Статья «Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности школьников по русскому языку»
Легоцкая В.С.
МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
Стандарты второго поколения определяют «универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе». В нашей новой школе русский язык является «основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений…» (1, с 4).
Роль грамотно организованной исследовательской деятельности учащихся в достижении данных целей трудно переоценить. Исследовательская деятельность поможет выявить и развить художественные и научные способности, аналитическое и критическое мышление одаренных детей, развить умение выступать перед аудиторией сверстников, обсуждать актуальные темы с использованием различных средств аргументации. Однако различия в психологических особенностях учащихся, в их интересах и способностях, безусловно, требуют индивидуального подхода, который осуществляется на основе дифференциации. Основными критериями дифференциации являются уровень познавательного интереса, а также уровень сформированности исследовательских умений и навыков.
Уровень познавательного интереса определяется не только к предмету русский язык, но и к отдельным видам деятельности на уроках. Организуя индивидуальную работу с учащимися, мы должны знать отношение каждого ученика к конкретному виду деятельности для того, чтобы в дальнейшем учитывать это отношение. Анализируя анкеты учащихся, устанавливаю, что наибольшее нежелание у них вызывает работа с учебником и дополнительной литературой, решение лингвистических задач, конспектирование, тезирование, составление планов. Между тем в стандартах второго поколения отмечается, что «результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются…способность извлекать информацию из различных источников,…овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования» (1, с 9). Значит, учителю необходимо определить склонности учащихся и тщательно спланировать работу по формированию интереса к указанным видам деятельности.
Для выявления интересов и склонностей уже с 5-го класса на уроках, факультативе «Русская речь. (На материале истории и литературы Брянского края»), занятиях кружка «Проба пера» предлагаю учащимся большое количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя, таким образом, выбор видов деятельности, которые интересны учащимся, и таких заданий, которые каждый ученик может выполнить. Приведу фрагмент факультативного занятия в 6 классе «Подробное изложение с творческим заданием по сказке Ф.Кривина «Соседки»:
«1. Прогнозированное чтение и анализ текста. Фрагмент 1.
Вот здесь живет Спесь, а через дорогу от нее - Глупость. Добрые соседки, хоть характерами и несхожи: Глупость весела и болтлива. Спесь - мрачна и неразговорчива. Но - ладят.
Определите жанр этого произведения. Аргументируйте свою позицию. Аргументы обсудите в парах.
С какой буквы следует писать слова «спесь» и «глупость» в сказке? Почему?
Как относится автор к своим героиням (обратите внимание: он называет их добрыми!)? Что такое ирония?
Почему, характеризуя Спесь и Глупость, писатель использует краткие прилагательные? Вспомните, какова стилистическая роль кратких прилагательных и чем они отличаются от полных с точки зрения стилистики? Ответы обсудите в парах, запишите на черновиках, обменяйтесь листочками и еще раз обсудите.
Как, на ваш взгляд, будут развиваться дальнейшие события?»
На занятии кружка «Проба пера» обсуждаем стилистическую роль деепричастий. Предлагаю ребятам провести лингвистический эксперимент: заменить в тексте все деепричастия соответствующими глаголами. Подумать, что изменилось. Выводы записать на листочках, обменяться ими и обсудить в парах. В паре же подготовить, используя 3-4 вида лингвистических словарей и справочников, короткое выступление (4-5 предложений) по теме занятия. Следующий этап: составление собственных произведений с использованием деепричастий.
На уроке в 5 классе «Синонимы. Антонимы. Омонимы» (по УМК под ред. С.И.Львовой) предлагаю ребятам, на первый взгляд, традиционные виды деятельности:
«1) Выборочный диктант. Прослушайте предложения и выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов.
Индивидуально: сочинение – миниатюра. Согласны ли вы с мыслью, высказанной в первом предложении? Какая проблема волнует автора? Актуальна ли она сегодня? Обоснуйте свою точку зрения, ответ запишите
2) Осложненное списывание. Запишите пословицы, в которых встречаются следующие слова. Как называются такие слова? Какова их роль в данных примерах? (полный-пустой, посеешь-пожнешь, горек-сладок, свет-тьма).
