих, духовных ценностях.
- Развитие умение определять, что является духовным, а что бездуховным.
-Усвоение знаний, умений, навыков через музыкально-ритмические движения, композиции, танцевальные номера.
развивающие:
- Психофизическое развитие средствами музыкально- ритмической пластики и сюжетных танцев (координация, память, мышление, постановка корпуса).
- Эмоциональное развитие (умение выражать в мимике и пантомимике основной эмоции сопровождающих духовно-нравственные качества личности, саморегуляция).
- Развитие воли, терпения, трудолюбия.
- Развитие творческих способностей личности.
воспитывающие:
- Воспитание и развитие чувства любви, доброты, терпения.
- Воспитание уважительного отношения друг к другу, правила общения.
-Воспитание правил и норм в обществе в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Режим занятий:
Обучение детей по данной программе – 1 год.
Возраст обучающихся: 6 лет
Количество часов в неделю – 2 часа
Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Формы работы:
- занятия проводятся в форме групповых занятий (основная форма организации образовательного процесса).
Индивидуальная работа проводится с наиболее одарёнными обучающимися.
Широко используется также массовая форма работы при проведении праздников, концертов, фестивалей, творческих показов.
Методы работы:
1.Метод учебно-познавательной самообразовательной деятельности (самостоятельность в овладении знаниями, интерес)
2.Метод ступенчатого повышения нагрузок по мере освоения предыдущих.
3.Метод стимулирования деятельности учащихся.
4.Метод импровизации.
5.Метод контроля и самоконтроля.
Методы и формы подачи учебного материала
1.Словесные, наглядные (показ элементов педагогом), практические методы.
2.Метод импровизации.
3.Метод упражнения (музыкально-пластические этюды).
4.Метод игры (в сюжетных танцах).
5.Метод «наставничество» (позиция «Я – педагог»).
Формы подачи учебного материала:
На занятиях в основном используются групповые формы подачи материала. Широко используются массовые формы подачи учебного материала (в концертной деятельности учащихся).
Данная образовательная программа содержит следующие разделы:
Вводные занятия. Основы художественного движения.
Танцевальные этюды.
Пластическая импровизация.
Постановка танцев. Отработка номеров. (танцевальные этюды и танцы различных жанров)
Подготовка и проведение показательных выступлений.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны друг с другом, дополняя друг друга и проводиться с учётом темы, возраста, интереса учащихся.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирование учебного материала,
- единство воспитания и обучения,
- познавательность,
- доступность
- межпредметные связи,
- преемственность,
- работа на результат (взаимосвязь обучения с жизнью)
-направленность содержания программы на активное развитие и формирование у детей приоритета духовно-нравственных ценностей и с этих позиций оценочного отношения к деятельности, искусству, эмоциональный отклик на духовность в поступках людей и в окружающем мире, творческое преобразование действий.
Основные направления работы
и содержание деятельности
Основные принципы организации обучения:
- Принцип доступности изучаемого материала.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых (при руководящей роли педагога).
- Эмоционально-насыщенная тематика танцевальных элементов и упражнений.
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип систематичности и последовательности в овладении знаниями.
- Принцип взаимосвязи обучения с жизнью.
- Принцип прочности результатов обучения.
- Принцип органического единства образования, развития и воспитания детей.
- Принцип дифференцированного подхода к процессу обучения.
Руководствуясь основными принципами, изложенными выше, можно уменьшать или увеличить объём и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и способностей детей.
Тематический план:
№ п/п |
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
Контрольные занятия |
1 |
Введение. |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Гигиенические основы занятий. |
3 |
2 |
1 |
|
3 |
Общая и специальная подготовка. |
8 |
2 |
6 |
|
4 |
Упражнения с пампушками. |
10 |
2 |
8 |
|
5 |
Постановка танцев с пампушками. Отработка номеров. |
14 |
- |
12 |
2 |
6 |
Подготовка и проведение показательных выступлений. |
4 |
- |
3 |
1 |
7 |
Упражнения с лентами. |
16 |
- |
16 |
|
8 |
Постановка танцев с лентами. Отработка номеров. |
10 |
- |
10 |
|
9 |
Подготовка и проведение показательных выступлений.
|
4 |
- |
3 |
1 |
10 |
Фестиваль «Волшебные ленты» |
2 |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
72 |
8 |
59 |
5 |
Учебно-тематический план:
№ п/п |
Тема |
Всего |
Теория |
Практика |
Контрольные занятия |
1 |
Введение |
1 |
1 |
– |
|
1.1.
|
Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ,ППБ,ЭБ. |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Гигиенические основы занятий |
3 |
2 |
1 |
|
2.1.
|
Соблюдение режима дня и питания, личной гигиены, требования к одежде и обуви. |
2 |
1,5 |
0,5 |
|
2.2.
|
Влияние занятий на рост и развитие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3 |
Общая и специальная подготовка |
8 |
2 |
6 |
|
3.1. |
Тренировка вестибулярного аппарата. Общеразвивающие упражнения. |
2 |
1 |
1 |
|
3.2. |
Ритмический бег и ходьба с различными комбинациями. |
1 |
- |
1 |
|
3.3. |
Развитие и совершенствование осанки и походки |
1 |
- |
1 |
|
3.4. |
Развитие координации движений. Акробатические упражнения. |
1 |
- |
1 |
|
3.5. |
Тренировка дыхания. Навыки его распределения во время движений |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Упражнения с пампушками. |
10 |
2 |
8 |
|
4.1. |
Подготовительные упражнения. |
4 |
1 |
3 |
|
4.2. |
Упражнения для рук и плечевого пояса |
2 |
- |
2 |
|
4.3. |
Комбинированные упражнения |
4 |
1 |
3 |
|
5 |
Постановка танцев с пампушками. Отработка номеров. |
14 |
- |
12 |
2 |
5.1. |
Постановка эстрадного танца «Разноцветный дождь». |
2 |
- |
2 |
|
5.2. |
Отработка эстрадного танца. «Разноцветный дождь». |
2 |
- |
2 |
|
5.3. |
Постановка эстрадного танца «Виноватая тучка». |
2 |
- |
2 |
|
5.4. |
Отработка эстрадного танца. «Виноватая тучка». |
2 |
- |
2 |
|
5.5. |
Постановка эстрадного танца «Давай Россия!». |
2 |
- |
2 |
|
5.6. |
Отработка эстрадного танца. «Давай Россия!». |
2 |
- |
2 |
|
5.7. |
Выступления в праздничных концертах |
2 |
- |
|
2 |
6 |
Подготовка и проведение показательных выступлений. |
4 |
- |
3 |
1 |
6.1 |
Отработка и постановка показательного выступления. |
3 |
- |
3 |
|
6.2. |
Показательное выступление коллектива. |
1 |
- |
- |
1 |
7 |
Упражнения с лентами. |
16 |
- |
16 |
|
7.1 |
Разучивание маховых движений лентой. |
4 |
- |
4 |
|
7.2. |
Круговые движения. Малые круги. |
2 |
- |
2 |
|
7.3. |
Круговые движения. Большие круги. |
2 |
- |
2 |
|
7.4. |
Отработка движения «змейка». Разновидность «змеек». |
4 |
- |
4 |
|
7.5. |
Разучивание движения «восьмерка» (горизонтальная) |
2 |
- |
2 |
|
7.6. |
Разучивание движения «восьмерка» (вертикальная) |
2 |
- |
2 |
|
8 |
Постановка танцев с лентами. Отработка номеров. |
10 |
- |
10 |
|
8.1. |
Постановка и разучивание танца «Буратино» |
2 |
- |
2 |
|
8.2. |
Постановка и разучивание танца «Серебристые снежинки» |
4 |
- |
4 |
|
8.3. |
Постановка и разучивание танца «Праздничный салют» |
2 |
- |
2 |
|
8.4. |
Постановка и разучивание танца «Волшебные ленточки» |
2 |
|
2 |
|
9 |
Подготовка и проведение показательных выступлений. |
4 |
- |
3 |
1 |
9.1. |
Отработка и постановка показательного выступления. |
3 |
- |
3 |
|
9.2. |
Показательное выступление коллектива. |
1 |
- |
- |
1 |
10 |
Фестиваль «Волшебные ленты» |
2 |
1 |
- |
1 |
10.1. |
Подготовка к фестивалю |
1 |
1 |
- |
|
10.2. |
Проведение фестиваля «Волшебные ленты» |
1 |
- |
- |
1 |
|
Итого |
72 |
8 |
59 |
5 |
Особенности методики
Занятия проводятся 2 раза в неделю, в течение 1 года. Всего - 72 часа. В возрасте 6 лет ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. В 6 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с трудом. Поэтому в процессе обучения надо использовать новые, ясные и краткие раздражители для удержания внимания детей. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ должен сопровождать и даже опережать объяснение. Однако для активизации мыслительной деятельности ребенка показ можно предварять описанием движения.
Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается.
В процессе занятий важно уделять внимание формированию морально-волевых качеств (настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу), сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу.
Движения с гимнастической лентой
Все движения с лентой разделяются на махи, круги восьмерки и змейки.
Махи
Махи выполняются в различных плоскостях, дугами книзу и кверху. Вот некоторые из них:
правую руку с лентой вытянуть вбок и сделать прямой рукой мах вверх и обратно. Выполнить то же движение, держа ленту в левой руке;
правую руку с лентой вытянуть вбок и сделать прямой рукой мах вниз и обратно. То же левой рукой;
сочетание обоих предыдущих движений. Рука с лентой делает мах вверх и из этого положения мах вниз;
мах лентой снизу вверх. Лента должна описать в воздухе петлю. Упражнение выполняется из различ
ных начальных положений руки с лентой: рука вытянута вбок, опущена, вытянута вперед и так далее.
Круги
Их тоже существует очень много. Опишем только самые основные:
большие круги в разных плоскостях. Рука при этом прямая, осью вращения является плечевой сустав;
малые круги в разных плоскостях. Выполняются движением кисти, ось вращения находится в запястье. Рука с лентой при этом вытянута вбок или вперед;
нарастающие круги типа спирали. Начиная с малого круга, постепенно увеличивать радиус вращения и довести его до большого круга.
Восьмерки
Они могут быть горизонтальные и вертикальные:
малая горизонтальная вось мерка. Выполняется только движением кисти;
большая горизонтальная восьмерка. Выполняется всей рукой, с большой амплитудой, в различных плоскостях;
вертикальная восьмерка. Выполняется взмахом ленты снизу вверх, кисть при этом описывает цифру «8».
Змейки
Могут так же, как и восьмерки, быть горизонтальные и вертикальные:
вертикальная змейка выполняется равномерными движениями кисти вверх и вниз на различной высоте, локоть свободен. Рука с лентой вытянута вперед и немного опущена:
горизонтальная змейка выполняется движениями кисти вправо и влево. Положение руки такое же, как и в предыдущем упражнении;
горизонтальная змейка снизу вверх. Выполняется с опущенной рукой, которая постепенно поднимается вверх;
горизонтальная змейка сверху вниз. Рука с лентой вытянута вперед и постепенно опускается вниз.
Ожидаемые результаты
В результате освоения данной программы происходит формирование у ребенка потребности к систематическим занятиям хореографией, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей художественной культуры, укрепление здоровья.
К концу программы обучающиеся:
– овладеют разнообразными двигательными умениями и навыками;
– приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья;
– приобретут необходимые гигиенические навыки;
– разовьют физические и психомоторные качества;
– укрепят здоровье;
– научатся творческому самовыражению посредством двигательных действий;
– разовьют художественно-эстетический вкус, воображение и фантазию;
– научатся красиво, грациозно двигаться.
Должны знать:
– историю развития художественной гимнастики;
– о пользе занятий по хореографии.
Должны уметь:
– заниматься самостоятельно утренней гимнастикой;
–– выполнять простые танцевальные шаги;
– выполнять базовые элементы упражнений с лентами;
– выполнять простые специальные упражнений с лентами;
– распознавать характер музыкального произведения.
Формы проведения занятий
Программа предполагает использование следующих форм организации занятий в системе дополнительного образования детей:
занятие-игра,
занятие-соревнование,
показательные выступления,
беседа,
беседа-игра.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, обучение, по мере необходимости , проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное.
Диагностический блок
Критерии диагностики освоения программы
Формы контроля |
Уровни освоения
|
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Входящий |
Не владеют специальной терминологией и различными танцевальными движениями, имеют слабое представление о предлагаемых для изучения предметах |
Частично знакомы с терминологией, имеют начальное представление о содержании предлагаемых для изучения предметов. |
Знакомы с терминологией, (например экзерсис, деми плие и т.д.), свободно ориентируются в содержании предлагаемого для изучения материала. |
Текущий |
Недостаточное владение специальной терминологией, умениями в области хореографии. Репродуктивный уровень воспроизведения танцевальных элементов. |
Владение терминологией, знание понятий и законов хореографии, умение применять их на практике. Репродуктивный уровень воспроизведения с сочетанием элементов творческой активности. Импровизация учащегося с помощью педагога (коррекция некоторых танцевальных элементов) |
Отличное владение терминологией, знание понятий и законов, умение творчески подходить к решению поставленных задач. Продуктивно-творческий уровень действий. Поиск нестандартных решений в танце, творческая импровизация. Навык драматического действия в танце (видение сюжетной линии, завязки, кульминации, развязки и т.д.) |
Итоговый |
Частичное владение специальной терминологией, знание понятий и законов хореографии, умение применять их на практике (с непосредственной помощью педагога как координатора и наставника) Репродуктивно-алгоритмический уровень действий.
|
Хорошее владение специальной терминологией, знание понятий и законов хореографии, умение творчески подходить к решению поставленных задач, продуктивно-эвристический уровень действий. |
Отличное владение терминологией, знание понятий и законов хореографии, умение творчески подходить к решению поставленных задач, продуктивно-творческий уровень действий, способность самостоятельно создавать неповторимую, индивидуальную творческую продукцию (этюд, танцевальную композицию, танец) |
Критерии оценок творческих способностей учащихся
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Обладает: - самостоятельными навыками сочинения, подготовки, выполнения этюдов; -умение грамотно анализировать работу, свою и товарищей; (позиция учащегося как педагога, наставника) - ответственность исполнителя перед партнерами и зрителями. Применение полученных знаний в создании характера сценического образа на практике: в танце, этюде. Воспитание ответственности к исполнению своей роли в танце. Реализации заданного характера, поиске средств органичности и выразительности в танце. Умение согласовывать ритм музыки с характером танцевальных движений. Развитие умения использовать дополнительную литературу при постановке хореографического номера. (записи муз. произведений, сборники описания танцев различных народов и национальностей) |
Учащийся старательно выполняет требуемые упражнения. Проявляет фантазию, требуется незначительный контроль со стороны педагога.
Навык активного участия в репетиционной работе: поиске выразительных средств, использование характерности в танце;
Незначительна роль педагога в деятельности, педагог выполняет роль консультанта.
|
Не проявляет активного интереса к деятельности. Как правило, на занятиях пассивен, использует метод репродуктивного познания. Не чётко улавливает ритм музыки (торопится или наоборот опаздывает при выполнении танцевальных элементов).
Учащийся выполняет задания репродуктивно (повторяя за педагогом), наблюдается слабое проявление фантазии при создании сценического образа в танце.
Важна роль педагога как наставника и координатора. |
Этапы организации образовательного процесса
Диагностика учащихся
Диагностика знаний, умений, навыка по данной образовательной программе проводится в начале учебного года, в середине и в конце.
Цель входной диагностики – определение исходного уровня содержания ЗУН по программе.
Цель текущей диагностики – отслеживание результатов образовательной программы (коррекция)
Цель итоговой диагностики – анализ полученных выводов о результативности образовательного процесса.
Изучается:
1. Степень владения специальной терминологией на определённом этапе обучения.
2. Степень творческого и эмоционального проявления в сюжетных этюдах и танцевальных композициях.
3. Степень самостоятельности учащегося при создании танцевального этюда или танца.
Формы диагностики (способы проверки знаний учащихся)
Уроки-импровизации, открытые занятия (показательные выступления)
Межпредметная связь
С музыкой и МХК: на занятиях детям предлагается прослушать отрывки из музыкальных произведений, продумать характер, настроение мелодии, в соответствии с настроением с помощью движений передать характер танца.
