«Индивидуальный маршрут развития ребёнка» (Индивидуальная программа логопедического сопровождения)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №169 "Светлячок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей" города Чебоксары Чувашской Республики.
«Индивидуальный маршрут развития ребёнка»
(Индивидуальная программа логопедического сопровождения)
Выполнила:
Кириллова Мария Владимировна
Учитель-логопед
Чебоксары
2020
Индивидуальная программа логопедического сопровождения | ||||
ФИО, год рождения ребёнка | Лебедева Юлиана Юрьевна, 15.09.2015 года рождения. Принят на основании протокола № 255 ТПМПК от 12.03.2019 г. | |||
Логопедическое заключение | Парциальное недоразвитие преимущественного вербального компонента деятельности (ОНР, I уровень речевого развития) | |||
Актуальная проблема | Речь малопонятна. Нарушение всех групп звуков включая гласные и согласные раннего генеза (П,Б,Н,Т,Д,В,Ф) Грубые нарушения слоговой структуры слова, почти неразборчиво произносит контур слова. Грубые нарушения фонематического слуха. Словарь отсутствует, в самостоятельной речи много звукоподражаний и лепетных слов. Несформированность связной речи, предложения отсутствуют (ребенок просто мычит). Грубые нарушения грамматического строя | |||
Цель программы | Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания. | |||
Задачи | Развитие общей и мелкой моторики. Развитие мимики и эмоций. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения. Развитие импрессивной речи. Коррекция слоговой структуры слова. Пополнение активного словаря. Коррекция логического мышления и грамматического строя речи. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи. Развитие математических операций, обобщений, выделения «лишнего предмета». | |||
Программа | Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. – I ступень. | |||
Содержание работы | ||||
Моторика | Общая | Укрепление правильной осанки, развитие статистической выносливости, равновесия, координации движений, синхронизации взаимодействия между движениями и речью, точности выполнения основных движений. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину; одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать. Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге. | ||
Мелкая | Развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика «Ладушки», «Сорока-белобока», «Рыбки», «Птички клюют зерно», «Коза», «Заяц», «Молоток», «Человечки», «Кольцо», «Ножницы», «Очки», «Стол», «Стул». Упражнения в переключении с одной позы на другую: «Кулак-ладонь», «Стол-стул», «Собери крошки со стола», «Бусы», «Мозаика», «Разложи крупу», «Закручиваем - откручиваем, застегиваем - расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши», «Строим башню, дом, дорожку, машинку». | |||
Артикуляционная | Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию. Учить точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка: улыбка, трубочка, лопатка, жало, качели, маятник, широко открыть рот. Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек). Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида. | |||
2.Просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание | Формирование длительного речевого выдоха. Дутье в музыкальные игрушки, упражнения «Сдуй бабочку с цветка», «Забей мяч в ворота», « Подуй на перья» и др. Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов. Развитие умения произносить доступный речевой материал: шепотом – громко, ласково – сердито, низко – высоко. | |||
3. Слуховое восприятие и фонематический слух. | Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука. Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий — тихий), высоты (высокий — низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний. Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко со сменой артикуляционных укладов. | |||
4. Звукопроизношение. | Уточнять артикуляцию всех звуков. гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х, Постановка и автоматизация всех нарушенных звуков | |||
5. Слоговая структура слова. | Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка разной слоговой структуры: 2-сложные с открытых повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата), 2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, Ната, Оля, вата); 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина) 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым); 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит). | |||
6. Импрессивная речь | Расширение объема импрессивной и экспрессивной речи и уточнение предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные) компонентов словаря. Формирование потребности в речевом общении. Понимание слов, обозначающих: предметы действия признаки Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого? Понимание инструкций: одноступенчатых двухступенчатых трехступенчатых Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Различение количества предметов (много - мало - один) Различение величины (большой - маленький), Различение вкуса (сладкий - соленый), Пространственное расположение предметов, Грамматические формы единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов). Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?), Узнавать предмет по описанию (с опорой на игрушки), Переключаться с одного действия на другое по словесной просьбе (без предмета, потом с предметом: иди - стой, беги – прыгай, ложись – садись; возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, положи на место). Различать утвердительные и отрицательные приказания: иди - не ходи, возьми - не бери кубик, беги - не беги, дай - не давай обруч. Различать, единственное и множ.число существительных: «Возьми шар-шары, гриб - грибы (II скл.), «Покажи, где дом - дома, лист - листья.») | |||
Экспрессивная речь | 7.Лексика. | Формирование активного словаря: существительных; глаголов. Учить выделять и называть части предметов. | ||
8. Грамматический строй речи. | Словоизменение ед. и мн. число существительных; Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных; Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»); Согласование («Мой, моя, мое»). | |||
9. Связная речь. | Развитие связной речи. Учить отвечать на поставленные вопросы: однословным предложением (да, нет); простым двусоставным предложением; простым распространенным предложением. Учить заканчивать фразу нужным словом, составлять предложения по картинке. | |||
10. Высшие психические функции. | Развитие процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. Развитие всех видов восприятия: зрительного: «Парные картинки», «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы), «Лабиринты»; слухового: «Угадай, что звучит?», «Кто позвал?», «Где звучит?» тактильного: конструирование предметов из палочек, «Зашей коврик», «Чудесный мешочек»; развитие памяти и внимания: зрительной и зрительного: «Запомни, какой игрушки не стало?», «Кто появился?», «Запомни игрушки и найди их среди других», «Что изменилось?»; слуховой и слухового: «Хлопни, как я», «Чей молоток стучит (лиса I - II; заяц II ), «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма - му, ма - па, ма -пу, ма - му - ми), «Запомни и повтори (2-3 слова), развитие конструктивной зрительной памяти: «Запомни и выложи» развитие мышления: «Почтовый ящик», «Доска Сегена», пирамидка; «Составь целое» (картинки, кубики), «Разложи по цвету (форме), «Что едим, что надеваем», «Выбери только красные кружки (белые, черные)», «Большой - маленький (кубики, матрешки)», «Сложи матрешку», (кубик в кубик), «Покажи, где один – много»; «много - мало». | |||
| ||||
Сроки динамического контроля | Динамические показатели | |||
Январь 2021 г. | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики ___________________________________________________________________________________ Корректировка программы __________________________________________________________________________________ | |||
Май 2021 г. | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики ___________________________________________________________________________________ |
Список литературы:
1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
2. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
3. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
5. Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.
6. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.
Шабанова Алёна
Маша