12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44175
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Классное руководство»
2

Педагогические ситуации для бесед со школьниками 5-6 классов на основе произведений современной художественной литературы для подростков

 Педагогические ситуации для бесед со школьниками на основе произведений современной художественной литературы для подростков

Авторы:

Легоцкая В.С.,

Радькова Ю.Н.,

Щербакова Е.А.,

учителя русскогот языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
 

Пояснительная записка


 

Воспитывающее значение литературных произведений в жизни ребенка трудно переоценить. Об отношениях с родителями и сверстниками, о преданности и предательстве, о дружбы и вражде, об ответственности и неизбежности наказания, о самой важной ценности в жизни любого человека –семье, о том, каким быть и как жить, -обо всем об этом вдумчивый читатель сможет узнать из книг! Остается только увлечь юного читателя тем или иным автором, той или иной книгой!

А какой должна быть такая книга? Конечно, литература для подростков должна быть во всех отношениях качественной. Не важно, о чем рассказывается в романе или повести, не важно, представлены ли в них реальные события или действие переносится в далекое будущее или на другие планеты, главное, чтобы книги несли моральные ценности, направляли на пути решения волнующих вопросов, помогли сориентироваться в жизни. И современная литература как нельзя лучше отвечает всем этим требованиям.

Для организации беседы мы предлагаем обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом или с группой подростков). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.


 


 

Беседы для учащихся 5 – 6 классов


 

Ситуация 1 (по повести Н.Дашевской «Я не тормоз»)

Игнат, ешь медленно! Жуй, Игнат! У тебя тридцать два зуба для этого!
— Двадать восемь, — говорю я. Правда двадцать восемь, я считал.
Я и сам себе говорю — ешь медленнее! Потому что съел и сидишь, а остальные ещё жуют. Если один дома, то нормально, поел и пошёл. А если люди? Сидишь, а они едят, едят…

Тогда достаёшь телефон, потому что скучно же смотреть, как другие едят! Папа меня страшно ругает за телефон этот. Но он редко дома бывает.
А в школе я стараюсь есть один. Но тут у маминой подруги Жени был день рожденья, и она нас с Лёвкой тоже взяла. И вот тут я говорил себе: ешь медленнее! Но не получалось меленно, вкусно ведь! А Женя эта мамина всё говорила — а, ты уже всё съел! Растущий организм! Я тебе ещё положу!
Я отбрыкивался, а она всё равно. А потом ещё торт! В общем, я объелся, как никогда в жизни. Там один дядька за столом смешное рассказывал, а я даже смеяться не мог! Никогда в жизни не буду столько есть. Люди в некоторых странах вон голодают, а я продукты перевожу.

 

Вопросы и задания

1. Говорят, по тому, как человек ест, многое можно сказать о его характере и образе жизни. Согласны ли вы с этим утверждением?

2. Всем известно, что знание правил поведения за столом и их соблюдение чрезвычайно важно, поскольку этичное поведение за столом помогает нам чувствовать себя уверенно и комфортно. Известны ли вам правила, которых следует придерживаться во время еды? Расскажите о них. Какие из этих правил не соблюдал рассказчик?

3. Почему папа «страшно ругает за телефон этот» рассказчика? Согласны ли вы с тем, что во время обеда пользоваться телефоном не следует? Почему? Назовите не менее трех причин.

4. Правила этикета рекомендуют, даже если вы очень голодны, есть медленно, бесшумно, с закрытым ртом и ни в коем случае не чавкать и не дуть на еду, чтобы её охладить. Как вы думаете, только ли этические нормы преследуют эти правила? Что вы думаете о безопасном поведении за столом?

5. В отрывке из повести упоминается о торте. Знаете ли вы, как правильно есть торты и пирожные?

6. Д.Емец в повести для детей «Таня Гроттер и колодец Посейдона» пишет: «Потребность,  как известно,  рождает возможность, а  возможность  ― желание, а желание ― аппетит, а аппетит приходит во время еды, а еда ― это потребность». Выскажите свое отношение к этой мысли. Можно ли «потребностью» оправдать неэтичное поведение за столом?

7. По замечаниям многих ребят, именно родители часто формируют у детей неверное отношение к еде и, как следствие, неверное поведение за столом. Например, в рассказе Е.Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак» читаем: «От рыбы  ум, от каши  сила, от масла  ловкость!  Еда   лучшее  средство от болезней!  Поэтому мама завела  специальную  библиотеку по вопросам кормления ребенка». Знакома ли вам такая ситауция? А как ваши родители относятся к еде и прививают вам правила поведения за столом?

8. Составьте синквейн со словом еда. Какое отношение к еде вы отразите в этом синквейне?

Ситуация 2 (по повести С. Востокова «Криволапыч»)

Ему до зайчиков надоел дом и родители. Он хотел убежать далеко-далеко, за ту линию, у которой деревья становятся маленькими, как трава, а облака — не больше мотыльков. Ему казалось, что именно там течёт настоящая жизнь. А тут что?

Он с отвращением поглядел в похожий на дырку от зуба провал норы под кривой сосной, откуда доносился визгливый голос матери и патетические жалобы отца.

У их сына не было не то что отдельной норы, но даже собственного имени! А ведь ему уже исполнилось полгода.

Его семья относилась к енотовидным собакам. То есть, к чему-то среднему  между енотами и собаками. Но собаки этого родства не признавали. Они обзывали енотовидных «полупсами» и «худородными выскочками, которые безо всяких оснований пытаются влезть на чужое генеалогическое древо».

Упомянутого отца звали Кривая Лапа. Его такие отношения в семействе псовых ужасно раздражали. Он считал, что его род древнее и благороднее собак. В доказательство он ссылался на радиоинтервью доцента Орлова, которое Кривая Лапа как-то прослушал, притаившись у забора одной дачи. О! Теперь у него был сильный козырь! Он позволял Кривой Лапе из многих споров выходить победителем. Но всё же не из всех, потому что у собак был свой козырь – грубая сила. И если они пускали его в ход, доцент Орлов уже не помогал.

К несчастью, сын Кривой Лапы родился как раз, когда у его отца случилось ежегодное обострение национальной гордости. Занятый спорами с собаками Кривая Лапа каждый день откладывал раздумья об имени сына на потом. Но потом появлялись другие, более важные с исторической точки зрения дела. Конечно, назвать сына могла бы, в конце концов, и мать. У неё было богатое воображение, а кроме того она читала детективы, брошенные в урны на загородных остановках и слыла довольно образованной личностью. Но по традиции в семье енотовидных имена даёт отец. В итоге щенка просто стали звать по отчеству – Криволапыч.

Вопросы и задания

1. В повести Востокова Станислава  «Криволапыч» речь идёт о семье енотовидных собак. Но проблемы, о которых поведал автор -простые, человеческие, всем нам знакомые. Герою хочется убежать из родительского дома. Почему? Почему ребята часто думают о том, что жить без родителей свободнее, веселее, лучше?

2. Отца семейства звали Кривая Лапа, он считал, что его род «древнее и благороднее собак». Часто ли вы сталкиваетесь с тем, что ваши родители или дедушки/бабушки гордятся своим родом? Как вы к этому относитесь? Гордитесь ли вы своей родословной?

3. Криволапыч иронизирует над родителями, им вечно некогда, они настолько заняты, что им даже некогда дать имя ребенку. Это еще одна проблема современности. Насколько остро стоит она в ваших семьях? Страдаете ли вы от недостатка внимания со стороны родителей?

4. Кривая Лапа в спорах ссылался на авторитет доцента Орлова. А часто ли вы обращаетесь к авторитетным источникам в споре с одноклассниками или родителями? Помогает ли вам это?

5. Если ссылка на авториеты не помогала, Кривая Лапа прибегал к другому аргументу -грубой силе. Часто ли вы встречаетесь с таким аргументом в повседневной жизни? Как вы относитесь к людям, решающим проблемы при помощи грубой силы?

6. Из прочитанного отрывка вы узнали, что дом и родители надоели Криволапычу «до зайчиков». Какой известный фразеологизм вам напомнил этот оборот речи? Каково его лексическое значение?

7. Если вы прочитаете повесть целиком, то увидите, что автор Станислав Востоков поднимает вопрос взаимодействия человека, животных, природы, заставляет понять, как вмешательство человека в природу может ее изменить. Можете ли вы привести примеры из жизненного или читательского опыта, созвучные этим мыслям автора повести «Криволапыч»?

Ситуация 3 (по повести Н.Дашевской «Я не тормоз»)

Может, если бы я был брюнетом, меня не звали бы Зайцевым. А так – волосы жёлтые. Дурацкий цвет, как у Иванушки-дурачка. Жёлтые и торчат. Первый день голову помоешь— нормально ; а на второй — уже будто сто лет не мыл. Я пробовал стричься коротко, вышел ужас. Будто один нос на лице торчит, причём на чужом каком-то лице. Лучше уж так, как есть: отросли и нормально вроде, лицо не очень видно. Но зайцы же белые! Или серые, русаки там. Разве бывают такие жёлтые? Или у меня лицо травоядное, не хищное? Лицо как лицо. Ну, не хищное. Но причём тут зайцы! Обидно, в конце концов. Никакой я им не Зайцев.