С физической культурой: воспитание выносливости, ск
орости, воли, развитие пластичности. Общее оздоровление организма.
Информационно-методическое обеспечение программы
Технические средства обучения
Телевизор
Видеомагнитофон (DVD )
Музыкальный центр с возможностью воспроизведения компакт-дисков и магнитных записей.
СD/DVD-проигрыватели
Методический фонд
Коллекция музыкальных записей разных стилевых направлений
Учебные пособия по искусству, энциклопедии
Фрагменты хореографических произведений
Видеофильмы
Образцы костюмов различных народов (плакаты, слайды, презентации)
Совместная деятельность детей, педагогов, родителей
Приглашение родителей на выступления детей: концерты, праздники, утренники, чаепития, родительские собрания.
Привлечение родителей для пошива костюмов, оформления сценической площадки, создание декораций.
Регулярные родительские собрания по вопросам деятельности кружка.
Деятельность по сплочению коллектива
Самостоятельная работа над созданием танцевальных композиций.
Творческие выезды на концерты, смотры, конкурсы хореографического мастерства.
Совместное проведение огоньков, соревнований, чаепитий с обязательным включением танцевальных номеров.
Виды и способы работы с детьми
1 - интегрированные уроки – реализация межпредметной связи на занятии.
2 - творческие уроки-показы с участием воспитанников.
3 - постановочные уроки (уроки постановки танцевальных композиций, этюдов и танцев).
4 - открытые уроки с приглашением специалистов по дополнительному образованию детей.
Формы контроля
Входная диагностика. Текущая диагностика. Итоговая диагностика.
(открытые занятия (показательные выступления), практические занятия, контрольные уроки.
ЗУН, которые получают учащиеся по итогам освоения программы
соотнесены в таблице критерии диагностики освоения образовательной программы
В процессе занятий учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями, навыками:
Знания:
- владение специальной терминологией, понятий и законов хореографии.
- применение полученных знаний на практике при создании характера сценического образа (например после окончания обучения в объединении и дальнейшего раскрытия своих способностей другими видами искусств)
Умения:
- творчески подходить к решению поставленных задач в вопросах постановки танцевальных композиций с учётом регионального компонента.
- развитие умения использовать дополнительную литературу при постановке хореографического номера. (записи муз. произведений, сборники описания танцев различных народов и национальностей)
-умение грамотно анализировать работу, свою и товарищей;
Навык:
- навык активного участия в репетиционной работе: поиске выразительных средств, использование характерности в танце; - самостоятельно создавать неповторимую, индивидуальную творческую продукцию (этюд, танцевальную композицию, танец). - на занятиях хореографией получают навык организации работы творческого коллектива, способного создавать художественно-творческую продукцию (танец, этюд и т.д.). Перспективный уровень.
Список литературы;
Основная:
1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
2. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Программа дополнительного образования: Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. – М., 2011
3. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. - М., 2004.
4. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. Л., 1975.
5. Кулагина И.Е. Художественное движение. Метод Л.Н. Алексеевой: Пособие для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. В 2 ч. – М., 2002.
6. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, 2001.
7. Роот З.Я. Танцы для детей. – 3-е изд. – М., 2008. – 112 с., илл.
8. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика и музыкальное движение. – М., 1972.
Дополнительная:
1. Алексеева Л.Н. Двигаться и думать: Сб. материалов.- М., 2000.
2. Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в музыке. – М., 1991.
3. Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе – М., 2004.
4. Зарецкая Н.В.Танцы для детей младшего дошкольного возраста: пособие для практических работников. – 2-е изд. – М., 2008. – 96 с., илл.
5. Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практических работников. – М., 2008. – 112 с., илл.
6. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М., 1983.
7. Про чудесные превращения и «говорящие» движения // Дети, в школу собирайтесь, М., 1996.
8. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика: Упражнения. Игры. Танцы. – М., 1998.
Для педагога:
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. 2 изд. испр. и доп. – СПб: ПОИРО. 2000
Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», 3-изд. испр. и доп. – М., 2005.
