Статья «Патриотическое воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Патриотическое воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС
«Воспитание человека – гражданина, человека – патриота,
должно быть главной целью всего педагогического процесса»
М.В. Ломоносов
На протяжении всей нашей истории одной из основных причин, которые могли бы сплотить наш народ, помочь преодолеть трудности и проблемы является патриотизм.
"Быть патриотом - суть природы и характер российского народа", - сказал президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на концерте в честь празднования 1160-летия зарождения российской государственности.
По мнению президента, "патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, ее движению вперед. Это совсем не значит, что нужно все время хвататься только за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее, и в этом залог успеха", - пояснил В.В.Путин.
Что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается такое определение: Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник [2].
Патриотическое воспитание является одним из ключевых факторов гармоничного развития личности, поэтому ему должно быть уделено особое внимание на всех учебных дисциплинах. Школьный курс биологии в значительной мере содействует формированию патриотизма у обучающихся, имея большие возможности, такие как:
изучение исторических фактов, связанных с открытиями и изобретениями великих русских ученых в области биологии;
изучение биографии великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие таких наук, как генетика, селекция, экология и др.;
раскрытие красоты и неповторимости природы родного края, воспитание чувства сопричастности с родной природой;
использование на уроках творчества поэтов, художников, воспевающего родную природу;
знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной медицины, сельского хозяйства и т.д.
формирование потребностей в здоровом образе жизни.
Так, например, на уроках биологии в 5 и 6 классах или при проведении ботанических экскурсий будет уместно использование стихов, таких как: А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край», Ф.И. Тютчев «Еще в полях белеет снег», В.А. Жуковский «Приход весны» и др. Можно совмещать их с показом репродукций картин о родной природе русских художников: И. Левитан «Золотая осень», А. Васнецов «Зимний сон», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Лес зимой», «Утро в сосновом лесу» и т.д [4]. При изучении темы «Организмы – тела живой природы», рассказать о том, что берёза является символом нашей Родины, символом России. Она воспета в стихах С.А. Есенина «Белая берёза», А.Д. Дементьева «Березы», А.А.Фета «Учись у них - у дуба, у березы…».
При изучении темы «Бактерии» акцентировать внимание на биографиях русских ученых, которые занимались изучением бактерий, особенно болезнетворных. Ни сил, ни труда не жалели они для установления причин заболеваний и путей распространения инфекции. Среди них Д.С. Самойлович, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Забалотный, И.В. Мамонтов.
Рассматривая тему «Растения и человек» в 7 классе, следует обратить внимание обучающихся на то, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции были проведены под руководством академика Н.И. Вавилова, который предпринял путешествия во все части земного шара. Другим важнейшим открытием исследователя стал закон гомологических рядов, согласно которому признаки у близких видов изменяются сходным образом. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства, где хранится мировая коллекция семян сельскохозяйственных культур.
При изучении селекции следует упомянуть о нашем величайшем селекционере И.В. Мичурине; при изучении процесса фотосинтеза - о К.А. Тимирязеве; при изучении открытия вирусов и зарождения новой науки – вирусологии - о Д. И. Ивановском [1].
В 9 классе рассматривая вопрос развития биологических наук, необходимо останавливаться на биографиях выдающихся русских ученых: Н.И.Пирогове, И.И.Мечникове, И.М.Сеченове, И.П.Павлове, и их работах, способствовавших развитию науки, показывая патриотизм ученых, беззаветное служение своему народу, рассказывая об их вдохновенном труде на благо человечества.
В ходе урока по теме «Группы крови. Переливание крови» можно рассказать обучающимся о донорстве - замечательном патриотическом движении людей. Быть донором - значить любить людей, жизнь, быть патриотом своей Родины. Отметить, что среди большой армии доноров есть и учителя школы (назвать фамилии), которые отдавая кровь, спасли жизнь многим людям. Отметить, что донором может стать каждый здоровый человек, достигший 18 лет.
Почувствовать и осознавать привязанность к своей родной земле у обучающихся можно благодаря экскурсиям: совершать походы по памятным местам родного края, экологически важным объектам и т.д. Участие в экскурсии может вызвать у них чувство восхищения, стремление прикоснуться к природе родного края, желание оберегать природу. Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе [3].
Патриотическое воспитание в годы детства и ранней юности очень важно. Благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность организовать учебный процесс так, чтобы обучающиеся почувствовали себя неотъемлемой частицей своей Родины, своего народа, ведь другого Отечества и другой истории у нас нет и не будет!
Список использованных источников
Биологи. Биографический справочник [Текст] / Т. П. Бабий [и др.]. – Киев : Наукова думка, 1984. – 410 с.
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. В 4 т. / В. Даль. - Репр. воспроизв. изд. 1912-1914. – Москва : Цитадель, 1998.
Кирюханцев, К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ [Текст] / К. А. Кирюханцев, И. А. Гизатова // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2012.
Пейзаж в русской живописи [Текст] : альбом репродукций / [Авт. вступ. статьи и сост. А. Стерлигов]. – Москва : Гознак, 1972. – 32 с., 50 отд. л. ил. в папке.