Перспективный план исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста
Сентябрь
1 неделя.
Тема: «Что находится в пустом стакане?»Цель: Знакомство детей со свойствами воздуха.
Материал: емкости с водой, стаканы.
2 неделя
Тема: «Вежливые слова»
Цель: Опытным путем определить с детьми, что вежливые слова упрощают процесс общения, делают его обоюдно комфортнее и приятнее.
Материал: книга В.Осеевой «Волшебное слово», игрушки (для разыгрывания проблемных ситуаций).
3 неделя
Тема: «А все ли фрукты сладкие?»
Цель: Уточнить характеристики фруктов, общие особенности, различия. Определить все ли фрукты сладкие на вкус.
Материал: апельсин, лимон, яблоко, груша.
4 неделя
Тема: «Летит-не летит»
Цель: Уточнение знаний детей о том, из чего состоят предметы. Учить выделять качества предметов. Развивать внимание.
Материал: вата, кубик, султанчики.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Где живут птицы?»
Цель: Определить в процессе наблюдения на прогулке, где живут птицы, чем различаются их дома.
2 неделя
Тема: «Солнечный зайчик»
Цель: Показать, на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Вызвать положительные эмоции.
Материал: зеркала.
3 неделя
Тема: «Витаминный салат»
Цель: Приготовить с детьми овощной салат, выявить из перечня, какие продукты подойдут для салата. Выяснить, почему салат можно назвать витаминным.
Материал: овощи (лук, огурец, помидор, морковь, капуста), фрукты (по выбору), крупа, хлеб, подсолнечное масло.
4 неделя
Тема: «Интересные истории»
Цель: Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды. Приготовить из кус-куса кашу (залить горячей водой).
Материал: крупа (рис, пшено, кус-кус), шишки, емкости, вода.
Ноябрь
2 неделя
Тема: «Дождик»
Цель: Познакомить детей с процессом конденсации.
Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.
3 неделя
Тема: «Что внутри овощей?»
Цель: Выявить, что находится внутри овощей (семена, не везде), цвет, консистенцию.
Материал: перец, помидор, огурец, морковь, картофель.
4 неделя
Тема: «Что в пакете?»
Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить с водой.
Материал: Два пакета, один с водой, другой с воздухом.
Декабрь
1 неделя
Тема: «Снег и свет»
Цель: Опытным путем выяснить, где быстрее растает снег, под светом или без света.
Материал: две емкости со снегом, настольная лампа.
2 неделя
Тема: «Эхо»
Цель: Подвести к пониманию возникновения эха.
Материал: пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани.
3 неделя
«Бумажкины истории»
Цель: Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
Материал: Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой.
4 неделя
Тема: «Снег и лед»
Цель: Закрепление знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
Материал: ведерко со снегом, ведерко со льдом.
Январь
3 неделя
Тема: «Светит, но не греет»»
Цель: Опытным путем установить, что солнечный свет в холодное время года не греет.
4 неделя
Тема: «Чистый ли снег?»
Цель: Выяснить с детьми чистый ли снег, можно ли его есть, или пить талую воду.
Материал: снег, емкости для снега, талой воды.
Февраль
1 неделя
Тема: «Тайные письма»
Цель: Знакомство детей с различными веществами, использующимися вместо чернил, способами их проявления.
Материал: йодная настойка, молоко, бумага.
2 неделя
Тема: «Вес предметов»
Цель: Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
Материал: кубики из дерева, ткани.
3 неделя
Тема: «Мыльная сказка»
Цель: Знакомство со свойствами мыла.
Материал: мыло, вода.
4 неделя
Тема: «Испарение воды»
Цель: Знакомство детей с таким явлением, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.
Материал: емкости с водой.
Март
1 неделя
Тема: «Палитра»
Цель: Закрепление знаний детей о свойствах цветов при смешивании образовывать новые цвета и оттенки.
Материал: краски синего, желтого, красного, коричневого цветов, альбомные листы.
2 неделя:
Тема: «Чай с лимоном»
Цель: Опытным путем установить, что чай светлеет от лимона, а от соды темнеет, выяснить влияет ли это на крепость и вкус напитка. Выяснить причины.
Материал: кружки с чаем, лимон, сода.
3 неделя
Тема: «Свет или темнота»
Цель: Опытным путем выяснить наиболее благоприятные обстоятельства для роста растений, на свету или в темноте.
Материал: два горшочка с посаженным луком.
4 неделя
Тема: «Тайна теней»
Цель: Опытным путем выявить, что тень появляется там, где есть свет.
Апрель
1 неделя
Тема: «Глазки-подсказки»
Цель: Опытным путем выявить, что в темноте зрачки расширяются, а на свету сужаются. Выяснить причины.
2 неделя
Тема: «Плесень»
Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности.
Материал: кусочек хлеба.
3 неделя
Тема: «Подземные жители»
Цель: Знакомство детей с живыми обитателями подземного мира.
4 неделя:
Тема: «От семечка до цветка»
Цель: Знакомство детей с цепочкой развития растения.
Материал: семена бархатцев, горшок с землей.
Май
1 неделя
Тема: «Вершки и корешки»
Цель: Выявить, что раньше появляется из семени, корень или стебель.
Материал: фасоль, вода.
2 неделя
Тема: «Плавает-не плавает»
Цель: Учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Материал: емкости с водой, предметы, которые плавают и предметы, которые не плавают.
3 неделя
Тема: «Светит и греет»
Цель: Опытным путем установить, что солнечный свет ( в теплое время года) нагревает предметы.
4 неделя:
Тема: «Свойства песка»
Цель: Знакомство со свойствами песка.
Материал: песок, леечки с водой, формочки.