Индивидуально: устное сообщение. Пользуясь словарем «Пословицы и поговорки народов мира» найдите пословицы, аналогичные русским, в которых также встречаются антонимы. Сделайте вывод».
Анализируя результаты выполнения подобных заданий, определяю уровень сформированности исследовательских умений учащихся. Школьники с высоким уровнем свободно используют исследовательские умения, могут самостоятельно находить рациональные пути изучения проблемы, охотно работают со справочной литературой, владеют терминологией, навыками конструктивного общения, ребята со средним уровнем способны продемонстрировать те же умения под руководством учителя, а с низким- могут выполнять лишь единичные операции исследования.
Изучив уровень сформированности исследовательских умений и навыков, организую уроки, занятия факультатива и кружка, а также внеклассные мероприятия в рамках декады с элементами исследования и уроки-исследования, которые позволяют приобщить школьников к исследовательской деятельности. На занятиях с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: формулировка проблемы на основании наблюдений, обоснование ее актуальности, формулировка цели исследования, лингвистический эксперимент, сравнительный анализ языковых явлений, поиск заданных языковых явлений в произведениях художественной литературы, работа с источниками информации, составление различных видов планов и т.д. Так, на уроке «Глагол и глагольные формы в речи» (по УМК под ред. С.И.Львовой) в 6 классе рассматриваем трудные случаи акцентологии глаголов и причастий. Предлагаю опережающее задание группе заинтересованных учащихся: выявить уровень владения нормами ударения в глаголах и причастиях учащихся 6-7-х классов гимназии (работа проводится при непосредственном руководстве учителя). В начале урока ребята представляют итоги опроса и анкетирования, знакомят одноклассников с выводами, формулируют проблему, указывают на ее актуальность. Далее под руководством учителя ребята пытаются установить причины акцентологических ошибок в речи, намечают пути их изучения и устранения. Учитель акцентирует внимание учащихся на понятии «проблема», «актуальность проблемы», «гипотеза», «научное исследование», «этапы исследования». Следующий этап: изучение особенности ударения в глаголах и глагольных формах, отработка практических навыков.
На уроках и во внеурочной деятельности использую технологию проектного и проблемного обучения. Так, на занятии кружка «Имя существительное в тексте» предлагаю учащимся понаблюдать над языком поэтического текста:
«Уч-ль: А теперь задание по группам: продолжите ряды сравнений.
1 группа- СНЕГ: как хрусталь; сияет радостью; яркий, как солнце…
2 группа- МОРОЗ: как хозяин; крепкий, как сталь; одарил хрусталем…
3 группа- СНЕЖИНКА: непостижимая, как тайна; игривая, как рыбка; сияет бриллиантами…
Уч-ся: знакомят класс с результатами творческого задания.
Уч-ль: Как изменится, текст, если включить в него подобные сравнения?
Уч-ся: Станет более выразительным.
Проверка индивидуального задания.
Уч-ль начинает на доске заполнение схемы, которую заканчивает вместе с ребятами после выполнения дифференцированного задания.
СРАВНЕНИЯ
Выразительность придают тексту яркость,
красоту, гармонию
Точность помогают представить то,
что описывает автор
Эмоциональность помогают понять, как автор относится
к тому, что описывает
Вывод слово способно не только запечатлевать,
но и преобразовывать действительность
Уч-ль: (дифференцированное задание) Продолжим наши наблюдения за ролью существительных в тексте. Те, кому интереснее анализировать язык мастеров слова, выполняют карточку № 1 (найти сравнения и указать их роль), тот, кто хочет попробовать себя в роли мастера, выполняет творческое задание карточка №2 (восстановить текст, используя сравнения)
Уч-ся: (карточка № 1) Как дым, седая мгла мороза застыла в сумраке ночном. В этой поэтической строке сравнение «как дым» изображает морозный воздух как нечто непрозрачное, мутное, а метафора «седая мгла мороза» еще точнее рисует образ.
