12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Махновец Татьяна Васильевна73

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 «Родничок» ст. Новодонецкой

муниципального образования Выселковский район


Рекомендована педагогическим советом

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детский сад № 28 «Родничок»

ст. Новодонецкой

МО Выселковский район

Протокол №____

« » ______20___г.

Утверждаю

Заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 28 «Родничок»

ст. Новодонецкой

МО Выселковский район

______________Е.А. Берестова

Приказ № « » _______20___г.





Парциальная образовательная программа

«Удалые казачата»


Возраст детей – 5-7 лет

Срок реализации -2 года


Автор:

Махновец Татьяна Васильевна, воспитатель




t1594825979aa.jpg

ст. Новодонецкая,2019г.

Автор

Махновец Татьяна Васильевна, воспитатель




Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста

«Удалые казачата » разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой спроектированную авторскую методическую концепцию образовательно-воспитательного процесса, предназначенного для обновления образования по региональному компоненту. Основана на интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка в возрасте от 5 до 7 лет в условиях детского сада. Срок реализации программы – 2 года.































Содержание


Содержание

стр

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

6

1.3

Концептуальная основа программы

7

1.4

Условия реализации программы

8

1.5

Сроки реализации программы

8

1.6

Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о культуре и истории своего края

9

1.7

Планируемые результаты освоения программы

9

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


2.1

Содержание образовательной деятельности

15

2.2

Примерное планирование образовательной деятельности

16

2.3

Способы и направления поддержки детской инициативы

27

2.4

Особенности взаимодействие педагогов с семьями воспитанников

28

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1

Методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания

29

3.2

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

30

4

Список литературы

31

5

Приложения

33

















1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Народ крепко дорожит обычаями,

как своим священнейшим достоянием.

В.Г. Белинский


Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Анализ образовательного процесса показал, что при общем понимании важности работы по возрождению духовности и патриотизма, начал нравственного сознания воспитанников на основе культурно-исторических региональных традиций Кубанского края, педагоги испытывают затруднения в ее реализации. Это связано, как с недостатком знаний по данной проблеме, так и с затруднениями в отборе адекватного содержания в связи с отсутствием у педагогов целостного видения картины, информационного поля формирования нравственного сознания дошкольников с учетом национально-регионального содержания дошкольного образования. Данная проблема послужила причиной разработки представленной программы «Удалые казачата».

Программа с одной стороны направлена на создание условий для сохранения самобытной казачьей культуры. С другой стороны программа обеспечивает дошкольникам патриотическое воспитание.

Нормативно-правовой базой парциальной образовательной программы

«Удалые казачата » является:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года),

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования” (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014),

- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26),

- Закон Краснодарского края от 16.07.2013 № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»

- Устав МБДОУ ДС № 28 «Родничок».


Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.

Программа знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом кубанских казаков; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать личность, способную к успешной социализации; создаѐт обогащѐнную духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка.

В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

Актуальность программы обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды, мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим детям, внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего.

Мне близка эта тема, потому что сама я родилась и живу на Кубанской земле и главной целью своей работы считаю – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. То, что мы заложим в ребенке сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, православными праздниками, народными играми.

Педагогическая целесообразность программы состоим в том, что из опыта работы с детьми по ознакомлению с историей и культурой казачества стало понятно, если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.  Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием  мною понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

Компонент личностно – ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Компонент культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Компонент свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Компонент гуманно-творческой направленности. Данный компонент обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Компонент интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация компонента интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).


1.2 Цель и задачи реализации образовательной программы

Цель программы – Познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени кубанских казаков и формирование представлений детей об истории возникновения казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к родной культуре, к труду и людям труда;

- воспитывать интерес к художественному слову, к своеобразию кубанского фольклора.

- формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется Казачий край, его характерные особенности.

Развивающие:

- развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины.

- вызывать у детей эмоциональный отклик , гордость за родные места, желание охранять природу своего края.

- развивать индивидуальные творческие способности воспитанников, образное и логическое мышление, воображение, самостоятельность.

Образовательные:

- расширять представления детей о казачестве. Побудить интерес к предлагаемой деятельности.

-  формировать представления о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций.

- на основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни казаков.


1.3 Концептуальная основа программы

Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Н.А. Стародубцева и др.

Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С.В. Петерина; формированию гуманных отношений - А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.; формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.

Современные взгляды на воспитание предполагают внесение иных смыслов в привычные категории, а также введение новых. Содержание процесса воспитания соотносится здесь с человеком, его духовным бытием, смыслом жизни, с индивидуальными жизненными ориентирами воспитанников. Все это призвано сделать содержание воспитательного процесса человеческим, оно не может быть представлено в виде обязательной программы для изучения. Содержание воспитательного процесса должно вовлекать в ситуацию мысли и показывать «что человек может делать из себя сам» (И. Кант). Исходя из определения основных целей и содержания воспитания, я не могу не заметить, что и цели и задачи воспитания базируются на нравственном аспекте формирования личности человека. Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны.

1.4. Условия реализации программы

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. Участниками реализации программы являются: дети, родители (законные представители) и педагоги ДОО.

Формы реализации программы: подгрупповая, фронтальная. Может быть реализована как в основной части образовательной программы так и в части формируемой участниками образовательных отношений, как региональный компонент.

Реализация регионального компонента проходит через знакомство с национально-культурными особенностями Кубанского края (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Кубани, азами казачьей культуры и казачьего быта). Вся образовательная деятельность по реализации регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды. Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с социумом, в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы.

1.5. Срок реализации программы

Срок реализации программы «Удалые казачата» – 2года. Программа предназначена для системного взаимодействия взрослого с детьми дошкольного возраста в ходе образовательных мероприятий, начиная со старшей группы.

Продолжительность образовательной деятельности:

В старшей группе не более 25 минут.

В подготовительной к школе группе не более 30 минут.

Программа состоит из 4-х блоков:

1. «Мой родной казачий край»

2. «История казачества»

3. «Жизнь и быт казаков»

4. «Культура кубанских казаков»

Материал в данной программе планируется по темам, на ознакомление с которым отводится месяц по всем образовательным областям. Индивидуальная работа проводится по необходимости, она направлена на решение конкретной проблемы и затруднении детей в ходе реализации программы.

1.6. Формы и методы работы с детьми по

формированию представлений о культуре и истории своего края

Приобщение к традициям казачества особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

К средствам приобщения дошкольников к культуре казачества относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества, собственная деятельность детей и вся атмосфера, в которой живет ребенок. Вся работа по формированию представлений о  казачестве у старших дошкольников должна строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей. Формами работы по формированию представлений о казачестве могут выступать: экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных данной теме, встречи с казаками, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения.
При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам.

Использование потенциала семьи осуществляется путем:

- привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями казаков, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);

- участия родителей в выставках семейного творчества;

- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

- совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении;

- ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.


1.7 Планируемые результаты освоения программы

Дошкольники:

- сформированы  чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своей малой Родине;

- сформировано желание беречь и охранять родную природу, любовь к родному краю;

- дети знают  особенности  жизни и быта казачества; о том, как ведется  хозяйство, знания предметов  деревенского быта, домашней утвари, кухни;

об обычаях, праздниках, обрядах, традициях кубанского народа, о народном календаре;

- дети знают особенности народного костюма, музыкальный фольклор, народные праздники и традиции;

-в течение года активно участвуют в календарно-обрядовых праздниках, где демонстрируют свои способности;

- умеют давать оценку, высказывать свое мнение по поводу мировоззрения

Кубанских казаков в прошлом;

- самостоятельно организуют казачьи игры;

- знают жизнь казачества в городе и деревне, их особенности;
- имеют элементарные представления об архитектуре, живописи, народном творчестве казачества.

Педагоги:
- самообразовываются по вопросам этнопедагогики, этнографии, народоведения;

- демонстрируют свои знания и умения в рамках сетевого взаимодействия среди ДОО района, распространяют свой опыт работы на районом и федеральном уровне;

- укрепление детско-родительских отношений, общаются с родителями воспитанников на основе уважения и поддержки.

Родители:
-укрепление детско-родительских отношений, общаются с коллективом детского сада на основе взаимного уважения и поддержки;

- активно участвуют в образовательном процессе.

Овладев этой программой, ребенок узнает историю своего края, у него будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретет умение бережно обращаться с животными и растениями, узнает, как собирать лекарственные травы, заваривать лечебный чай и как оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах и порезах. Ребенок познакомится с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат. Через продуктивную деятельность научится изготовлять предметы казачьего быта и приобретет практические навыки по использованию их (в музее детского сада). Ребенок осознает себя (открытие своего «я») и этапы своего развития, научится понимать отношения в прошлом, станет воспринимать себя как часть общества (его членом), и это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.






В качестве инструмента педагогического мониторинга развития ребенка, в том числе его динамики, разработан мониторинг достижения детьми планируемых результатов программы по блокам.

Содержание блока «МОЙ РОДНОЙ КАЗАЧИЙ КРАЙ».

Цель: Познакомить детей с историей возникновения Кубани, дать понятия о традиционных качествах характера кубанского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте, знакомить детей с природой родного края; знакомить с трудом взрослых в прошлом и настоящем; углубить представления о родной станице, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве; рассказать о людях, прославивших своим трудом нашу станицу, край.


Старшая группа

Фамилия имя ребёнка

Развит интерес к изучению родного края, кубанского фольклора, способность делать выводы.

Имеет представления о родственных отношениях в семье, знает имена и отчества родителей.

Развиты нравственные качества на примере литературных образов сказок.

Развиты сильные качества человека: смелость, ловкость, быстрота реакции, чувство патриотизма

1







Подготовительная к школе группа

Фамилия имя ребёнка

Сформированы представления о географическом положении нашего края, о тружениках сельского хозяйства Кубани.

Сформированы представления об экологии родного края.

Имеет представление о значимости коня для казака как в сельском хозяйстве, так и в службе.

Имеет представления об обычаях правления среди казаков, о значении сбора в круг, о военной жизни казаков: походы, дружина, охрана границы.

Сформированы представления детей о хлебе как  о ценном  продукте  Кубанской земли.

Сформированы представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола в прошлом и настоящем времени.

1









Содержание блока «ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА».

Цель: Формировать представления об истории казачества; содействовать развитию у детей начал исторического и гражданского самосознания, ощущения причастности к историческому прошлому. Воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Старшая группа










Фамилия имя ребёнка

Интересуется и называет символы казачьей доблести: бунчук, булава, насека.

Сформированы представления о нравственных понятиях: друг, дружба, честность, справедливость.

Сформированы представления о русском народном костюме и костюмах казака и казачки.

Сформированы представления о жизни и труде взрослых на Кубани, бережное отношение к природе.

