Статья на тему «Патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики»

8
6
Материал опубликован 30 November 2022 в группе

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Пугачева А.В.,

учитель математики ГКОУ «СОШ при УУИС»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык уважающий cвой народ, его культуру и духовные традиции; оcознающий и принимающий ценности человечеcкой жизни, семьи, гражданcкого общеcтва, многонационального росcийского народа, человечества» [2].

Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его духовных ориентиров. Учебный предмет «Математика» является существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Очевидно, что на уроках математики нужно уделять особое внимание не только формированию знаний, но и формированию социально активной личности осознающей и принимающей ценности патриотизма.

Существует множество способов, приемов и методов реализации патриотического направления при изучении математики. В моей практике превалирует военно-патриотическое воспитание обращенное к событиям Великой Отечественной войны. При организации такой интеграции достаточно подобрать соответствующий инструментарий и перенести задачу математики на отдельные аспекты в изучении истории, чтобы закрепить навыки счета, а также способствовать закреплению материала (рисунок 1).



t1669822128aa.png

t1669822128ab.png

t1669822128ac.png

t1669822128ad.png

Рисунок 1- Фрагмент презентации «Логарифмические уравнения»


Исторический материал на военную тематику может быть положен в основу конструирования математических заданий и использован на любом этапе урока. Иногда эти сведения полезно дать перед объяснением нового материала, иногда органически связать его с отдельными вопросами темы урока, а иногда дать как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики (рисунок 2).



t1669822128ae.png

t1669822128af.jpg

Танк Т-34

Танк Т-34/85

В СССР с 1940 по 1945 годы было выпущено 56000 средних танков. Танков Т-34 было выпущено 60% от этого количества. Танков Т 34-85 было выпущено 40%. Сколько танков Т-34 и Т 34-85 было выпущено?

Рисунок 2- Фрагмент презентации «Задачи на проценты. Танки времен ВОВ".

Процесс патриотического воспитания на уроках математики может включать воздействие на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших спортивных достижениях российского народа или путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских спортсменов – примеров для подражания. Задания для устного счета «Узнай хоккеиста» не только формируют навыки счета, но и имеют патриотическое воздействие на учащихся, способствуют восприятию новых знаний о спортсменах Российской Федерации (рисунок 3).



Найдите значения выражений, вставьте соответствующие буквы в таблицу ответов и вы узнаете фамилии известных хоккеистов, защищающих честь нашей страны на международных соревнованиях

t1669822128ag.png

t1669822128ah.png

Рисунок 3- Фрагмент презентации «Узнай хоккеиста»


Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания были не просто усвоены обучающимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Для достижения подобной цели целесообразно использовать математические задачи на основе краеведческого материала (рисунок 4-6)



t1669822128ai.png

t1669822128aj.png

Рисунок 4- Фрагмент презентации «Металлург»


t1669822128ak.png

t1669822128al.png

Рисунок 5- Фрагмент презентации «Мариинск в годы ВОВ»


t1669822128am.png

t1669822128an.png

Рисунок 6- Фрагмент презентации «Мариинцы-герои ВОВ»



Таким образом, в рамках обучения математике в целях реализации единой государственной политики, отраженной в государственных программах патриотического воспитания и в федеральных государственных образовательных стандартах, имеется возможность привить интерес к патриотизму и гражданственности путем использования специально подготовленных задач. При этом особая роль и ответственность отводится педагогу, к требованиям его профессионализма и компетентности.



Список литературы:

1. Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2009. — 24 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – 2-е изд.– М.: Просвещение, 2013 – С. 48.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю с победой! Очень интересная работа!

15 December 2022

Спасибо, мне очень приятно)

17 February 2023

Поздравляю с победой! Дальнейших творческих успехов!

15 December 2022

Спасибо, очень приятно)

17 February 2023

Поздравляю с ПОБЕДОЙ в конкурсе! Понравилась тема статьи и её содержание. Спасибо, очень интересно! Желаю дальнейших творческих успехов и новых побед!

17 December 2022

Спасибо, очень приятно)))

17 February 2023