И ещё имя: Игнат. Нормальные люди родители вообще, нет?…
Ну, это папа назвал. В честь друга, который погиб. Папа, наверное, хотел, чтобы я был на того Игната похож. А я не похож. И что мне теперь?… Виноват я, да? Знаете, как меня бабушка зовёт? Ну, как думаете?…
Натик. Ноу комментс. Хотя, с другой стороны — хорошо, что папиного друга звали не Сигизмунд, например. И очень плохо, что он погиб. Он, конечно, был очень хороший. И его имя осталось бы при нём, а мне бы досталось Лёвкино.

А вот Лёва. Я же им говорил, что так нельзя: Лев Волков. Зоопарк какой-то! Но они разве послушают… Мама всю жизнь, оказывается, хотела, чтобы сын Лёвка, Лёвушка. И не виновата она, что папа Волков оказался.
— Есть же Лев Лосев, — сказал тогда папа. — И Волков же — это не Зайцев. Если бы Зайцев, тогда глупо: заяц и лев. А волк что; вполне самостоятельный зверь. И он туда же. Его-то, кстати, никогда в жизни Зайцевым не называли, никто. Ладно, хватит об этом, погнали дальше, а то опоздаю.

Вопросы и задания

1. Рассказчик выражает недовольство своей внешностью. Кажется, это для многих из вас также знакомо. Как вы преодолеваете это недовольство?

2. Если вы прочитаете повесть целиком, то узнаете, что рассказчика по фамилии Волков одноклассники из-за его внешности звали Зайцевым. Согласитесь, это повод для переживаний. Псхологи советуют не отвечать на поддразнивания и негативные оценки сверстников также насмешками, а воспитывать уверенность в себе, коммуникабельность, чувство юмора, умение бороться с трудностями. Следуете ли вы этим советам? Расскажите о своем опыте.

3. Не нравится рассказчику и его имя. Что бы вы ему посоветовали?

4. А как к своему имени относитесь вы? Знаете ли вы, почему вас так назвали? Что означает ваше имя?

5. Вы задумывались о том, для чего человеку даётся имя? Вероятно, для того, чтобы выделить его из семьи или рода, обозначить индивидуальность. А значит, имя служит своеобразной характеристикой. Можете ли вы по своему имени дать себе характеристику?

6. Л.Петрушевская в повести «Маленькая волшебница» рассказывает о Вальке, которая придумала себе новое имя, Валькирия. Как вы относитесь к людям, которые просят называть их другими именами?

7. Психологи утверждают, что отношение к своему имени тесно связано с самооценкой. Чем больше человеку нравится свое имя, тем выше его самооценка, а вот негативное отношение к своему имени связано с низкой самооценкой. Поразмышляйте об этом. Поделитесь с одноклассниками своим опытом.


 

Ситуация 4 (по повести-сказке А. Строкиной «Кит плывет на север»)

Однажды на Острове жил Великан.

Жил совсем один: ни людей, ни других великанов рядом не было. Только Акчинук иногда подбежит, принюхается – не приготовил ли Великан чего вкусного? Но тут же вспомнит, что Великан не ест ничего, кроме земли и тумана, фыркнет, полает с досады и побежит себе дальше.

Уже все созвездия изучил Великан, уже он знал наизусть голос любой из птиц и различал шаги каждого в многочисленном семействе Акчинука.

Но ему не с кем было поговорить, а он думал, что это, наверное, интересно, с кем-нибудь разговаривать.

Тогда Великан решил позвать людей с другого – маленького – острова. И сказал им: «Я помогу вам построить дома, я найду вам дерево для каяков, я буду охранять вас и ваши жилища от сильного ветра, только приходите жить со мной».

Люди подумали и решили составить Великану компанию – ведь он построит им целую деревню! Дом за домом появлялся на берегу океана, и приходили люди, и занимали дома, и заводили хозяйство.

Великан радовался, что вокруг него столько приятной суеты, смеха, голосов. Люди радовались, что у них появился свой собственный Великан.

Так прожил с людьми Великан много-много времени. По ночам спал, а с восходом солнца прогонял сонных чаек с ресниц и начинал свой, великаний день: ел землю и туман, наблюдал за людьми, сочинял песни. Словом, не скучал.

Руки у него были такие, что он легко доставал до туч, щекотал их когтем мизинца так, что они ежились, хохотали, чихали – и разом выплескивали весь свой дождь. А Великану того и надо: больше всего он любил попить свежего дождя, прямо из-под тучи.

Ноги у него были такие, что он легко бы перешагнул весь Остров – с севера на юг, но только он не перешагивал: чем бы он стал делать там, один, на другом краю Острова, без людей?

Вопросы и задания

1. Вы прочитали отрывок из повести сказки «Кит плывет на север», в которой рассказывается, как главный герой мамору Зелёного Цвета плывёт на Ките, ищет свой Остров, хранителем которого он станет. Двенадцатилетний мамору встречается с разными островами и героями. Прочитанный вами отрывок о Великане и о …(продолжите предложение).

2. В сказочной повести рассказывается о том, как хорошо изучил великан все, что его окружает? Можете ли вы похвастаться тем же? Какие деревья, например, вы встречаете по дороге в школу? Что вы о них знаете? Какие птицы живут в нашем городе? Почему их тк называют? Любите ли вы разглядывать ночное небо? Сколько созвездий можете назвать и показать их расположение?

3. Можно ли сказать, что прочитанный вами отрывок рассказывает в иносказательной форме о том, как хорошо быть в компании, и как плохо быть одному? Поделитесь собственным жизненным опытом.

4. В повести, если вы прочитаете ее целиком, утверждается мысль о том, как гармонична жизнь человека в единении с природой. Какие примеры из прочитанных книг вы можете привести, чобы подтвердить эту мысль?

5. М. Пришвин в рассказе «Серая сова» делится с читателем своими мыслями: «Я всю жизнь свою жил с природой,  но я никогда не чувствовал  ее так близко, как теперь, потому что раньше я имел всегда дело лишь с частью ее, а не с целым». Что, по-вашему, имел в виду писатель? Чувствуете ли вы природу так же близко, как писатель? Что вы делаете для того, чтобы эту близость почувствовать?

6. Какие ассоциации вызывает у вас слово «природа»? А слова «Природа»? Чем различаются эти слова?

7. Один из волшебников, героев повести В.Губарева «Путешествие на утреннюю звезду», восклицает: «Есть на свете такая волшебная сила, перед которой снимаем шапки даже мы, волшебники. Имя этой силы- Природа!» Какие природные объекты, известные вам, подтверждают, что природа-волшебная сила? Какие из этих объектов вы видели в действительности? Какие уникальные природные объекты есть в вашем регионе?


 

Ситуация 5 (по повести Н.Дашевской «Я не тормоз»)


 

Друзей у меня нет. Ну, можно сказать, я со всеми дружу; врагов у меня нет тоже. Но так, чтобы прямо друг — нет. Они все какие-то слишком медленные, не догоняют меня. Рассказывают там чего-то… Я уже давно понял! А они объясняют, объясняют… так медленно! Они думают, я что, тупой?! Или вот в столовую мы идём. Если идти с кем-то,
обязательно притащишься к середине перемены, и там будет очередь на километр. А если никого не ждать, то! Они приходят, а я уже всё купил, и даже почти всё съел. Ненавижу тратить время на еду. Ведь можно ещё кучу всего успеть! Ай! Ууу, почему у меня всё падает!!! Хорошо, поймал стакан, не разбил. Всё в чае, какое-то свинство…

Но вот идти вместе — это какой-то ужас. Ведь есть люди выше меня, у них ноги длиннее. Чего они так еле тащутся?! Правда, я редко пешком хожу. Пока асфальтовый сезон —стараюсь на колёсах. Самокат, ролики там. Доску осваиваю, такой маленький скейт, но пока не очень научился. Лучше всего на роликах — надел, и привет! И никого не ждать.

Вопросы и задания

1. Рассказчик утверждает, что у него нет друзей. Разве такое бывает? Известны ли вам люди, которые могут о себе сказать такое?

2. Обычно тихие, скромные, застенчивые ребята страдают от одиночества. Помогаете ли вы своим одноклассникам преодолевать одиночество? Каким образом?

3. Рассказчик утверждает, что у него нет и врагов. Скажите, а кого вы называете врагами?

4. Герой повести, Игнат Волков, рассказывая о себе, употребляет такие слова, как «тупой», «притащишься», «ненавижу», «какое-то свинство» и т.д. Как характеризует геоя его речевой портрет? Найдите в тексте процитированные слова. Можно ли было их заменить? Что изменилось бы?

5. Разные детские писатели в своих произведениях по-разному представляли благополучие своих маленьких героев. Но все сходились в одном: для ощущения счастья нужны хорошие друзья. Так, В.Губарев в повести «Трое на острове» устами своих героев утверждал: «Ведь, действительно, если у тебя хорошие друзья и если ты любишь работать-ничто не страшно!...-Да, чудесно жить на свете, если у тебя настоящие друзья!» Попробуйте привести арументы из своего жизненного опыта, подтверждающие эти утверждения.