Сегодня томная луна, как пленная царевна, грустна, задумчива, бледна. В этой поэтической строчке луна сравнивается с пленной царевной, и мы понимаем, что автору грустно, одиноко, но эпитеты, особенно эпитет «томная», выдают иронию автора.
Уч-ся (карточка № 2):
Выпал снег, похожий на сверкающие россыпи алмазов. Причудливыми белыми шляпками укутались большие и маленькие деревья. Как молчаливые великаны, высятся голубые сугробы. Тяжелым ватным одеялом покрылась земля и отдыхает …»
В процессе исследования учащиеся овладевают методикой научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую различные формы коллективной работы. Так, на факультативном занятии в 7 классе «Изложение с языковым анализом» (По тексту из романа Т.Крюковой «Ловушка для героя» (начало 2 главы) провожу лингвистическое исследование текста. После чтения и идейно-тематического анализа предлагаю ребятам исследование особенностей лексики данного текста:
1 группа- определите лексическое значение слов озябший, бесцельно, промозглый, злорадство, безнадежность. Как вы это сделаете? Почему нужно учитывать многозначность слов? Аргументируйте свое мнение.
2 группа- слова нудный, некстати, шататься, заурчало, преждевременный, виртуальный замените синонимами. Что изменилось? Сделайте вывод.
3 группа- укажите слова, употребленные в переносном значении. Какие тропы чаще всего использует автор? Какова их роль?
4 группа- найдите в тексте устойчивые выражения. Каково их значение? Какова их роль? Что вам известно о трансформации фразеологизмов? Сформулируйте проблему и сделайте вывод.
Организация собственно исследования (более высокий уровень) включает следующие этапы: формулировка проблемы, осознание ее актуальности, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования, методов исследования, изучение истории вопроса, сбор и анализ языкового материала, создание исследовательской работы, подготовка и презентация выступления, рефлексия. Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы.
Приведу пример. Двое учащихся работают над исследовательской работой «Категория оценки действительности в речи моих современников». Работа выполнена на материале наблюдений за речью учащихся, учителей и родителей МОУ «Гимназия №5» г. Брянска, а также жителей Московского микрорайона, где расположена гимназия. В теоретической части дан краткий анализ лингвистической природы эмоциональной оценки, в практической части предпринята попытка рассмотреть особенности функционирования оценки действительности в речи детей и взрослых. Результаты исследования оформлены в виде выводов и таблиц приложения. Актуальность, цели, задачи, методы исследования были сформулированы ребятами следующим образом: «Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что каждому из нас ежедневно приходится оценивать происходящее вокруг нас, поступки, действия, речь и т.п. как реальных людей, так и героев изучаемых на уроках произведений. К каким словесным формам мы прибегаем? Как выражаем через них строй своего мышления, стиль мировосприятия, свою внутреннюю культуру? К этим вопросам мы обращаемся в своем исследовании.
Цель работы - проанализировать употребляемые в речи наших современников формы выражения оценки действительности.
К достижению названной цели ведет решение следующих задач:
1) выделить различные выражения оценки действительности,
2) установить степень их распространенности, сферу употребления,
3) выявить семантические и грамматические особенности данных конструкций,
4) определить их стилистическую роль.
При подготовке работы были использованы следующие методы: теоретические (классификация собранного языкового материала, изучение и сравнение научных статей по данной теме, обобщение и систематизация полученных сведений, сопоставление результатов опроса с данными исследований по этой теме);
эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме, опрос читателей школьного возраста, составление карточек с образцами оценки действительности)».
Выполнение таких работ обеспечивает общекультурный уровень школьников, стимулирует их познавательную деятельность, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, позволяет «осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию» (1, с. 7), что так важно для начинающего исследователя, которого призвана воспитать наша новая школа.
Список литературы
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.-2-е изд.- М, : Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения).