Научно-исследовательская работа «Использование метода "расскажи стихи руками" как эффективного средства разучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Использование метода "Расскажи стихи руками", как эффективного средства разучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста
Многие современные родители говорят, что их дети не запоминают стихи. Особенно переживают родители старших дошкольников. Они считают, что из-за проблемы с памятью ребята будут плохо учиться в школе.
- Как говорил М.Цицерон: "Память слабеет, если ее не упражняешь".
Дети плохо воспринимают информацию на слух. Простое повторение при разучивании стихотворения не приносит положительных результатов.
В связи с этим в современной педагогике разработаны новые методики заучивания стихов с дошкольниками. Например, с применением наглядности, картинок - схем - это мнемотехника, или с использованием движений: от пальчиков до руки или всего тела.
Я предлагаю познакомиться с методикой "Расскажи стихи руками", которую применяю в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В основе данной методики лежит закономерная связь речи, памяти и воображения (Выготский, Рубинштейн), координация слова с движением (А.В. Никитина), влияние мелкой и крупной моторики на речевое развитие (Е.А. Алябьева, В.В. Цвынтарный).
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности.
В образовательной деятельности с детьми, мною используются разные методики разучивания стихотворений: с помощью повторений, с использованием мнемотаблиц, картинок, заучиванием движений рук и пальцев рук.
Последнюю методику, я широко применяю с воспитанниками старшего дошкольного возраста при разучивании стихов, в которых часто встречаются слова, обозначающие предметы, которые можно легко изобразить руками.
Применение методики «расскажи стихи руками» дало положительные результаты в развитии воспитанников в образовательной области «речевое развитие».
В группе детей, с которыми я работаю, есть воспитанники - победители конкурсов в номинации «художественное слово» (межрегиональный фестиваль, 2018 г. – конкурс «В начале было слово» - диплом II степени, городской конкурс, 2017г. - «Пасха красная» - III место).
Успешность выступлений детей подтверждает хорошую результативность применения методики «расскажи стихи руками».
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна