Педагогическая технология «Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики»

1
1
Материал опубликован 28 January 2020 в группе

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Сараевский многофункциональный колледж"


Педагогическая технология


"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики"





Выполнила: преподаватель

Соболева Ольга Владимировна


Сараи

2019 год.



Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Определение целей и задач педагогической технологии. . . . . . . . . . . . . 5

Общеучебные умения и навыки необходимые на уроке информатики. 8

Индивидуализация обучения при изучении информатики. . . . . . . . . . .12

Виды организации самостоятельной деятельности учащихся. . . . . . . .16

Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Закрепление и уточнение знаний. . . . . . . . ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Выработка умения применять знания на практике. . . . . ….. . . . . . . . . .17

Формирование умений практического характера. . . . . . ….. . . . . . . . . .17

Формирование умений творческого характера. . . . . . . . ….. . . . . . . . . .17

Групповая форма организации самостоятельной работы. . . . . . . . . . . .19

Способы организации педагогической технологии. . . . . . . . . . . . . . . . .26

Нестандартная форма проведения самостоятельных работ на уроках информатики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Результаты работы педагогической технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36


«Скажи мне – я забуду.

Покажи мне – я могу запомнить.

Позволь мне сделать самому это

и это станет моим навсегда».

П.П. Блонский

Введение.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса.

Необходимость разработки педагогической технологии развития учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики вызвана объективными и субъективными факторами. В условиях информатизации образования, одной из важнейших задач процесса обучения является организация такой деятельности учеников, в процессе которой они самостоятельно отбирают информацию из различных источников, анализируют, обрабатывают её и представляют результаты своей деятельности с помощью информационных и коммуникационных технологий.

Актуальность технологии. Важнейшая задача любого учебного заведения – формирование самостоятельности, активности, инициативности молодого поколения, особенно актуальна на современном этапе развития нашего общества. Решение этой проблемы во многом зависит от того, сумеет ли учитель одновременно с обучением ученика сформировать его личность как гражданина страны, чтобы, выйдя из стен школы, он мог объяснить с естественнонаучной и социальной точек зрения, происходящие вокруг него события, стремился к здоровому образу жизни, старался применять свои знания с пользой для себя и общества и мог выбрать достойную жизненную дорогу. Поэтому для меня, как учителя информатики, стал необходимым поиск такой технологии обучения, которая способна обеспечить выполнение поставленной передо мной и моими учащимися цели. Добиться необходимых результатов обучения школьников. Анализ результатов исследований П.И. Пидкасистого, Б.П. Есипова, Т.А. Ильина позволил сделать вывод, что самостоятельная работа – это целенаправленная работа ученика и учителя, которая организуется в определенное время и осуществляется с помощью указаний учителя в процессе выполнения этой работы. Самостоятельная работа может организовываться учителем, как на уроке, так и во внеурочное время, и служить средством повышения эффективности процесса обучения. Она может планироваться учителем соответственно особенностям учеников и всегда предполагает достижение определенного результата.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учеником и ориентирует учеников на активное самостоятельное освоение знаний. Применение информационных и коммуникационных технологий изменяет цель деятельности учителя, который становится организатором учебного процесса.

Анализ исследований В.П. Бабанского, В.Г. Крысько, И.И. Подласого позволяет сделать вывод, что под умениями самостоятельной работы подразумевается овладение учеников такими способами выполнения деятельности, которые, будут сформированы в процессе выполнения одного какого-то вида деятельности (например, при работе с книгой) и затем могут применяться в процессе изучения других предметов, в практической работе.

Умения формируются в практической деятельности, с помощью различных упражнений и при организации следующих условий:

постановки цели учебной деятельности;

понимания учениками правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности;

представления учеников о структуре выполнения действий и их конечном результате;

постоянного самоконтроля с помощью анализа своей деятельности;

своевременного обнаружения затруднений в учебной работе и внесении необходимых поправок, чтобы избежать ошибок;

объективной оценки результатов деятельности.


1. Определение целей и задач педагогической технологии.

В процессе работы над педагогической технологией: «Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики», я изучила различную литературу, и пришла к выводу, что самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания, средством формирования у учеников активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В своей работе использую элементы «Технологии саморазвивающего обучения» Г. К. Селевко.

 Основными средствами обучения для меня является методическая и дидактическая, педагогическая литература (Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии», Н. Д. Угринович «Информатика информационные технологии: примерное поурочное планирование с применение интерактивных средств обучения», методическое пособие Н. Д. Угринович «Преподавание курса «Информатика и ИКТ», а также журнал «Информатика и образование», приложение к газете «Первое сентября» «Информатика», журнал «Школьные технологии»).

С целью структурирования содержания образования использую программы по информатике 2005 г.: Макарова Н. В., Угринович Н. Д.; для учащихся средством обучения является учебник, сборник задач по информатике; для меня и для учащихся по этапам обучения – комплекты карточек с заданиями и практическими работами различной степени сложности по каждой теме, ТСО, которыми располагает кабинет информатики, а также обучающие программы на компакт-дисках («Лабораторные работы», «Основной курс информатики», «Office 2003», «Office 2007»), мультимедийные презентации уроков, которые составляю сама.                                                                  

 В ходе учебного процесса я выступаю не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся. Стараюсь планировать и строить уроки так, чтобы в дальнейшем «получить» учащихся, умеющих самостоятельно и грамотно организовывать свою учебную деятельность для достижения поставленной цели, а также контролировать качество полученного конечного результата. Исходя из вышесказанного, в процессе обучения информатике я применяю различные формы и виды самостоятельной работы, которые  по дидактической цели можно подразделить  на пять групп. Каждая группа включает в себя несколько видов самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы на уроках информатики возможна на всех этапах изучения материала:

формирования новых знаний (самостоятельная работа организуется при работе с электронными учебниками, мультимедийными презентациями, обучающими программами);

закрепления изученного материала (наиболее используемыми формами организации самостоятельной работы являются: индивидуальная, групповая, фронтальная, например, ученик выполняет задания на основе имеющегося алгоритма деятельности);

обобщения и систематизации знаний (выполнение различных исследовательских проектов).

Своей основной задачей, как учителя, считаю развивать у учащихся интерес к творческому учению, воспитание в учащихся способности самостоятельно приобретать новые знания, совершенствовать и развивать практические умения по овладению ПК. Исходя из этого, я сформулировала следующие цели своей педагогической технологии:

- формирование и развитие у учащихся знаний и умений и навыков, обеспечивающих учащимся возможность применять ПК в учебной, а в последствие и в профессиональной деятельности;

- развитие способности самостоятельно приобретать знания, логически мыслить и делать выводы, т.е. грамотно применять полученные знания на практике;

- овладение учащимися языком программирования с последующим его применением для решения задач;

- формирование познавательного интереса учащихся, расширение их кругозора, творческой активности.

Задачу курса информатики вижу в объяснении того, как устроен мир, в формировании целостного представления о мироздании и своем месте в нем, в вооружении учащихся необходимыми знаниями, а также умениями и навыками самостоятельного добывания знаний.


2. Общеучебные умения и навыки необходимые на уроке информатики.

В современном мире ребенку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора. В свете изменившейся парадигмы образования возникает проблема формирования у учащихся общеучебных умений, которые позволят им самостоятельно приобретать знания и умения при обучении любому предмету, в том числе и информатике. Одним из направлений решения этой проблемы является формирование у учащихся учебно-информационных умений, позволяющее вооружить ими учащихся в соответствии с требованиями современного информационного общества.

В педагогике учебно-информационными умениями и навыками называют такие умения и навыки, которые включают в себя: умение работать с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками; умение осуществлять наблюдения; умение составлять план, конспект, тезисы; умение готовить доклад (выступление) с помощью средств ИКТ.

Проблема формирования общеучебных умений и навыков является актуальной не только на начальной ступени обучения. Изучение курса информатики в техникуме начинается с I курса. И мы сталкиваемся с тем, что учащиеся приходят к нам из разных школ с разными уровнями знаний, и к этому времени учащиеся не владеют многими общеучебными навыками.

Следовательно, я считаю, что на каждой ступени необходимо создать условия для формирования у обучающихся навыков учебной деятельности и надо их не «научить», а «научить учиться».

В процессе самостоятельного обучения информатики у учеников формируются умения:

умение осуществлять поиск необходимой информации;

умение анализировать источники информации;

умение составлять план, конспект, тезисы;

умение задавать уточняющие вопросы;

умение оценивать результаты деятельности;

умение доказывать свою точку зрения и т.д.

Для достижения данной цели особое внимание на уроках уделяю учебно-информационным умениям и навыкам (обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач).

Приоритетными направлениями в этом случае являются:

Определение возможных источников информации и стратегии ее поиска;

Перевод из одной знаковой системы в другую;

Выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации (перевод из текста в таблицу, схему, график, из аудиовизуального ряда в текст);

Структурирование информации на ограниченном пространстве экрана;

Умение анализировать, обобщать;

Умение правильно организовать информационный процесс (умение слушать, публично выступать – данный приоритет считается одним из основных не только для информатики, но и для всех учебных предметов).

При формировании общеучебных умений и навыков на уроке работаю в трех направлениях:

организации самостоятельной работы на уроке информатики;

развития творческих способностей учащихся;

организации проектной деятельности.

Наиболее эффективным способом формирования учебно-информационных умений и навыков на уроке информатики является самостоятельная работа учащихся.

Организация самостоятельной работы возможна на всех этапах изучения материала:

Формирования новых знаний;

Закрепления изученного материала;

Обобщения и систематизации знаний.

На этапе формирования новых знаний самостоятельную работу организую при работе с электронными учебниками, мультимедийными презентациями, обучающими программами, где учащиеся учатся, как выбрать необходимую информацию, как правильно оформить конспект, план, план-конспект.

Наиболее эффективным при такой работе считаю сочетание поисковой деятельности и дифференцированного подхода, что можно осуществить при организации работы в группе. Что позволяет:

формировать у каждого учащегося умения и навыки самостоятельно добывать знания;

развивать такие качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность;

учитывая индивидуальные особенности каждого ученика соответствующие его подготовке и возможностям, осуществлять степень помощи ученику;

создать условия для демонстрации успеха каждого учащегося.

формируется самооценка: повышается ее критичность, рефлексивность, обоснованность.

Считаю, что наиболее эффективно групповая работа протекает, когда группа делится на небольшие группы – не более 4 человек, с учетом уровня развития учащихся или когда в каждой группе есть ученик более сильный. Также при формировании групп следует учитывать интересы учащихся и дружеские отношения для создания более благоприятной атмосферы в процессе работы. При групповой работе отмечаются следующие положительные моменты:

возрастает глубина понимания усвоенного материала;

возрастает активность и творческая самостоятельность учащихся;

создаются условия для развития у учащихся потребности и способности оценивать себя в поставленном плане;

возрастает эффективность формирования у учащихся потребности в самоконтроле, происходит овладение разными формами самоконтроля.

После работы в группах учащиеся выступают у доски и главная задача учителя в этот момент - следить за четкостью формулировок, добиваться того, чтобы при выступлении группы остальная часть класса внимательно слушала своих товарищей, задавала вопросы и была активна в обсуждении, и если необходимо, высказывала свои мысли.

Одной из самых основных технологий, позволяющих формировать общеучебные умения и навыки, является проектная деятельность. Работа по проекту требует большой самостоятельной поисковой и творческой работы.

Можно сделать следующие выводы:

Предмет информатики играет важную роль при формировании общеучебных умений и навыков при правильной организации процесса обучения.

Одной из эффективных форм для формирования общеучебных умений и навыков является организация самостоятельной работы учащихся.

Успех выбранной формы зависит от правильно подобранных методов, технологий обучения.


3. Индивидуализация обучения при изучении информатики.

Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы.  Но именно преподаватель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в рамках одного класса.  Причины этого понятны.

Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше по уровню знаний и умений, чем ученики, не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях. 

Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью.  Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает творческий потенциал ученика.

В современной школе проблемы, связанные с разным уровнем знаний и умений учащихся, чаще всего решаются использованием «технологии дифференциации по уровню».  Однако дифференциация по уровню умственного развития, навыков и умений не получает в современной педагогике однозначной оценки.   В ней наряду с положительными имеются и отрицательные аспекты.  Большую часть отрицательных моментов можно избежать или скомпенсировать при последовательном и педагогически правильном подходе.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что студент приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнять ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентом учебного задания, которое, в конечном счете, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Любая самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель. Она соответствует учебным возможностям студента, ее основное назначение заключается в развитии познавательных способностей, творческого мышления.

Важно обучать приемам самостоятельной работы на уроке, формируя у студентов общеучебные навыки и воспитывая у них потребность, постоянно совершенствовать уровень владения иностранным языком. Для этого используются различные опоры, образцы, иллюстрации и схемы, дидактические материалы, звукозаписи. Сами студенты должны уметь самостоятельно пользоваться учебником, словарями и другими справочниками, техническими средствами обучения.

Широко применяется умение самостоятельно работать при итоговом тестировании по определенной теме. При таком виде работы на уроке студентам предлагаются индивидуальные карточки с заданиями. Они содержат 7 – 8 пунктов, которые студент должен осветить в течение 10 – 15 минут и ответить устно, раскрыв тему карточки. Составление диалогов, монологических высказываний, работа с тестами и раздаточным материалом способствует формированию умений самостоятельной деятельности на уроке.

При изучении одного из блоков компьютерных технологий, можно поступить следующим образом:

После необходимой теоретической подготовки, ученики приступают к самостоятельной практической работе на ПК.  Каждый ученик имеет на руках полный сборник практических работ.  В этот сборник включены:

Практические работы обучающего характера – выполняя их, ученики знакомятся с новыми возможностями изучаемого приложения, действуя по алгоритму, подробно описывающему порядок выполнения задания.  Эти работы содержат, так же, и весь необходимый теоретический материал.

Практические работы тренировочного характера – они содержат краткий алгоритм или подсказку, которые помогают ученикам выполнить задание. Если предлагаемая задача аналогична уже разобранной, то или подсказки она не содержит.

Практические работы творческого характера – выполняя их, ученики основываются на умениях и навыках, полученных на предыдущих занятиях для решения новых нестандартных задач, а также вынуждены самостоятельно освоить новую функцию или возможность изучаемого приложения.

Задания первого уровня оцениваются на «3», второго – на «4», третьего – на «5».

Ученик сам выбирает, на каком уровне ему остановиться и получает соответствующую оценку.

Таким образом:

Слабые ученики получают возможность испытать «ситуацию успеха», выполняя только задания репродуктивного уровня.  Причем, этот ученик может попытаться выполнить задания и более высокого уровня, но в случае неудачи – работа не оценивается.

Более сильные ученики получают возможность быстрее и глубже развивать свои умения и навыки, реализовать свой творческий потенциал.

Но иногда, ученики с заниженной самооценкой просто боятся заданий более высокого уровня.  Задача учителя – стимулировать и направлять таких учеников.  Можно предложить им выполнить работу более высокого уровня во внеурочное время, когда у ученика исчезает страх перед учителем – за оценку и перед одноклассниками – опозориться.

Кабинет ЭВТ в нашем техникуме, как правило, открыт до 16 часов, и любой ученик может прийти и свободно выполнить любую работу.  Этой возможностью часто пользуются учащиеся:

Не сумевшие справиться с работой на уроке (не хватило времени или знаний).

Пропустившие по какой-либо причине урок информатики.

Желающие продвинуться дальше и попытаться выполнить задания более высокого уровня.

Желающие использовать компьютер для изучения других предметов (набор и распечатка рефератов, обучающие или справочные программы, тренажеры и т. д.).

Желающие самостоятельно освоить новые возможности компьютерных технологий или программирования.

Таким образом, частично восполняется отсутствие компьютеров у учащихся дома, создается психологически благоприятная обстановка, учитываются индивидуальные особенности учащегося.

Следует отметить, что подобные дополнительные занятия проводятся бесплатно и строго на добровольной основе, учитывается только желание самого учащегося.


4. Виды организации самостоятельной деятельности учащихся.

4.1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания.

Важно уметь при самостоятельной работе пользоваться дополнительной, в том числе и справочной литературой. Полезно приучать учащихся к самостоятельной подготовке сообщений на различные темы в дополнение к изучаемому на уроке. Сначала я учащимся указываю литературу, а затем и предлагаю подбирать самим. Умение подобрать необходимую литературу - тоже элемент самостоятельной деятельности ученика. Вкрапление в урок небольших сообщений учеников, заранее запланированных и проверенных учителем, очень оживляет урок. Такие задания, в зависимости от сложности материала, предлагаю дифференцированно, но поочередно всем учащимся класса. Одним из видов самостоятельных работ учащихся при изучении нового материала является также выполнение обучающих работ (Приложение 1). В текстах работ данной группы дается подробный алгоритм с указанием не только необходимых для решения данной задачи операций, но и каким образом эту операцию можно выполнить.

Подготовка учащимися сообщений предполагает при заключительном повторении умение самостоятельно отыскать необходимую литературу из Интернета и отобрать в ней нужный материал. Это очень важные умения, о выработке которых надо заботиться в течение всего учебного года. Иногда работают над сообщением (рефератом), готовят иллюстративный материал (презентацию) несколько учащихся, а выступает один.

4. 2. Закрепление и уточнение знаний.

Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы вопросов, которые я составляю для каждой темы. Этот вид самостоятельной работы называю «озвучиванием» и применяю при закреплении небольших фрагментов тем, чтобы за короткое время повторить, прослушать соответствующий материал в виде связного рассказа – ответа на вопрос. Такая работа на уроке учит ребят воспроизводить свои мысли вслух, слушать товарищей, следить за ходом работы и быть готовым к ответу, развивает их речь, способствует воспитанию чувства ответственности.

4. 3. Выработка умения применять знания на практике.

Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью составления программ на языке программирования Бейсик для различного вида заданий: вычислительных, графических, логических, комбинированных, заданий на составление диалоговых и тестирующих программ. На уроках я применяю следующие способы организации обучения: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

С учетом учебных достижений конкретного ребёнка, с учетом его возможностей разрабатываю задания, выполняя которые он испытывает радость, удовлетворение от успеха. Поощряю любую инициативу, стремление учащихся к самовыражению, самоутверждению. Более сильным учащимся предлагаю задания повышенной степени сложности. Получив задание на пределе своих возможностей, учащиеся мобилизует все свои знания и силы для его решения. Понимают, что много еще не знают и не умеют, и с большей охотой продолжают изучать предмет.

4.4. Формирование умений практического характера.

Формирование умений практического характера достигается мною с помощью практических работ тренировочного характера – они содержат краткий алгоритм или подсказку, которые помогают ученикам выполнить задание. Если предлагаемая задача аналогична уже разработанной, то подсказки она не содержит. Такие практические задания побуждают ученика к самостоятельным поискам, экспериментированию, использованию необходимых приемов и средств для достижения цели.

4. 5. Формирование умений творческого характера.

Формирование умений творческого характера осуществляю с помощью следующих заданий:

«литературно-информационные» задания. При подготовке деловых игр, конференций организую такой вид самостоятельной работы, как сочинение микрорассказов, стихотворений, приветствий, а также составление ребусов, загадок, кроссвордов (Приложение 2). Такое творчество вызывает неизменный интерес ребят, развивает их образное мышление, расширяет кругозор.

поисковая работа. Её провожу для углубления знаний школьников, получения сведений о современном состоянии науки и техники, их применения научных исследованиях. В поисковую работу включаю:   использование ресурсов сети Интернет. Для этих целей ребята используют школьный компьютер или домашний, имеющий выход в глобальную сеть. Отмечу: такой поиск информации по заданной теме в Интернете вызывает у учащихся большой интерес, они выполняют его с удовольствием, а затем увлеченно рассказывают об этом на уроке. Такая самостоятельная работа преследует не только познавательную цель. Она учит находить в Интернете и отбирать требуемую информацию, анализировать полученные сведения, приводить их в систему.

составление обучающих и тестирующих программ.

  

5. Групповая форма организации самостоятельной работы.

Остановимся подробнее на организации групповой работы.

Наиболее эффективно протекает групповая работа, когда класс делится на небольшие группы не более 4 человек, с учетом уровня развития учащихся или когда в каждой группе есть ученик более сильный. Также при формировании групп следует учитывать интересы учащихся и дружеские отношения для создания более благоприятной атмосферы в процессе работы. При групповой работе отмечаются следующие положительные моменты:

возрастает глубина понимания усвоенного материала;

возрастает активность и творческая самостоятельность учащихся;

создаются условия для развития у учащихся потребности и способности оценивать себя в поставленном плане;

возрастает эффективность формирования у учащихся потребности в самоконтроле, происходит овладение разными формами самоконтроля.

Рассмотрим, как можно использовать групповую форму организации деятельности учащихся при рассмотрении темы «Машинные системы счисления» в классе гуманитарного профиля.

Группа разбивается на 3 группы по 4 человека разного уровня обученности. Каждая группа получает карточку с заданием и план работы в группе.

Пример одной из карточек.

Тема урока «Соотношение систем счисления».

Тема карточки «Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную».

1.Разберите предложенный перевод целого числа из десятичной системы счисления в двоичную: 1310>N2

1310=11012 2110=101012

2.Составьте план перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную

3.Разберите предложенный перевод дробного числа, меньшего 1 из десятичной системы

счисления в двоичную:

0,562510=N2

0, x5625

2

1 x1250

2

0 x2500

2

0 x5000

2

1 0000 0,562510=0,10012

4. Составьте план перевода дробного числа, меньшего 1 из десятичной системы

счисления в двоичную.

5. Составьте план перевода дробного числа, большего 1 из десятичной системы

счисления в двоичную, если: 13,562510=11012 +0,10012= 1101,10012

6. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную: 45,35710.

Остальные группы получают аналогичные карточки, по которым разбирают перевод из десятичной системы счисления в восьмеричную и из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную (по данной карточке работают более сильные учащиеся). Если у учащихся возникают вопросы, то они обращаются к учителю. После работы в группах учащиеся выступают у доски и тем самым обучают остальную часть класса по теме их карточки.

Групповая форма работы сменяется фронтальной. И главная задача учителя в этот момент следить за четкостью формулировок, добиваться того, чтобы при выступлении группы остальная часть группы внимательно слушала своих товарищей, задавала вопросы и была активна в обсуждении и если необходимо высказывала свои мысли. Нужно отметить, что с работой в такой форме успешно справляются учащиеся класса гуманитарного профиля. Наиболее эффективно сочетание этих форм организации деятельности учащихся.

Рассмотрим, как можно использовать, например, при изучении темы «Логические высказывания», сочетание индивидуальной, групповой форм работы, поисковой деятельности и дифференцированного подхода. После вступительного слова и постановки целей урока учащиеся получают карточки для поисковой деятельности. Карточки трех уровней сложности, учащиеся самостоятельно выбирают свой уровень. В течение 15 минут учащиеся работают самостоятельно с электронным учебником. Далее объединяются в группы по цвету карточки не более 4 человек в группе.

Пример одной из карточек:

Красная карточка

Тема «Логические высказывания»

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает алгебра логики?

2. Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием.

3. Охарактеризуйте основные логические операции, соответствующие им логические схемы.

Задания для закрепления полученных знаний

1.Систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Логические основы компьютера» в виде плана-схемы. (Задание направлено на формирование умения систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания по теме)

2. Для каждой логической операции приведите примеры составных высказываний из приведенных ниже школьных предметов: история, литература, биология, география, математика (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания, интегрировать полученные знания)

3. Определите, какие из высказываний (высказывательных форм) в следующих парах являются отрицаниями друг друга, а какие нет:

а) 5<10”, “5>10”; б) 10>9”, “10<=9”;

в) мишень поражена первым выстрелом”,

мишень поражена вторым выстрелом”;

г) машина останавливалась у каждого из двух светофоров”, “машина не останавливалась у каждого из двух светофоров”,

д) человечеству известны все планеты Солнечной системы”, “в Солнечной системе есть планеты, неизвестные человечеству”;

е) существуют белые слоны”, “все слоны серые”;

ж) кит — млекопитающее”, кит — рыба”;

з) неверно, что точка А не лежит на прямой а”, “точка А лежит на прямой а”;

и) прямая а параллельна прямой b”, “прямая a перпендикулярна прямой b”;

к) этот треугольник равнобедренный и прямоугольный”, “этот треугольник не равнобедренный или он не прямоугольный”.

(задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений)

На следующий урок происходит обсуждение. На данных уроках формируются следующие общеучебные умения и навыки: анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания; выделять главное (составлять план – схему, план - конспект); работать в группе; интегрировать полученные знания; аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений.

Одной из самых основных технологий организации самостоятельной работы учащихся является проектная деятельность. Работа по проекту требует большой самостоятельной поисковой работы.

При работе над проектом ученики разбиваются на группы (не более трех человек и лучше, если учащиеся объединяются в группы по своей личной инициативе). После определения с тематикой будущего проекта, учащиеся определяют цели, задачи, подбирают самостоятельно материал и реализуют его с помощью соответствующих компьютерных технологий.

Учитель выступает в роли консультанта и помощника.

Данную технологию можно реализовать в группах гуманитарного профиля при изучении следующих тем:

Мультимедийные технологии (1 курс);

Базы данных (2 курс).

Изучение темы мультимедийные технологии можно приурочить к какому-либо тематическому мероприятию, например, к декаде математики. За урок до изучения этой темы учащимся было предложено подготовить доклад на тему «История развития математики» (варианты формулировки темы учащиеся выбирали самостоятельно «Развитие математики в Древней Руси», «Демокрит», «Пифагор», «Математика в Древней Греции») с необходимыми иллюстрациями. На первом уроке учащимся была продемонстрирована презентация «От старинных систем записи чисел к современным» и предложено оформить их доклады в виде презентации, а также рассмотрены этапы создания презентации и правила оформления презентации. К следующему уроку учащиеся продумывают структуры презентации, навигацию.

Учитель контролирует работу над проектами, оценивает промежуточные этапы. В конце изучения темы учащиеся защищают свои проекты. При выступлении одного учащегося класс заполняет лист оценивания.

Лист анализа проектов.

Ф.И Раскрытие темы 2 балла

Слайд 3 балла

Дизайн 2балла

Анимационные эффекты 2 балла

Навигация 1 балл

Общее количество баллов

Кол-во слайдов

Фон Картинки

Максимальное количество баллов – 10.

Критерии оценки: 10 баллов – «5»; от 7 баллов – «4»; от 5 баллов – «3». В конце урока подводим итоги и выставляем оценки.

Данная тема для учащихся интересна и в дальнейшем они создают презентации для использования на других учебных дисциплинах.

Возможна реализация проектной деятельности и при изучении темы «База данных». Тему ребята определяют самостоятельно в соответствии своим интересам и с учетом актуальности для всего класса. На первом уроке после постановки целей учащимся сообщается, что результатом изучения данной темы станет создание проекта. На уроке раскрываются основные этапы создания Базы Данных.

Важным этапом проектной деятельности является защита проекта. Учащиеся должны раскрыть цель, актуальность выбранной темы, доказать правильность выбранной структуры БД, как они реализовывали своей проект, какие трудности возникали в процессе работы, указать какими дополнительными источниками пользовались. Важно, чтобы при защите проектов учащиеся использовали ранее полученные знания (например, представление защиты проекта представили в виде презентации). При работе над проектом, у учащихся возникает потребность в изучении дополнительного материала по данной теме самостоятельно. После выступления учащихся их одноклассники комментируют выступления, дают советы, выставляются оценки.

Важно, чтобы учитель, подводя итоги работы, положительно охарактеризовал работу каждого учащегося, выделил самые интересные момент.

Еще одним видом организации самостоятельной работы учащихся является написание рефератов, докладов. Например, при изучении темы «Внешние устройства компьютера», «Компьютерные вирусы» (1 курс). За урок до изучения темы «Компьютерные вирусы» учащимся предлагается на выбор темы: простые файловые вирусы, шифрованные и полиморфные вирусы, стелс-вирусы: макро-вирусы, сетевые вирусы (Internet-черви, троянские программы). При подготовке доклада учащиеся прорабатывают различные источники (копии из Internetа легко обнаруживаются учителем). Их задача проанализировать полученную информацию, обобщить и выделить главное. Не маловажным моментом является выступление учащихся. После доклада выступающему задаются вопросы класса, и затем учитель обязательно подводит итог каждого выступления. Учащиеся анализируют и заполняют следующую таблицу:

Тип вирусов

Источник заражения

Объект заражения

Последствия заражения

Загрузочные




Файловые




Макро-вирусы




Выбор различных форм организации учебной деятельности и их всевозможное сочетание позволяет не только создать условия для формирования ОУУН, но и развивать самостоятельность учащихся, интерес к предмету и творческую активность учащихся.


6. Способы организации педагогической технологии.

Для осуществления поставленных целей я применяю в своей практике уроки изучения нового материала, закрепления, уроки совершенствования ЗУН, обобщающего повторения, уроки контроля и коррекции, лабораторно-практические занятия. Нетрадиционные формы – «Что? Где? Когда?», «Урок – соревнование», «Деловая игра». А также вспомогательные формы организации учебно-познавательного процесса: консультации, дополнительные занятия, факультативы. Качество обученности учащихся отслеживаю с помощью контрольных, срезовых и самостоятельных и практических работ различных уровней сложности (приложение 3), диктантов тематического тестирования (на бумажных и электронных носителях).

Рассмотрим задания по теме «Базы данных», целью применения которых является формирование умений самостоятельной работы.

Тема урока: «Виды моделей данных».

Примеры заданий:

составить таблицу, в которой указать достоинства и недостатки моделей;

составить реляционную модель записной книжки, в которой хранятся сведения о ваших друзьях и знакомых (модель создается на основе имеющегося алгоритма);

создать модель данных по любой, интересной, теме.

В результате выполнения этих заданий у учащихся сформируются следующие умения самостоятельной работы: систематизировать и анализировать информацию, выполнять задания на основе имеющегося алгоритма.

