Статья «Воспитание. Патриотизм. Социальный лифтинг»
Воспитание – это…
А что такое воспитание?
Великий русский историк Василий Осипович Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Мне повезло. Я училась и работаю в школе, которая имеет в городе статус «теплого дома», где ребенок овладевает опытом подлинно человеческой жизни, где живут доброта, отзывчивость и взаимопонимание, где почитают старших и заботятся о младших.
А еще-это школа, где из поколения в поколение вот уже 75 лет предаются традиции патриотического воспитания.
Выступая на пресс-конференции 5 февраля 2014 года Владимир Владимирович Путин так сказал о воспитании молодежи: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент-это патриотизм. Справедливо говорят, что настоящий патриотизм-это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству. Поэтому так важен вопрос о будущем нашей образовательной системы, не только об образовательной, но и воспитательной компоненте системы прсвещения. Вернуть безусловную ценность качеству образования, веру в способность образования служить базовым социальным лифтом-это необходимое условие для нашего национального развития».
Социальный лифтинг-это представление одинаковых возможностей разным социальным группам, привитие философии успешности с раннего детства, формирование нравственно здоровой конкурентноспособной личности, создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Мне, как классному руководителю, исключительно важно в какой мере мои воспитанники освоят две важные социальные роли-гражданина и патриота. Поэтому с учетом условий функционирования и развития школы, заложенных в основной образовательной программе, характера социокультурного окружения, а главное-комплексно-целевой программы социального лифтинга «Мы-будущее России», мной реализуется программа работы с классным коллективом «Воспитать человека», которая рассчитана на уровень основного общего образования и ориентирована в первую очередь на развитие ребенка, его самоопределение и самореализацию, умение работать в ситуации выбора.
Целевой компонент Программы предполагает адресность и ожидаемые результаты выполнения, которые, в свою очередь, должны быть конкретными и измеримыми. В качестве ожидаемого результата можно рассматривать модель выпускника основной общей школы, обладающего определенными потенциалами, которые мы (я имею ввиду разработчиков Программы) рассматриваем как совокупность следующих составляющих:
В своем выступлении я хотела бы остановиться лишь на одной составляющей только в силу регламента.
Каждому необходимы любовь и верная дружба, правда и справедливость, отвага и честь, нужны святыни для почитания, заповеди для исполнения, настоящие дела и подвиги.
Мужество и патриотизм не приходят сами собой, их нельзя купить ни за какие деньги, или взять взаймы. Нравственный характер закаляется в преодолении своих слабостей или дурных наклонностей. Добрыми делами воспитываются чувства; воля укрепляется дисциплиной; на фундаменте совести возводится здание ума.
Ведь всопитание – это процесс….
Поэтому я стараюсь активно включать ребят во взрослую жизнь, где они формируют свою идентичность, осваивают различные социальные роли.
Проектная деятельность позволяет достичь наибольшего эффекта в достаточно сжатые сроки. Реализация данной технологии оживляет внеклассную жизнь, повышает активность ребят, вовлекает в школьную жизнь родителей. Наша совместная работа выстраивается согласно определенным условиям:
-ты-член творческой группы, к твоему мнению прислушиваются и уважают его;
-ты-ученик класса, в котором есть законы и традиции, ты их соблюдаешь и развиваешь;
-ты-житель города, бережешь его и трудишься во благо него;
-ты-гражданин России, великой страны.
И кто он идеальный воспитатель? Тот, кто является таковым по должности или тот , кто таков по сути?
Чтобы чему-то научить, ты должен многое уметь сам…и вот каждый день ты учишься чему-то новому сам и несешь это детям и даже взрослым
Радуешься успехам, достижениям, переживаешь за неудачи, поддерживаешь, развиваешься и развиваешь.
Ведь как написано в стратегии воспитания «консолидация усилий родителей, профессионализм и подготовка педагога и широкие возможности, предоставленные государством»
Ведь воспитание – это бесконечный процесс
Такая цепочка, по моему мнению, способствует осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, позволяет получить личностный опыт, принимать решения и нести за них ответственность.
Как правило, все наши проекты групповые, поэтому каждый участник может побывать в одной из ролей: лидер, организатор, критик, исполнитель. Тематика проектов различна: «В символах России открываю, в символах России познаю», «Моя родословная», «Я люблю тебя, Дубна!» (к 60-летию города), «Моей школе-75!».
Интеграция классного коллектива в социум, использование условий школы в качестве социального лифта, предполагает тесное взаимодействие с социальными партнерами класса (слайд):
-Совет ветеранов микрорайона Большая Волга;
-Городское отделение Международного союза бывших малолетних узников фашизма;
-Дубненское отделение Союза десантников России;
-Поисково-спасательный отряд № 31 МЧС России.
В новом Историко-культурном стандарте, инициированном Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, впервые уделено большое внимание проблеме Холокоста. Поэтому в прошедшем учебном году мы реализовывали проект «Память о Холокосте-путь к толерантности», цель которого состояла в усвоении уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания. Проект реализовывался совместно с Городским отделением Международного союза бывших малолетних узников фашизма, имел социальную направленность и был посвящен детям-жертвам Холокоста. Основу работы составило изучение фото- и видеодокументов. Делегация класса приняла участие в работе Международной конференции в Москве, посвященной 71-й годовщине освобождения Бухенвальда.
Толерантность-важнейшая ценность общества. В нашей Программе определены основные векторы деятельности в этом направлении:
-развитие черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан;
-развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
-развитие способности предупреждать конфликты и решать их ненасильственными методами.
В нашем классе учатся дети разных национальностей. Дубна вообще город интернациональный. И если я сегодня скажу, что у нас не возникает конфликтов на межнациональной почве, то покривлю душой. Их, к счастью, не много, но они есть. Но лечить надо причину, а не следствие. Поэтому я стараюсь использовать весь имеющийся арсенал форм и методов:
-мероприятия, посвященные Дню народного единства (4 ноября) и Международному дню толерантности (16 ноября);
-индивидуальные и групповые консультации и занятия со школьным психологом;
-анкетирование по вопросам межнациональных отношений;
-классные часы «Черты толерантной личности» и другое.
Молодому поколению важно видеть и ощущать, что они родились в великой многонациональной стране, что Россия-это не только политики и олигархи.
Россия-это исследователь Федор Конюхов, преодолевающий в одиночку океаны, и показывающий всему миру силу русского характера.
И физик академик Гинзбург, который, получив Нобелевскую премию, заявил, что несмотря на многочисленные предложения уехать на Запад, никогда этого не сделает, потому что считал и считает своей Родиной-Россию.
И академик Дмитрий Лихачев, который, отсидев много лет в сталинских лагерях, и поняв, что посадила его политическая государственная машина, а не Родина, почитаемая и любимая им, не озлобился душой, и внес огромный вклад не только в отечественную литературу, но и в отечественную культуру в целом, и в души многих из нас.
Вот эти люди, которые должны стать, а для многих и являются, патриотами нашей Родины, на примере которых я и воспитываю своих учеников.
В словаре понятие патриотизм- это любовь к Отечеству, гордость за страну, ее прошлое и настоящее, уважение к народу, землякам.
Я с полной уверенностью могу сказать, что все сидящие в этом зале-патриоты своей страны. А значит и нынешнее поколение с уверенностью произнесет: «Я-патриот! Я люблю свою Родину и готов ее защищать!»