Статья на тему «Патриотическое воспитание средствами литературы»

8
0
Материал опубликован 2 July 2022


«Историческое значение каждого человека измеряется

его заслугами родине, а его человеческое достоинство –

силою его патриотизма».

Н.Г.Чернышевский

Патриотическое воспитание средствами литературы

(из опыта литературной студии «Свеча» ГБОУ ДАТ «Солнечный город»)

Воспитание патриотизма у молодежи России в современных условиях приобрело наиважнейшее общественное значение и стало задачей государственной важности. Любое воспитание - от самых камерных мероприятий до широкомасштабных государственных программ - всегда целенаправленно; бесцельного воспитания не бывает. Но отныне патриотизм, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его героев стоят на первом месте в списке ориентиров. Это то, к чему мы будем стремиться в обозримом будущем и на что направим свои главные усилия. Мы – это армия российских учителей, педагогов, воспитателей.

Новый законопроект о воспитании подрастающего поколения, основанный на патриотизме, уважении к старшим и других духовно-нравственных ценностях, заработал в стране с 2021-2022 учебного года. Воспитательный процесс по новым правилам стал частью всех образовательных программ. В системе дополнительного образования приложением к общеразвивающим программам разработаны Проекты воспитательной работы в каждом детском объединении. Общеобразовательные учреждения выбирают конкретные воспитательные методики, основываясь на ориентирах от государства. И вновь мы задумываемся о роли гуманитарного образования и преподавателях гуманитарных наук, ведь, в последнее время упор делался больше на подготовку специалистов естественно-научных дисциплин. Вместе с тем, внеклассная деятельность всегда была и есть в каждой школе, есть и целая система дополнительного образования с богатой историей и своими традициями. И в этой сфере последние годы речь шла не столько о воспитательной функции, сколько о социализации детей. Мы учили своих подопечных жить в обществе, контактировать с другими людьми, брать на себя ответственность и выполнять учебные задания. Учили в целом становиться нормальными людьми и полноценными гражданами своей страны.

После очередного обновления программ и образовательных стандартов, не следует полагать, что каждый педагог начнёт прививать память о героях Отечества на новом уровне. И это потому, что пункты о патриотизме и любви к родине всегда были, и у подавляющего большинства педагогов есть чёткое понимание того, как воспитывать патриотизм, как научить подрастающее поколение любви к героям Отечества, уважению к человеку труда и старшему поколению. Общеизвестно, что уважение в обществе всегда заслуживается благими делами и поступками. Для того, чтобы дети уважали старших, надо в первую очередь уважать их самих. Но кто и как будет оценивать их воспитанность? Здесь следует заметить, что и обществу стоит изменить свое отношение к педагогам. Как верно подмечено в одной из телевизионных реклам, «на учителей надо молиться». К слову сказать, в целях признания особого статуса педагогических работников 2023 год уже объявлен в России годом педагога и наставника.

Не так давно президент Владимир Путин на одной из встреч с лучшими учителями заявил: «Нравственным ориентиром для подростков современной России должен быть патриотизм. И в этом особую роль должны сыграть преподаватели гуманитарных дисциплин. Главная миссия гуманитариев как раз в этом и заключается». Владимир Владимирович привел в пример поэта Михаила Лермонтова в качестве человека, любившего свою страну: «Михаил Юрьевич был сложным человеком, жизнь непросто складывалась, и несправедливости было много, он боролся с ней. Но это не значит, что он не любил страну - наоборот, он любил ее, может быть, больше, чем те, кто все время восхваляли царя и всякого рода начальство». Так или иначе, эта тема возникла во время обсуждения патриотической литературы. Глава государства вспомнил «Бородино», а также отметил, что стихотворение «Прощай, немытая Россия…», Лермонтов писал по пути на Кавказ, куда он ехал, чтобы воевать за интересы России. Действительно, в такой стране, как Россия, которая может гордиться огромным количеством выдающихся писателей и поэтов, нельзя не учитывать роль литературы в воспитании патриотизма.

