Статья на тему «Патриотическое воспитание молодёжи в колледже»

10
14
Материал опубликован 4 December 2022 в группе

Статья «Патриотическое воспитание молодёжи в колледже»

на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС»

Автор статьи: Шишкина Людмила Николаевна, мастер производственного обучения ОСП «Алчевский строительный колледж» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ»

Введение

На сегодняшний день в условиях реализации ФГОС и в связи с последними событиями чрезвычайно велика роль патриотического воспитания в духовном развитии личности. Основная цель образования - развитие личности, а патриотизм – это основная ценностная характеристика личности.

Основная цель патриотического воспитания заключается в ориентации студентов на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основная часть

Патриотическое воспитание наших студентов направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Такие качества как вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Кинофильмы, книги, встречи с ветеранами боевых действий, их рассказы о подвигах лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Но не только учебные заведения должны прививать чувство патриотизма, это должно закладываться в семье, так сказать, с молоком матери. Ведь в каждой семье есть свои герои: деды и прадеды, погибшие в Великую Отечественную. А наши студенты порой даже не знают их имен, к огромному сожалению. В колледже преподаватель истории Марченко-Тихонова М.В. проводила исторический квест к 75- летию Великой Победы «Наш Бессмертный полк». Заданием для студентов было прислать фото в военной форме своего родственника – участника Великой Отечественной войны – для участия в акции «Наш Бессмертный полк», указать его данные, где воевал, какие награды имеет. Ребята активно включились в работу, однако не всем удалось выполнить задание. Многим студентам никогда не рассказывали дома о подвигах дедов и прадедов.

В Стратеги развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определена цель развития в российском обществе высокой социальной активности ответственности граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов. Внедрение рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях на основе примерной рабочей программы воспитания. Обновление содержания и технологий социально- педагогической, художественной, естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания.

Перед образовательными учреждениями ставятся задачи утверждения в сознании и чувствах студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа военной службы; создания возможностей для активного вовлечения школьников в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических проблем; привития чувства гордости, уважения и почитания символов России - Герба, Флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества; формирования национальной терпимости.

В документах, принятых Министерством образования РФ, утверждается, что общественно-государственная система образования, ориентированная на формирование гражданских чувств, сознания, активной позиции студентов, способна обеспечить консолидацию общества, поддержание общественной и экономической стабильности, упрочить единство народов.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Девятый год на территории Донбасса идет война… Многие наши студенты видели эту войну воочию, у многих погибли отцы, защищая свою страну от украинского фашизма. Да что там говорить о взрослых, в моей группе учился студент Ярослав Воскоенко, которому пришлось воевать в 16 лет, пройдя путь от родного города Лисичанск до Алчевска. Его похоронили 14 августа 2014 года. Украинские СМИ писали о том, что в Лисичанске был расстрелян малолетний террорист Воскоенко Ярослав. Но это был «вброс». Он остался жив, но объявлен в розыск по 258 статье (часть 3) Украинского уголовного кодекса, его обвиняли в терроризме.

Ему было всего 16 лет, родился и вырос в Лисичанске. Какой же он террорист? В розыск он был объявлен после того, как в интернете появился первый материал о батальоне «Юная самооборона», этот материал содержал его фотографию, а также было указано его имя, как имя создателя и командира батальона.

Из рассказов Ярослава:

- Мы пытались присоединиться к ополчению Мозгового, ещё 22 мая, когда украинцы впервые напали на Лисичанск. Но тогда нас, как батальона «Юная самооборона», ещё не существовало. Нам отказали, ссылаясь на наш возраст. Говорили, что мы ещё слишком молоды. После этого мы больше не предпринимали попыток присоединиться к бригаде «Призрак», действовали самостоятельно. Нам помогал дедушка, который прошёл Вторую Мировую Войну. Он учил нас теории, практику мы получали сами.

Наш второй, и последний бой произошёл в день атаки украинских войск на Лисичанск. Мы не поняли ситуацию, не знали, что «Призрак» ушёл из города. И мы остались в городе. Потом пытались отступить и столкнулись с украинской армией. На нас шли украинские танки, и мы вступили в бой. Погибло много парней. Погибла девушка с позывным «Красотка», ей было 16 лет. Она бросилась под танк с тремя гранатами.

Я не знаю, как мне удалось выжить. Я получил осколочное ранение. Я не помню, как добрался до Алчевска, ехал на мотоцикле, потом он заглох. Дальше мы шли пешком. В Алчевске никто не знал о том, что произошло. Это не чужой для меня город, я здесь работал, учился. Я пришёл в общежитие, в котором жил до этого.

