Статья на тему «Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте»
«Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте»
Понимание атома– детская игра
по сравнению с пониманием детской игры
Х. Хогленд
Я не первый год работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Наблюдая за особенностями развития детей, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, изучая специальную литературу, я поняла, как велика потребность в эффективных методиках воспитания детей именно раннего возраста. Понимание самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка, побудило меня к поиску новых форм, методов и приемов воспитания и образования детей.
Я обратилась к исследованиям выдающихся педагогов прошлого и настоящего, которые огромное внимание уделяют игре, как ведущему виду деятельности. Игра – обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. «Понимание атома– детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - в этом образном высказывании физиолога выражено огромное уважение к проблеме детской игры, и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы. Исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконина, Е.Е. Шулежко, М.Ф., Комаровой, А.В. Новоселовой, А.В. Калинченко помогли мне в моей работе, помогли пересмотреть организацию развивающей предметно-пространственной среды детства, накопить и систематизировать методический, дидактический и игровой материал.
В своей работе я учитываю возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста – незрелость системы адаптационных механизмов при поступлении в детское образовательное учреждение, быстрая утомляемость, невнимательность на занятиях и в свободной деятельности.
Учитывая вышеперечисленные проблемы, ориентируясь на заданный базис развития и специфику работы в группе детей младшего дошкольного возраста я обратилась к теме: «Роль игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте».
Игра помогает:
- создать в группе атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя;
- снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей;
- служит источником радости;
- развивает психические процессы (воображение, образное мышление, память, речь) и способствует всестороннему развитию детей;
- является средством адаптации к условиям жизни в дошкольном учреждении, к среде сверстников;
- позволяет раскрыться индивидуальности каждого ребенка;
- формирует навыки коллективной деятельности, умение жить в социуме.
Таким образом, игра помогает мне скорректировать и устранить имеющиеся негативные проблемы, становится универсальным средством, обеспечивающим решение широкого комплекса психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.
Такой процесс позволил мне:
- отойти от традиционных форм организации различных видов детской деятельности и строить работу так, чтобы с помощью игры дети легко адаптировались к условиям жизни в ДО, воспринимали новые знания, обретали знания и умения без увеличения нагрузки на детский организм, получая при этом разностороннее и полноценное развитие;
- через игру объединять детей различного возраста, различного уровня интеллектуального развития, создавая при этом такие условия, при которых каждый из них сумеет реализовать себя с учетом своих возможностей и способностей;
- активно взаимодействовать с родителями с целью социального развития ребенка в процессе игры как личности.
При организации работы с детьми, разработке системы интегрированного обучения и воспитания детей я учитываю интересы ребенка и руководствуюсь тезисом: «Игра – развивающая и развивающаяся деятельность». Игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый и игровую, ради которой действует ребенок. Поэтому, используя игру, я стараюсь строить ее так, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали всестороннее развитие развивающейся личности.
Каждый день жизни ребенка в ДОО должен быть ярким, запоминающимся событием. Моя задача - сделать ее многогранной, красочной, богатой событиями, чтобы каждый день приносил маленькие победы. Я стараюсь сделать процесс обучения и воспитания радостным, так как убеждена, что скучно изложенная информация, механическое заучивание много пользы не принесут. Знания, полученные в готовой форме – плохо усваиваются и не развивают. Чтобы мои воспитанники лучше усваивали изучаемый материал, я провожу занятия в игровой форме. Игры, занимательные задания, загадки, сюрпризные моменты, различные игровые персонажи делают занятия интересными для малышей, ненавязчиво учат детей, заставляют думать, анализировать, сопоставлять фантазию и творческую активность.
Таким образом, значимость игры и игровых моментов в системе учебной деятельности велика. Игра способствует:
- снятию психологического перенапряжения;
- легкому переключению с одного вида деятельности на другой;
- повышению общей работоспособности.
Но и самостоятельная игровая деятельность детей чрезвычайна важна и имеет большой развивающий потенциал. Организуя ее, я ставлю следующие задачи:
- чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал;
- чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой; - - чтобы доводил деятельность до конца;
- чтобы в каждой игрушке видел определенную ценность, хранил ее, поддерживал порядок в игровом уголке;
- чтобы в игре комбинировались все виды игрушек.
Ведущий тип игры в период младшего дошкольного возраста - сюжетно-отобразительная игра. Для зарождения более сложной формы - сюжетно-ролевой игры считаю необходимым:
- строить работу так, чтобы в игровой ситуации малыш воспринимал взрослого как партнера по игре, который стимулирует ребенка к гибкому ролевому поведению;
- добиваться разнообразия сюжетов как отображения многообразия окружающей жизни;
- показывать детям новые источники создания сюжета (условные и символические игрушки, действия с воображаемыми предметами и лицами).
- учить отображать эмоции и состояние игровых персонажей;
- необходимо развивать речевое сопровождение игры – обозначение действий словом и диалоги с игрушкой.
Для того, чтобы при организации работы с детьми вне занятий не только разумно «насытить» день, но и обеспечить целостность воспитательного процесса, я использую циклограмму, в которой учтены все виды деятельности младшего дошкольника, все виды игр.
Все это помогает мне комплексно решать основную задачу дошкольного образования – воспитание познавательного интереса у детей - дошкольников.
Работая над темой: «Роль игры в младшем дошкольном возрасте» я пришла к выводу, что для определения перспектив необходима диагностика игровой деятельности детей. Используя исследования Н.Ф. Комаровой «Диагностика игры детей» и методическое пособие «Развитие игровой деятельности дошкольников» под редакцией А.В. Калинченко я разработала педагогическую диагностику уровня развития сюжетно-отобразительной игры. Использование в практике результатов диагностики позволяет мне работать с опорой на личностные показатели развития каждого ребенка. Выявление специфики содержания детских игр, способов решения игровых задач, особенностей взаимодействия детей, степени самостоятельности в игровой деятельности, позволяет выявить проблемные зоны и наметить меры по их коррекции педагогам группы и дать необходимые рекомендации родителям наших воспитанников.
Я убеждена, что для решения любых воспитательно-образовательных задач необходимо постоянное и непрерывное взаимодействие с родителями, необходимо развивающее сотрудничество.
Проводимое в группе анкетирование по теме: «Роль взрослого в руководстве игрой» показало, что все взрослые считают, что дома игрушек достаточно, но не все задумываются о педагогической ценности приобретаемых игрушек, лишь 30 % родителей принимают участие в предложенной малышом игре. Многие родители имеют проблемы в организации и развитии игровой деятельности.
В связи с этим в работе с родителями я намечаю следующие цели:
- объяснять значение игровой деятельности для совершенствования всех психических функций и дальнейшего развития личности ребенка;
- обращать внимание на то, что игра как ничто другое дает возможность общения со сверстниками и как важно наличие детского сообщества для развития навыков общения;
- пропагандировать среди родителей педагогически ценные игры и игрушки;
- разъяснять негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей;
- интересоваться у родителей, как играют дома их дети. Сравнивать результаты своих наблюдений за играми детей в группе и делиться своими впечатлениями с родителями.
В работе я использую разнообразные способы: практикумы, тренинги, презентации, «круглые столы», анкетирование, консультации по организации и руководству играми дома, вечера вопросов и ответов.
Я убеждена, что работа в тесном контакте с коллегами и родителями подведет меня к достижению цели моей работы: воспитанию эмоционально-благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.
И в том, что дети приходят в детский сад с удовольствием, не со слезами, а с улыбкой, открывают дверь, здороваются и говорят: «Я по тебе соскучился» - я вижу главный результат своей работы. Значит жизнь малыша в группе интересна и насыщенна, создана благоприятная атмосфера, правильно организована игровая деятельность, сформированы эмоциональные контакты «ребенок - взрослый», «ребенок – ребенок».
В дальнейшем я планирую продолжать работу над темой «Роль игры в младшем дошкольном возрасте», реализовать принцип развивающего обучения через игру (по Д.Б. Эльконину), используя стратегию и тактику игрового взаимодействия взрослого с детьми (Н. Михайленко, Н. Короткова «Взаимодействие взрослого с детьми в игре»). Планирую обобщить опыт по теме «Игровая деятельность в адаптационный период».
Мечтаю создать модель детского коллектива, в котором все малыши будут чувствовать себя комфортно, научаться доброжелательности и отзывчивости по отношению к окружающим, будут общаться и расти здоровыми, эмоционально благополучными, добрыми открытыми, отзывчивыми, умными – такими, какими мы хотели бы видеть своих собственных детей.
Информационные ресурсы:
1. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: Скрипторий, 2010.
2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: ГНОМ и Д, 2000.
Елена Владимировна
Мастина Ольга Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Мастина Ольга Валерьевна
Шабанова Алёна
Мастина Ольга Валерьевна
Козлова Лариса Викторовна
Мастина Ольга Валерьевна
Янова Татьяна Викторовна