12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Татьяна Васильевна325
Я - музыкальный руководитель ДОУ с большим стажем работы. Профессию свою обожаю. Стремлюсь к постоянному поиску новых технологий. По жизни - оптимистка. В свободное время люблю читать классическую литературу, прессу, путешествовать по России.
Россия, Московская обл., Зарайск
1

Патриотическое воспитание дошкольников через призму культурно-досуговых мероприятий

 

 

 

Статья


 

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников через призму культурно-досуговых мероприятий».


 

 

 

МАДОУ «Детский сад № 9

«Красная шапочка»

Московская область

г. Зарайск

Музыкальный руководитель:

Васильева Татьяна

Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2020 г.

 

 

 

В настоящее время наиболее актуально патриотическое воспитание дошкольников посредством культурно – досуговых мероприятий. В нашем детском саду  одной из главных задач  является привитие подрастающему поколению нравственно-патриотического воспитания. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, Русь, гордость за свою страну.

Важную роль для развития сферы ребенка играют культурно – досуговые мероприятия. Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Но роль праздников в нашем детском саду сводится не только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.

В течение года обязательно ведётся работа над народными и православными праздниками, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Цель фольклорного праздника - познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.

Цель нашей работы - Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством культурно – досуговой деятельности.

Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

формировать нравственно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;

обеспечить единство в работе ДОУ, семьи и учреждениях социума по нравственно-патриотическому воспитанию;

воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

В своей работе руководствовались следующими принципами:

Принцип тематического планирования (тематические блоки: семья, основание города, праздники, храмы города и т.д.)

Принцип нагполядности (иллюстрации, фото, видео материалы, экскурсии)

Принцип последовательности (работа ведётся с  младшей группы от простого к сложному).

Принцип занимательности - материал должен быть интересным, увлекательным.

Принцип личностно-ориентированного подхода ( индивидуально- личностное формирование, развитие морального облика, формирование личной гражданской позиции).

Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Изучив литературу о патриотическом воспитании, мы выбрали путь, который показался самым верным – развивать патриотические качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-патриотических чувств. Перед игрой я, как правило, рассказываю о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т.д.)

В мае 2017 года педагоги, дети и родители приняли участие в 7 Зарайском православном фестивале «Под покровом богородицы», где активно показывали народные игры, вовлекая в них участников фестиваля.

Организуются открытые показы развлечений, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по патриотическому воспитанию в различных видах детской деятельности.

В нашем детском саду фольклорные праздники являются традиционными. Уже многолетней традицией является проведение фольклорного праздника Масленица, в процессе подготовки и проведения которого дети знакомятся с произведениями устного народного творчества (пословицами, поговорками, потешками, частушками, загадками, закличками), народной музыкой, играми, персонажами фольклора (скоморохи, Весна-красна, Масленица и др.) Традиционно праздник проводится на игровых площадках с участием воспитателей, родителей, младшего обслуживающего персонала. Дети и взрослые исполняют народные песни, частушки, рассказывают пословицы и поговорки о весне и солнышке, загадывают загадки. Приятным и ожидаемым завершением является угощение участников праздника пышными, душистыми, «с пылу, с жару» блинами.

В детском саду проводится праздник «Рождество», который отмечается сразу после «Нового года».

Ребята старшего дошкольного возраста заранее вместе с родителями готовятся к празднику - разучивают колядки, мастерят костюмы.

Начало праздника проходит в музыкальном зале, в центре которого прощально сверкает огнями новогодняя елка. Прощаясь с ней, дети поют и пляшут, вспоминая веселые новогодние деньки.

Далее на празднике дети задорно колядовали - распевали колядки у елки.

В феврале 2017 года в МАДОУ было проведено общее родительское собрание «Духовность и нравственность наших детей с приглашением протоиерея Григория Решетова, на котором детьми старшей группы было показано театральное представление «Притча о добром самарянине». Целью данного показа была актуализация проблем нравственно - патриотического воспитания в семьях.

В декабре 2017 года воспитанники подготовительной группы МАДОУ приняли участие в муниципальном фестивале духовной поэзии «Подай мне, Боже, благодать…» для дошкольных учреждений. Было подготовлено выступление с композицией песни Ф. Грубера «Тихая ночь» (международный рождественский гимн). Большую помощь в подготовке выступления детей оказали родители воспитанников, которые приняли активное участие в изготовлении костюмов.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны, и любовь к своей матери.

С большой ответственностью педагогический коллектив подходит к подготовке и проведению праздника «День матери». В программу праздника входит не только выступление детей, но и педагогов ДОУ. В ноябре 2018 года в МАДОУ прошло районное методическое объединение для воспитателей средних групп и молодых специалистов на тему «День матери», на котором удалось показать детям человеческие ценности - доброту, любовь к ближним, родным, к своей матери.

В ноябре 2018 года детский коллектив МАДОУ принял участие в муниципальном фестивале «Народы России», посвящённом Дню народного единства. На фестивале был представлен танец «Кабардинка». Дети приняли участие с большим воодушевлением в этом грандиозном празднике. Они осознали, что наша страна – это единая семья разных народов, каждый из которых имеет свою культуру, свои вековые традиции, которые надо знать всем и уважать. В декабре 2018 года танец «Кабардинка» был представлен на заключительном этапе конкурса «Воспитатель года – 2019». В конкурсе принимала участие наш педагог Пискункова Наталья Евгеньевна. Дети, исполнители танца «Кабардинка», прониклись чувством сопричастности к тому, что они своим выступлением поддерживают нашего педагога, содействуя его удачному дебюту на столь ответственном конкурсе.

В декабре 2018 года на третьем этапе конкурса «Воспитатель года – 2019» детьми средней группы была показана инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом». У детей участие в данном культурно – досуговом мероприятии пробудило интерес к творчеству, воспитало умение жить в коллективе, содействовало накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

В декабре 2018 года команда «Веселушки» (воспитанники подготовительной группы МАДОУ) стала дипломантом 5 Зарайского окружного открытого фитнес-фестиваля среди детей и молодёжи «Энергия движения» в возрастной категории «Беби» в номинации «Степ – аэробика». Была представлена композиция на степ-платформах «Русские зимы». Дети под руководством педагогов очень ответственно отнеслись к подготовке своего выступления на фестивале. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям нужны как витамины.

Хлопоты по подготовке праздника для ребенка не менее важны, чем сам праздник. Дети чувствовали себя патриотами своего детского сада, очень радовались своему успеху

В марте 2019 года воспитанники подготовительной группы МАДОУ приняли участие в муниципальном фестивале по нравственно – патриотическому воспитанию «Дорогою добра», где была представлена театрализованная постановка сказки «Гуси – лебеди». К постановке сказки детьми были подготовлены пять танцевальных номеров. В ходе подготовки театрализованного представления у детей формировались нравственно - патриотическое отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к культурному наследию своего народа, к природе родного края. На показ сказки были приглашены воспитанники МАДОУ №3 «Дюймовочка». Затем наши старшие дошколята посетили МАДОУ №3, где с удовольствием посмотрели театрализованное представление «Паучок». Благодаря такому обмену театральным творчеством развивается интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, воспитывается у дошкольников любовь к музыке, движениям, они учатся смотреть и понимать музыкальные театрализованные постановки, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию. Показ сказки «Гуси-лебеди» в апреле 2019 года прошёл в ФГБУК Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина – отдел «Театральный музей в Зарайске (ул. Красноармейская, д.51). для учеников 4 х классов МБОУ СОШ №6. С детьми нашего МАДОУ была проведена экскурсия по экспозиции музея, а в конце их ждало угощение. Таким образом обеспечивается единство в работе МАДОУ и учреждений социума по нравственно-патриотическому воспитанию. Дети на собственном опыте убеждаются в своей причастности к культурно- исторической жизни своего детского сада, города.