Тема: «Управление базой данных в СУБД Access».

Примеры заданий:

создать форму, в которой имеются поля: имя покупателя, наименование товара, дата покупки, количество товара, а также его цена. Таблица «Справочник» является главной, а таблица «Фамилии» - подчиненной;

заполнить таблицу для оценки своих результатов (в таблице указать затруднения, которые возникли у Вас при выполнении данного вида деятельности);

зайти на сайт www.yandex.ru, осуществить поиск информации по стоимости различных товаров, например книг;

заполнить таблицу 5 записями;

создать форму для базы данных «Библиотека» и заполните ее еще 5 записями. Поиск информации для базы данных осуществить самостоятельно.

После выполнения этих упражнений у учащихся сформируются следующие умения: оценивать результаты своей деятельности и осуществлять поиск нужной информации.

Тема: «Система управления базой данных Мs. Access».

Здание: С помощью электронного учебника самостоятельно изучить тему СУБД Access и составить план по данной теме.

У учащихся формируются умения: составлять план по теме, искать и обрабатывать информацию, используя средства информационных и коммуникационных технологий.

Таким образом, в процессе выполнения перечисленных выше заданий обучаемые учатся осуществлять поиск информации по определенной теме и структурировать её, работать с различными источниками информации, самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность, оценивать результаты этой деятельности. Данные умения в условиях развития ИКТ имеют важнейшее значение, т. к. определяют готовность ученика к деятельности в современном информационном обществе.

  Предусматриваю на уроках межпредметные связи, провожу интегрированные уроки (приложение 4).

Своим педагогическим опытом делюсь с коллегами. Выступала на методическом семинаре по темам: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики», «Применение компьютерных технологий в проведении уроков информатики и в работе творческой группы учеников».


7. Нестандартная форма проведения самостоятельных работ на уроках информатики.

На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад. Для ряда тем разрабатываются специально кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Недостаток этих работ, как и некоторых других - возможность подсказок. Что бы свести их к минимуму, необходимо несколько вариантов заданий. Каждому ученику выдается карточка с заданием и сеткой кроссворда. Решенный кроссворд остается после проверки у ученика как напоминание основных понятий изученной темы.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Время, затрачиваемое на уроке на решение кроссворда достаточно мало и на прямую зависит от количества слов, однако это требует достаточной подготовки к проверочной работе.

Учащиеся так же проявляют интерес к самостоятельному составлению кроссвордов, поэтому подобная работа предлагается учащимся в качестве домашней работы. Такой тип домашнего задания позволяет расширить кругозор учащихся, приучает к краткому и точному изложению, формированию вопросов, работе с дополнительной литературой.

Требования к ученическим кроссвордам следующие:

Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.

Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.

Кроссворд должен быть представлен следующим образом:

Сетка кроссворда.

Вопросы по вертикали и горизонтали.

Заполненная сетка (она позволяет ученику не допускать орфографические ошибки).

Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдачи задания. Ученик должен уметь объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены при изучении темы.

Оценивается также красота кроссворда: оригинальность сетки, симметричность ее. При проверки кроссвордов применяется 100-балльная шкала.

За хорошую сетку начисляется 20 баллов.

Оценка повышается, если пересечение слов не по одной букве, а на двух и более. За каждое слово с двумя пересечениями дается 3 балла, три пересечения - 8 баллов, четыре пересечения - 15 баллов, пять пересечений - 20 баллов.

На оценку влияет количество слов, использованных автором.

За каждое слово сверх заданного минимума оценивается в 10 баллов.

За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляется по 10 штрафных баллов.

Результат вычисляется по формуле:

S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*M+20-10*P, где

N2 - количество слов с двумя пересечениями,

N3 - количество слов с тремя пересечениями,

N4 - количество слов с четырьмя пересечениями

N5 - количество слов с пятью пересечениями

M - количество слов, превышающих минимально заданное,

P - число фактических ошибок в вопросах,

20 баллов начисляется только за красивую сетку кроссворда.

При результате больше 100 - "отлично", 60-100 баллов - "хорошо", менее 60 - "удовлетворительно".

8. Результаты работы педагогической технологии.

Используя эту технологию в учебном процессе я ставила определенную задачу: учащиеся должны овладеть соответствующими умениями и навыками, научиться самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Какие же умения и навыки должны быть сформированы или развиты на занятиях?

В общей форме – это навыки учебного труда, которые включают:

интеллектуальные умения и навыки (владение приемами умственной деятельности: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.).

общие навыки (составление плана прочитанного, грамотной записи основных выводов урока)

навыки, которые характерны для данной профессии, повара. (Эти навыки указаны в данной программе и квалификационной характеристике).

Реализация в учебной практике этой технологии планирует следующие результаты:

повышение успеваемости, а значит и качества образования

снижения интеллектуальной нагрузки и укрепления здоровья учащихся

воспитания и развития личностных качеств.

Результативностью внедрения моей технологии считаю стабильные результаты, подтверждаемые успешным усвоением теоретических основ "Информатики и ЭВТ" на основе итоговых оценок за курс обучения.



Уровень знаний учащихся техникума по предмету Основы информатики и ЭВТ за период с 2016-2017 по 2018-2019 уч. гг.












Группа

Кол-во уч-ся, аттесто-ванных на конец года

Аттестованные на

Качест-во знаний в %

"5"

"4"

"3"

"2"

чел.

в %

чел.

в %

чел.

в %

чел.

в %

2016-2017 уч.г.

11

24

5

20,80%

10

42%

37,2% 

 

 

62,50%

12

24

6

25%

9

38%

9

38%

 

 

62,50%

13

25

7

28%

10

40%

8

32%

 

 

68,00%

21

29

9

31%

11

38%

9

31%

 

 

68,97%

22

27

8

30%

10

37%

9

33%

 

 

66,67%

23

17

7

41%

5

29%

5

29%

 

 

70,59%

2017-2018 уч.г.

11

23

4

17%

9

39%

10

43%

 

 

56,52%

12

24

6

25%

9

38%

9

38%

 

 

62,50%

13

23

5

22%

8

35%

10

43%

 

 

56,52%

21

27

7

26%

13

48%

7

26%

 

 

74,07%

22

26

8

31%

12

46%

6

23%

 

 

76,92%

23

25

9

36%

14

56%

2

8%

 

 

92,00%

2018-2019 уч.г.

11

23

5

22%

4

17%

14

61%

 

 

39,13%

12

27

7

26%

8

30%

12

44%

 

 

55,56%

13

26

6

23%

10

38%

10

38%

 

 

61,54%

21

23

7

30%

10

43%

6

26%

 

 

73,91%

22

24

8

33%

12

50%

4

17%

 

 

83,33%

23

27

9

33%

11

41%

7

26%

 

 

74,07%

2018-2019 уч.г.

11

23

6

26%

9

39%

8

35%

 

 

65,22%

12

27

5

19%

12

44%

10

37%

 

 

62,96%

13

26

4

15%

10

38%

12

46%

 

 

53,85%

14

20

10

50%

8

40%

2

10%

 

 

90,00%

21

23

7

30%

10

43%

6

26%

 

 

73,91%

22

27

9

33%

11

41%

7

26%

 

 

74,07%

23

26

10

38%

12

46%

4

15%

 

 

84,62%






Успеваемость учащихся

"Технологического техникума р.п. Сараи"

По предмету Основы информатики и ЭВТ

за 2017-2018 и 2018-2019 учебные года.

t1580206050ab.gif

t1580206050ac.gift1580206050ad.gif

Из диаграмм видно, что у учащихся I I курса, по сравнению с I курсом удовлетворительных оценок уменьшилось, а оценок хорошо и отлично увеличилось, т.е. качество знаний увеличилось.


