Статья «Патриотическое воспитание младших школьников как социально педагогическая проблема»
Патриотическое воспитание младших школьников как социально педагогическая проблема
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма» [2]. Мария Голованивская, писатель, публицист, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова дает свое пояснение патриотизма: «Патриот и патриций — однокоренные слова, обозначающие людей с близкими ценностями. Оба эти слова произошли от латинского «pater», что значит «отец». Помнящие отцов, любящие дело рук их — свою родину — вот, кто такие патриции, и вот, кто такие патриоты. И те, и другие дорожат славной историей, всегда чувствуют преемственность поколений, ощущают корни, прошлое в себе самих».
Проблема патриотизма, по своей научной и социальной значимости может претендовать на роль одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. На протяжении всей истории человечества вопросы патриотического воспитания юного поколения в духе любви к Родине и преданности к Отечеству были одними из главных для учёных. В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой являлось то, что человека не рассматривали самого по себе, а только в отношении его к государству. Главной целью каждого гражданина и всего государства являлось благо полиса, так как Родина гарантировала их существование и их свободу. В эпоху древнерусского государства ключевыми являлись понятия «Русская земля», «родная сторона», «мать-земля», а русские богатыри отдавали жизнь за Родину. М.М. Кром в работе «К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России» отмечает: «Патриотические мотивы словно рассеяны, растворены в духовной атмосфере древнерусского общества, они не обобщены, не собраны в понятие. Древнерусская литература говорила о любви к Родине на языке чувств и образов»[1]. В Концепции патриотического воспитания, подчеркивается значимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Необходимо воспитывать, начиная в юном возрасте, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, толерантность. Патриотическое воспитание младших школьников всегда трактовалось, как одна из важнейших задач школы. Ведь именно младший школьный возраст является благодатной почвой для развития чувства любви к Родине, и именно в этом возрасте должно формироваться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим делам и достойным страницам прошлого.
Таким образом, воспитание патриотизма у младших школьников - это важнейшая педагогическая задача.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский, уделял особое внимание важности воспитания любви к Родине у детей, ответственности, гуманности, трудолюбия. Также, он отмечал, что труд оказывает огромное влияние на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [3].
С 1 сентября 2011 года все Российские образовательные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Особенностью, отличающей новый стандарт от предшествующего, является его деятельностный характер, являющийся главной целью развития личности младшего школьника [4].
Ранее школьная деятельность имела направленность на решение воспитательных задач, но в Стандарте второго поколения речь идет о конечных результатах воспитания младших школьников:
- стремление к познанию, умение общаться;
- чувство ответственности за свои решения и поступки;
- толерантность;
- чувство гражданской идентичности;
- патриотизм, учебная мотивация.
Школа должна воспитывать и развивать ответственного, инициативного, творческого, высоконравственного и компетентного гражданина, так как это является одной из важнейших целей и приоритетных задач современного образования[4].
Патриотическое воспитание в школе может осуществляться, как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и вовлечение детей в различные виды социально значимой деятельности, ведь именно в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов. Центром культурно-патриотического воспитания детей могут стать различные места: этнографический музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам, ученический театр, кружки художественного, декоративно-прикладного творчества. Огромное воспитательное значение имеют: экскурсии по родному краю, посещение спектаклей, выставок, музеев, выпуск стенгазеты, конкурсы художественной самодеятельности, тематические воспитательные часы, вечера, туристические поездки по историческим местам.
Нами было проведено исследование по изучению уровня сформированности патриотизма у младших школьников. Для анализа и оценки реального состояния работы по патриотическому воспитанию мы начали с определения критериев и показателей оценивания результатов предшествующего патриотического воспитания. Мы воспользовались критериями оценки уровня сформированности патриотических качеств младшего школьника предложенными доктором философских наук В.И. Лутовиновым. На основе этих критериев и их показателей мы выделили следующие уровни сформированности патриотических качеств младших школьников:
Высокий уровень (13-15 б.)
Ученик объясняет все основные понятия, заинтересован историческим прошлым Отечества, в гражданах своей страны, сопереживает событиям, связанными с историей его страны, а также интересуется культурой родного края.
Средний уровень (8-12 б).
Ученик не может объяснить основные понятия, знакомство с историческим прошлым происходит при побуждении наставника(учителя), происходит проявление интереса и сопереживания к событиям своей страны, проявляет интерес к культуре края.
Низкий уровень (5-7 б).
При объяснении понятий допускает ошибки, не заинтересован в истории своей страны, не проявляет интерес к культуре своего края, не бережёт природу.
Исследование проводилось среди учащихся 4 классов средней общеобразовательной школы №27 п. Южно-Морской. В работе принимали участие 41 ученик.
Анкетирование показало, что 71 % из опрошенных считают себя патриотами России (любят свою Родину и готовы встать на ее защиту).
29 % учащихся говорили о любви к Родине в основном как месту проживания. Анализ результатов анкетирования показал, что высокий уровень сформированности понятия «патриотизм», среди учащихся 4 классов, не прослеживается.
Отвечая на вопросы анкеты, обучающиеся продемонстрировали знания об истории России. Чаще всего называли имена: Юрий Гагарин, В.В. Путин, Иван Грозный, Иван Калита, Александр Невский, Сталин И.В., Ленин В.И., Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Но в области краеведения уровень остаточных знаний был невысоким.
Анализ результатов изучения уровней сформированности умений и навыков, патриотической воспитанности испытуемых, позволил нам прийти к следующим выводам: высокий уровень, когда ученик знает и может объяснить все основные понятия; интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям, знает культуру родного края, не продемонстрировал ни один из учеников.
Всего 39 % учащихся продемонстрировали средний уровень: они умеют раскрыть понятия, интересуются историей и культурой родного края, побуждаемые педагогами, проявляют интерес и сопереживание к историческим и злободневным событиям, проявляют познавательную и социальную активность.
Доминирующим является низкий уровень сформированности умений и навыков патриотической воспитанности.
61 % учащихся в объяснении понятий допускают ошибки, не интересуются историей страны, не проявляют особого интереса к истории и культуре родного края, их не волнуют проблемы экологии, бывают, взрослым, неохотно принимает участие в делах.
Таким образом, наше исследование показало, что все показатели патриотической воспитанности у младших школьников имеют низкие значения, несмотря на то, что педагоги уделяют достаточно внимания этому направлению воспитания.
Педагогической наукой накоплен большой опыт по воспитанию основ патриотического воспитания подрастающего поколения, однако, развитие современного российского общества требует пересмотра некоторых основ патриотического воспитания детей, так как современные реалии требуют совершенствования процесса формирования патриотических качеств личности.
В заключение приведу размышление одной ученицы 4 класса «Считаю ли я себя патриотом? Я люблю страну, в которой родилась и выросла, но патриотом я себя назвать не могу. Я не готова встать в ровную линию добровольцев, старающихся прикрыть Родину от вражеских пуль. Но и не брошу ее при первой возможности».
Список литературы:
Кром М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI ‒ XX вв.). ‒ М., 1994. ‒ С.17.
Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: из опыта работы сел. шк. / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1959. – С.148.
Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский //Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2. – М.: Л., 1948. – С. 69-166.
.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - С.31 - (Стандарты второго поколения).