1






Подготовительная к школе группа


Фамилия имя ребёнка

Сформировано осознание принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям. Развито чувство гордость за это.

Сформированы умения передавать особенности природы края в рисунках и других продуктах детской деятельности.

Развит интерес детей к изучению истории казачества.

Сформированы представления о казачьей символике, о значении сочетания цветных полос на флаге Кубани

Интересуется и знает особенности кубанского творчества: вышивка, плетение кружев.

Сформированы представления об истории женской и мужской одежды казаков.

1









Содержание блока «ЖИЗНЬ И БЫТ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ».

Цель: Знакомить детей с жизнью, бытом казачества. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

Старшая группа

Фамилия имя ребёнка

Сформированы представления о жизни и обычаях казаков, о предметах казачьего быта, традициях кухни, народных промыслах.

Интересуется и называет изделия женских и мужских ремесел кубанских казаков.

Развито творчество, эстетический вкус, интерес к народному искусству.

Сформированы способности лепить и расписывать посуду и другую утварь кубанских казаков.

Развито чувство уважения к предметам старины своих предков.

1







Подготовительная к школе группа

Фамилия имя ребёнка

Сформированы представления о традиционной казачьей кухне, о посуде, предметах быта и творчества.

Имеет представление о ведении домашнего хозяйства казаками, о казачьей утвари.

Сформированы представления об орудиях обработки земли, о старинных казачьих профессиях.

Имеет представления о значимости колодца в жизни казаков.

1







Содержание блока «КУЛЬТУРА КАЗАКОВ».

Цель: Воспитывать духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри культурных,  исторических корней и связей. Знакомство и формирование представлений об основных видах народно-прикладного творчества (гончарное ремесло, ковка, плетение из кукурузных листьев, лозы, рогоза, плетение из бисера).



Старшая группа









Фамилия имя ребёнка

Сформированы представления о казачьих обрядах, фольклоре, народных праздниках, играх. Развито чувство гордости за это.

Интересуется историей рождения казачьей песни.

Передает особенности художественного образа в инсценировках по мотивам казачьего фольклора.

Сформирована социально-личностная мотивация на сохранение своего здоровья. Сформировано понятие «правила игры».

Воспринимает музыкальное наследие людей, живущих на Кубани.


1







Подготовительная к школе группа


Фамилия имя ребёнка

Сформировано осознание принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям. Развито чувство гордость за это.

Имеет позитивные контакты с окружающим миром и людьми.

Знает сказки, пословицы, загадки.

Развита интонационная выразительность речи.

Понимает что, Кубань– наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его природе, истории, культуре, жить в мире друг с другом.


Сформировано представление о православных праздниках, о Храме, его атрибутах, реликвиях.

Принимает активное и заинтересо-ванное участие в играх народов, населяющих Кубань.

Воспринимает музыкальное наследие людей, живущих в Крыму. Развит интерес к народной музыке.


1








2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


2.1 Содержание образовательной деятельности

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, где образовательные области пересекаются, обогащая друг друга – это одна из основных идей ФГОС ДО.

Социально – коммуникативное развитие

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родины; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Речевое развитие

Включает владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров устного народного творчества.

Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Физическое развитие

Предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); владение подвижными играми с правилами; развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через народные игры.

Реализация каждого направления предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения: режимные моменты, игровая деятельность; специально организованные традиционные и интегрированные занятия; индивидуальная и подгрупповая работа; самостоятельная деятельность; опыты и экспериментирование.




2.2 Примерное планирование образовательной деятельности

1 Блок «Мой родной казачий край »

Познакомить детей с историей возникновения Кубани, дать понятия о традиционных качествах характера кубанского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте, знакомить детей с природой родного края; знакомить с трудом взрослых в прошлом и настоящем; углубить представления о родной станице, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве; рассказать о людях, прославивших своим трудом нашу станицу, край.

2 Блок «История казачества»

Формировать представления об истории казачества; содействовать развитию у детей начал исторического и гражданского самосознания, ощущения причастности к историческому прошлому. Воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

3 Блок «Жизнь и быт кубанских казаков»

Знакомить детей с жизнью, бытом казачества. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество, Пасха и т.д.). Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. Познакомить детей с традиционной кухней Православных праздников (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины). Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

4 Блок «Культура казаков»

Воспитывать духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри культурных,  исторических корней и связей. знакомство и формирование представлений об основных видах народно-прикладного творчества (гончарное ремесло, ковка, плетение из кукурузных листьев, лозы, рогоза, плетение из бисера). Сообщение сведений о бытовых традициях, обрядах Кубанских казаков. Знакомство детей с музыкальным фольклорным народным творчеством казаков: разучивание казачьих песен, плясок, прибауток, потешек.



Старшая группа

1 Блок «Мой родной казачий край»


СЕНТЯБРЬ

МОЙ КРАЙ

Форма и тема работы

Содержание работы

-Беседа «Люблю тебя, мой край родной»

-Просмотр видео презентации «Богатство нашего родного края»

-Фильм – презентация «Мой родной казачий край»

-Рассматривание альбома о родном крае

-Разучивание казачьих игр «Утица»,

«Три бабки»

-Чтение П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

-П. Воронко «Лучше нет родного края

-Рисование «Мой край»

-Аппликация «Край будущего»

-Коллективна работа «Родина»

-Дидактическая игра «Собери флаг и герб края»

-Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Заинтересовать детей подвижными кубанскими народными играми. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки.

Воспитывать нравственные качества дошкольников на примере

литературных образов сказки.