Воронкова В.В. Программа специальных образовательных учреждений, 2009.
Коренева Т. Ф. «Музыкально - ритмические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1-2 часть. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2001.
Савинкова О.В., Полякова Т.А. Москва. Методическое пособие.2003год.
Приложение:
Конспект занятия.
Части занятия продол- житель- ность |
Частные задачи к конкретным видам деятельности |
Содержание учебного материала |
Дози- ровка |
Организационно - методические указания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность к занятию.
Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей деятельности.
Организовать воспитанников к выполнению упражнений в передвижениях.
Содействовать общему «разогреванию» и введению организма занимающихся в работу.
Организовать детей к выполнению общеразвивающих упражнений.
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах рук.
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах туловища.
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах ног.
Восстановить навык выполнения гимнастических упражнений с лентами
Разучить комбинацию гимнастических упражнений с лентой в движении, под музыкальное сопровождение.
Содействовать оптимизации функционального состояния организма воспитанников
Содействовать осмыслению результативности учебно-познавательной деятельности
Содействовать общему восстановлению организма после физической нагрузки
Организовать воспитанников для дальнейших занятий
|
1.Построение учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями.
2.Собщение задач занятия.
3.Бег в умеренном равномерном темпе в чередовании с ритмической ходьбой на носках, перекат с пятки на носках, в приседе в сочетании различными положениями рук.
4.Ходьба в заданном темпе и перестроение из колонны по одному в колонну в круг налево в движении.
5.Общеразвивающие упражнения: Упр1:.И.П.-о.с 1-руки на пояс 2-руки к плечам 3-руки вверх 4-и.п Упр2:И,П-руки в стороны 1,2,3,4-вращательные движения кистями рук вперёд 1,2,3,4- вращательные движения кистями рук назад 1,2,3,4-вращательные движения в локтевых суставах вперёд 1,2,3,4-вращательные движения в локтевых суставах назад 1,2,3,4-вращательные движения прямыми руками вперёд 1,2,3,4-вращательные движения прямыми руками назад
Упр1:И.П-О.С. 1-через стороны руки вверх 2,3-наклон вперёд 4-И.П
Упр2:И.П-О.С,руки в стороны, наклониться вперёд 1,2,3,4-вращательные движения с касанием противоположной рукой носка кроссовки. Упр - «Мельница»
Упр1:О.С-руки в стороны 1-Мах пр.ногой вперёд, приподняться на левой ноге на носок 2-Мах в И.П,лев.нога опуститься на пятку 3- Мах лев.ногой вперёд, приподняться на правой ноге на носок 4-Мах в И.П,пр.нога опуститься на пятку Упр2:И.П-О.С, руки на пояс 1-выпад пр. ногой вперёд 2-И.П 3-выпад пр.ногой в сторону 4-И.П 5-выпад лев. Ногой вперёд 6-И.П 7-выпад лев. Ногой в сторону 8-И.П
6.Упражнения на формирование умения в разучивании компонентов техники упр. с лентами:
Упр1:И.П-О.С лента в правой руке. 1,2,3,4-махи лентой в боковой плоскости.
Упр 2:И.П-О.С лента в правой руке 1,2,3,4-круги лентой в боковой плоскости Выполнит- большие,, средние, малые круги.
Упр3: Змейки с лентой. И.П-О.С лента в правой руке, вверх, палочка направлена в низ. 1,2,3,4-выполнять по воздуху движение кисти влево м вправо.
Упр4:Спирали с лентой. И.П.-О.С лента в правой руке, рука удерживает палочку вертикально. 1,2,3,4-выполнить круговые движения кистью внутрь 5,6,7,8- выполнить круговые движения кистью наружу.
Упр 5:Восьмёрки. И.П-О.С лента в правой руке. 1,2,3,4-выполнить восьмёрку лентой в горизонтальной плоскости по воздуху.