Отдельно надо сказать о таких государственных праздниках, как День защитника Отечества и День Победы. На этих мероприятиях наши воспитанники знакомятся с военной формой различных родов войск, военными наградами, важными для нашей страны историческими событиями, проникаются уважением к защитникам Родины.

В мае 2018 года к празднованию 73-летия Великой Победы в МАДОУ оформлялся стенд «Древо памяти», где отражена нравственно - патриотическая связь поколений: воспитанники наглядно смогли ознакомиться с боевой доблестью своих прадедов, рассмотреть старые военные фотографии, узнать о наградах своих предков.

Воспитанники старшей группы под руководством педагогов МАДОУ приняли активное участие в праздничном мероприятии, посвящённом 73 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, которое прошло в МАДОУ №3 «Дюймовочка». Педагогами обоих учреждений был составлен совместный сценарий праздника. Дошкольниками нашего МАДОУ на празднике были исполнены танцевальные номера, песни сценки. Участие в празднике положительно отразилось на обогащении нравственно - патриотической стороны личности каждого ребёнка.

Еще одной многолетней традицией нашего коллектива являются целевые экскурсии к памятнику воинам - освободителям. Такие мероприятия сопровождаются литературно-музыкальными композициями с участием наших воспитанников, а также приглашённых ветеранов. Целью таких мероприятий является ознакомление дошкольников с ритуалами возложения цветов и «минуты молчания», а также воспитание чувства гордости за Россию, за народ, выстоявший в столь тяжелые годы.

Взаимодействие сотрудников и родителей в деле патриотического воспитания детей проходит через занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

В результате реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания добились следующих результатов:

1. У детей сформировались первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, доброжелательности, послушании, и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);

2. Дошкольники стали:

- активнее проявлять чувства любви и уважения к родным и близким, стали более благодарными;

- стали доброжелательными к окружающим (приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу), проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо;

- проявлять любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

- проявлять чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

Результаты работы по нравственно - патриотическому воспитанию проявляются в том, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью.

Установлено, что 60% детей с активным приобщением к русским культурным традициям начинают выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого и оценивать ее по достаточно четким нравственным критериям.

Педагогический коллектив при решении задач знакомился с множеством литературы, опытом работ других детских садов по нравственно - патриотическому воспитанию.

Работа по данному направлению требует от педагога больших нравственных и физических сил. Получаешь моральное удовлетворение, видя результаты своего труда.

Запланированные мероприятия нравственно - патриотическому воспитанию оказали положительное влияние на взаимоотношение ребенка с родителями в семье. Родители и дети стали более развитыми, активными, дружелюбными, более терпимыми друг к другу, самокритичнее.

Одобряя опыт детского сада по приобщению детей к истокам народной культуры, родители стали активнее принимать участие в подготовке и проведению праздников.

Таким образом, совместными усилиями коллектива детского сада и родителей осуществляется приобщение детей к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные патриотические, духовные и эстетические ценности.         Подводя итоги проделанной работе можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность   является  эффективной   формой  в  воспитании нравственно -  патриотических чувств  у дошкольников.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. /Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 26 с.

Бердникова Н.В. Веселая ярмарка. Народные календарные праздники для детей 3 – 10 лет: Практическое пособие. /Н.В. Бердникова. – Ярославль: Академия развития, 2005.

Вишневская Н.В. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». /В.Н. Вишневская. – М.: Издательство АРКТИ, 2001. – 80 с.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А., Петелин А.С. Праздники и развлечения в детском саду. /Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова, А.С. Петелин. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.

Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». /Г.Н. Данилина. – М.: АРКТИ, 2003. – 184 с.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб: «Детство-Пресс», 1998. – 304 с.

Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. /Г.А. Ковалева. – М: Аркти, 2003. – 80 с.

Лубченко Ю.Н. Самые знаменитые георгиевские кавалеры России. /Ю.Н. Лубченко. – М.: Вече, 2003. – 480 с.

Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. / А.Е. Писарева, В.В.Уткина – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 127с.

Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. /Автор-составитель Н.В. Чудакова. – М: АСТ – ЛТД, 1998. – 256 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.