«Индивидуальный маршрут развития ребёнка» (Индивидуальная программа логопедического сопровождения)

1
2
Материал опубликован 4 November 2020 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №169 "Светлячок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей" города Чебоксары Чувашской Республики.









«Индивидуальный маршрут развития ребёнка»

(Индивидуальная программа логопедического сопровождения)





Выполнила:

Кириллова Мария Владимировна

Учитель-логопед








Чебоксары

2020

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка

Лебедева Юлиана Юрьевна, 15.09.2015 года рождения.

Принят на основании протокола № 255 ТПМПК от 12.03.2019 г.

Логопедическое заключение

Парциальное недоразвитие преимущественного вербального компонента деятельности (ОНР, I уровень речевого развития)

Актуальная проблема

Речь малопонятна. Нарушение всех групп звуков включая гласные и согласные раннего генеза (П,Б,Н,Т,Д,В,Ф)

Грубые нарушения слоговой структуры слова, почти неразборчиво произносит контур слова.

Грубые нарушения фонематического слуха.

Словарь отсутствует, в самостоятельной речи много звукоподражаний и лепетных слов.

Несформированность связной речи, предложения отсутствуют (ребенок просто мычит).

Грубые нарушения грамматического строя

Цель программы

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Коррекция слоговой структуры слова.

Пополнение активного словаря.

Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Развитие математических операций, обобщений, выделения «лишнего предмета».

Программа

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. – I ступень.

Содержание работы

Моторика


Общая


Укрепление правильной осанки, развитие статистической выносливости, равновесия, координации движений, синхронизации взаимодействия между движениями и речью, точности выполнения основных движений.

Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину; одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.

Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге.

Мелкая



Развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика

«Ладушки», «Сорока-белобока», «Рыбки», «Птички клюют зерно», «Коза», «Заяц», «Молоток», «Человечки», «Кольцо», «Ножницы», «Очки», «Стол», «Стул».

Упражнения в переключении с одной позы на другую:

«Кулак-ладонь», «Стол-стул», «Собери крошки со стола», «Бусы», «Мозаика», «Разложи крупу», «Закручиваем - откручиваем, застегиваем - расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши», «Строим башню, дом, дорожку, машинку».

Артикуляционная


Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Учить точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка:

улыбка, трубочка, лопатка, жало, качели, маятник, широко открыть рот.

Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек). Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

2.Просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание

Формирование длительного речевого выдоха. Дутье в музыкальные игрушки, упражнения «Сдуй бабочку с цветка», «Забей мяч в ворота», « Подуй на перья» и др.

Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.

Развитие умения произносить доступный речевой материал: шепотом – громко, ласково – сердито, низко – высоко.

3. Слуховое восприятие и фонематический слух.

Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука.

Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков.

Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий — тихий), высоты (высокий — низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко со сменой артикуляционных укладов.

4. Звукопроизношение.

Уточнять артикуляцию всех звуков.

гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы

согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х,

Постановка и автоматизация всех нарушенных звуков

5. Слоговая структура слова.

Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка разной слоговой структуры:

2-сложные с открытых повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),

2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, Ната, Оля, вата);

3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)

1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);

2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).

6. Импрессивная речь

Расширение объема импрессивной и экспрессивной речи и уточнение предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные) компонентов словаря.

Формирование потребности в речевом общении.

Понимание слов, обозначающих:

предметы

действия

признаки

Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?

Понимание инструкций:

одноступенчатых

двухступенчатых

трехступенчатых

Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Различение количества предметов (много - мало - один)

Различение величины (большой - маленький),

Различение вкуса (сладкий - соленый),

Пространственное расположение предметов,

Грамматические формы единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов).

Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),

Узнавать предмет по описанию (с опорой на игрушки),

Переключаться с одного действия на другое по словесной просьбе (без предмета, потом с предметом: иди - стой, беги – прыгай, ложись – садись; возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, положи на место).

Различать утвердительные и отрицательные приказания: иди - не ходи, возьми - не бери кубик, беги - не беги, дай - не давай обруч.

Различать, единственное и множ.число существительных: «Возьми шар-шары, гриб - грибы (II скл.), «Покажи, где дом - дома, лист - листья.»)

Экспрессивная речь


7.Лексика.

Формирование активного словаря:

существительных;

глаголов.

Учить выделять и называть части предметов.

8. Грамматический строй

речи.

Словоизменение ед. и мн. число существительных;

Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных;

Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»);

Согласование («Мой, моя, мое»).

9. Связная речь.

Развитие связной речи.

Учить отвечать на поставленные вопросы:

однословным предложением (да, нет);

простым двусоставным предложением;

простым распространенным предложением.

Учить заканчивать фразу нужным словом, составлять предложения по картинке.

10. Высшие психические функции.


Развитие процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Развитие всех видов восприятия:

зрительного: «Парные картинки», «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы), «Лабиринты»;

слухового: «Угадай, что звучит?», «Кто позвал?», «Где звучит?»

тактильного: конструирование предметов из палочек, «Зашей коврик», «Чудесный мешочек»;

развитие памяти и внимания:

зрительной и зрительного: «Запомни, какой игрушки не стало?», «Кто появился?», «Запомни игрушки и найди их среди других», «Что изменилось?»;

слуховой и слухового: «Хлопни, как я», «Чей молоток стучит (лиса I - II; заяц II ), «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма - му, ма - па, ма -пу, ма - му - ми), «Запомни и повтори (2-3 слова),

развитие конструктивной зрительной памяти: «Запомни и выложи»

развитие мышления: «Почтовый ящик», «Доска Сегена», пирамидка; «Составь целое» (картинки, кубики),

«Разложи по цвету (форме), «Что едим, что надеваем», «Выбери только красные кружки (белые, черные)»,

«Большой - маленький (кубики, матрешки)», «Сложи матрешку», (кубик в кубик), «Покажи, где один – много»; «много - мало».


Сроки динамического контроля

Динамические показатели



Январь 2021 г.



Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

Корректировка программы __________________________________________________________________________________




Май 2021 г.



Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики ___________________________________________________________________________________



Список литературы:

1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.

2. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.

3. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк  Башмаков]. -  (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm

4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.

5. Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.

6. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, что делитесь своими разработками!

5 November 2020

Пожалуйста, рада что вам была полезна

17 November 2020