Педагогическая статья «Роль игры в процессе изучения английского языка в младшем школьном возрасте»

2
0
Материал опубликован 18 May 2021

Роль игры в процессе изучения английского языка в младшем школьном возрасте

 

Как известно, игра – это ведущая форма деятельности детей в младшем школьном возрасте. Недаром многие выдающиеся педагоги обращали внимание именно на эффективность игровой деятельности в процессе обучения в целом и обучения иностранным языкам, в частности. В игре проявляются, порой совершенно неожиданным образом, явные и скрытые возможности учащегося, его психологические особенности и учебный потенциал.

Одной из главных целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений: это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и сформировать у детей мотивацию к обучению.

Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Именно в игре учащиеся успешнее усваивают материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения.

Находясь в обучающей игре, ученики получают мыслительную, двигательную и эмоциональную разрядку. Такой метод обучения вызывает большой интерес у обучающихся к усвоению нового материала и мотивирует их на дальнейшем получении практических знаний.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

В ходе работы над данной темой, мною подобраны и используются разные игры: игры на грамматику, на лексику, на аудирование, ролевые игры. Однако, на практике сложно абсолютно точно определить какой из аспектов обучения языку затрагивает та или иная игра. Игры то и дело дорабатываются непосредственно на уроке, ученики придумывают новые, не менее интересные правила. Ниже представлены несколько игр, успешно используемые мной на практике.

The Lord of the ring.

Реквизит: кольцо.

Цель: закрепить в употреблении вопросов и ответов с глаголом to have.

Ученики складывают ладони лодочкой. Ведущий кладет кольцо в руки учеников по очереди, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится, используя вопрос “Have you got the ring?” Варианты ответов учеников: “Yes? I have”, “No, I haven’t”. Ход ведущего заканчивается в тот момент, когда он угадывает у кого в руках спрятано кольцо. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.

Question ball.

Реквизит: мяч.

Цель: закрепление грамматических конструкций построения разных типов вопросов.

Учитель достает мяч и кидает ученику, задавая вопрос, ученик, в свою очередь, отвечая на вопрос кидает мяч назад учителю. Вопросы можно использовать как на закрепление лексики, так и грамматики, например.

What do you like to do?

Цель – активизация в речи общих вопросов.

Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to dance? Do you like to play soccer? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший ученик становится ведущим.

How many pages?

Реквизит: книга.

Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

Ученики должны отгадать количество страниц в книге. Учитель задает вопрос: “How many pages are there in the book?”

Ученик 1: There are four hundred and fifty.

Учитель: No, less.

Ученик 2: Four hundred.

Учитель: Less.

Ученик 3: Three hundred and fifty.

Учитель: More.

Ученик 4: Three hundred and eighty.

Учитель: That’s right.

Alphabet breakfast.

Цель: закрепить лексику, развивать навыки монологической речи.

Первый играющий говорит: «Today for breakfast I have some apples». Второй ученик повторяет ту же фразу, но название продукта должно начинаться с буквы В и т. д. Побеждает тот ученик, который назовет больше всего буквенных наименований.

Усложнение игры: второй и последующие игроки повторяют фразу предыдущего ученика и добавляют собственное название чего-нибудь съедобного. Например, «Today for breakfast I have some apples and bananas». И т.д.

I have.

Цель: закрепить лексику, развивать навыки монологической речи.

Смысл игры состоит в том, чтобы учащиеся подбирали как можно больше прилагательных к одному слову. Например: «I have a cat.»

Ученик 1: It’s a white cat.

Ученик 2: It’s a small cat.

Ученик 3: It’s a nice cat.

Ученик 4: It’s a fat cat… etc.

What’s in your schoolbag?

Реквизит: портфель, учебные принадлежности.

Цель: закрепление лексики, развитие навыков диалогической речи.

В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

Учитель предлагает ученикам рассказать, что у них в портфеле. Школьник берет предметы из портфеля, называя каждый предмет по-английски: Ive got a pencil case in my school bag. I’ve got a book in my schoolbag. В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт: I’ve got a pencil case in my school bag. It’s yellow.

Seasons.

Учитель загадывает детям время года, задача детей – отгадать о чем идет речь. В усложненном варианте – дети сами придумывает описание, записывают их в тетрадь и загадывают классу.

It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs. I make a snowman. Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?

Who am I?

Цель данной игры: закрепление навыков аудирования, понимания простой описательной лексики.

Учитель загадывает детям персонажа из мультфильма, задача детей – этого персонажа отгадать. В усложненном варианте – дети сами придумывает описание, записывают их в тетрадь и загадывают классу. Например:

- I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim. /Незнайка/.

- I have a friend. Не is a big fat boy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! /Карлсон/

- I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. He cannot jump and he cannot fly. /Крокодил Гена/.

Name exchange

Учащиеся условно в свою правую руку «берут» свое имя, а в левую – фамилию. Когда игра начинается – учащиеся хаотично перемещаются по классу и совершают обмен попеременно: то именем, то фамилией с разными ребятами.

Обмен происходит с фразой: Hello, my name is Sasha. – Hello, my name is Misha. И с рукопожатием правых рук происходит обмен именами. Теперь Миша – это Саша, а Саша – это Миша. То же самое с фамилиями, только уже с другим учеником и рукопожатием левых рук. В конце игры выясняется кто с какими именем и фамилией остался.

Эта игра является отличной речевой разминкой перед уроком, либо разрядкой в конце.

Spell you name

Один ученик выходит к доске, берет в руки мел и становится спиной к классу. Затем, другой ученик тихо к нему подходит и трогает за плечо. Тогда ученик у доски говорит: «Spell your name». Ученик за спиной по буквам произносит свое имя, а ученик у доски записывает. Затем ведущий читает то, что у него написано и отгадывает того, кто был за его спиной. Ведущим становится тот, кто называл свое имя, выходит новый ученик. Такая игра помогает закрепить произношение букв алфавита и навык их распознавания.

Best speller

Данная игра способна заменить обычный словарный диктант. Учитель объявляет конкурс Best speller. Класс делится на две команды. Команды по очереди выставляют боевого юнита. Учитель предлагает каждому из ребят произнести по буквам разные слова из одной темы (одинаковой сложности). Выигрывает та команда, учащиеся из которые смогли произнести по буквам правильно больше слов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что игра является одновременно и коммуникативным упражнением, и обучающей моделью межличностного группового общения и определенной организационной формой обучения устному и речевому общению. Игра легко вписывается в урок, и, помимо прочего, доставляет учащимся массу удовольствия. Это причина, по которой сегодня все больше и больше учителей обращаются к этому способу обучения иностранному языку на своих уроках.

 

 

Список литературы:

1. Активные формы проведения занятий по методике преподавания иностранных языков. Учебное пособие / Под ред. В. П. Белогрудовой. - Ростов н / Д.: АНИОН, 2006.

2. Березина Н. В. Игра в парах на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, № 3, 2003.

3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. — 1966.

4. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство Четыре четверти, 2006.

5. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справ. пособие.- 7-е изд., стер. - Мн.:

6. Толстова В.Ф. Игры на английском языке для дошкольников // Иностранные языки в школе, 2008.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2008.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.