Нас накрывали «Грады». Много... Много ребят полегло. Очень много. Нас было 58 человек, из них 9 девушек, выжили и добрались до Алчевска единицы. Оружия хватало не всем. Пистолеты ТТ, автоматы АК, две мухи, РПГ и снайперская СВД и гранаты Ф1, противопехотные гранаты… Бой происходил на блокпосту ГАИ, на выезде из Лисичанска, район Белой горы. Там идёт дорога в сторону Стаханова. У нас был мотоцикл с коляской и одна машина - «копейка». Против нас шло 10 танков, сзади БМП... Сколько их было, я не считал, но очень много... Грады стояли немного дальше, машины - сорок стволов. Они видели, кто отступает… Что это подростки. Но они шли убивать. Они увидели нас и сразу стали безжалостно уничтожать, сдаться не предлагали. Насколько я знаю, это был батальон «Донбасс». Умирая, ребята кричали от боли. Мы не держали позицию, мы пытались просто отступить, уйти за Мозговым. Но мы сильно опоздали…

t1670174297aa.jpg

Рис. 1. Ярослав Воскоенко

До войны Ярослав занимался музыкой, такой как реп, писал песни и исполнял их, выступал, давал концерты, занимал места в музыкальных конкурсах и фестивалях, которые проходили в Луганске. Получая специальность техника «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», Ярослав рассказывал одногруппникам о «своей войне» в песнях, которые сам сочинял и исполнял, в последнее время они все больше на военную тематику.

t1670174297ab.jpg

Рис. 2. На перемене (Ярослав Воскоенко второй слева)

t1670174297ac.jpg

Рис.3. Наши победы в конкурсах (Ярослав Воскоенко в центре фото)

Патриотизм проявляется в поступках, поэтому важным критерием уровня патриотизма является участие молодежи в патриотических мероприятиях. Так, 63% респондентов участвовали в патриотических мероприятиях за последние два года. Это высокий показатель, но в каждой группе нашего строительного колледжа он разный. Ребят своей закрепленной группы приобщаю к любви к Родине. Одним из важных направлений в ходе организации воспитательной работы является формирование у молодежи представлений о героях .

t1670174297ad.jpg

Рис.4. Возложение цветов героям ВОВ в день освобождения Алчевска от немецко- фашистских захватчиков

На протяжении учебы мы со студентами группы приняли участие во многих внеурочных мероприятиях, а именно:

- «Мы -молодежь! Мы- будущее нашей Республики!»;

t1670174297ae.jpg

Рис. 5. Патриотическая акция студентов - «Мы -молодежь! Мы- будущее нашей Республики!»

- «Изучаем свой город», созданы два исследовательских проекта и проведены общеколледжные мероприятия об истории создания города Алчевска, его улиц и площадей;

t1670174297af.jpg

Рис.6. Памятник основателю города А.К. Алчевскому

t1670174297ag.jpgt1670174297ah.jpg

Рис.7. Общеколледжное мероприятие об истории создания города Алчевск

- «Дети войны», мероприятие, посвященное Дню Великой Победы;

t1670174297ai.jpg

Рис.7. Мероприятие «Дети войны»

- участие в концерте ко Дню Защитника Отечества;

t1670174297aj.jpg

Рис.8. Концерт ко Дню Защитника Отечества

- мероприятие «Герои- молодогвардейцы»;

t1670174297ak.jpgt1670174297al.jpg

Рис.9. Мероприятие «Герои- молодогвардейцы»

- участие в городском смотре военно- патриотической песни, посвященной дню ПОБЕДЫ;

t1670174297am.jpg

Рис.10. Городской смотр военно- патриотической песни, посвященной дню ПОБЕДЫ

- участие в концерте для ветеранов войны;

t1670174297an.jpg

Рис.11. Концерт для ветеранов войны

- Акция «Дорогами памяти»;

t1670174297ao.jpgt1670174297ap.jpg

Рис.12. Акция «Дорогами памяти»

- Мероприятие ко Дню освобождения города от немецко-фашистских захватчиков;

t1670174297aq.jpgt1670174297ar.jpg

Рис.13. Возложение цветов к памятнику погибших воинов

- участие в волонтерской деятельности;

t1670174297as.jpgt1670174297at.jpg

Рис. 14. Разгрузка и выдача гуманитарной помощи жителям города

- акция «Добрые дела»;

t1670174297au.jpg

Рис. 15. Помогаем пенсионерам

- участие в городском флэш-мобе;

t1670174297av.jpg

Рис. 16. Участие в городском флэш-мобе

- «Нам дороги эти позабыть нельзя», встреча с ветеранами ВОВ;

t1670174297aw.jpg

Рис.17. Встреча с ветеранами ВОВ

- участие в концерте к 9 Мая в колледже и в городе;

t1670174297ax.jpgt1670174297ay.jpg

Рис.18.Концерт к 9 Мая

- мероприятие «Слава предков своих возрождаем»

t1670174297az.jpg

Рис. 19. Мероприятие «Слава предков своих возрождаем»

За 35 лет моей педагогической деятельности мною и моими студентами было подготовлено и проведено большое количество патриотических мероприятий. Считаю, что это - наше общее дело, а не только работа преподавателей истории или обществоведения. Цель патриотического воспитания – развитие в современном обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Гражданско-патриотическое воспитание должно занимать центральное место воспитательной работе каждого педагога в учебном заведении. Благодаря этой работе у педагогов есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России. И, уверена, что цель эта будет достигнута!