7.Комбинация упражнений с лентой под музыку «Буратино», в движении. И.П - Учащиеся образуют круг в центре зала. 1 куплет-1-4-махи 5-8 круги Припев:1-4-махи в вертикальной плоскости 5-6-махи в горизонтальной плоскости 2 куплет:1-4-спирали во круг себя по воздуху 5-8-вертикальная змейка Припев:1-4-махи в вертикальной плоскости 5-6-махи в горизонтальной плоскости 3 куплет:1-4-змейка во круг себя по полу 5-8-вертикальная змейка. Припев:1-4-махи в вертикальной плоскости 5-6-махи в горизонтальной плоскости
8.Самостоятельное выполнение отдельных произвольных упражнений с лентой из ранее разученных комбинаций
9.Выполнение произвольной слитной комбинации танца с лентой под заданную музыку. Индивидуально или в парах.
10.Свернуть ленточки, сдать учителю.
Построение воспитанников в одну шеренгу, организованный выход из спортивного зала в колонне по одному раздевалки
|
20-25 сек
25-30 сек
15-20 сек
25-30 сек
до 1 мин
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
4 4 раза 4 4 Раза
4
4 4 Раза
4 4 раза 4
4 раза
2 мин
2 мин
1 мин
|
Требовать от воспитанников согласованности действий, быстроты и чёткости выполнения команд.
Обеспечить предельную локальность, конкретность и смысловую ёмкость задач занятия, доступность понимания их формулировок контингенту воспитанников. Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счёт . Акцентировать внимание воспитанников на сохранение принятой дистанции при передвижении в ходьбе и в беге.
Смену способов передвижения выполнять по распоряжению руководителя. Акцентировать внимание воспитанников на необходимость сохранения правильной осанки при выполнении строевых упражнений .
Акцентировать внимание воспитанников на исходных и конечных положениях и общеразвивающих упражнениях, на соблюдение правил техники безопасности при их выполнении.
Выполнять упражнения под счёт физ. ркеоводителя.
Акцентировать внимание воспитанников на правильном выполнении упражнения, колени не сгибать, пальцами касаться пола или носков .
Акцентировать внимание воспитанников на правильном выполнении упражнения, при повороте туловища, пальцами касаться носка .
Акцентировать внимание воспитанников на правильном выполнении упражнения, выполнять выпады по возможно максимальной амплитуде, индивидуально.
Показ упражнений физ. руководителем. Акцентировать внимание воспитанников на выполнении упражнения под счёт . Акцентировать внимание : Как держать палочку с лентой: Держать палочку свободно, без напряжения большим, указательным и средним пальцами, конец её должен слегка упираться в ладонь у основания большого пальца. Указательный палец следует располагать вдоль палочки
Мах лентой вперёд-вверх производиться так, чтобы она прошла рядом со стопой , касаясь пола. Во время маха следует слегка пружинить ногами. Упражнение выполнять непрерывными круговыми движениями руки При выполнении кругов кисть с палкой всё время должна быть продолжением руки. Основная ошибки: Шелчёк, хлёс, вызываемые резким ускорением и напряжением руки.
Рука с лентой находится вверху ладонь к верху. Основные ошибки связаны с недостаточными усилиями и темпом движении кисти.
Следить за тем, чтобы все спирали выполнялись по полу или по воздуху. Рука удерживает палочку вертикально. Образуемые лентой колечки располагаются горизонтально полу.
Образуемые лентой колечки располагаются горизонтально полу Палочка держится свободно, движения кистью производятся быстро. Выполняются последовательными поворотами руки внутрь и наружу . Добиваться точного рисунка круга.
Упражнения выполняются вместе с руководителем, соблюдать синхронность и ритмичность.
Обратить внимание воспитанников на совместное выполнение упражнений в правую и левую стороны
Соблюдать единый темп и ритм выполнения упражнений.
Ритмичная музыка задаёт единый темп, ритм выполнения упражнений создаёт высокий эмоциональный фон, с удовольствием воспринимаемый занимающимися. Произвольное выполнение отдельных элементов под музыкальное сопровождение.
Выполнение комбинации танца под заданное музыкальное сопровождение.
Ленты последовательно намотать на палочку, предварительно их расправив, чтобы не было заломов.
Подвести итоги урока, оценить каждого индивидуально.
|
Занятие по разучиванию комплекса ритмопластических упражнений с гимнастической лентой
Комплекс ритмопластических упражнений с гимнастическими лентами
Цели и задачи: Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни, углублять знания о происходящем в нашей стране.
Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Музыка".
( Подготовительная группа) .(атласные разноцветные ленты 1.5-2 метра на палочке-ручке 15 см.)
Вводная часть: «Все вы знаете, что скоро в Сочи состоятся олимпийские игры, на которых будут представлены все виды спорта, и, конечно же: спортивная гимнастика. Давайте познакомимся с этим видом спорта (просмотр выступления гимнасток с лентой, обсуждение). Я предлагаю и нам провести свою небольшую олимпиаду по этому виду спорта, но знаете: гимнастки много тренируются, и я предлагаю вам тоже тренироваться на утренней гимнастике»(далее идет постепенное разучивание комплекса утренней гимнастики)
Исходное положение: основная стойка, в ряд. «дрессировщик тигров»-резкие взмахи сбоку (в нижнем положении ленты при правильном исполнении слышится хлопок.)
1.-«вертолет»: ручка зажата в кулаках вытянутых вперед рук, повороты ручки влево- вправо, руки выпрямлены в локтях; ноги попеременно чуть сгибаются в колене.
1а.-«самолет»:половина ленты зажата жестко в вытянутых вперед руках, повороты туловища влево- вправо со меной рук в вертикальном положении вверх-вниз.
2.-«ступеньки»: раз-половина натянутой ленты в опущенных вниз руках, реб. в приседе;, два - встали; три - вперед; четыре- вверх; пять- за голову на плечи; шесть- вниз за спиной; семь- присесть. (то- же в обратном порядке.)
2а. - «крыло птицы»: прохождение тех - же движений в плавном режиме без приседа.
3.-«цапля»: переступить ногой через натянутую в руках ленту, выпрямиться (то же другой ногой) .
4.-«паучок»: ленту опустить так, чтобы она собралась «кучкой», и отвести «хвостик»30-40см в сторону. Прыжки на двух ногах через «хвостик» вперед-назад.
5. - «бег по кругу со сменой направления»: лента в руке, выходящей на внешнюю сторону круга (чтобы последующий реб. не наступил на ленту, делают «змейку»)
Исходное положение - по кругу лицом внутрь, ленты располагаются ручками в центр. -«солнышко»
6.-«цветочек» и «змейка»: «цветочек»- дети подходят к середине, заполняя ее ленточками-«паучками»; «змейка» - дети, пятясь назад, мелкими движениями руки делают «змейку»
7. «солнышко»: дети стоят сбоку от конца ленты, боковые прыжки через «хвостик» ленты.
8. «привет - пока»: привет - идем на носочках по ленте к центру, выдерживая равновесие; пока - возвращаемся «задним ходом»полной ступней на конец ленты.
Исходное положение- в шахматном порядке.
9. «пропеллер»: придерживая левой рукой «хвостик» ленточки, правой рукой раскручивать ручку и 20-30см. ленты.
10. «маленькая змейка»: держать пальчиками за конец ручки на уровне плеча (хвостик свисающей вниз ленты на полу, мелкие движения только кистью прямой руки. Противоположная нога отставлена в сторону на носочек.
11. «большой круг»: махи по кругу впереди себя прямой рукой. (Те же упражнения в другой руке.)
12. «паучок» с «хвостиком»: ноги - одна за лентой, другая перед лентой - прыжки со сменой положения ног.
Игровые упражнения.
13. «салют»: дети выстраиваются в ряд у одной из стен зала, на счет- «123-салют»- метают ручку как самолетик, на команду «собери» - подбирают ленты.
14 .«карусель»: хвостики лент держит воспитатель, стоящий в центе круга. Дети - по кругу: «еле-еле, еле-еле закружились карусели; а потом-потом-потом все бегом- бегом- бегом; тише-тише, тише-тише, не спешите, карусель остановите, раз и два, раз и два – вот и кончилась игра»
(Упражнения постоянно заменяются, добавляются новыми, усложняются - подборку из них можно использовать на утреннике и зарядке, в самостоятельной игровой деятельности.)
Заключительная часть: организация выступления с привлечением зрителей и награждением медалями.