Заключение

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

Предмет информатики играет важную роль при формировании общеучебных умений и навыков при правильной организации процесса обучения.

Одним из путей развития учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствования процесса обучения информатике является умело организованная система самостоятельных работ.

Успех выбранной формы зависит от правильно подобранных методов, технологий обучения.

Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества подготовки школьников.

Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач.

Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.

В дальнейшем планирую работу по расширению базы материалов самостоятельных работ, в которой активное участие примут учащиеся. Уже сегодня у некоторых из них есть задумки по созданию дидактических игр, мультимедийных презентаций, которые помогут активизировать мыслительную деятельность, повысят работоспособность и настойчивость в овладении знаниями, создадут дополнительные условия для появления радости и чувства удовлетворённости от самостоятельно выполненной работы.


Список литературы

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина – М.: Издат. Центр "Академия», 2012 – 576с.

Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / Крысько, В.Г. М.: Владос, 2009  368с.

Левин Э.А., Прокофьева О.И. Методика индивидуально-группового обучения. – М.: Сентябрь, 2017 – 112с.

Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей – М.: Сентябрь, 2007 – 192с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2016 – 272с.

Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений / Подласый, И. П. – М.: Владос, 2013. – 576 с.

Журналы «Информатика в школе» 198-2018 гг.

Информатика и ИКТ в образовании http://www.rusedu.info

Виртуальное методическое объединение учителей информатики (сайт Е.Р. Мухутдинова) http://inf777.narod.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/

Методическая копилка для учителя информатики http://dooi2004.narod.ru/kopilka.htm.


Приложение 1


Задание 17. Создание поздравительной открытки

Создайте цветную поздравительную открытку, содержащую рисунок цветка - розы и текст: "Поздравляю с днем рождения", заключенные в рамки. Открытка должна позволять копировать все ее содержимое, изменять ее масштаб и перемещать на другое место в документе.


Выполнение


Щелкнув на кнопке Надпись инструментальной панели Рисование и удерживая нажатой левую клавишу мыши, очертите прямоугольный контур открытки.

Используя кнопки панели Рисование, измените цвет и форму контура открытки. Создайте цветовое заполнение внутри контура. Выберите цвет заливки - светло-бирюзовый, линию контура - двойную, а ее цвет - красный.

Вне только что созданного контура с помощью кнопки Надпись создайте второй прямоугольный контур меньшего размера для размещения внутри его рисунка цветка. Установите белый цвет заливки внутри контура и зеленый цвет линии контура.

Вставьте рисунок цветка внутрь второго контура. Для этого выполните команду ВСТАВ­КА­|Рисунок|Картинки. Выберите в каталоге клипов на вкладке Рисунки категорию Растения, а в ней - рисунок розы или другой цветок. После вставки отрегули­руй­те размер и положение рисунка внутри контура.

Выделите второй контур и перетащите его внутрь первого.

Введите текст поздравления рядом с рисунком соответствующего цвета и размера. Для размещения текста под рисунком щелкните левой клавишей мыши внутри внешнего контура и, неоднократно нажимая на клавишу Enter, переместите указатель вниз на необходимое число строк.

Сгруппируйте обе надписи, предварительно выделив их, и переместите открытку на другое место в документе, установив обтекание текстом по ее контуру.

Осуществите привязку созданной открытки к окружающему ее тексту для того, чтобы в процессе корректировки текста в дальнейшем она перемещалась вместе с текстом, к которому привязана. Для этого установите указатель мыши на линию внешнего контура открытки и щелкните правой кнопкой мыши. Выберите в контекстном меню пункт Формат надписи. На экране появится окно настройки формата надписи. Установите вкладку Положение и щелкните на кнопке Дополнительно. В окне Дополнительная разметка включите флажки Перемещать вместе с текстом и Установить привязку.


В этот день 8 Марта
Мы желаем Вам добра,
Много радости и счастья,
Быть красивою всегда,
Жизнь прожить без огорчений,
Не познать обид, утрат,
Пусть отличное здоровье
Будет лучшей из наград!

t1580206050ae.gift1580206050af.gif


Приложение 2

Кроссворды

Информация, информационные процессы

№1

1






2



3


4































5











































































Устройство, которое принимает информацию.

Устройство, от которого информация исходит.

Информационный процесс.

Устройство, на котором информация хранится.

Это сообщения, данные, новости, сведения.


№2








1



2


















3
























4





















5
























Информационный процесс.

Устройство, от которого информация исходит.

Информационный процесс.

Информационный процесс.

Устройство, которое принимает информацию.



Предыстория вычислительной техники

№1









1































2












3












4












5











6










7

































8















































































Наука о вычислениях.

Устройство ввода (вывода) для записи (считывания) информации на (с) магнитный(ого) диск(а).

Настольное полуавтоматическое устройство для выполнения арифметических действий.

Устройство ручного ввода данных, которое служит для управления перемещением курсора на экране.

Косточки на металлических спицах, вставленных в рамку.

Предметы, используемые для счета.

Устройство вывода информации, осуществляющее выдачу информации в виде графиков, рисунков.

Устройство ввода информации, выполненное в виде рукоятки.

№2













1







2












3








4

























5





































6

































7





























8













Устройство вывода текстовой информации.

Наука о вычислениях.

Устройство ручного ввода данных, которое служит для управления перемещением курсора на экране.

Информационный носитель в форме диска, выполненный из гибкого пластика.

Устройство вывода информации, осуществляющее выдачу информации в виде графиков, рисунков.

Косточки на металлических спицах, вставленных в рамку.

"Первобытный компьютер", который всегда с нами.

Самые древнейшие из известных счетов (доска с полосковыми углублениями).


№3









1





2


3













4





























5










6





















7


























8






























Устройство ввода информации, выполненное в виде рукоятки.

Самые древнейшие из известных счетов (доска с полосковыми углублениями).

Настольное полуавтоматическое устройство для выполнения арифметических действий.

Устройство ручного ввода данных, которое служит для управления перемещением курсора на экране.

Программируемый обработчик всевозможных данных. В буквальном переводе с английского - вычислитель.

Устройство вывода текстовой информации.

Информационный носитель в форме диска, выполненный из гибкого пластика.

Предметы, используемые для счета.



Логика

№1


1





2







































3








4



















5





















6









7










8























9























10










По горизонтали:

1.Прием мышления, посредством которого из исходного знания получается новое знание. 3. Логическое сложение. 5. Немецкий ученый, философ, логик. 8. Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. 9. Логическая связка. 10. Одно из двух возможных значений, которые могут принимать логические формулы; правда.

По вертикали:

1.Логическое умножение. 4. Отрицание. 6. Наука о законах и формах мышления. 7. Частица, используемая для образования сложного высказывания.


№2










1









2

3





4





























5

























6




























7








8
















9





























10

















































По горизонтали:

2.Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. 5. Это повествовательное предложение о котором можно сказать, истинно оно или ложно. 6. Логическое умножение. 7. Логическое сложение. 9. Форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. 10. Наука о законах и формах мышления.

По вертикали:

Частица, используемая для образования сложного высказывания. 3. Прием мышления, по средствам которого из исходного знания получается новое знание. 4. Одно из двух возможных значений, которые могут принимать логические формулы. 8. Отрицание.


Приложение 3

Урок 4. Форматирование абзацев.

Задание 1: Задайте выравнивание для абзацев: первый абзац по правому краю листа, второй — по левому краю листа. Обратите внимание на изменение расположения текста в зависимости от выбранного типа выравнивания.