Заключение

Патриотическое воспитание студентов должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. Эффективность патриотического воспитания зависит не только и не столько от количества проводимых мероприятий, а от формирования единой системы, единого подхода в области патриотического воспитания граждан, от координации деятельности различных институтов общества и государства в этом направлении. ​​​​​​​

Литература

Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.

Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность. М., 2014.

Самсонова Т.Н. Становление гражданина-патриота // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2013–2014. Т. VII. Человек как субъект конструирования / Под ред. Ю.М. Резника, М.В. Тлостановой. М., 2015. Вып. 1–2. Том VII. Патриотическое воспитание детей школьного возраста в условиях реализации ФГОС 3 поколения.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень достойно! Прослеживается система работы в данном направлении.

1
4 December 2022

Спасибо большое, Наталья Алексеевна!

1
5 December 2022

Поздравляю с заслуженной победой! Творческих успехов и идей!

2
15 December 2022

Огромное спасибо, Антонина Владимировна!

1
16 December 2022

Поздравляю с победой! Так держать!!!

2
15 December 2022

Спасибо вам большое, Ирина Вячеславовна!

0
16 December 2022

Инициатива преподавателей и ребят прекрасна. Тем обиднее, что за высокими помыслами и делами стоит ложь 16-летнего мальчишки, начинающего рэпера, мечтающего о славе, приписавшего себе несовершённые подвиги. Она давно разоблачена ополченцами подразделения "Восток-13", который вместе с бойцами "Сибири" и "Лешего" остались в городе после выхода из него Мозгового с "Призраком". Воскоенко этого не учёл. А настоящие герои (взрослые, не дети) защищали город, уничтожили украинского посмертного генерала Радиевского, полковника Сницаря, ранили полковника Пискуна. Это всё - уже известные факты. И знамя Новороссии они сняли, когда пришлось и им оставить город. Но именно они там были в дни, о которых сочинил красивую историю Воскоенко. Журналист с позывным "Кот", который распространил историю, позже признался командиру лисичанского ополчения, что это был фейк. К сожалению, когда под благие дела подложен фундамент, основанный на фейках, всё развалится. Правда уже известна. Она будет выходить и дальше, как информация о том. что похороненная Воскоенко девушка была жива и здорова. Страшно, что сам Воскоенко находит вот такую, пусть и невольную поддержку вместо осуждения.Славить надо настоящих бойцом и настоящих героев.

0
9 September 2024

Патриотическое воспитание - это очень, очень важно. Оно должно быть очищено от лжи про геройства.

0
9 September 2024

Добрый день, Дана! Прочла ваш резкий комментарий. Возможно, ему место быть! Я не военный эксперт, я -педагог! Ярослав учился в моей группе. Допускаю, что в его рассказах есть вымысел. Но не во всем с вами согласна. Кто для вас настоящие герои и настоящие бойцы? Для меня Ярослав- герой, который встал на защиту Родины в свои 16 лет, то, что он был в "Призраке" у А. Мозгового- это тоже факт. Он и сейчас в рядах добровольцев. Война 2014 года на Донбассе- это еще много неописанных подвигов и историй. Для меня дети, которые живут сейчас в Первомайске, Горловке, Донецке уже герои, а шестилетний брат, который закрыл собой свою младшую сестру разве он не герой? вы правильно написали, что Патриотическое воспитание - это очень, очень важно! С вами полностью согласна. А вы кто? Почему зарегистрировались на сайте, указав только имя? Уж если пишите о лжи, то давайте начинать писать о правде с себя!!!

2
10 September 2024

Здравствуйте! Вы не про меня написали статью, так что предложение неуместное. Я себя в качестве примера героизма и не предлагаю и про Вас не спрашиваю, а пишу о том, на каком примере Вы учите других - на фейковой истории. Так её оценивают настоящие защитники Лисичанска. Военным экспертом Вас не называю, но разве я не пишу про очень значимое - то, что заставляет поискать материал и подумать, верно ли выбран образец для патриотического воспитания?Мне кажется, что детей учить надо на правдивых примерах - на "Молодой гвардии", а не на подделках под неё.Достаточно задать поиск в интернет, как начнут всплывать публикации, которые разоблачают ложь Воскоенко про его "героизм" в Лисичанске - от разных людей. Но главное - от ополченцев Лисичанска. Причём даже не с момента, о котором Воскоенко рассказывает - с 22 июля 2014 года, когда Мозговой вышел из города, а с июня, когда Ярик сочинил, что он был на Томашевском мосту 22 мая 2014 года (полностью просматривался ополченцами, которые там и развернули украинских боевиков), даже наврал еще, что кого-то там убил. Его там, разумеется, не видели. Но, может, объясните, как первокурсник мог там быть во время учебного семестра?Если бы Ваша статья была "Ярик был у Мозгового", я бы и слова не написала. Он был в "Призраке". Это правда. В какой роли и почему взрослые дяди не отправили его учиться - это уже другой вопрос. Но Вы же не это написали в статье.Вся история про "Юную самооборону", как заявляют ополченцы, - фейк. Но почему-то герои - не они, а мальчик, чьи слова ничем не подтверждены, но содержат противоречия, позволяющие считать всё это фейком. Каждое слово не совпадает с реальными событиями. Воскоенко не знал, что происходило в городе в те дни, в которые он там якобы останавливал врага.Но главное - этот "герой" оскорбил враньем настоящих бойцов. По-Вашему этого мало? Те, кто на самом деле защищали Лисичанск 3 героических дня, даже стихи сочинили про этого сказочника https://vk.com/wall302409571_7787Учить детей надо не по фотке, которая, судя по телосложению, сделала в 2024, а не в 2014 и совершенно не связана с историей "героя" так называемой "Юной самообороны". Учить надо по реальным, доказанным, неопровержимым фактам героизма. Делал что-то героическое Воскоенко в Авдеевке, знаете это наверняка, пишите про это. Никаких вопросов не будет.Вас не смущает, что следы похороненной им "Красотки" нашлись только в Краснодаре. Он похоронил живую девушку (она до сих пор активна в соцсетях), а потом мекал-бекал, что якобы ему подсунули другую фотографию. Но никаких данных про Валерию Ляхову нет, кроме информации на Украина.ру, что какая-то Валерия Ляхова погибла 30 ноября (а в рассказе Ярика - 24 июля). Она не имела родных, друзей, не училась нигде? Может, Вы знаете, где найти хоть какие-то свидетельства существования данной девушки? В конце концов, где её могила? Лисичане даже при оккупации хоронили ополченцев, рискуя жизнью порой.Никакие фотографии из Авдеевки не объяснят, куда делись трупы отряда укро-нацистов, который Воскоенко на словах уничтожил, а также останки огромного числа детей, которые якобы кидались на танки и были убиты Градами при выходе на Алчевск. А Вы знаете, что он просто не мог тогда выходить через тот пост, о котором говорит?За 11 лет не появилось ни одного прямого или косвенного подтверждения рассказов Воскоенко про Лисичанск. Он - единственный автор, актер, режиссер этой вопиющей постановки.Я лично у него спрашивала хоть каких-то подтверждений. В ответ этот "герой" (как видите, он при оружии) начал угрожать, что придёт с другими военными и накажет. Так что от Вашего "героя" пришлось защищаться. Может, Вы всё же ошиблись? И не станете другим детям предлагать такой образец для подражания?

0
26 July

Владимир Путин в этом году сказал, что главной темой всех мероприятий должна стать защита исторической правды. Я - за неё. За историческую правду. Особенно в вопросах героизма Донбасса.

0
26 July
Ответ для

Здравствуйте! Я тоже за историческую правду! Возможно, что когда- то эта история и будет изменена. Знаете, со времен Великой Отечественной войны прошло уже 80лет, а некоторые истории с тех времен имеют совсем другое повествование. Еще раз прошу учесть то, что я не военный эксперт, рассказала то, что знала. Искать подтверждение слов Ярослава не стала потому, что эти слова подтверждал Мозговой. Фотографий 2014 года у Ярослава много. Но знаете, если вы так все хорошо знаете, то зачем спрашиваете о них? Создаётся впечатление, что у вас какие- то свои заинтересованности. Вы так плохо отзываетесь об Ярославе, но скажите, если бы ваши слова были 100℅ правдой стал бы он до сих пор защищать нашу Родину с оружием в руках? И как вы заметили, что в данной статье рассказывается не только об Ярославе, вы же предлагаете мне изменить название статьи. Спасибо за ваши комментарии, но своего мнения я вряд ли изменю. А героев среди моих выпускников очень много, как погибших, так и здравствующих, есть о ком рассказывать студентам, можете не сомневаться! Мира вам и добра!

0
27 July

Людмила Николаевна, большое спасибо за опыт!

1
10 September 2024

Спасибо вам за положительный отзыв, Ирина Владимирова! Честно говоря, сегодня очень расстроилась, получив комментарий некой Даны.

1
10 September 2024