Статья «Интерактивные подходы на уроках биологии (из опыта работы)»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются другие содержание, подходы, отношения, поведение, педагогический менталитет.
Основной задачей школы становится формирование в учениках разнообразных компетенций. Особенно этому способствует использование на уроках интерактивных технологий обучения.
Интерактивная модель обучения предполагает взаимодействие ученика и учителя. Они являются равноправными субъектами обучения.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в которой необходимо участие ученика в коллективной учебной деятельности, основанной на взаимодействии всех участников процесса обучающего познания.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Технологии интерактивного обучения разнообразны. Мясоед Т.А. выделяет следующие: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, карусель, работа в малых группах., аквариум, незаконченное предложение, мозговой штурм, броуновское движение, дерево решений, суд от своего имени, гражданские слушания, ролевая (деловая) игра, метод пресс, займи позицию, дискуссия, дебаты.
Многие из них я использую на уроках. Приведу лишь несколько примеров.
1. Работа в парах
Часто использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них, выполнять общую творческое задание, а так же осуществлять взаимоконтроль
Например, учащиеся создают «карточки другу» с заданиями по определенной теме, затем которые сами же и проверяют
Учащиеся выполняют работу в паре, затем представляют ее всему классу. Например, необходимо нарисовать органоид клетки и рассказать о нем, сделать рисунок животного из определенной среды обитания и перечислить признаки приспособленности к данной среде и т. д.
2. Карусель.
Очень нравится детям такой вид работы, как карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее.
Каждому ученику дается свой вопрос, который изучается в течении 10 минут.
Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 3 минуты меняются по кругу. За это время каждый друг другу рассказывает свой вопрос. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько вопросов темы. В конце урока по этим вопросам провожу тест и разбираем непонятое.
3. Уроки с компьютером
Использование компьютерных технологий на уроке позволяют учителю легко осуществлять личностно – ориентированный , индивидуальный, дифференцированный подход, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, диагностику обученности и контроль усвоения знаний.
Использую разнообразные формы компьютерных технологий. Ученики готовят компьютерные презентации к некоторым темам, к экзаменационным рефератам и исследовательским работам дома или в школе во вне урочное время. Кроме того администрация школы пошла мне на встречу и выделила время для занятий в компьютерном классе. Учащиеся 10- х, 11- х классов работают в парах, выбирают темы из различных разделов биологии. В течении месяца на уроках они готовит свои презентации по выбранной теме, а затем в рамках уроков представляют свои работы. Также на уроках я использую готовые компьютерные разработки и собственные: сайт «Задачи по генетике» и «Приспособленность организмов», тесты по темам которые предполагает большую степень самостоятельной работы, дают возможность проконтролировать свои знания по теме
Таким образом в целостном процессе обучения учителю возможно применять сразу несколько технологий, обеспечивающих формирование различных компетенций учащихся.
4. Групповая форма работы
Использую достаточно часто не только при обобщении пройденной темы, но и при изучении новой темы. Необходимо сказать, что я провожу целые циклы уроков, используя групповую работу при изучении новых тем. Договор учителя с учащимися происходит на первом занятии цикла уроков, где используется групповая работа. Ребята разделяются на 4-5 постоянных групп по желанию. Группам предстоит по очереди выполнять два рода действий, мы называем их «исследование» и «экспертирование».
«Исследователи» выполняют разнообразные задания, относящиеся к теме урока: изучают информацию, рисуют схемы, рисунки, диаграммы, составляют таблицы, тесты и т.д.
«Эксперты» вырабатывает систему оценивания, прорабатывая материал, составляют вопросы для групп и ведут «урок – конференцию».
На каждом подобном занятии происходит смена ролей, так чтобы каждый ребенок побывал в качестве эксперта и исследователя. Смена ролей и свободный выбор заданий позволяет учащимся формировать разнообразные компетенции.
Структура урока при изучении новой темы. Сами уроки проводятся 2 часа
1 урок- «урок исследование»
Первая часть – это вступительное слово учителя.
Сообщаются основные сведения по данной теме урока. Распределяются группы (1 группа – «экспертов» и 3-4-5 групп - «исследователей» в зависимости от количества учащихся).
Каждая группа исследователей должна изучить один из разделов темы, выполняя предложенные задания и готовит презентацию своего раздела.
Объясняются требования к заданиям, в конце выдается каждой группе детей распечатанные на листках задания и оценочные листки. На оценочные листки ребята группы сначала выставляют сообща оценку друг другу за работу. А затем эксперты также оценивают их. (5 мин)
Вторая часть– Ребята, разбившись на микрогруппы, выполняют задания и оформляют результаты работы на ватмане. Для работы в их распоряжении учебники разных авторов и дополнительная литература по теме.
Учитель активный консультант и организатор учебного пространства, в котором ребенок ищет свой путь к цели.
Одна группа вырабатывает систему оценивания и прорабатывая материал составляет вопросы для групп.
Пример заданий по теме «Семейства покрытосеменных растений» 7 кл.
Задания для групп «исследователей».Первые три обязательные, остальные на выбор.
1 Определить к какому семейству относятся предложенные растения.
2 Выбрать из гербария растения, относящиеся к данному семейству. (представить во время выступления).
3 Изучить информацию о данном семействе и заполнить часть таблицы «Общая характеристика семейств покрытосеменных растений» по схеме:(Ученикам выдается часть общей таблицы на ватмане, во время выступления, она приклеивается к общей часта на доске, а остальные ученики заполняют таблицу на листках, которые затем вклеивают в тетради.)
1 Название семейства |
2 Количество видов |
3 Особенности строения цветка. Ч Л П С |
4 Тип соцветия |
5 Тип плодов |
6 Жизненная форма |
7 Особенности строения листьев |
8 Особен-ности строения стебля |
9 Особенности строения корневых систем |
10 Название видов |
11 Значение для человека
|
Учебник Н.И. Сонина с. 76-85. Учебник В.А.Корчагина с.161-199, |
С161-199, карточки со строением цветка |
карточки с классификацией соцве-тий |
карточки с классификацией пло-дов |
Древесная, кустарниковая, травянистая |
карточки с классификацией листьев |
карточки с классификацией стеблей |
Мочковатаястержневая, видоизменения корней |
|
Кормовое, пищевое, лекарственное декоративное, ядовитое, технические цели, сорное, медоносное |
4 Рассказать подробнее о полезных и вредных растениях данного семейства (рекомендации по обращению с такими растениями). (о 2-3 видах)
5 Зарисовать строение цветка данного семейства и составить к нему диаграмму. (на ватмане).
6 Составить тест к вашему семейству (3-5 пунктов).
2 урок «урок – конференция»
Состоит из следующих частей:
1. Выступление группы экспертов о критериях оценивания работы группы (3 мин)
2. Выступление групп, презентация своей работы. К каждой группе задаются вопросы из класса и 2-3 вопроса от экспертов. (по 7 мин)
3. Выступление группы экспертов с анализом выступлений и оценкой групп. (5 мин)
4. Заключительное слово учителя, в котором подводится итог работы.
Также учитель имеет право добавить 1 балл отличившемуся ученику или забрать 1 балл у не справившихся с работой.
Литература.
1.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва «Народное образование» 1998
3.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005