Изучение литературы–неотъемлемая часть патриотического воспитания, его первоисточник. Поэтому литературу активно изучают не только в школе и вузах, но и в дополнительном образовании. При этом изучение литературы дополняется ещё и собственно литературным творчеством детей. Искусство творить во все времена было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Ярким подтверждением этому является множество городских, республиканских литературных праздников и творческих конкурсов и проектов («Литературная среда», «Живая классика КБР», «Искусство слова», «Будущие мастера Слова», «Мастер Слова» и др.)

Сегодня в таком маленьком городе как Нальчик существует целая сеть литературных клубов, салонов и студий, а 20-летний опыт деятельности Образцового детского коллектива Литературной студии «Свеча» подтверждает целесообразность использования литературы в качестве средства духовно-нравственного развития обучающихся. Эффективность используемых нами методик патриотического воспитания, состоятельность системы вовлечения и погружения в литературу как в предмет, формирующий человека, неоднократно отмечена специалистами.

В процессе трёхлетнего обучения в студии рождаются самые разнообразные индивидуальные и коллективные проекты. Проектный метод весьма продуктивен для развития коммуникативных навыков и формирования духовно-нравственной составляющей обучающихся. Кроме внутристудийных проектов реализуются десятки совместных проектов с различными социальными партнёрами (см. «Темник проектов» в таблице ниже).

ФИО

ответственных

Дата проведения

Место проведения

Наименование мероприятия

Партнеры

Тазова Ф.А.


Башиева С.К.

Август






Ежегодно

6 июня

КБГУ им.Х.Бербекова

Центр русского языка и культуры



Актовый зал им.Ю. Темирканова,

возле памятника Пушкину А.С.

на ул.Пушкина,

пешеходная зона ул.Кабардинской

1.Участие 8-10 обучающихся студии в работе Международной летней школы «Корни дружбы наших народов»


2. Ко Дню русского языка:

- «Поликультурный Пушкин» - традиционный международный конкурс чтецов;

- Общегородские онлайн-акции

- Флэшмобы с декламацией стихотворений в соцсетях.

КБГУ,

Центр русского языка и культуры,

Ассоциация литературных объединений


Тазова Ф.А.

Гл. ред. Мамишев В.М.

В теч.года

Редакции журналов

- «ЛКБ», «Нур», «Нюр», «Солнышко»

Семинары молодых авторов в Школе мастерства,

публикации

Дом печати

Шарданова Э.М.

Яхтанигова Л.

Пачева Т.

Шинкарева Н.П.

Тазова Ф.А.

Гергова Л.

Машукова Дж.Т.

В теч.года

По отдельному графику

ЦГБ ЦБС г.о.Нальчик 21февраля

РДБ им.Б.Пачева25-31 марта

РЮБ им.К.Мечиева 23-28 апреля

ГНБ им.Т.Мальбахова

Библиотека семейного чтения

Реализация совместных проектов с библиотеками:

-Проект «Литературное наследие КБР» ко Дню родных языков;

Неделя детской и юношеской книги»;

- «Библионочь -2019»;

-«Читаем детям о войне» - читательские встречи, поэтические вечера и литературные конкурсы в библиотеках города

Все библиотеки города Нальчик

Тазова Ф.А.


Шинкарева Н.П.


Февраль-апрель

На пешеходной улице Кабардинская

Программе «Забота о чтении – забота государства» Общества книголюбов КБР.

Общественные организации: Союз писателей КБР, «Общество книголюбов КБР»

Тазова Ф.А.


Ярослав Галицкий

В теч.года

Онлайн, литгостиная Солн.города

Региональная литературная акция «Мастер слова»

Общественная организация Молодёжка ОНФ

Тазова Ф.А.


Печонова Н.В.

в теч.года

Серия встреч в редакции «Советская молодёжь» -

«Онлайн-интервью со звездой», публикации

Газета «Советская молодёжь»

Тазова Ф.А.

Шакова М.К.

Октябрь-декабрь

Мероприятия в рамках проекта

Образовательный проект «Музей – хранитель памяти, традиций, истории»

Мемориальный музей-квартира А.А.Шогенцук.

Тазова Ф.А.

Эфендиев Ф.С.

Шауцукова Л.Х.

В теч.года

16 сентября

18 мая

СКГИИ

Научные конференции, фестивали, издание сборников

СКГИИ

Тазова Ф.А.

В теч.года

Центр выявления и поддержки ОД «Антарес»

Программа «От пробы пера до Мастера слова», организация и проведение литературной смены, экскурсии, прохождение курсов и т.д.

Рег.центр «Антарес»

Тазова Ф.А.

Апрель-май

Мемориальный дом-музей Марко Вовчок

Акции ко Дню Победы

«На крыльях Победы», «Путь к победе»

Музей Марко Вовчок Долинск

Тазова Ф.А.

Машукова Дж.Т.

Март-май

Союз писателей КБР, Библиотека Семейного Чтения и ГФ№8 ЦГБ ЦБС

«Гениальные читатели Гениального писателя» - разработка литературно-просветительского проекта совместно с СП КБР, Минкультуры КБР и библиотеками г.о.Нальчик:

Литгостиная

Солн.город


Библиотека Семейного Чтения

Печонова Н.В.

Тазова Ф.А. Оксана Шухостанова.

в теч.года


Арт-пространство «Периметр» во дворе дома №17 на пешеходной части Кабардинской улицы

Серия совместных встреч с редакцией «Советская молодёжь» 

Арт-пространство «Периметр»


ИТОГО: 16 партнёров и 17 совместных проектов за последний учебный год

Так мы учимся эффективному взаимодействию в коллективе, учимся распределять функции, обязанности, улучшаем качество работы. При этом важно, что все участники объединены одной общей целью.

Сотрудничество с вузами – одно из приоритетных направлений деятельности студии «Свеча». Коллектив дважды участвовал в работе Международной летней школы «Корни дружбы наших народов – в нашей истории» при Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова (2018,2019гг.). Данная школа является одной из составляющих мегапроекта «Фестиваль русского языка и культуры «Мы – россияне!», реализуемого Ассоциацией студентов вузов Северного Кавказа и кафедрой русского языка и общего языкознания КБГУ при поддержке Фонда президентских грантов, министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР, министерства по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей КБР.

t1656780908aa.jpg

Программа школы включала мастер-классы и тренинги по конфликтологии, литературоведению, экологии русского языка, актерскому мастерству, патриотическому, эстетическому воспитанию молодежи. Обучающиеся приняли участие в интересных творческих и научных дискуссиях, мастерских по русским праздничным обрядам, конкурсах, часе высокой поэзии, литературном ринге. Побывали на экскурсиях в поликультурный мир «Нас объединяет русский язык», историко-краеведческий музей им. А.С. Пушкина в станице Екатериноградской, музей альпинизма им. В.С. Высоцкого в с. Тегенекли. Вместе с театром песни и танца «Амикс» провели фольклорный праздник «Яблочный спас». Культурно-просветительская программа школы завершилась панельной дискуссией «Образ будущего взаимодействия молодежи стран евразийского пространства», подготовленной Кабардино-Балкарским региональным молодежным отделением Российского общества политологов.

t1656780908ab.jpg

Участие в данном проекте подтвердила актуальность наших усилий по патриотическому воспитанию. Организаторами была реализована амбициозная цель – создать окружную сеть литературных клубов, объединенных общей идеей. Накопленный студией многолетний опыт работы по привлечению к книге и чтению, по популяризации отечественной литературы среди молодежи был издан в виде монографии и распространён среди преподавателей русского языка и литературы Кабардино-Балкарии. На сегодняшний день по модели литературной студии «Свеча» созданы 6 литературных клубов в районных школах и 1 литературная студия в Терском филиале ГБОУ ДАТ «Солнечный город». Сетевое взаимодействие продолжается под эгидой Центра русской культуры КБГУ.