Воспитывать уважение к старшему поколению.

Развивать творческие способности у детей в рисовании.

ОКТЯБРЬ

МОЯ СЕМЬЯ

-Беседа «Моя большая семья»

-Рассматривание репродукцию картины И. Батюков «Семья за столом»

-Игровые упражнения «Скажи быстро», «Кто больше назовет»

-Чтение Д. Габе «Моя семья»

-Л. Толстой «Старый дед и внучек»

немецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров

-Разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье

-Рассматривание

семейных фотографий.

-Казачьи подвижные игры

«Ручеек», « Лапта»

-Спортивное развлечение «Зарница»

-Сюжетно – ролевая игра «Дочки – матери», «Семья», «В гости к бабушке»

-Игры драматизации по сказкам:

В. Осеева «Обычная старушка»«Сказка для мамочки»

- Рисование «Моя семья»

-Аппликация «Дом для большой семьи»

-Выставка рисунков «Мы одна дружная семья»

Расширять представления детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений. Закрепить имя, отчество родителей, закрепить родственные связи.

Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным.

Формировать представление у детей о семье на примере людей и героев сказок, используя их заместители.

Вызывать радость от совместной деятельности.

Развивать и реализовывать сильные качества человека: смелость, ловкость, быстрота реакции, истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.

  Поддерживать инициативу детей создавать аппликации из геометрических фигур, оформлять работы по образцу.

Обогащение социально-игрового опыта между детьми, развитие игровых умений по сюжету «Семья».


2 блок «История казачества»


НОЯБРЬ

КТО ТАКИЕ КАЗАКИ?

-Рассматривание символов казачества

-Беседа «Кто такие казаки»

-Беседа «Казачьи заповеди и поговорки»

-Видео ролик

«История казачества»

-Встреча с атаманом сельского поселения ст. Новодонецкой

-Чтение Л. Толстой «Стихи про казаков», Мицкевич Адам «Друзьям»

-Посещение мини музея«История наших предков»  

-Слушание казачьих песен

-Создание в группе мини – музея казачества

-Подвижные игры: «Как у дядюшки у Трифона», «Иголка, нитка, узелок».

-Рассматривание иллюстраций, репродукций, старых фотографий о казаках

-Подбор пословиц, поговорок о казаках.

-Рисование

«Украшаем праздничные костюмы казака и казачки»

-Лепка «Конь для казака»

Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков.

Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека.

Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.

Воспитывать у детей познавательный интерес к художественной литературе.

Обобщить и расширить представления детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость».

Познакомить с традиционными костюмами казака и казачки, обратив внимание на украшение вышивкой женской и мужской одежды.

Передавать характерную форму частей животного. Воспитывать эстетический вкус ребёнка, трудолюбие, аккуратность, желание довести начатое дело до конца.

ДЕКАБРЬ

КАЗАКИ ЛЮДИ ВОЛЬНЫЕ

-Сюжетно- ролевая игра

«Казаки»

-Посещение библиотеки

-Беседа «Мы родом из казачьей семьи»

-Беседа «Воспитание детей – казачат»

-Рассматривание репродукций картин С.И. Васильковский

«Казак в степи», А.Лях «Серия работ о кубанском казачестве»

-Чтение художественной литературы Ю.Жуков «Мифы и сказки о казаках», А. Винокуров «Донская степь»

-Просмотр мультфильма «Как казаки» серия «Как казак счастье искал»

-Видео фильм «Мульти – Россия» серия

«ЮФО Краснодарский край»

-Видео фильм «Империя казачества»

-Дидактическая игра «Детям о казаках»

-Рисование «Каравай румяный»

-Лепка из соленного теста

«Казаки»

-Подвижные казачьи игры

«Волки во рву», «Заря»

Дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Как жили на просторах степи. Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых.

Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему живому.

Способствовать развитию способности видеть красоту природы родного края.

Способствовать развитию чувства гордости за достижения своего родного края.

П Познакомить с историей, способствовать

р развитию речи, логического мышления.

Ф Формировать первичные гендерные

представления у детей через изизобразительную деятельность; развивать

творческие способности, умение работать с

пластическим материалом.

3 Блок «Жизнь и быт казаков»


ЯНВАРЬ

СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ– КАЗАЧИЙ БЫТ

-Беседа «В казачьей хате»

-Беседа «Труд казака и казачки»

-Беседа «Казачья кухня»

-Дидактическая игра «Что нужно казаку и казачке для труда»

- Просмотр мультфильма «Кубанский мультфильм на кубанской балачке»

-Рассматривание альбомов

«Предметы быта казаков»

-Экскурсия в мини музей «Подворье казака»

-Рассматривание репродукцию картины С. И. Васильковский

«Казачий двор»

-Беседа «Зимние казачьи игры»

-Подвижная казачья игра «Конники»

-Чтение художественной литературы

М. Пискунова «Кубанские сказки»

-Рисование «Раскрашивание казачьего куреня»

-Лепка из соленного теста «Посуда казака ( кувшин , ложка)»

-Плетение из газетных трубочек – казачий плетень.

-Просмотр мультфильма «Как казаки» серии «Как казаки кулеш варили» , «Как казаки соль покупали»

Формировать представления детей о жизнитрадициях и обычаях казаков.

Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)

Развивать эстетические чувства, любознательность.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.

Поддерживать инициативу детей красиво расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).

Знакомить детей с традициями казачьей кухни, с правильным и рациональным питанием.

