Статья «Патриотическое воспитание на уроках математики»
Воспитание патриотизма на уроках математики.
С чего начинается патриотизм? С любви к месту, где ты живешь…к людям, природе. С любви к своей малой Родины, ее истории…Как важно молодому человеку развить и почувствовать причастность себя к своей стране. На своих уроках математики считаю важным для развития патриотических чувств применение материала, связанного с историей нашей страны.
Использование эпиграфов к урокам может задать нужный тон уроку, напомнить о знаменательных датах.
Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. ... Л.Н.Толстой
Только допустив бесконечно-малую единицу для наблюдения — дифференциал истории, т. е. однородные влечения людей и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно-малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории. Толстой Л. Н., Война и мир. Том третий, 1873
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя. Александр Пушкин. Евгений Онегин
Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики. Жан Фурье
Так же обсуждение высказываний великих людей может стать хорошим заключением урока, связывающим тему урока и воспитательный момент.
С точки зрения патриотического воспитания огромное значение имеет подбор практического материала. Решение практических задач дает возможность ребятам задуматься о вехах истории нашей страны. Такие задачи способствуют формированию чувства причастности к нашей истории, гордости за свою страну и ее народ, который с героизмом преодолевал тяжелые моменты. Особый интерес вызывают задачи о ВОВ.
Задача. От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?
Задача. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Опыт показывает, что особый интерес вызывают задачи, связанные с историей и географией родных мест.
Задача. Сахалинская область образовалась в 1947 году. Сколько лет сейчас ей?
Задача. Численность населения Сахалинской области по данным Росстата составляет 466 609 чел. (2021). Площадь Сахалинской области 87 100 км². Найдите плотность населения.
Задача. В Сахалинской области насчитывается 65 175 рек. 98 % общего количества рек составляют малые реки, имеющие длину до 10 км. Сколько таких рек?
Задача. Какова длина реки Поронай , если 10% ее длины составляет 35 км?
Задача.
На этой фотографии вы видите Военного регулировщика около японского банка в Оодомари (1945) г. Корсаков. Сам банк был построен в 1929 году. Сколько лет этому зданию?
Задача. У города Корсакова, пожалуй, самая интересная судьба из всех сахалинских городов. День рождения города зафиксирован точно — 4 октября 1853 г. В этот день с транспорта "Николай" в заливе Томари — Анива был спущен на воду бот с русскими моряками, которым предназначено было судьбой стать отцами — основателями будущего города. Сколько лет городу Корсаков?
В домашнем задании по математике использую элементы поисковой деятельности и задания «Найди информацию и составь задачу»
Пример.
«…Оснащённые самым современным оружием, русский наносит нам жесточайшие удары. Это яснее всего проявляется в боях за Сталинград. Здесь мы должны в тяжёлых боях завоёвывать каждый метр земли и приносить большие жертвы, так как русский сражается упорно и ожесточённо, до последнего вздоха…»
Из письма ефрейтора Отто Бауэра, п/п 43396 В, Герману Куге. 18.XI.1942 г.
Какое оружие и в каком количестве использовали русские в боях за Сталинград? Составь задачу.
История развития математики в России тоже может способствовать гордости за свою страну. На предметных неделях ребята готовят сообщения о математиках нашей страны.
Детство и юность – то золотое время, когда формирующееся чувство патриотизма человек пронесет через всю свою жизнь. А любовь и причастность к Родине, чувство готовности ее защитить – самое благородное чувство, которое может испытывать гражданин своей страны.
Использованы источники
https://педпроект.рф/окиппа-т-и-сборник-задач/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Корсаков_(город)
https://pikabu.ru/story/vospominaniya_nemtsev_o_stalingrade_pisma_dlinnopost_vnutri_eshche_1065960