Статья «Патриотизм не только на уроках... Становление гражданина»
Патриотизм не только на уроках...
Становление гражданина.
История - одна из важнейших общественных дисциплин в программе средней школы. Содержанием этой науки является изучение процесса возникновения и развития человеческого общества от первобытнообщинного строя до современно эпохи.
Изучение истории имеет большое воспитательное и научно -познавательное значение, т. к помогает понять объективные закономерности развития народов в прошлом и настоящем, суть современных процессов общества.
Как не раз подчеркивали выдающиеся историки (Карамзин Н.М, Ключевскиий В.О), история нужна нам для понимания настоящего, а ещё в большей степени - для предвидения будущего. Можно сравнить историю с волшебным фонарём, освещающим нам порой трудно различимые тропинки сегодняшнего дня и, подобно мощному лучу лазера, прорезающему неведомую мглу завтрашнего, будущего.
Я преподаю историю и обществознание в средних и старших классах. История – предмет уникальный. Где как не на уроках истории можно сделать всё возможное, чтобы наши дети стали достойными гражданами нашего государства. Формирование патриотических чувств не должно ограничиваться только уроками, эту работу нужно продолжать и во внеурочное время.
Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в библиотеках, музеях.
В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы, стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что от молодого поколения, патриотически-настроенных людей зависит наше будущее. Поэтому в настоящее время необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников, ни у кого не вызывает сомнения.
Эта проблема оказалась значимой и на уровне государства, о чём свидетельствует принятая в марте 2000г. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы», в которой чётко определены направления и цели патриотического воспитания подрастающего поколения. (Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005г. №422.)
В нашей школе есть музей боевой славы. В музее находятся экспозиции, посвящённые А. Гаранину - герою СССР, А. Дергунову - герою России, погибшему во второй чеченской войне, в память которого создана мемориальная доска. У этой доски постоянно находятся свежие цветы, к ней приходят экскурсии. Дети учатся сравнивать себя, свою жизнь, поступки с жизнью и поступками героя. Таким образом, дети могут прочувствовать весь трагизм войны, осознать, что защита Родины – обязанность нас всех.
Этот год стал для нас юбилейным: 65 лет со дня Великой победы. Во внеурочное время среди учащихся 8 и 9 классов мною был проведён урок мужества. Считаю, что в ходе подготовки и проведения такого мероприятия учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа, а также у них формируется стремление равняться на идеалы, положительные примеры служению Родине. В процессе подготовки принимали участие и сами ребята, искали дополнительный материал, который был представлен в виде докладов, сообщений, презентаций о героях борьбы с фашизмом, о битве под Москвой, о ратной и трудовой славе российского народа.
В нашем районе эта дата совпала с юбилеем: 70 лет Заельцовскому району. Ученики 8 классов подготовили презентации, посвящённые героям Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы родного района: Л. Чайкина, Б.М. Шапошникова, Н.Ф. Гастелло. И прав был писатель Л.М. Леонов, который сказал, что «большой патриотизм начинается с малого,- с любви к тому месту, где живёшь». На тему любви к малой Родине старшеклассники готовят презентации про родной Новосибирск, которые используются в качестве наглядного материала школьниками среднего звена при изучении истории родного края. Моя же задача - стремиться к тому, чтобы этот богатейший, социально значимый для воспитания учащихся материал осмысливался школьниками, добиваться глубокого понимания того, что духовность, идейная убеждённость и преданность Родине помогли нашему народу в смертельной схватке с фашизмом совершить подвиг, равного которому не знала история человечества.
Ребятам 9 классов было предложено написать сочинение или рассказать о родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Ведь, через ощущение, собственное переживание чувство национальной гордости только возрастает. Особенно это важно, когда видишь на уроках равнодушие в глазах некоторых ребят к таким значимым событиям, а скорее всего это горе коснулось и его семьи. Так ученица 9 класса Кирьянова Екатерина написала сочинение о прадедушке, который в начале войны попал в концентрационный лагерь, о нечеловеческих условиях жизни в лагере и о последствиях того пребывания. Учащиеся с интересом и пониманием слушают рассказы очевидцев тех событий. Мы приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны на внеклассные мероприятия, ежегодно поздравляем их с Днём Победы.
В старших классах свою деятельность я планирую так, чтобы у учащихся формировался опыт служению Отечеству, готовность к защите Родины - к выполнению одной из основных социальных функций российского человека. Школьникам становятся более близкими и понятными патриотические подвиги российских людей, освободительная миссия Российской Армии, интернациональная помощь народам других стран - через поисковую работу. И в этом неоценима роль внеклассной работы. Ученики 10 класса через родителей, знакомых узнали о том, что с ними по соседству проживают сами или родители участников Афганской и Чеченской войн. Некоторые с сочувствием говорили о том, как несправедливо забыты эти люди. И что удивительно, если в начале такой работы, большая половина молодых людей не считали долгом служение Родине, то в итоге соотношение стало равняться 50: 50. Мне как учителю и классному руководителю приятно встречать маму своего ученика Смоленцева Ивана и слышать, что её сын с большим желанием и блестяще учится в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД России имени И.К. Яковлева, а главное, целью своей жизни считает - служение Отечеству. Конечно, влиять на формирование патриотических чувств должна не только школа, но и семья. Но как показывает практика, родители со своими детьми на эту тему практически не говорят.
Внеурочная деятельность непрерывна, она не имеет четких временных границ и не всегда поддается строгому планированию. По продолжительности внеурочную работу можно разделить на систематическую исследовательскую деятельность, работу музея и эпизодические экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических газет, проведения предметной недели. Большое внимание уделяем истории родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого края. В этом неоценимую помощь оказывают нам карты Google, сайт «ДубльГИС», сайты краеведческой направленности. В разделе «Сайты Новосибирска» ученики могут найти необходимую информацию по истории Новосибирской области, составить видеоряд.
Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, во внеурочной работе необходимо использовать компьютер и Интернет-технологий. Учащиеся составляют доклады, рефераты с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников, готовят различные таблицы, рисунки, творческие работы.
Во внеурочное время просматриваем и обсуждаем фильмы, применяя компьютерную презентацию, решаем проблему наглядности, так как кабинеты истории не имеют богатой коллекции карт, репродукций, обучающих схем и т.д. Учащиеся самостоятельно готовят презентации, при этом очень нравиться работать в группах.
Использование компьютеров и телекоммуникации в работе позволяет:
1) активизировать познавательную деятельность учащихся,
2) совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
3) повышать уровень работы с информационными ресурсами,
4) развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
5) оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.
Данный вид образовательной деятельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:
во-первых, на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;
во-вторых, на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;
в-третьих, на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учебными программами и т. д.
Внеурочная работа приобретает особое значение в свете введения ФГОС 2 поколения. У учителя появляется возможность реализовать давно задуманные проекты, работать с одаренными учащимися. Становится возможной организация школьных патриотических кружков, обществ любителей истории, проведения викторин, конкурсов, олимпиад.