ФЕВРАЛЬ

БАБУШКИН СУНДУК

-Дидактическая игра «Эволюция вещей»

-Беседа «Сердце матери лучше солнца греет»

-Красна изба. Экскурсия в мини- музей детского сада.

-Дидактическая игра «Составь узор».

-Рассматривание альбомов «Одежда кубанских казаков»

-Видео фильм «Атамань»

-Подвижные казачьи игры «Каши»,

«Тише едешь, дальше будешь»

-Чтение сказки «Папаха»

-Аппликация «Узор для бабушкиного сундука»

-Лепка «Чудесные горшочки»

-Сюжетно- ролевая игра «Гостям мы рады»

Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми  салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить представления о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.

Упражнять в лепке горшка из столбика, скручивая его «улиткой»,

украшать «налепом», развивать творчество, эстетический вкус, воспитывать интерес к народному искусству


4 блок «Культура и традиции казаков»

МАРТ

ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ

-Беседа «Игры и забавы казаков»

-Беседа «Как песня родится»

-Видео фильм «Русские напевы»

-Видео фильм «Весенние заклички»

-Беседа «Традиции и обычаи казаков»

-Просмотр мультфильма «Как казаки» серия «Как казаки на свадьбе гуляли»

- Просмотр мультфильма «Жил был пес»

-Рассматривание альбома «Обычаи и традиции казаков»

-Подвижные казачьи игры

«Пятнашки», «Калачи»

-Праздник «Масленица пришла – радость принесла»

-Пословицы и поговорки казаков

-Разучивание песен «Мы с тобой казаки», «Ой, вы тучки – строевая»

-Частушки на казачью тему

-Декоративное рисование «Расшиваем платок узорчатый»

Познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией казаков

Развивать ловкость, увёртливость, стремление к победе.

Познакомить детей с историей рождения казачьей песни, дать понятие как деятельность донских казаков пересекается с казачьей песней, текстом и мелодией.

Формировать способности детей передавать характеристики определенного образа в инсценировках по мотивам донского казачьего фольклора, пробуждать интерес к казачьей культуре и традициям.

Формировать психологически

комфортное эмоциональное состояние ребенка при общении в праздничной атмосфере.

АПРЕЛЬ

ПАСХАЛЬНЫЙ ЗВОН

- Беседа «Вербное воскресенье»

- Рассматривание веточек вербы с использованием в игре «Ручеек»

-Экскурсия в Свято Троицкий храм

- Лепка «Вербная веточка»

- Беседа «Пасха в казачьей семье»

-Чтение «Пасхальные сказки»

- Видео ролик «Пасха - история, традиции, обряды»

-Дидактическая игра «Пасхальные палитры»

- Дидактическая игра «Найди пару»

- Подвижные казачьи игры «Кто быстрее перенесет яичко в ложке». «Радужное лукошко».

-Роспись яиц к празднику

Познакомить с обычаями и приметами этого дня. Воспитывать уважение к русским православным традициям.

Формировать представления детей о празднике "Светлая Пасха".

Воспитывать любовь к настольным играм.

Привить интерес к казачьим играм и положительное отношение к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни совместно с родителями.




МАЙ

КАЗАЧЬЯ КАПУСНАЯ ВЕЧЕРКА

Карусель казачьих игр

«Цепи-цепи»

«Тише едешь, дальше будешь»

«Репка»

- Просмотр мультфильма «Как казаки в футбол играли»

- Просмотр мультфильма «Как казаки олимпийцами стали»

Формирование социальной личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение своего здоровья, укрепление и сохранение своего собственного здоровья. Способствовать возрождению народных подвижных игр; изучить старинные подвижные игры казачат;


Подготовительная группа

1блок «Мой родной казачий край»


СЕНТЯБРЬ

КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ КУБАНСКАЯ

-Заочное путешествие по родному краю «Мой край на карте нашей страны»

-Просмотр презентации «Хлебные поля - гордость Кубани»

- Рисование «Кубанские степи»

-Заучивание  стихотворения поэта Константина  Обойщикова  «Кубань- земля такая».

-Рассматривание иллюстраций   И. Шишкина «Рожь», Г. Мясоедова

 «Жатва»

-Лепка «Каравай Кубанский»

-Беседа «Наш край в произведениях художников, поэтов и музыкантов»

-Экскурсия в сельскую библиотеку

Дать представление о географическом положении нашего края.

Расширять представления о тружениках  сельского хозяйства Кубани.

 Систематизировать представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола в прошлом и настоящем времени.

Закрепить представления детей о хлебе как  о ценном  продукте  Кубанской земли. Обратить внимание  детей как художники изображают в картинах хлеб, воспитывать эстетический вкус.

ОКТЯБРЬ

ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ СВОЙ КРАЙ

-Беседа «Чем богат наш край»

-Создание альбома о животном мире нашего края

-Знакомство с Красной книгой Краснодарского края

-Словотворчество – придумывание рассказов о жизни животных

-Викторина «Знатоки животных»

-Беседа «Сам погибай, а коня выручай»

-Рассматривание иллюстраций «Мой конь вороной»

- Рисование «Степь привольная»

- Чтение С. Черный «Жеребенок»

Познакомить детей со

значимостью коня для казака, рассказать, как казаки ухаживали и заботились о лошадях, воспевали в своих песнях.

Расширять интерес детей к изучению истории казачества

Расширять представление детей об экологии родного края. Передавать в рисунках окружающую природу


2 блок «История Казачества»


НОЯБРЬ

КАЗАКИ - ГЕРОИ

- Встреча наставников и ветеранов казачьего движения.

- Экскурсия в штаб казаков

-Народная казачья игра «Городок»

- Презентация «Сирень 45 года»

-Беседа об участии казаков в ВОВ

- Рассматривание портретов и иллюстраций казаков – героев

- Чтение рассказов о героях – казаках ( Ермак Тимофеевич, Матвей Платов, Семен Дежнев, Кондратий Булавин)

- Рассматривание картинок из серии «Казачье снаряжение»

- Беседа «Казачий круг»

- Беседа «Степные рыцари»

- Лепка «Казачий струг»

-Сюжетно – ролевая игра «Проводы на службу»

-Рассматривание репродукцию картины «Казак в дозоре»

- Подвижные игры- эстафеты «Скачки наперегонки», «Перетяни канат»

- Просмотр мультфильма «Казак Ель»

- Аппликация «Флаг Всевеликого Войска казачества»

Познакомить детей с традициями и обычаями правления среди казаков, объяснить смысл сбора в круг, расширять представления о правительстве в казачестве.

Расширять представление детей о передвижении казаков по рекам. Показать приемы лепки лодки из пластилина в сочетании с природным материалом.

Закрепить представления обрядов и обычаев казаков. Знакомить детей с военной жизнью казаков, значимостью казачьих дружин, умением охранять свои границы от врагов, способами ведения боя и организацией военных походов.

Развивать ловкость, смекалку, и смелость.

Познакомить детей с казачьей символикой, расширять представления о значении сочетания цветных полос на флаге.

ДЕКАБРЬ

КАЗАЧЬЯ ЛАВКА

- Видеоклип «Убранство куреня»

-Дидактическая игра «Жилище казака»

-Рассматривание картинок из серии «Предметы быта казаков»

- Беседа «Вышивка»

-Аппликация «Украсим рушник»

- Беседа «История костюма казаков»

- Рассматривание сюжетных картинок из серии «Казачьи ремесла» (гончарное, вышивка - золото плетение, резьба по дереву.


Познакомить детей с творчеством казачек, значением рушника в казачьей семье.

Знакомство с вышивкой и плетением кружев, закреплять обобщающего понятия «одежда», «инструменты»- игла, наперсток, ножницы, пяльца.

Формировать представление детей о вышивке, как виде народного искусства, выполнять узор из геометрических фигур, ритмично соблюдая линию орнамента.

Продолжать знакомить детей с историей мужской и женской одежды казаков, пополнить словарь староказачьими словами: юбка – запаска, парочка – юбка и кофта, завеска – фартук, чекмень – папаха, фуражка


3блок «Жизнь и быт кубанских казаков»


ЯНВАРЬ

РУССКОЙ ПЕЧКИ НЕТ ДОБРЕЕ (Казачья кухня)

-Беседа «Старый медный самовар»,

«Квасник», «Солонница»

- Лепка «Вареники для казаков»

-Рассматривание репродукций картин Е.Покидченко «Казачье застолье»

- Изготовление «Книга рецептов казачьей кухни» для игры «Семья»

-Сюжетно-ролевая игра «Казачка в курене»

- Подвижная игра «Казачка на базар ходила»

-Дидактическая игра «Вершки и корешки»

-Хороводная игра «Каравай»

-Беседа «Казачья кухня» (повседневная, походная, праздничная и обрядовая пища)

-Кулинарный конкурс для родителей «Кубанские разносолы»

Знакомить детей с традициями казачьей кухни.

Обогащать опыт детей о посуде казаков, знакомить с предметами народного творчества, о значении солонницы на обеденном казачьем столе.

В игровой форме закрепить представления детей о назначении казачьей посуды, использовании ее в повседневной жизни.

Закреплять представление детей о растениях, их строении, применении в кулинарии.

ФЕВРАЛЬ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КАЗАКОВ

-Беседа «Сельское хозяйство казаков»

-Рассматривание инвентаря, применяемого казаками в земледелии.

-Спортивный праздник «Мы ребята – казачата» (23 февраля)

- Экскурсия в музей казачества

-Беседа «Хлеб – всему голова»

- Сюжетно ролевая игра «Несэ Галя воду»

-Подвижная игра «Ручеек»

- Лепка «Колодец, колодец, дай воды напиться»

- Конструирование «Сруб колодца»



Расширять представления детей об орудиях обработки земли, используемых казаками (плуг, борона, мотыга, коса, серп). Продолжать знакомить детей со строением хлебных злаков, с условиями, необходимых для выращивания. Люди, каких старинных казачьих профессий занимаются выращиванием хлеба.

Расширять представления детей о казачьей утвари.

Познакомить детей со значимостью колодца в степи, дать представление детям о профессиях лозоходцев и копателей колодца.

Обогатить опыт детей о формах колодцев, строящихся казаками (журавль). Познакомить с приемом выкладывания сруба из бревен (веточек)

4 Блок «Культура и традиции казаков»


МАРТ

ГАЛЕРЕЯ КАЗАЧЬИХ СКАЗОК

- Дидактические игры «Из какой сказки», «Соберу фигурку»

- Драматизация театра казачьих сказок детьми и обыгрывание с использованием разных видов театра (Кот и лиса)

- КВН «Затоки казачьих сказок»

- Образовательный проект «Галерея казачьих сказок»

-Просмотр мультфильма «Жихарка-казачья сказка»

- Чтение сказки «Казак и лиса»

-Рисование «Скотный двор казака» Коллективная работа

-Лепка «Лиса-красотка» по мотивам сказки «Казак и лиса»

-Аппликация «Корова, Аннушка» по мотивам сказки «Черная коровушка и Аннушка»

-Просмотр мультфильма «Казак и солнце»

- Знакомство с казачьей сказкой «Тройная благодарность»

- Беседа «Сердце матери сильнее греет»

- Рассматривание «Образ матери в работах местных художников»

- Выставка рисунков «Моя любимая сказка»


Отгадать сказку по предметам, действиям, отдельным фразам.

