12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сахарова С. М.16
Считаю себя профессионалом в вопросе профессионального ориентирования подростков и молодых людей, активно использую в работе "Атлас новых профессий"
Россия, Калужская обл., Калуга

Педагогическая поддержка профессионального определения обучающихся в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования


Сахарова С. М.,

педагог дополнительного образования

МБОУДО «Центр развития творчества детей и юношества

«Созвездие» г. Калуги

Аннотация

Статья посвящена особенностям педагогической поддержки в профессиональном самоопределении обучающихся в условиях дополнительного образования. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.


В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом − смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное − в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей − это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

Если в школе учебное расписание − это данность, то в учреждении дополнительного образования каждый ребёнок проходит свой индивидуальный образовательный маршрут. Он выбирает, какой из предложенных модулей будет изучать на обязательных парах, над каким проектом ему интересно работать с преподавателем-наставником, какому занятию посвятить вечернее время в клубном пространстве.

Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободным от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Необходимо продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка, развивать его способности в самых разных направлениях. Результатом обучения в системе дополнительного образованияможет стать хобби на всю жизнь и. даже, определение будущей профессии.

Целями деятельности по профессиональной ориентации являются:

- формирование у молодежи сознательного, ответственного отношения к получению профессионального образования (профессионального обучения) и последующего трудоустройства по выбранной профессии;

- воспитание конкурентно способного специалиста, обладающего активной жизненной позицией и профессиональной мобильностью;

- пропаганда профессий, по которым проводится профессиональное образование (профессиональное обучение) в профессиональной образовательной организации, привлечение обучающихся общеобразовательных организаций к поступлению в профессиональную образовательную организацию.

Одаренных детей интересуют вопросы, связанные с будущей карьерой, образованием и саморазвитием,

- Кого взять на работу – робота или человека?

- Физика или математика, биотехнологии или фармацевтика – как сделать выбор и оказаться на стыке наук?

- Где в России можно найти работу, связанную с мечтой – в государственных корпорациях или в частном бизнесе?

- Насколько тяжело пробиться со своей идеей в науки?

- Куда и где пойти учиться, чтобы получить качественное образование? И другие, не менее острые.

Анализируя эффективность профориентационных программ на одаренных детях, хочу отметить крайне низкую результативность работы. Таблица 1. Проблемы профориентации одаренных детей

Проблемная ситуация или возможное ее присутствие

Рекомендации

1

Результаты на конкурсах, олимпиадах многих детей провоцируют выбрать профессию в пользу соответствующего направления. Кажущийся вывод – таким детям профориентация не нужна. Реальность показывает, что во многих случаях - впоследствии разочарование, профессия не только из конкурсов состоит.

Проводить профориентацию по полной программе. Отдельно отработать конкурсное направление, разобраться что привлекает обучаемого, возможно сама ситуация конкурса, конкурентности, а содержание профессии в малой степени с этим связано

2

Некоторые одаренные дети бывают плохо социализированы, в результате у них мало друзей, почти не общаются

Важно таких детей включать в большее количество тренингов по общению, командообразованию. Донести до них мысль, что успешен тот, кто может себя «преподнести», иначе люди могут не догадаться, не понять что ты такой замечательный. Для таких детей очень привлекательно дистанционное обучение. Которое привлекает своей доступностью, комфортом, технологичностью, мобильностью… Но, задача педагога донести до ребенка, что интернет – всего лишь инструмент, не надо в нем жить, надо им пользоваться. И живое слово лектора, учителя не заменит экран монитора.

3

Анализ участия детей в различных конкурсах показывают ранимость и психологическую незащищенность многих детей от неудач на очередном, более высоком этапе конкурса. Это может привести к неправильному отказу от любимого ранее направления

Проводим специальную работу, тренинги и пр., повышающую устойчивость к неудачам, правильному реагированию на них. Важно это сделать в упреждающем варианте.

4

Трудность выбора при хороших результатах по нескольким направлениям

Тщательная работа психолога в выделении общей составляющей, влияющей на все удачные направления и в понимании, как это можно использовать в выборе, и тогда выбор может быть сделан совсем в другом направлении.

5

Типичная ситуация для одаренного с точки зрения умения учиться ребенка – победы сразу по нескольким направлениям. Учителя начинают «выталкивать» подряд каждый на свое направление пользуясь словом «должен» с кажущимся благом для одаренного.

Помощь здесь должен оказать психолог, классный руководитель, важно помочь разобраться, а что же важно и интересно самому школьнику, показать, как правильно делать выбор, эффективно распределять и контролировать свои силы.

6

Типичная ситуация – нравится очень педагог, его стиль, школьник начинает заниматься больше этим предметом, раз больше, значит, показывает хорошие результаты. На этом основании делается выбор, который по прошествии времени может не удовлетворять, потому что на другое просто не обращено внимание.

Разбираемся в основаниях выбора, в понимании ситуации, важно чтобы сам школьник умел понимать основания своего выбора.

7

Родительская помощь одаренным. Бывает так, что на выбор, в том числе и одаренных детей, оказывают родители с заботой о лучшем будущем и со своими представлениями. Такой навязанный выбор впоследствии может быть отвергнут, а время упущено.

Часто родителей пугает выбор детьми творческих профессий. Родителей можно понять – в творческих профессиях не всегда удается «заработать на хлеб».

В профориентационную работу важно включать работу с родителями, обучать их правильной помощи, помогать в демонстрации разных возможностей профессий, но не делать выбор за детей, учить не навязывать всего мнения.

Поиск себя может продолжаться всю жизнь, в этом нет ничего плохого. Выбирая траекторию обучения, ребенок выбирает большую дорогу, от которой могут ответвляться его тропинки. Главное – быть мобильным, креативным – а один из показателей креативности – умение найти свой путь.

Одаренному человеку нужно не восхищение, а помощь. Неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода могут навредить.

Залог успеха в работе с одаренными детьми – индивидуальная работа, тщательный анализ, прогнозирование будущего, взаимодействие всех заинтересованных лиц ребенок- психолог- учитель- родитель.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.