6. Д. В. Бавильский в рассказе «Чужое солнце» пишет: «В чужом  месте без друзей очень трудно». Согласны ли вы с этим мнением?

7. Как вы думаете, права ли героиня повести Д.Емеца «Таня Гроттер и колодец Посейдона», считавшая, что «вокруг одни враги и никому доверять нельзя» (именно так их учила старуха в школе волшебников)?

Ситуация 6 (по повести В. Постникова «Карандаш и Самоделкин в стране пирамид»)

Это были пират Буль-Буль и шпион Дырка, по прозвищу Булькин и Пулькин. Самые настоящие разбойники, у которых имелись кривые пиратские ножи и большие разбойничьи пистолеты.

Надо заметить, что они были отчаянными головорезами и сорвиголовами. Самой заветной мечтой бандитов было ограбить кого-нибудь и заполучить много золота и драгоценностей. А ещё у Пулькина и Булькина имелись заклятые враги — волшебный художник Карандаш и мастер Самоделкин. Когда-то давным-давно разбойники хотели похитить Карандаша, …потому что Карандаш был волшебником и умел рисовать оживающие картинки. Стоило ему что-нибудь нарисовать, будь то огурец, конфета, велосипед или футбольный мяч, картинка тут же превращалась в настоящий предмет. Вот почему разбойники и похитили Карандаша. Они хотели заставить рисовать его всё, что они пожелают, но их коварный план провалился.

И вот теперь они снова что-то замышляли. Давайте послушаем, о чём они шепчутся, и тогда нам станет все понятно…

— Давай, читай, что там в газете сказано, — занервничал Буль-Буль.

— Сейчас, сейчас, только газету разверну. Ага, вот, — ткнул пальцем Дырка и начал читать:

Вчера нашей газете сообщили удивительную новость: в Египте, в пирамиде фараона Рамзеса IV учёные обнаружили ранее не замеченную потайную дверцу в маленькую комнату. Когда учёные попали внутрь этой комнаты, то обнаружили там сокровища древних фараонов. Археологи нашли огромные кованые сундуки, полные золота, жемчуга и драгоценных камней. Возможно, что, кроме этой комнаты, вскоре найдут и другие тайники, полные сокровищ древних фараонов.

— Вот это да! — присвистнул от удивления пират Буль-Буль. — Вот бы нам все эти сокровища заполучить!

— А зачем они нам нужны? — спросил глупый Дырка. — Что мы с ними будем делать?

— Дубина ты стоеросовая! — рявкнул рыжебородый. — Если у нас будут сокровища, нам, во-первых, не придётся больше работать. А во-вторых, мы сможем купить себе на них настоящий парусный корабль и поплывём на нём по морям и океанам. Мы будем грабить торговые корабли и шхуны, захватим в плен какой-нибудь остров и будем править там, как настоящие короли.

Вопросы и задания

1. Ка вы понимаете выражение «заклятый враг»? Приведите примеры литературных героев, у которых были заклятые враги.

2. Если бы обладали такой же способностью, как и волшебный художник Карандаш, что бы вы изобразили для себя? Своих родителей? Одноклассников? Всех людей?

3. Булькин и Пулькин мечтали «заполучить много золота и драгоценностей». Зачем? А если бы в ваших руках оказались драгоценности, как бы вы ими распорядились?

4. А.Рыбаков в повести «Бронзовая птица» утверждает, что «когда ищут драгоценности, то и убивают друг друга». История и литература знает множество подобных примеров. Какие из них вам известны?

5. Жадность к деньгам называют еще алчностью, ненасытностью, корыстью. Чем различаются эти слова?

6. Разбойники мечтают заполучить драгоценности фараонов, чтобы больше не работать. Об этом же мечтают и многие другие герои произведений для детей: «Вы станете самым богатым  человеком в мире и  сможете  всю жизнь не работать!» (В.Губарев. «Трое на острове»). Разве «не работать»-это счастье?

7. Как характеризует разбойников желание захватить «в плен какой-нибудь остров и .. править там, как настоящие короли»?

Ситуация 7 (по повести-сказке А. Строкиной «Кит плывет на север»)

Однажды к нему подошел Учитель и сказал: «Еще один остров скоро станет совершеннолетним, и мы решили, что именно тебе пора отправиться на его поиски».

Каждый старательный ученик ждет – не дождется, пока какому-нибудь острову исполнится 2015 лет – возраст совершеннолетия, и надеется, что вот, выберут его, и он отправится на Ките, и непременно узнает свой остров. И тогда он станет настоящим мамору-хранителем. И обретёт силу, так что никакой рогогастр, никакая птица не будут ему страшны. И у него появится имя.

Каждый старательный ученик прыгает от счастья до самых облаков при мысли о том, что его отправят на поиски острова. Но наш мамору не знал, радоваться ему или горевать: он не был хорошим учеником, а был невероятно рассеянным. За что бы он ни брался, ничего не заканчивал и больше всего любил спать, разговаривать с животными, смотреть на луну, гулять с друзьями и думать о том, что будет когда-нибудь совсем потом.

Перед тем, как отправиться на поиски, ученик получал сверток с семечком, которое он должен посадить на своем острове, если сумеет его найти. Деревья самых лучших учеников вырастали большими, крепкими, высокими, и заселяли остров, и становились домами для птиц и подземных животных. Деревья учеников похуже были тонкими и невысокими. Но и там селились птицы и звери.

Вопросы и задания

1. Философский смысл сказки, отрывок из которой вы прочитали, можно сформулировать строчкой из произведения: «Пока ты не нашел свой остров, никто не может сказать, хорошим ли ты был учеником». Как вы понимете эти слова? Кого, по-вашему, можно назвать хорошим учеником в вашем классе и почему?

2. Двенадцатилетний мамору -хранитель, главный герой повести-сказки, был не только рассеянным, но и мечтательным. Всегда ли мечтательность мешает учебе? А когда помогает? Выскажите свои соображения.

3. В повести рассказывается о том, что деревья, посаженные учениками, вырастают разными- большими у лучших учеников и невысокими у учеников похуже. Как вы думаете, каким вырастет дерево, посаженное вами? Что следует изменить уже сейчас, чтобы посаженное вами дерево выросло большим и сильным?

4. Мамору-хранитель ищет свой остров, чтобы у него появилось имя. В каком смысле употребляется слово «имя» в сказке? Так ли важно человеку завоевать себе имя?

5. Что значит фразеологизмы «прославить имя», «доброе имя», «честное имя»? Нужно ли стремиться к тому, чтобы утвердить свое доброе и честное имя?

6. Те из вас, кто прочитает повесть-сказку полностью, поймут, что она учит находить цель в своей жизни и хорошо учиться. Как, на ваш взгляд, связаны эти понятия?

7. Мамору-хранитель ищет свой остров. А что ищете вы? Подумайте об этом и скажите, можно ли считать, что и вы сейчас путешествуете в поиске «своего острова»?

Ситуация 8 (по повести Н.Дашевской «Я не тормоз»)

Рядом в метро стоит девушка в синем пальто, читает книжку. Заглядываю – стихи. Вот странно. Я не могу читать, всё-таки неловко, но вижу — стихи.

Не люблю стихов, я их не понимаю. Может, от того, что это медленное

чтение. Я пробовал читать, но от меня всегда мысль ускользает, о чём это. Ну, читаешь. И понимаешь — тут определённый ритм есть, тарарарам, парам-парам. А глаза этого ритма не выдерживают, дёргаются вперёд, вниз скользят, ищут — про что? Что было, чем кончилось?… Потом
назад… Так и бегают по странице, и никак не улавливается смысл. А если улавливается — оказывается всё просто, смерть там, или любовь, или дерево растёт. Ну, я упрощаю, конечно. Но всё равно непонятно, чего было огород городить. Я вообще быстро читаю, пропускаю иногда слова или целые предложения, если понятно, о чём речь. Если мне книга нравится, то я себе говорю: читай медленно! Давай-давай, каждое слово! И так внимательно, медленно читаю пять строчек… И оказывается, что это было такое напряжение для меня! И я ничего не помню. И тут же срываюсь опять. Вот говорят: не глотай! Мама говорит, папа; да и Марго тоже: не глотайте
книги! Читайте медленно, вдумчиво там… А я не могу. Если я иду медленно, у меня мышцы начинают болеть, я устаю, как чёрт! И то же самое с книжками. Не могу я медленно! Или ещё вот я себе говорю: не смотри в конец. Не подглядывай! И потом выходит, что я пока читаю, только и думаю, что там, в конце. И всё пропускаю. Я какой-то неправильный читатель, наверное.

Вопросы и задания


1. Рассказчик называет себя «неправильным читателем». А какого читателя мы назовем правильным?

2. Любите ли вы читать стихи? Ответ аргументируйте. Можете прочитать любимые строки? Что вас в этих строках привлекает?

3. Почему нужно читать медленно и вдумчиво? Какую книгу вы сейчас читаете именно так? Чему эта книга вас научила?

4. Какие советы вы дадите герою повести, Игнату Волкову, чтобы он научился медленно и вдумчиво читать?

5. В. Крапивин в повести «Трое с площади Карронад», характеризуя своего героя, который всю жизнь мечтал попасть к морю, пишет: «Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание  надолго и без  оглядки». Есть ли и в Вашей жизни книга, в которую вы уходите, «как уходят в дальнее плавание»?

6. Если проанализировать, с какими глаголами чаще всего употребляется слово «чтение», то это будут глаголы «углубиться», «погрузиться», «уйти», «удариться», «зарыться», «уйти с головой», «потонуть». Как вы объясните такой выбор?

7. Какую книгу вы посоветуете прочитать одноклассникам и почему?

Ситуация 9 (по повести М.Москвиной «Загогулина»)

— Что же такое жисть?? — вче­ра с бал­ко­на треть­его эта­жа вос­клик­нул дя­дя Ми­ша Ай­зберг. — Пла­неты как-то жи­вут, раз­ви­ва­ют­ся. И ниг­де нет та­кого бе­зоб­ра­зия, как у нас.

Он имел в ви­ду Ва­лер­ку Ло­пато­ва, что­бы тот му­зыку сде­лал по­тише. А ес­ли го­ворить во­об­ще, то мне как раз это «бе­зоб­ра­зие» очень нра­вит­ся.

Мне нра­вит­ся, что ниг­де — во всей ог­ромной и бес­ко­неч­ной Все­лен­ной — нет боль­ше ни од­но­го Ле­ни Бан­ду­рина!

Да взять, к при­меру, мо­его па­пу — чи­тате­ля та­кого ко­личес­тва га­зет, что в прош­лой чет­верти ма­кула­туры наш класс сдал боль­ше всех!

Но ес­ли мне кто-ни­будь ска­жет: «Есть мно­го лю­дей, как твой па­па — серь­ез­ных, со­лид­ных и очень рас­су­дитель­ных», — зна­чит, этот кто-то и слы­хом не слы­хивал, что па­па од­нажды ку­пил се­бе ак­корде­он!

Крас­но-пер­ла­мут­ро­вый, не­мец­кой фир­мы «Herold», он пах че­мода­ном, а над кноп­ка­ми ре­гис­тров свер­ка­ли три вро­де как брил­ли­ан­та!

По «Са­мо­учи­телю» на этом не­воз­можной кра­соты ак­корде­оне па­па ра­зучил единс­твен­ную пес­ню и гром­ко рас­пе­вал ее с ут­ра по­рань­ше:

Сол­нце све­тит, лу­чи, слов­но лас­ка!
Кас­ка мед­ная то­нет в лу­че-е-е-е…
Ах, вот в этой свер­ка­ющей кас­ке
Хо­дит ми­лый мой на ка­лан­че!

— Хо-хо! — кри­чала из кух­ни ба­буш­ка.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете значение слова «загогулина»? Когда и при каких обстоятельствах так говорят?

2. Героиня восклицает «Что же такое жисть??» Таким образом она выражает негодование по поводу громкой музыки, раздающейся из квартиры соседа. А какие другие формы выражения несогласия, неудовольствия вам известны? Как вы реагируете на громкую музыку, мешающую вам отдыхать? А какова реакция ваших родителей?

3. Попробуйте составить советы для тех, кто вынужден часто сталкиваться с некорректным поведением соседей по дому, по даче, в местах отдыха. На что нужно обратить внимание прежде всего?

4. Рассказывая о количестве прочитанных отцом газет, героиня, конечно, использует гиперболу. А как много газет читают в вашей семье? Какие газеты вы читаете? Какие газеты вам известны? В чем, по-вашему, польза газет?

5. А еще в семье рассказчицы папа учится по самоучителю играть на аккордеоне. Что такое самоучитель? Те из вас, кто занимается в музыкальной школе, расскажите, легко ли овладеть инструментом самостоятельно?

6. Рассказчица представила читателю обычную картину жизни обычной семьи 20 лет назад. Скажите, что изменилось в жизни обычной семьи сегодня? Какими реалиями вы дополнили бы изображенную картину?

7. Рассказчица называет своего папу серьезным, солидным и рассудительным. Попробуйте и вы охарактеризовать кого-нибудь из членов вашей семьи. Назовите те их качества, которые выделяют их среди других людей, те качества, которым вы хотели бы подражать.

8. Отец рассказчицы разучивает русскую народную песню. А какие песни поют или иногда напевают в вашем доме? Какие песни вы знаете? Какие можете напеть? Что вам в них нравится?

Ситуация 10 (по повести А.Жвалевского и Е Пастернака

«52-е февраля»)


 

 Ма­ааам! Ну ма­ааа­ам! Я не мо­гу не пой­ти, у ме­ня чемп че­рез не­делю, нам еще фор­мей­шн до­делать, еще шесть «вось­ме­рок» не го­товы. По­дума­ешь, снег!

Ма­ма вздох­ну­ла и про­дол­жи­ла од­ной ру­кой жа­рить блин­чи­ки, а вто­рой лис­тать «Фей­сбук». «Фей­сбук» был уди­витель­но од­но­об­ра­зен. Род­ной го­род в фо­тог­ра­фи­ях. В зим­них фо­тог­ра­фи­ях. В очень зим­них фо­тог­ра­фи­ях.

Тон ком­мента­ри­ев к фо­то по­ка еще ос­та­вал­ся вос­торжен­но-дет­ским: «А у нас во сколь­ко на­вали­ло!», «А у нас пять ма­шин под ок­ном бук­су­ет!», «52 фев­ра­ля!». Но уже по­пада­лись и тре­вож­ные за­писи: «Во­дите­ли, нсуйтесь на ули­цу Крас­ную! Проб­ка ча­са на три!!!», «Час не мо­гу вы­ехать со дво­ра! По­моги­те!» и да­же «До­рогая, не жди ме­ня, я за­ночую на ра­боте!». Пос­ледняя за­пись соб­ра­ла око­ло сот­ни «лай­ков» и выз­ва­ла са­мые ве­селые ком­мента­рии.

— Дин­ка, поз­во­ни па­пе! — крик­ну­ла ма­ма, ед­ва не уро­нив те­лефон в тес­то. — Спро­си, он до­мой до­берет­ся?

Дин­ка скри­вилась, но па­пе поз­во­нила.

— До­берет­ся, — бур­кну­ла она, вой­дя в кух­ню. — Он то­же ска­зал, что, по­дума­ешь, снег по­шел. И во­об­ще, не мо­жет та­кой снег ва­лить дол­го. Он кон­чится че­рез пол­ча­са, и я спо­кой­но до­еду.

Ма­ма в оче­ред­ной раз влез­ла в «Фей­сбук». «Трол­лей­бу­сы по ули­це Один­цо­ва не хо­дят», «Проб­ка на внут­реннем коль­це», «А мы пос­тро­или вот та­кого сне­гови­ка!».

Ма­ма фыр­кну­ла. Сне­говик был очень ми­лый, при­вет­ли­во улы­бал­ся не­бу и тя­нул вверх длин­ные снеж­ные ру­ки. «По­дума­ешь, зи­ма!» — как бы го­ворил сне­говик.

— Лад­но, со­бирай­ся. Я те­бя от­ве­зу, — ска­зала ма­ма, — по­ката­ем­ся по сне­гу на­пос­ле­док. Март за­кан­чи­ва­ет­ся, те­перь пол­го­да сне­га не уви­дим.


 

Вопросы и задания

1. Вы прочитали отрывок из повести «52-е февраля». Как вы думаете, почему автор дал повести такое необычное название? Какие другие произведения с необычными названиями вам известны? О чем они?

2. Динка, героиня повести, употребляет в речи слова, котрые, может быть, не поймут люди старшего поколения. Объясните лексическое значение этих слов: «чемп», «фор­мей­шн», «восьмерки».

3. Мама героини листает «Фей­сбук». В чем преимущества использования соцсетей? А в чем минусы?

4. В отрывке из повести говорится о зимних фотографиях родного героине города. А какие фото своего зимнего города вы бы сделали? Что хотели бы запечатлеть и выложить в ту соцсеть, где чаще всего общаетесь? Ответ аргументируйте, словесно нарисовав свои фото.

5. Если верить старинному преданию, в конце XV века, примерно в 1493 году, итальянский скульптор, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежную фигуру. А что вам известно об этих укутанных шарфами забавных снежных человечках, словно по мановению волшебной палочки появляющихся в каждом дворе с приходом зимы? 

6. Какие другие приметы, традиции и обычаи, связанные со снегом, вам известны? Расскажите о них. В каких из них вы принимали участие?

7. Снегопад, конечно, приносит много неприятностей жителям городов, одна из самых распространенных -пробки на улицах. Но в произведениях русских писателей и поэтов мы встретим множество лиричных зарисовок падающего снега. Какие поэтические или прозаические строки вам известны? На какие особенности снегопада обращают внимание авторы?

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.