12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Красникова Галина Анатольевна19
0

Статья «Уроки литературы - уроки патриотизма»

Уроки литературы – уроки патриотизма

        Каждый учитель знает, что любой урок должен преследовать определённую цель. Каждый учитель на каждом уроке ставит перед собой воспитательные задачи. Одной из таких задач является воспитание у школьников патриотизма, любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

       «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. (А.Н. Толстой)

       Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы в 8-9 классах через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Ахматовой, древнерусской литературы и устного народного творчества.

       Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, былины, песни.

      Изучая в 8 классе тему «Исторические народные песни», ребята чувствуют, как каждое произведение пронизывает патриотический пафос, потому что историческая песня признана прямой наследницей былинного героического эпоса. Более того, в каждой исторической песне четко обозначен народный взгляд на события, дана явно или косвенно народная оценка описываемого.

     Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повесть временных лет”.

     Изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.

     Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIVвека...

     Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”. Образ Русской земли в «Слове…» - центральный образ, главный герой: это обширные географические пространства Руси, это история страны, но прежде всего русский народ.

     В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.

     Чтобы показать, как воздействует литературное произведение на людей, я рассказываю детям историю из времён Великой Отечественной войны о стихотворении в прозе "Русский язык" Ивана Сергеевича Тургенева: «К коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она попросила разрешения открыть музей И.С. Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку. И вот музей открыт. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! " Эти строки укрепляли веру людей в победу, призывали добиваться её любой ценой.

       Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.

       Изучая в 8 классе «книгу про бойца» «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского, ученики узнают, что во время Великой Отечественной войны это произведение помогало солдатам. «Читая «Василия Теркина» сначала и до конца, я видел прежде самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике»,- так писал Твардовскому один из рядовых бойцов. В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. В Теркине очень развито чувство национального самосознания. Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей родины и ее воинским традициям. И из его уст могло бы прозвучать:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

        Этими словами В.И.Лебедева – Кумача я начинаю в 8 классе следующую тему  «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», так как

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

И слова тех честных песен звали

За Отчизну биться до конца,

И от песен слезы застывали

Каплями смертельного свинца.

       Большую роль в воспитании патриотизма играют помещенные в учебнике литературы стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

       При изучении в 8 классе по произведения А. Блока «Россия» и «На поле Куликовом» я даю учащимся такие задания, которые заставляют их самим прийти к осознанию своего патриотизма. Например, мы часто употребляем такое выражение: “истинный патриот”. А задумываемся ли, что в него вложено, чего оно стоит? Ну а слово “патриот” мы вообще редко используем в своей речи при характеристике какого-либо человека или ситуации. А о ком вы сами сказали или слышали: “Он патриот?” Какой же смысл вложен в эти замечательные слова? Я прошу вас, ребята, составить предложения, включив эти слова в них:

Быть патриотом – значит ...

Услышав словосочетание “русская душа”, я представляю...

Россия для меня...

Или такое: напишите синквейн к словам «патриот», «герой», «Россия» «Родина» или составьте кластер «Патриотизм».

        На плечи современного учителя ложится львиная доля ответственности за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих. Ведь патриот – очень ёмкое понятие. Это человек, открытый развитию, воспитанию доброте, сердечности – то есть обладающий важнейшими личностными качествами. Именно они становятся опорой в формировании гражданской позиции человека знающего, адекватного, умеющего найти свои, истинные ориентиры в жизни.

       И пусть нашим девизом будут слова Александра Блока из цикла «На поле Куликовом»:

И вечный бой! Покой нам только снится…
                                                                                                           Красникова Г.А.

Использованные Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/27/patrioticheskoe-vospitanie-na-urokakh-russkogo-yazyka-i

https://infourok.ru/doklad-po-teme-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1765464.html

https://kopilkaurokov.ru/literatura/meropriyatia/doklad-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.