Статья «Уроки литературы — уроки патриотизма»
Уроки литературы – уроки патриотизма
Каждый учитель знает, что любой урок должен преследовать определённую цель. Каждый учитель на каждом уроке ставит перед собой воспитательные задачи. Одной из таких задач является воспитание у школьников патриотизма, любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. (А.Н. Толстой)
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы в 8-9 классах через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Ахматовой, древнерусской литературы и устного народного творчества.
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, былины, песни.
Изучая в 8 классе тему «Исторические народные песни», ребята чувствуют, как каждое произведение пронизывает патриотический пафос, потому что историческая песня признана прямой наследницей былинного героического эпоса. Более того, в каждой исторической песне четко обозначен народный взгляд на события, дана явно или косвенно народная оценка описываемого.
Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повесть временных лет”.
Изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIVвека...
Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”. Образ Русской земли в «Слове…» - центральный образ, главный герой: это обширные географические пространства Руси, это история страны, но прежде всего русский народ.
В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.
Чтобы показать, как воздействует литературное произведение на людей, я рассказываю детям историю из времён Великой Отечественной войны о стихотворении в прозе "Русский язык" Ивана Сергеевича Тургенева: «К коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она попросила разрешения открыть музей И.С. Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку. И вот музей открыт. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! " Эти строки укрепляли веру людей в победу, призывали добиваться её любой ценой.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.
Изучая в 8 классе «книгу про бойца» «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского, ученики узнают, что во время Великой Отечественной войны это произведение помогало солдатам. «Читая «Василия Теркина» сначала и до конца, я видел прежде самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике»,- так писал Твардовскому один из рядовых бойцов. В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. В Теркине очень развито чувство национального самосознания. Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей родины и ее воинским традициям. И из его уст могло бы прозвучать:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Этими словами В.И.Лебедева – Кумача я начинаю в 8 классе следующую тему «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», так как
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
И слова тех честных песен звали
За Отчизну биться до конца,
И от песен слезы застывали
Каплями смертельного свинца.
Большую роль в воспитании патриотизма играют помещенные в учебнике литературы стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
При изучении в 8 классе по произведения А. Блока «Россия» и «На поле Куликовом» я даю учащимся такие задания, которые заставляют их самим прийти к осознанию своего патриотизма. Например, мы часто употребляем такое выражение: “истинный патриот”. А задумываемся ли, что в него вложено, чего оно стоит? Ну а слово “патриот” мы вообще редко используем в своей речи при характеристике какого-либо человека или ситуации. А о ком вы сами сказали или слышали: “Он патриот?” Какой же смысл вложен в эти замечательные слова? Я прошу вас, ребята, составить предложения, включив эти слова в них:
Быть патриотом – значит ...
Услышав словосочетание “русская душа”, я представляю...
Россия для меня...
Или такое: напишите синквейн к словам «патриот», «герой», «Россия» «Родина» или составьте кластер «Патриотизм».
На плечи современного учителя ложится львиная доля ответственности за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих. Ведь патриот – очень ёмкое понятие. Это человек, открытый развитию, воспитанию доброте, сердечности – то есть обладающий важнейшими личностными качествами. Именно они становятся опорой в формировании гражданской позиции человека знающего, адекватного, умеющего найти свои, истинные ориентиры в жизни.
И пусть нашим девизом будут слова Александра Блока из цикла «На поле Куликовом»:
И вечный бой! Покой нам только снится…
Красникова Г.А.
Использованные Интернет ресурсы: