«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности»
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности»
Подготовила инструктор по физической культуре
Князькова С.А. ГБОУ Школа 853 г.Зеленоград
Инновационные процессы не обошли и сферу дошкольного образования. На современном этапе развития системы дошкольного образования одним из важных вопросов является поиск новых методов и форм воспитания и образования детей дошкольного возраста. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к личности ребенка. Значимость досуга как формы работы с детьми является формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.
В дошкольном возрасте особую роль в формировании патриотизма играет когнитивный компонент, т.е. представления об окружающем, а знания и представления должны быть эмоциогенными, т.е. порождающими чувства детей. Знания и представления должны нести в себе потенциал, вызывающий у детей интерес к изучаемому явлению, радость от полученных впечатлений. Поэтому досуговая деятельность наиболее подходящая форма для работы с детьми дошкольного возраста.
Жизнь ребенка в детском саду нельзя представить без веселых досугов, развлечений и праздников. Досуговая форма работы с детьми дошкольного возраста способствует повышению эффективности детской деятельности, позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников. В организации и проведении детских досугов реализуется единство решения основных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, развивающие и коррекционные. С психическим развитием ребенка, с развитием нравственно-волевых черт его личности связано и формирование его физических качеств и двигательных навыков.
Существует множество форм организации досуговой деятельности детей:
музыкальные, спортивные, фольклорные, речевые досуги;
досуги, основанные на популярных телевизионных шоу-программах (“Угадай мелодию”, “Поле чудес” “КВН”), клубы по интересам (“Умелые руки”), театрализованные представления и т. д.
Они разнообразны по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности. В рамках досуговых мероприятий решаются задачи разных направлений воспитания дошкольников: нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового, интеллектуального, экологического.
Дошкольники, участвуя в досугах и развлечениях, реализуют потребность в движении, могут проявить инициативу, активность, ловкость и сообразительность. Досуг осуществляет такую важную задачу как организация общения детей со сверстниками. Педагогу необходимо не просто привести детей, но и организовать это время так, чтобы детям было комфортно. Это положительным образом отражается на социализации ребенка, на его стремлении к контактам с другими людьми. Принимая непосредственное участие в разных досуговых мероприятиях, дошкольник развивает воображение, смекалку. Особенностью детского досуга является его театрализация. Это способствует более полному эмоциональному восприятию жизни, ведь в жизни ребенка эмоции играют очень важную роль. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими чувствами.
В работе по организации воспитания дошкольников посредством проведения досуговых мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:
• принцип позитивности (создания атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);
• принцип саморазвития (реализация творческих способностей и возможностей каждого участника мероприятия);
• принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);
• принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);
• принцип духовности (установление взаимосвязи между высшими ценностями: здоровьем, добром, счастьем, внутренним миром ребенка);
• принцип индивидуальности (учет индивидуального физического и психического развития, социокультурного опыта ребенка).
Периодичность проведения досугов и их продолжительность зависит от возраста участников, задач и содержания мероприятия, условий его проведения. Спортивные досуги с детьми проводятся 1 – 2 раза в месяц, продолжительность варьируется от 20 – 30 минут до 45 – 50 минут.
Особое место в работе с детьми необходимо отводить народным праздникам, посвященным датам обрядового календаря, христианским праздникам. Такие досуги проводятся с целью знакомства детей с родной культурой, приобщая их к русским традициям, например, праздники “Рождество”, “Проводы зимы”.
Каждый ребенок является яркой индивидуальностью, у которой свои склонности, интересы, свой особенный внутренний мир. Наша задача, как педагогов дошкольного учреждения, организовать оптимальную для его возраста, состояния здоровья и эмоционального комфорта форму досуговой деятельности.
В современных социально-исторических условиях воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, гражданственности является гарантом позитивного развития нашего государства в целом.
Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания его будущего.
Первым «кирпичиком» в системе работы по патриотическому воспитанию дошкольников является формирование чувства ответственности, привязанности к семье, родному дому, краю. Впервые такие понятия как ценности, традиции, ребенок познает в семье. От того насколько защищенным, значимым для своих родных чувствует себя ребенок, зависит его успешная социализация.
В тоже время, условием для осознания и понимания своей «нужности», является формирование у ребенка чувства любви к своим родным, чувства связи с прошлым и ответственности за будущее.
Мы считаем, что очень важно еще в дошкольном возрасте сформировать у маленького гражданина потребность в сопричастности к истории своей семьи, своей малой родины. Для достижения этой цели мы использовали различные формы совместной деятельности детей и взрослых.
Одним из направлений работы стало привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера).
Проведение досуга в дошкольном учреждении подразумевает коллективную деятельность, которая, в свою очередь, является благодатной почвой для воспитания чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и общественной активности. Вовлечение семьи в работу по патриотическому воспитанию успешно находит свое применение при проведении совместных досуговых мероприятий. Зато прямое участие родителей не всегда возможно в непосредственно образовательной деятельности.
Основной составляющей досуга является игра, что целиком отвечает внутренним потребностям ребенка, особенно дошкольника. Именно игра, а, следовательно, и досуг расширяют детские возможности в творчестве, развивают кругозор и потребности дошкольников. Во время проведения различных праздников, развлечений, игр, викторин у детей на фоне положительных эмоций формируется способность взаимодействовать друг с другом.
Итак, досуг – особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. Он расширяет представление об окружающем мире, приобщает к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танцами и изобразительного искусства. Развлечения – досуги дают возможность проявить ребенку самостоятельность, формируют его творческую и социальную активность.
В комплексно-тематическом планировании эта форма является итоговым событием, обобщающим работу над определенной темой. Эмоциональная насыщенность, возможность реализации двигательной активности детей, непосредственное участие родителей – это те несомненные плюсы, которые отличают досуг от других форм образовательной деятельности. Он помогает сделать жизнь в детском саду радостной, насыщенной, содержательной и разнообразной.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий, а в нашем случае - досугов.
В течение года необходимо проводить планомерную и систематическую работу по разным направлениям:
Рисунок 1. Направления работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Исходя из этих направлений, необходимо включать ряд основных задач, которые должны реализовываться в досуговой деятельности на протяжении целого учебного года:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своему дому, семье, детскому саду, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому, воспитывать уважение к труду;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека.
Для решения вышеперечисленных задач, мы разработали перспективный план досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста, который необходимо осуществлять в течение всего учебного года.
Таблица №1
Перспективное планирование досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста
месяц | Государственные праздники | Название мероприятия (досуга) |
сентябрь | День города | «Дорогая моя столица, дорогая моя Москва» |
сентябрь | День туризма | «Юные туристы, или в гости к Лесовичку» |
октябрь | День пожилого человека | «От всей души хотим мы вам сказать!» |
октябрь | Праздник хлеба | «Хлеб - всему голова!» |
ноябрь | День народного единства | «Мы живём в России!» |
ноябрь | День матери | «Мама... Простое, казалось бы, слово». |
ноябрь | День толерантности | «Традиции чаепития разных народов» |
декабрь | Новый год | «Новогодние приключения» |
январь | Рождественские праздники | «Колядки» |
февраль | 23 февраля – День защитника отечества | «Бравые солдаты с песнями идут…» |
март | Масленица | Широкая масленица |
март | Международный женский день | «Весенняя капель» |
апрель | День космонавтики | «Полет на космическом корабле» |
апрель | День птиц | «Здравствуйте, птицы!» |
апрель | Приурочено к знакомству с фольклором | «В старину, бывало деды…» |
май | 9 мая – день Победы | «Никто не забыт…» |
май | День семьи | «Что может быть семьи дороже?» |