Познакомить детей с казачьими сказками, обобщить представления детей о казачестве, прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки и поддержки посредством казачьего творчества. Обобщить и активизировать словарь.

Закреплять способности  пересказывать сказкирассказывать пословицы, совершенствовать у детей интонационную выразительность речи. Закрепить способность пользоваться при ответах разными предложениями.

Расширять представления детей об отношении к матери – женщине в казачьей семье.


АПРЕЛЬ

КАЗАЧЬИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

-Беседа «Дай верба здоровья»

-Игра с писанками «Носики»

-Экскурсия в Свято- Троицкий Храм

- Просмотр презентации «Православные праздники у казаков»

- Беседа «Масленица пришла – радость принесла»

- Изготовление «Масленички» (кукла – девочка)

- Игра – инсценировка «Колядки»

- Рассматривание сюжетных картинок «Покров – праздник казаков»

- Чтение А.В. Бородина «Покров Пресвятой Богородицы»

- Слушание музыкального произведения с колокольным звоном «П.И. Чайковский «В церкви» Пьеса из детского альбома»

- Беседа «Великая Пасха»

- Лепка. Изготовление пасхальных куличей из теста

-Сюжетно ролевая игра «Готовим горницу к Пасхе»

- Беседа «Праздник Троица»

- Встреча с настоятелем Свято – Троицкого Храма

Расширять представления детей об обычаях казаков, применением в жизни.

Продолжать знакомить с правилами

игры, развивать меткость и способность контролировать силу удара.

Расширять представление детей о православной церкви, ее оснащении, атрибутах и реликвиях.

Познакомить детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники на Кубани.

Приобщение детей к православной культуре через слушание музыкальных произведений.

Продолжать знакомить детей со значением расписных яиц, как объект дарения друг другу с пожеланиями здоровья, добра и счастья.

МАЙ

ЛЮБЛЮ КАЗАЧЬИ, Я НАПЕВЫ

- Совместное мероприятие-конкурс «Кубанский фольклор» Конкурс лучшего чтеца

- Прослушивание казачьих песен в записи

-Разучивание песни «Пчёлушка златая»

-Хороводная игра «Катя по садочку гуляла»

-Рассматривание альбома «Кубанский казачий хор»

-Просмотр презентации «Выступление Кубанского казачьего хора»

Воспитывать любовь к народному фольклору.

Развивать способности детей обыгрывать казачьи песни, объяснять смысл текста, воспитывать любовь к предкам.


2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

 Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является вне ситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать ряд общих требований:

- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; - постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

- содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности;

- создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности.

Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

- Регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

- Регулярно предлагая детям открытые творческие вопросы, в том числе – проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

- Обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

- Позволять детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

- Организовывать обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадения точек зрения;

-Строить обсуждения с учетом высказывания детей, которые могут изменить ход дискуссии;

-Помогать детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;


2.4 Особенности взаимодействие педагогов с семьями воспитанников

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей.

Нужно, чтобы родители понимали важность гражданско-патриотического воспитания, необходимость и в семье заниматься воспитанием маленьких граждан и патриотов своей малой родины.

Программа «Удалые казачата» исходит из того, что предоставляет родителям возможность участия во всех аспектах образовательной деятельности.

Для реализации поставленных задач по программе, используются различные формы взаимодействия с родителями такие как:

- беседы;

- совместные праздники и развлечения;

- выставки совместных работ;

- дни открытых дверей;

- совместные экскурсии и прогулки;

- фотовыставки;

- выставки семейных реликвий;

- семейные проекты;

- конкурсы семейных талантов;

- привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды группы;

- информация на сайте ДОО

Несомненно, совместная работа помогает формировать нравственно- патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, посёлку, стране, к культурному наследию своего народа. Исходя, из выше изложенного считаю, что казачеству принадлежит важная роль в развитии Российского государства, сохранении и развитии традиций воспитания в духе патриотизма.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1 Методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания.

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя:

Методические пособия:

Гордеева А.А. «История казачества» М. Вече, 2006г

Косаева В.Н. «Народная культура и традиции Занятия с детьми 3-7 лет» Учитель 2019г.

Пантелева Н.Г. «Народные праздники в детском саду», «Мозаика – синтез», 2014г.

Тимофеева Л.О., Тимофеева Т.В., Волохова Н.Н. «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» Учитель, 2016г.

Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» 2003г.

Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство-Пресс», 2008г.

Иванова Т.В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», «Корифей», 2005г.

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается родина?», «ТЦ Сфера», 2005г.

Попова Т.А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре», «Мозаика-Синтез», 2010г.

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», «Скрипторий» 2012г.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду», «Мозаика-Синтез», 2008г.

Видео и мультипликационные фильмы:

«Мы живем в России - казаки»

«Казаки – как казаки»

«История казачества»

«Казачья воля»

«Мульти Россия – все серии»

«Энциклопедия Казачества»

«Казаки - Кубань!»