Пример выравнивания колонки текста по правому краю. Пример выравнивания колонки текста по правому краю. Пример выравнивания колонки текста по правому краю. Пример выравнивания колонки текста по правому краю. Пример выравнивания колонки текста по правому краю. Пример выравнивания колонки текста по правому краю. Пример выравнивания колонки текста по правому краю.

Пример выравнивания колонки текста по левому краю. Пример выравнивания колонки текста по левому краю. Пример выравнивания колонки текста по левому краю. Пример выравнивания колонки текста по левому краю. Пример выравнивания колонки текста по левому краю. Пример выравнивания колонки текста по левому краю. Пример выравнивания колонки текста по левому краю.

Задание 2: Оформите текст по образцу.

Улыбка легкая без слов

Взошла над морем, как рассвет,

Земля с десятков островов

Шлет радостный привет,

И, славой яркою горя,

Ты нежишь земли и моря!

Улыбка легкая без слов

Взошла над морем, как рассвет,

Земля с десятков островов

Шлет радостный привет,

И, славой яркою горя,

Ты нежишь земли и моря!

Задание 3: Задайте для абзацев следующее оформление: 
выравнивание - по ширине, выступ – 2 см, междустрочный интервал - 1.5, интервал до и после абзаца - 6 пт.

Легенда. Самолет «Стар Тайгер», принадлежащий компании «Бритиш саут америкен аруэйз» (BSAA), должен был 30 января 1948 года приземлиться на Бермудских островах. Командир во время связи с контрольно-диспетчерским пунктом сообщил, что на бору все в порядке. Это было последнее, что услышали о «Стар Тайгере». Несмотря на тщательные поиски, никаких следов самолета найдено не было.

Анализ. После тщательного анализа, проведенного министерством гражданской авиации, был подготовлен «Доклад о судебном расследовании несчастного случая с самолетом «Тюдор IV» 30 января 1948 года, Лондон, 1948».

Задание 4: Задайте для каждого абзаца межстрочный интервал, соответствующий содержанию абзаца.

Межстрочный интервал — двойной. Межстрочный интервал — двойной. Межстрочный интервал — двойной. Межстрочный интервал — двойной. Межстрочный интервал — двойной. Межстрочный интервал — двойной.

Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный.

Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный. Межстрочный интервал — одинарный.

Межстрочный интервал — полуторный. Межстрочный интервал — полуторный. Межстрочный интервал — полуторный. Межстрочный интервал — полуторный. Межстрочный интервал — полуторный. Межстрочный интервал — полуторный.

Межстрочный интервал — 15 пунктов. Межстрочный интервал — 15 пунктов. Межстрочный интервал — 15 пунктов. Межстрочный интервал — 15 пунктов. Межстрочный интервал — 15 пунктов. Межстрочный интервал — 15 пунктов.

Межстрочный интервал — 5 пунктов. Межстрочный интервал — 5 пунктов. Межстрочный интервал — 5 пунктов. Межстрочный интервал — 5 пунктов. Межстрочный интервал — 5 пунктов. Межстрочный интервал — 5 пунктов.

Задание 5: Оформите приведенный ниже текст в соответствии со следующими требованиями:

 Расставьте абзацы в следующем порядке: Египет; Греция; Индия; Америка.

Установите границы абзацев: левая - 1 см; правая - 12 см; отступ - 4 см.

Проверьте правильность расстановки знаков препинания (с точки зрения правил набора текста).

Задайте выравнивание всех абзацев «по ширине».

Для каждого абзаца напечатайте подходящий заголовок и выровняйте его по центру.

Имена, встречающиеся в тексте, выделите жирным шрифтом.

Из Древней Греции пришло к нам изображение змеи и чаши Аслепия - бога врачевания (в Риме - Эскулапа). Легенда говорит о том , что Асклепий однажды присел отдохнуть и увидел на своем посохе змею. Испугавшись , он убил ее .Но приползла другая змея с целебной травой и оживила убитую подругу.Асклепий не замедлил воспользоваться и с ее помощью оживил человека. Древние скульптуры изображали Асклепия опирающимся на посох , вокруг которого обвивается змея Со временем посох заменили чашей ,а обвивающая ее змея - символ мудрости и знания врачевания - стала эмблемой медицины.

В Америке обожествляли гремучих змей, за то, что они предупреждают о себе, прежде чем пустить в ход ядовитые зубы.

Изображения кобры украшали головной убор фараона в Древнем Египте - кобра-урей истребляет врагов Ра своими испепеляющими лучами. Змей Мехета защищает Ладью Вечности во время путешествия Ра через Дуат. Богиня-змея Мерит-Сегер охраняет гробницы фиванского некрополя,  в которых покоятся усопшие фараоны.

Согласно индийским сказаниям, Бог Вишну, совершивший много подвигов и превращений, в перерывах между своими деяниями отдыхал на витках длинного тела благородной кобры Шеми. Семь голов склонялись над спящим богом и создавали тень для его длительного,  как вечность, сна. Семиглавая же кобра, увидев, что Будду под деревом мочит дождь, обвилась вокруг медитирующего и простерла над ним зонтиком свои семь голов. В Индии кобру называют нага, и с ее именем связаны названия ряда городов: Нагаленд, Нагаркоил, Нагпур, а также горы Нага

Приложение 4 Межпредметные связи в процессе обучения физике и информатике по темам: "Электрические цепи", "Локальные сети"

t1580206050ag.pngt1580206050ag.pngt1580206050ag.pngt1580206050ag.pngt1580206050ag.pngt1580206050ag.pngЭлектрические цепи – основа локальных сетей.

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций.

К их числу относятся:

массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;

значимость, как для индивида, так и для общества;

ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

ориентация на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Все эти тенденции очень важны в среднем профессиональном образовании.

Но не менее важным является профессиональная значимость знаний. Нам в своей работе постоянно приходится отвечать на вопросы учащихся: А где это можно применить в моей профессии? Как это поможет мне в овладении профессией? и т. д. Поэтому на своих уроках мы часто применяем практику бинарных уроков. Такие типы уроков основаны на активном, эмоционально окрашенном общении учащихся друг с другом. При этом происходит интенсивное межличностное взаимодействие.

Необходимо быстро ориентироваться в меняющейся обстановке учебного процесса – в зависимости от текущих задач, побуждать участников к совместной работе, сосредоточенному самостоятельному обсуждению, оживленному обмену мнениями и лаконичному подведению итогов. Иначе говоря - гибкость.

Необходимо терпеливое выслушивание учащегося, заинтересованное внимание, стремление узнать его точку зрения, неподдельный интерес к его суждениям, впечатлениям. Иначе говоря – искренний интерес к учащемуся. Необходимо проявлять умение в обстановке обсуждения свободно выражать свои мысли, не подавляя при этом сидящих в классе ребят, убеждать учащихся, побуждать к умению настоять на своей точке зрения. Иначе говоря – широта.

Необходимо спокойно принимать возможные ошибки в фактах, в логике суждений, уметь побуждать учащихся к прояснению и уточнению мысли без стремления одернуть, оборвать “очередную чепуху”. Иначе говоря – терпимость.

Необходимость уметь за нескладным выражением своих идей увидеть живую работу мысли, поддержать ее, деликатно направить к поиску результатов. Иначе говоря – конструктивность.

Необходимо проявлять положительное отношение к личности учащегося, безоценочное восприятие его мыслей, склонностей, чувств и т. д. Иначе говоря – доброжелательность.

Можно продолжить перечень этих “необходимо”. Все это относится к преподавателям. Это умения, функции учителя, черты его деятельности, приметы его личностного склада.

Для достижения этих задач целесообразно усовершенствовать методику проведения уроков, отходить от традиционных форм обучения, в частности, применяя бинарные уроки. В данной работе затронуты некоторые аспекты подобных форм работы в техникуме в группе по подготовке электромонтеров сельскохозяйственного производства.

При изучении темы “Последовательное и параллельное соединение проводников” преподаватель физики использует технологию поэлементного обучения решению задач. Основные идеи технологии следующие:

1. В каждой задаче выделяет отдельные элементы, операции, умения и навыки. Например: запись условия, изображение чертежа, запись основного уравнения в векторной и скалярной форме и т. д.

2. Не решая задач целиком, организовывает работу на уроке и дома по обучению отдельным элементам, уделяя этому достаточно много времени, чтобы добиться того, что этими навыками овладели все или большинство учащихся.

3. Только потом подробно решает несколько задач, давая ребятам алгоритм решения данного типа и рекомендации, как им пользоваться.

4. Затем начинается самостоятельная работа учащихся с элементами профессиональной значимости данного материала.

В применении к данной теме это выглядит таким образом. Учить учащихся следующим действиям:

1. Распознавать параллельное и последовательное соединение проводников.

2. Делать расчет сопротивления сложной цепи.

3. Уметь рассчитывать токи и напряжение на участках цепи.

4. Рассчитывать ЭДС батареи и ее внутреннего сопротивления.

5. Уметь применять закон Ома для всей цепи.

6. Решать обратные задачи.

7. Видеть применимость знаний в своей будущей профессии.

1-й этап

УПРАЖНЕНИЕ 1

t1580206050ah.png

Из курса школы ребята помнят последовательное и параллельное соединение, но там они решали простейшие задачи и выделить соединение в сложной схеме (Упражнение 1) затрудняются. Подробно разбираем схему в классе. На дом задаю подобные, подчеркиваю еще раз, что сопротивление не рассчитывается. Ученики только распознают типы соединений.

2-й этап

От простого к сложному (Упражнения 2, 3, 4, 5).

УПРАЖНЕНИЕ 2

t1580206050ai.jpg

Чтобы вызвать дополнительный интерес сразу усложняю задание, и рассматриваем такие задачи (Упражнения 7,8).

УПРАЖНЕНИЕ 3

t1580206050aj.jpg

 

УПРАЖНЕНИЕ 4

t1580206050ak.jpg

 

УПРАЖНЕНИЕ 5

t1580206050al.jpg


УПРАЖНЕНИЕ 6

t1580206050am.png

УПРАЖНЕНИЕ 7

t1580206050an.jpg

 

УПРАЖНЕНИЕ 8

t1580206050ao.jpg

На следующем уроке вновь разбираем аналогичный набор упражнений. Проверяю полученные навыки, провожу диктант.

Реализуя, таким образом, остальные этапы приходим к тому, где применяются данные знания.

Преподаватель информатики.

Основываясь на материале по физике на тему “Электрические цепи”, даю общее понятие сети.

Сеть – это группы компьютеров соединенных друг с другом каналом связи, что позволяет организовать передачу файлов из одного компьютера в другой или другие, совместно использовать вычислительные и аппаратные ресурсы, совмещать распределенную обработку данных на нескольких компьютерах с централизованным хранением информации и многое другое. Чаще всего встречаются три способа объединения компьютеров в сеть.

Разъясняю типы соединений в локальную сеть и каждое соединение характеризую.

Локальная сеть “звезда”.

При соединении “звезда” каждый компьютер подключается отдельным кабелем через специальный сетевой адаптер к объединяющему устройству.

Этот принцип применяется в системах передачи данных, например, в электронной почте сети RelCom. Вся информация между двумя периферийными рабочими местами проходит через центральный узел вычислительной сети (рисунок 1).

Кабельное соединение довольно простое, так как каждая рабочая станция связана с узлом.

Топология в виде звезды является наиболее быстродействующей из всех топологий вычислительных сетей, поскольку передача данных между рабочими станциями проходит через центральный узел (при его хорошей производительности) по отдельным линиям, используемым только этими рабочими станциями.

Производительность вычислительной сети в первую очередь зависит от мощности центрального файлового сервера. Он может быть узким местом вычислительной сети. В случае выхода из строя центрального узла нарушается работа всей сети, но при выходе из строя одной рабочей станции все другие будут продолжать работу.

t1580206050ap.jpg

Соединение типа "звезда"

t1580206050ao.jpgРисунок 1

Структура топологии ЛВС в виде "звезды"

Соединение “общая шина”.

При соединении “общая шина” все компьютеры подключаются к одному кабелю, который используется совместно всеми рабочими станциями.

При шинной топологии среда передачи информации представляется в форме коммуникационного пути, доступного для всех рабочих станций, к которому они все должны быть подключены. Все рабочие станции могут непосредственно вступать в контакт с любой рабочей станцией, имеющейся в сети (рисунок 2).

Выход из строя отдельных компьютеров не приведет к остановке всей сети.

Рабочие станции в любое время, без прерывания работы всей вычислительной сети, могут быть подключены к ней или отключены. Функционирование вычислительной сети не зависит от состояния отдельной рабочей станции.

В стандартной ситуации для шинной сети Ethernet часто используют тонкий кабель или Cheapernet–кабель с тройниковым соединителем. Отключение и особенно подключение к такой сети требуют разрыва шины, что вызывает нарушение циркулирующего потока информаци и зависание системы.

Новые технологии предлагают пассивные штепсельные коробки, через которые можно отключать и/или подключать рабочие станции во время работы вычислительной сети.

Благодаря тому, что рабочие станции можно подключать без прерывания сетевых процессов и коммуникационной среды, очень легко прослушивать информацию, т.е. ответвлять информацию из коммуникационной среды.

t1580206050aq.png

Соединение "общая шина"

t1580206050ar.png

Рисунок 2
Структура шинной топологии ЛВС

Соединение типа “кольцо”.

При кольцевой топологии сети рабочие станции связаны одна с другой по кругу, т.е. рабочая станция 1 с рабочей станцией 2, рабочая станция 3 с рабочей станцией 4 и т.д. Последняя рабочая станция связана с первой. Коммуникационная связь замыкается в кольцо (рисунок 3).

Сообщения циркулируют регулярно по кругу. Рабочая станция посылает по определенному конечному адресу информацию, предварительно получив из кольца запрос. Пересылка сообщений является очень эффективной, так как большинство сообщений можно отправлять “в дорогу” по кабельной системе одно за другим. Очень просто можно сделать кольцевой запрос на все станции. Продолжительность передачи информации увеличивается пропорционально количеству рабочих станций, входящих в вычислительную сеть.

Основная проблема при кольцевой топологии заключается в том, что каждая рабочая станция должна активно участвовать в пересылке информации, и в случае выхода из строя хотя бы одной из них вся сеть парализуется. Неисправности в кабельных соединениях локализуются легко.

Подключение новой рабочей станции требует кратко срочного выключения сети, так как во время установки кольцо должно быть разомкнуто. Ограничения на протяженность вычислительной сети не существует, так как оно, в конечном счете, определяется исключительно расстоянием между двумя рабочими станциями.

t1580206050as.png

Соединение типа"кольцо"

t1580206050at.png

Рисунок 3
Структура кольцевой топологии ЛВС

Указываю на достоинства и недостатки соединений и для закрепления материала демонстрирую на действующих стендах принцип работы локальных сетей (Фото 1).

В заключении, привожу схемы электрических цепей, используемых в локальных соединениях (Рисунок 1, 2, 3).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Владимировна, работа хорошая, познавательная, но она размещена на сайте https://infourok.ru/pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitie-uchebnopoznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-cherez-organizaciyu-samostoyatelnoy-raboti--687619.html , а в конкурсе участвуют работы, которые ранее не размещались!

28 January 2020

Похожие публикации