Ещё одна из успешных практик взаимодействия с вузами - Ежегодная Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Страницы немеркнущей славы», посвященная 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.. В 2022 году она прошла уже в десятый раз в Северо-Кавказском государственном институте искусств. Мероприятие проводит КБР ОО «ПАТРИОТ» в рамках Молодежного военно-патриотического марафона «Слава, Россия, Победа!».

t1656780908ac.jpgПо итогам конференции издаётся сборник с одноименным названием, куда входят десятки авторских работ обучающихся литературной студии «Свеча» в различных жанрах (статьи, сочинения, патриотический рассказ, стихотворение). Ответственные за выпуск сборника - Ф.С.Эфендиев, д.филос.наук, профессор и М.Л. Кулова, к.и.н. СКГИИ.              На примере успешной реализации данного проекта, мы каждый раз убеждаемся в необходимости тесного сотрудничества образовательных организаций различных типов с целью  объединения усилий по патриотическому воспитанию. Взаимодействие учреждений дополнительного образования и научных подразделений вузов по духовно-нравственному  воспитанию, особенно тесное сотрудничество с КБГУ им.Х.Бербекова и СКГИИ, обогащает наш опыт изучения классической русской, национальной, краеведческой литературы, углубляет исторические знания обучающихся и вдохновляет на литературное творчество. Кроме всего прочего, речь здесь идёт ещё и о ранней профориентации обучающихся.

Отдельной строкой следует рассказать об опыте участия десятка наших студийцев, увлеченных русским языком и литературой, в образовательных программах «Литературное творчество» Центра «Сириус» (г. Сочи).

t1656780908ad.jpg

t1656780908ae.png

Программы включают в себя творчество писателя, читателя, редактора, литературного критика, издателя, популяризатора чтения, менеджера литературных проектов, преподавателя, журналиста. Литературное творчество здесь является дополнительной общеразвивающей программой, предназначенной для детей, проявивших одарённость в области русского языка и литературы, обучающихся в образовательных организациях страны, успешно осваивающих основную образовательную программу и отобранных Экспертным советом Фонда на основании утвержденных критериев отбора обучающихся. После прохождения данной программы отношение юных стажёров к изучению литературы, качество создаваемых текстов улучшается в разы, так как «Сириус» предоставляет все условия для активной практики в создании собственных произведений.

t1656780908af.jpg

Наши социальные партнёры пишут официальные письма-рекомендации в ОЦ "Сириус", МДЦ "Артек", положительно отзываясь о нашем вкладе в их общественное дело, об успешной реализации совместных проектов для того, чтобы обучающиеся прошли отбор на региональном уровне и получили возможность сделать шаг вперёд в своем развитии. Наши цели совпадают. Мы хотим, чтобы подрастающее поколение было грамотным, читающим, чтобы из них выросли достойные граждане своей страны.

Способы и методики привития патриотизма всегда были и есть. Педагоги знают, как прививать те или иные ценные личностные качества маленьким гражданам России. Наиболее эффективными формами организации патриотического воспитания подрастающего поколения специалисты признают: детское объединение, экскурсия, проектная деятельность – то, чем мы занимаемся в литературной студии на протяжении многих лет.

t1656780908ag.jpg

Как и всегда, воспитанникам на занятиях предлагается целый комплекс воспитательных ситуаций, учебных заданий, способствующих воспитанию патриотизма: собрать фактический материал, информацию о родственнике-ветеране и написать сочинение или другие литературные произведения, в основе которых лежат реальные рассказы представителей старшего поколения; написать письмо неизвестному солдату, ветерану; посетить Дом престарелых или Дом-интернат для умственно отсталых детей, взять под опеку оттуда вполне конкретных детей или одиноких бабушек, дедушек и держать с ними связь (т.е. посылать им открытки, звонить, приходить, оказывать маленькие знаки внимания); выйти всем коллективом в пойму реки Нальчик и очистить её от мусора; посетить забытые достопримечательные места, памятники и очистить территорию… Естественно, всё это делается сугубо на добровольной основе. Со временем у молодёжи появляется стремление к активной деятельности направленной на благо своего государства и своего народа. Каждому необходимо хоть что-то сделать для своей страны полезного и доброго, сделать то, что по силам. Именно так прививается уважение к человеку труда и старшему поколению, к закону и правопорядку, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа нашей страны, к природе и окружающей среде.t1656780908ah.jpg

Уже много лет ко Дню Победы мы посещаем мемориал "Вечный огонь", памятники павшим воинам. Приходим в  Дом радио, чтобы сделать записи, поздравительные аудио-открытки для ветеранов. Так мы благодарим их за Победу, читая стихи, посвящая им свои опусы.      В День Памяти и скорби зажигаем Свечу Памяти у памятников, в залах Боевой славы Краеведческого музея; участвуем во всевозможных библиотечных акциях «Читаем детям о войне», сами устраиваем флешмобы в соцсетях… Думается, такие действия и выходы в социум имеют гораздо больший эффект и значение, чем дежурные речи у доски или лекции в аудитории.

Также, стоит отметить, что и вся Концепция воспитательной системы ГБОУ ДАТ «Солнечный город» выстроена с ориентацией на модель высоконравственного, патриотичного выпускника, способного к выполнению ведущих социальных ролей: гражданина-общественника, профессионала, семьянина. Ведущая идея - ориентация на личность обучающегося при ведущей социализирующей роли коллектива и среды в её формировании. В становлении личности каждого обучающегося нашего учреждения большая роль отводится гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. А приобщить детей к миру литературного творчества, помочь пишущим детям состояться как личность – задача достойная любого государственного образовательного учреждения страны. Для Академии детского творчества «Солнечный город» реализация конкретно нашей программы «Мы рождены для вдохновенья» – это возможность активно влиять на формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения республики.

Сегодня в Детской академии творчества «Солнечный город» сохраняются традиции и рождаются новые, которые наполняют воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. Нет ни одной мало-мальски значимой календарной даты, которую здесь обошли бы вниманием: День Знаний, День города, День России, День присоединения Кабарды к России, День Героя, День посвящения в коллектив, масштабный проект «Литературное наследие КБР», этно-фестиваль «Берегите наш язык – это клад: его Величество, родное наше слово», конкурсы чтецов «Родной язык - неиссякаемый родник», историко-патриотический проект «Наш край родной – наша история живая»; мастер-классы по множеству направлений для детей-сирот, смотры художественных коллективов и многое другое. Все государственные праздничные даты отмечаются проведением целого цикла мероприятий познавательно-правового, игрового, интеллектуального, историко-патриотического характера. К примеру, в рамках празднования Победы в ВОВ в 2022 году были организованы и проведены сотни различных мероприятий и онлайн-акций, викторины, марафоны, конкурсы сочинений, конкурсы чтецов, тематические встречи с ветеранами и т.д.. К работе регулярно привлекаются общественные организации, родительские комитеты, выпускники, представители органов власти, известные лчности в различных сферах.