«Донские казаки – краткая история»

«Мультфильм казак Ель»

«Русские напевы»

«Кубанский мультфильм на кубанской балачке»

«Фольклор. Сказки»

«Весенние заклички»

Список художественной литературы:

Александр Винокуров «Донская степь»

Александр Путов «Казачьи былины»

Борис Алмазов «Казачьи сказки»

Валентина Осеева «Просто старушка»

Василий Лебедев Кумач «Мы храбрые люди»

Дора Габе «Моя семья»

Елена Жукова-Желенина «Кубанский казачек»

Зинаида Александрова «Родина»

Лев Толстой «Старый дед и внучек», «Стихи про казаков»

Мария Пискунова «Кубанские сказки»

Платон Воронько «Мальчик Помогай»

Юрий Жуков «Сказки и мифы о казаках»

Демонстрационный материал:

Демонстрационный материал для занятия в детском саду и дома :

«Славянская семья: родство и занятия»

«Защитники Отечества»

«Одежда Кубанских казаков»

«Предметы быта казаков»

«Обычаи и традиции казаков»

«Станичные ремесла»

«Казачье снаряжение»

Соловьева Елена Викторовна «Наследие» и быль, и сказка»

2011 Линка-Пресс

Экспозиции:

Атрибуты старинных предметов быта,

Предметы одежды и быта казаков;

Мини-музей «Хата казака»

Перечень репродукций картин:

С. И. Васильковский «Казак в дозоре», «Казачий двор», «Подарок», «Казаки в степи»

А. Сластион «Проводы на сечь»

А. Бубнов «Тарас Бульба»

Ф. Рубо «Казаки атакуют»

Е. Покидченко «Казачье застолье»

А. Лях «Серия работ о кубанском казачестве»

К. Филиппов «Казаки в походе»

А. Бруно «Охота», «Батя! Да поихалы вже», «Мелодия весны», «Казачий хутор»

И. Репин «Запорожцы»

В. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Казак Дмитрий Сокол»


3.2 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

Основой реализации программы «Удалые казачата» является развивающая предметная среда, необходимая для развития всех специфических видов деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей;

-реализацию различных образовательных программ;

- учет возрастных особенностей детей;

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, в соответствии со спецификой Программы.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

В группе  оборудованы различные пространства: для игр, конструирования, уединения, экспериментирования; используются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется: вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, что позволяет соблюдать принцип вариативности среды.

Для активизации эстетических впечатлений используется плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства, картины с использованием природного материала.

В группе оборудован  центр казачьего искусства (глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта), дидактические материалы для изучения истории казачества. Оформлены тематические альбомы из жизни казаков, росписями, фотоальбомы, подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным играм.

Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Губогло М.Н., Цулая Г. В. «Русские народы и культуры», Издательство «Наука», Москва,1999 г

2. Коваленко, А. И. «Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)», Благовещенск: «Зея», 2008 г

3. О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» , Издательство «Феникс», Ростов н/Д,2010 год

4. Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохова, Ставрополь, 2005 г

5. Шкваров А.Г. «История православия на Дону» СПб.: Алетейя, 2009 г

6.Кубанское казачество: историко-правовое исследование Конец 18 нач.20вв. / Краснодар, 2013г

7. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
8. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
9. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
10. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
11. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
12. Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
13. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
14. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967





















Приложения



Жанр

Название

Ссылка

Видеоролик

«Богатство Краснодарского края»

https://youtu.be/1uk3ZxVrUzk

«Империя казачества»

https://youtu.be/e_Mzw5rsbY4

«Энциклопедия казачества»

https://youtu.be/3GsCGcY1qOM

«Атамань – казачья станица»

https://youtu.be/tyqdM-kzPy8


«Весенние заклички»

https://youtu.be/juOMsx2MQJs


«Пасха-история, традиции, обряды»

https://youtu.be/Jbynuc4CDRU


«Убранство куреня»

https://youtu.be/yt1n-FstPII


«Русские напевы »

https://youtu.be/yt1n-FstPII

Мультфильмы

«Мульти –Россия- ЮФО Краснодарского края»

https://youtu.be/xD5sGOvv1bg


«Кубанский мультфильм на кубанской балочке»

https://youtu.be/xgV3lwN6iR8


«Казак и солнце»

https://youtu.be/yj9dPR0cZKk


«Жихарка- казачья сказка»

https://youtu.be/3_Mc_icIrAs


« Как казаки – на свадьбе гуляли»

https://youtu.be/vlKFk2Hp5H0


«Как казаки кулеш варили»

https://youtu.be/0-mkkBX2as4


«Как казаки олимпийцами стали»

https://youtu.be/WZRO_2KPCkQ


«Как казаки в футбол играли»

https://youtu.be/ltt3LNTGuns


«Как казаки соль покупали»

https://youtu.be/7sb5mcH4aCM


«Жил был пес»

https://youtu.be/YFO0og21Yo0


«Как казак счастье искал»

https://ok.ru/video/1104472838547

Видео энциклопедия

«Хлебные поля – гордость Кубани»

https://youtu.be/oYguoMJLWnI


«Аудиосказка - казак Мамарыга»

https://youtu.be/1fPuDoHWcTE


«Православные праздники у казаков »

https://youtu.be/7TUlbEu2iQ8


«Откуда взялись казаки»

https://youtu.be/mJG2UdvFjyU


«Выступление Кубанского казачьего хора»

https://youtu.be/nVXfGCDFALQ














































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.