Патриотическое воспитание младших школьников (из опыта работы)

5
0
Материал опубликован 30 January в группе

10

                                          II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью                «Патриотическое воспитание учащихся»


                                         Патриотическое воспитание младших школьников

                                                                     (из опыта работы)



        Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к ее истории, культуре, формирование таких качеств, как милосердие, толерантность.

        В процессе патриотического воспитания очень важен учет возрастных особенностей учащихся. В начальной школе основные мероприятия патриотической направленности — это беседы, викторины, посещение музеев, просмотр фильмов.

       На окраине нашего села есть обелиск павшим воинам с высеченными на стелле именами погибших земляков. Обелиск — это святое место для жителей нашего села. В День Победы 9 мая около него собираются все жители нашего села от мала до велика. Самыми почетными гостями всегда были ветераны. Часто мы приглашали ветеранов в школу на встречу с учениками. С каждым годом участников войны становилось все меньше и меньше. В настоящее время в селе нет ни одного ветерана. И это не удивительно, в этом году мы отмечаем 80 лет со дня Победы.

        Как же рассказать младшим школьникам об истории нашей Родины, о войне, о специальной военной операции?

       Мы решили начать с изучения истории своей семьи, с ее родословной. Ребята с помощью родителей погружались в прошлое семьи, изучали документы, фотографии, составляли родословное древо. Дети узнали, что почти в каждой семье были участники Великой Отечественной войны, и многие из их родных не вернулись домой с фронта.




Фигура1

Страница из родословной Рубахина С.


      Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

Однажды, разговорившись со своей бывшей учительницей Валентиной Александровной, (ей сейчас 84 года) я узнала очень трогательную историю о ее родном брате, который погиб при обороне Ленинграда. Я пригласила ее в свой класс. Валентина А. принесла и показала ребятам документы, которые она уже много лет хранит в память о своем брате: медаль за оборону Ленинграда, письма- треугольнички с фронта и «похоронка». Дети были очень впечатлены. Они как-бы приобщились к истории страны, трогая эти почти истлевшие письма.

      Одна из моих учениц Маргарита А. написала сочинение об этой истории.

Это сочинение победило в областном конкурсе, посвященном 80-летию со дня прорыва блокады Ленинграда.


Сочинение на творческий конкурс «Помним! Чтим! Гордимся!»,
посвященный празднованию 80-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, 80-летию со дня прорыва блокады и полного освобождения Ленинграда.

2023г


         Меня зовут Маргарита. Почему я решила написать это сочинение? На классном часе в школе я услышала рассказ бывшего учителя математики Валентины Александровны о ее родном брате Виноградове Геннадии Александровиче. Валентина Александровна не знала своего брата, потому что родилась она в 1942 году, а Геннадию в этом году исполнилось 17 лет и его забрали на фронт. С войны он не вернулся, а Валентина Александровна много лет хранит документы, фотографии, фронтовые письма, и благодаря ей, я и узнала о судьбе простого солдата, нашего земляка.

Виноградов Геннадий Александрович родился 24 августа 1925 года в селе Мытищи Комсомольского района Ивановской области. До войны работал в колхозе. Увлекался поделками из дерева.

В 1942 году был призван в армию. В это время шли ожесточенные бои на подступах к Ленинграду. Геннадий принял участие в героической обороне этого города, за что 6 октября 1943 года был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

t1738256748ab.jpg


Геннадий Александрович писал родным с фронта, к сожалению, сохранилось только три его письма. В них он пишет о своей фронтовой жизни, о том, что скучает по своей деревне, спрашивает о родственниках. Письмо это – обыкновенный листок бумаги, свернутый треугольником, обратный адрес – Полевая почта №22356 Б-О

t1738256748ac.jpgt1738256748ad.jpg



В январе 1944 года шли наиболее ожесточенные бои около Ленинграда. В своем письме от 14 января 1944 года Геннадий написал: «В Ленинграде отжили и сегодня отправляемся бить врага…». А через несколько дней 21 января он был убит под Ленинградом, не дожив несколько дней до снятия блокады города.


Геннадий Виноградов был похоронен в деревне Кондакопшино Ленинградской области. К сожалению, на «похоронке», так называли извещения о смерти, неправильно указали название деревни, и поэтому мать Геннадия долго не могла выяснить, где он похоронен.

t1738256748ae.jpg


Помогли ей найти могилу сына красные следопыты из д.Кондакопшино, которые рассказали о тяжелых боях в их местности в 1944 году и о том, что они собирают сведения об участниках этих боев. Красные следопыты прислали маме Геннадия фотографию, на которой изображен обелиск погибшим воинам.


t1738256748af.jpg

На обратной стороне фотографии такие слова:

«Виноградова Зоя Яковлевна.

Вот под этим обелиском навсегда захоронен Ваш сын Гена Виноградов, погибший 21 января 1944 года во время блокады Ленинграда. Пусть навсегда этот снимок будет для Вас в Вашей материнской памяти. Под этим обелиском покоится наших 1230 человек - отцов, мужей, сыновей и братьев.

Снимок сделан в День Военно-Морского флота в 1970 году».


t1738256748ag.jpg


«Сейчас я учусь в начальной школе и, конечно, война очень далека от нас, но я благодарна всем людям, которые бережно хранят воспоминания о простых солдатах, отдавших свою молодую жизнь за счастье и свободу нашей Родины. Спасибо тебе, Солдат!»


Творческий конкурс «Помним! Чтим! Гордимся!», в котором участвовала Маргарита, проводился Ивановским областным судом. На конкурс были представлены рисунки, сочинения, поделки, более 400 работ ребят из Ивановской области. 35 детских работ были награждены дипломами. На вручение наград мы с Ритой отправились в Иваново. Перед награждением была проведена встреча победителей конкурса с руководителями и участниками поискового отряда «Эхо».

Детям рассказали о том, что каждое лето поисковый отряд выезжает на места сражений, работает в архивах, составляет Книгу Памяти, помогает родственникам узнать о судьбе своих близких. Также для ребят была устроена выставка вещей, найденных при раскопках: оружие, личные вещи воинов, документы, медальоны погибших солдат и др.


t1738256748ah.jpg











t1738256748ai.jpg













t1738256748aj.jpg













t1738256748ak.jpg


         С участником поискового отряда — учеником 10 класса ивановской школы.

           Встреча с членами поискового отряда произвела огромное впечатление на взрослых и на детей. Работа поисковых отрядов – важное звено в деле патриотического воспитания учащихся. Несколько лет назад поисковый отряд нашел останки нашего земляка из Комсомольского района Ивановской области Липина Алексея. Его имя и данные сохранились в найденном медальоне. В нашей школе прошло мероприятие, посвященное этому событию, на которое специально из Белоруссии приехал родственник погибшего солдата.

         После этой встречи состоялось награждение ребят дипломами.

t1738256748al.jpg



2025 год объявлен нашим президентом годом Защитника Отечества. Необходимо продолжать воспитывать у детей чувство благодарности к защитникам нашей Родины, рассказывать о героях СВО и Великой Отечественной войны, пробуждать интерес к военному прошлому и настоящему нашей страны.

Свою статью хочу закончить словами В.В. Путина:

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм … Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России»




Использованная литература:

1. Фотографии и документы из личного архива Гаряевой В.А.

2. Фотографии из личного архива Егоровой О.Н.

3. Сочинение ученицы 3 класса МКОУ Подозерской СЩ Андроновой М.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.