Отличительной особенностью образовательной программы литературной студии «Свеча» является и реализация регионального компонента через литературную деятельность. Участники приобщаются к национальной литературе через проведение литературных вечеров в честь классиков кабардинской и балкарской литературы; через декламацию авторских стихотворений, посвященных малой родине и юбилейные творческие вечера современных писателей Кабардино-Балкарии; устраиваются презентации новых книг издательства «Эльбрус»; проводятся литературные экспедиции и экскурсии по историческим местам Кавказа и др. По сути, участники студии занимаются изучением и популяризацией национальной классической литературы, стремясь сохранить свое культурное наследие. С учетом особенностей воспитания на Кавказе содержание занятий ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Участники программы «Мы рождены для вдохновенья» ежегодно принимают активное участие в городских, республиканских и российских мероприятиях патриотического характера. Занимают призовые места в городских литературно-творческих конкурсах «Война глазами потомков», «Читаем детям о войне»; во Всероссийском конкурсе «Герои Великой Отечественной войны» и конкурсе литературных работ в рамках Всероссийского фестиваля «Я вхожу в мир литературы и искусства» в номинации «Хранители памяти»; участвуют во Всероссийской олимпиаде по истории ВОВ. Ежегодно мы представляем на молодежные творческие конкурсы авторские работы «Вам, ветераны, посвящается…», проводим акцию «Свеча памяти», принимаем участие и во Всероссийских конкурсах литературных работ, посвященных 75-летию Победы в ВОВ; в республиканском конкурсе «Традиции дружбы и добрососедства в Кабардино-Балкарии» в 3-х номинациях: «Литературное произведение», «Научно-исследовательская работа», «Проект, направленный на воспитание толерантности в школьной среде, развитие межэтнического диалога». Лучшие работы публикуются в местных СМИ, входят в сборники, выставляются в музеях (к примеру, на выставке «Великая Отечественная война в жизни и творчестве Али Шогенцукова» в музее-квартире А.А.Шогенцукова) и на стационарных книжных выставках библиотек (к примеру, ЦГБ ЦБС «Жизнь его трагична, поэзия светла», "Мир образов Ф.М.Достоевского"); участвуем в литературно-музыкальной композиции «Строки, опаленные войной» (Театр книги при ГНБ им. Т.Мальбахова); на встречах клуба «Общение» при Национальной библиотеке и на заседаниях литературного клуба «Лира» при музее ветеранов МВД КБР.

Весной 2022 года началось новое сотрудничество с городом Бобруйск в рамках патриотического проекта «История двух стран в судьбе поэта». Акция «Читаем стихи Али Шогенцукова вместе» состоится осенью и станет яркой страницей в данном проекте. Необходимые материалы, видео-декламации высланы на почту организаторов. Идёт активное общение и обмен опытом работы.

С октября 2020 совместно с Государственной Национальной библиотекой им. Т.Мальбахова проводится масштабная акция «Живой родник кабардинской поэзии». Регулярно проходят батлы чтецов, тематические дискуссии, обсуждения патриотических фильмов, где затрагиваются вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Последнее обсуждение кинофильма «Мы из будущего» было посвящено Вечной памяти павшим воинам на полях сражений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (инициатива Краеведческого музея). Участники поделились впечатлениями о фильме, рассматривались проблемы и вопросы духовного состояния молодежи, исторической памяти и патриотических чувств молодого поколения.

Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к прошлому и будущему Родины. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принимать активное участие в общественной жизни города, села, республики;  стать членом добровольческих организаций и совершать добрые дела во благо нуждающимся; участвовать в проведении культурно-просветительских, патриотических мероприятий. Наши студийцы, слудуя примеру своих предшественников, с удовольствием участвуют во всех предлагаемых мероприятиях, и это деятельное участие имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма.

Формы воспитательной работы, конечно же, меняются по мере взросления обучающихся, и здесь на первый план выходят престижные образовательные учреждения, имеющие авторитет среди учащейся молодёжи,  со своей спецификой и направлениями образовательно-воспитательной деятельности. Просто взять и заложить в сознание воспитанников чувство любви и гордости за свое Отечество - невозможно. Духовно-нравственные ценности передаются постепенно, из поколения в поколение, а понимание целостности мира, собственной включенности в единый мир и осознание ответственности за него – приходит гораздо позже. В условиях новой реализации воспитательной программы мы будем также продолжать взывать молодое поколение к честности, ответственности, к дружбе и миру, к любви и свету знаний, к возрождению утраченных традиций. И это вполне  правильно и справедливо.

Сегодня можно уже с уверенностью утверждать, что все мероприятия студии «Свеча» - целенаправленно патриотические, поскольку они гармонично вписываются в общую воспитательную работу Детской академии творчества (как в интеллектуальном, так и воспитательном плане). Ведь, в конечном итоге, мы все хотим создать здоровую духовно-нравственную среду для молодого поколения.

Совместные мероприятия с другими молодёжными организациями города Нальчика, сотрудничество со всеми библиотеками и музеями способствуют созданию обстановки непринужденного общения, являясь мощным толчком к снятию психологического барьера. Каждое мероприятие предваряется отдельной встречей-совещанием с партнерами по намечаемой теме мероприятия. Это ориентирует и организаторов, и участников на определенную тематику встречи, придаёт осмысленность мероприятий, и, соответственно, эффективность проводимой работы. Акцент на духовно-патриотическую основу при подаче учебного материала, биографий писателей или исторических событий приводит к правильному пониманию всей истории, раскрывает внутренние мотивы действий известных личностей, формирует уважительное отношение к прошлому своей родины и ориентирует на такое же отношение в дальнейшем. Результатом этих регулярных тематических встреч, совместных проектов и проводимых мероприятий становятся: повышение культурного уровня личности обучающегося, уважительного отношения к родному языку; почтительное отношение к истории, к выбору профессии, к службе в армии, осознанность ее необходимости. Регулярность подобных встреч позволяет располагать участников к более открытому общению на разнообразные темы. Наблюдается заинтересованность молодёжи в тематическом построении встреч, видимо, по причине недостаточного образования и недостатка знания по вопросам нравственного характера: цели и образ жизни, ее значимость, смысл служения и верности Отечеству, устройство семейных отношений, общества и т.д.

Как показывает практика, вышеуказанные формы работы являются крайне актуальными  на сегодняшний день и могут вполне действенно решать множество вопросов по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Конечным же результатом образовательной программы студии является осознание своей национальной самоидентичности через формирование правильного, устойчивого и положительного мировоззрения и построения жизни в целом.

Программа студии имеет несколько внешних экспертиз и вполне может реализовываться в любой школе, учреждении культуры или детском объединении, независимо от специфики деятельности. Для совершенствования работы в обозримом будущем мы будем совместно с партнёрами разрабатывать пути дальнейшего развития патриотического воспитания; оптимизировать работу родительского сообщества и актива обучающихся.

Исходя из достигнутых результатов и с учётом выявленных проблем воспитательной работы, мы планируем и дальше продолжать взаимодействия с библиотеками нового поколения, как культурными центрами, в области формирования качеств патриота и гражданина России. Мы будем расширять поле своей социально-значимой деятельности через реализацию социальных и творческих проектов по привлечению к книге и чтению. Будем создавать все возможные условия, обеспечивающие обновление воспитательной деятельности для дальнейшего успешного функционирования данного детского объединения. Ведь, мы должны вписаться в единую систему воспитания и образования в России. А она возлагает обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим не только на государство, но и на нас всех - граждан великой страны. Понятно, что это - работа чрезвычайной важности и, конечно же, этому будет уделяться гораздо больше внимания, чем до сих пор уделялось. В этом заинтересованы все: и образовательные учреждения, и педагоги, и семья, и общество в целом, потому что от результатов этой работы зависит наше будущее.

Так давайте же все сплотимся и сделаем эту важную работу вместе, чтобы патриотизм стал именно той общенациональной идеей, которая способна превратиться в мощную непобедимую силу. А чтобы патриотизм стал для нас внутренним убеждением и смыслом нашей жизни - будем верны, преданы и честны в служении своему Отечеству.


Тазова Фатима Алиевна

руководитель литературной студии "Свеча"

ГБОУ ДАТ "Солнечный город"

t1656780908ai.jpgt1656780908aj.jpg

t1656780908ak.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.