Педагогические ситуации для беседы со школьниками по повестям Е. Усачевой «Парадокс Ромео» и Е. Неволиной «Геометрия любви»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Педагогические ситуации для беседы со школьниками
по повестям Е.Усачевой «Парадокс Ромео» и Е.Неволиной «Геометрия любви»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2017
Пояснительная записка
Для организации беседы со школьниками на классном часу или во время внеурочной деятельности предлагаю обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом или с группой подростков). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.
Если классный руководитель не только сумеет увлечь ребят обсуждением актуальных нравственных проблем, но и мотивирует подростков на чтение современной литературы, это будет его большой удачей!
Педагогическая ситуация № 1
(по повести Е.Усачевой «Парадокс Ромео»)
Преподаватель улыбался:
– Ты собираешься заниматься дальше?
Всеволод глянул на молчащий инструмент. Он был сыт только что выданной ему музыкой и теперь помалкивал, наслаждаясь покоем.
– Скорее всего.
– Что же тебе мешает?- с улыбкой продолжал Кадим Алиевич.
– Жизнь. Она играет не по правилам.
– А какие должны быть правила?
– Все должно быть ясно и понятно, как в шахматах.
– По правилам сказки? Добро побеждает зло?...
– Не обязательно. Главное, что по правилам. Когда есть правда.
– Но правда не бывает одна. У каждого своя правда.
– Но есть же универсум. Про добро. Сильный помогает слабому. Выигрыш с наименьшими потерями. Помощь людям. Музыка – это гармония. Почему жизнь не может быть гармонией?
– Потому что в музыке есть семь нот, которые подчиняются одному композитору, а в жизни – каждый своя нота, и каждая хочет заявить о себе.
Если жить так, как ты хочешь, то надо заниматься только музыкой. Или только наукой. Есть ученые-затворники. К жизни сольфеджио не приложить. Жизнью руководит эмоция. А это самая непредсказуемая вещь на земле. Да! Есть еще желания. С ними тоже не все просто.
– Непонятно, почему все не хотят поступать разумно, – упрямился Всеволод, хотя спор становился бесполезным. Слишком много абстрактных слов.
– Давай лучше займемся музыкой, – рассудил преподаватель. – Тем, что более понятно.
Вопросы для беседы:
1. Какие проблемы поднимет автор в данном тексте? Являются ли они актуальными? Ответ аргументируйте.
2. Всеволод, четырнадцатилетний подросток, утверждает, что в жизни «все должно быть ясно и понятно, как в шахматах». Возможно ли это? Почему? Попробуйте поспорить или согласиться с героем, обратившись к жизненному или читательскому опыту.
3. Центральная проблема многих произведений искусства — это проблема добра и зла. Победа добра над злом -одно из правил, по которым строится жизнь людей. Всегда ли это правило работает? Почему? Почему в мире существует зло и оно часто торжествует над добром? Как победить зло и возможно ли это вообще?
4. Великий педагог 20 в. В.А. Сухомлинский утверждал: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» Согласны ли вы с данным утверждением?
5. Мысль о том, что у каждого своя правда, не нова. Но тогда получается, что и у тех, кто творит зло, тоже своя правда? Современный писатель и публицист Владимир Матлин в связи с этим замечает: «У каждого своя правда; правда грабителя или террориста ничуть не хуже, чем правда их жертвы». Что вы об этом думаете?
6. Ответьте на вопрос героя: «почему жизнь не может быть гармонией?»
7. Учитель музыки считает, что жизнью руководят эмоции и желания. Что бы вы еще добавили в этот список? Какие эмоции и желания руководят вашей жизнью сегодня?
8. Всеволоду непонятно, почему люди не хотят поступать разумно. Скажите, а почему? Может быть, не у всех это получается? Или понимание разумного неоднозначно?
9. Герой расстроен оттого, что «жизнь играет не по правилам». Скажите, а какими должны быть правила, на ваш взгляд, чтобы прожить достойно и успешно? Попробуйте составить небольшой список правил для своих сверстников.
10. Всеволод, главный герой повести, считал, что все поступки людей должны диктоваться разумом. Герой игнорировал чувства других: зависть, ревность, любовь. Что из этого вышло, вы узнаете. Если прочитаете повесть известной российской писательницы Е.Усачевой «Парадокс Ромео».
Педагогическая ситуация № 2
(по повести Е.Неволиной «Геометрия любви»)
Я уже говорила, что люблю уют. Привычные тапочки, диван, подушка, смешной плюшевый медвежонок Тедди и, конечно, книги – простые, но важные вещи, которые меня окружают, создают мой собственный мир, в котором я – единственная королева и самовластная хозяйка.
Сделав уроки, я снова села на диван с книгой. Читаю я, кстати, много и все подряд – от классики до романов для девочек и фэнтези. Но сегодня чтение отчего-то не идет, и я представляю, будто я – не совсем я, а некто другой. Идеальная «я» по-настоящему красива и уверена в себе. Она смеется и говорит дерзости, как Элизабет Беннет из «Гордости и предубеждения», скачет на неоседланном диком мустанге, как Исидора из «Всадника без головы», метко стреляет из лука и ничего не боится, как Сьюзен Пэвенси, героиня «Хроник Нарнии», и хранит свою страшную тайну, как королева Марго из романа Дюма. Это здорово – быть идеальной. У идеальных девушек не бывает прыщей, они бойки на язык, а все их проблемы носят такой глобальный характер и героини выходят из них с такой ловкостью, что остается только по-черному завидовать.
Кстати, мое имя тоже виновато в том, что я такая, как есть. Называясь Вероникой, нельзя быть такой простой, как какая-нибудь Катя или Лена. Само имя содержит в себе тайну и сразу две личности – робкую, доверчивую Веру и бунтующую победительницу Нику. Чаще всего во мне доминирует Вера, но, бывает, Ника вдруг вырывается наружу, и я не в силах противостоять ее напору.
Мой старый мишка Тедди с ожиданием смотрит на меня блестящими глазами. Наверное, он думает, что мы, как герои Льюиса, перенесемся в волшебную страну, чтобы совершать там потрясающие подвиги, и жизнь наша станет яркой и насыщенной.
Я отложила бесполезную книгу и грустно улыбнулась глупому медвежонку. Мне уже давно не десять лет, и в сказки я не верю. Ничего не изменится. Завтра снова будет школа, и привычный водоворот дней, и обычная девчонка, которую я всякий раз наблюдаю в зеркало, совсем непохожая на книжных героинь. Впрочем, мне хорошо и так. Разве у меня не все есть, что нужно?.. И, в конце концов, я не притворяюсь, не подстраиваюсь ни под кого, живу так, как мне нравится. Гораздо хуже прилагать массу усилий и выглядеть при этом полной дурой.
Вопросы для беседы:
1. Какие проблемы поднимет автор в данном тексте? Являются ли они актуальными? Ответ аргументируйте.
2. Как характеризует человека любовь к уюту? Каково ваше отношение к комфорту? Считаете ли вы, что уют -показатель устроенности, порядка?
3. Советский поэт Н.М.Олейников в 30-е гг. прошлого века писал:
Страшно жить на этом свете,
В нем отсутствует уют…
Скажите, действительно ли так важен уют для человека? Что для вас значит уют?
4. Много ли среди ваших знакомых тех, кто «читает много и все подряд»? Любите ли вы читать? Какая литература вам нравится? Почему?
5. Героиня называет четырех героинь четырех известных произведений. Какие из них вы читали? Чему они вас научили?
6. Прочитайте пословицы. Выберите одну из них и аргументируйте, обращаясь к жизненному или читательскому опыту.
Книга подобна воде — дорогу пробьёт везде.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
Известно, что любовь к книгам – любовь к мудрости.
Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.
7. Героиня считает, что идеальной быть «здорово». Разделяете ли вы эту точку зрения? Что имеют в виду, когда кого-то называют идеальным? Много ли вы встречали людей, которых можно было бы назвать идеальными?
8. Когда так говорят: «пустые мечты», «погрузиться в мечты», «строить воздушные замки», «рассеивать мечты», «разбитые мечты»?
9. Героиня мечтательна. Считаете ли вы эту черту характера необходимой для современного человека? Как вы относитесь к утверждениям некоторых психологов, что «мечтательность - вот одна из главных причин искаженного видения судьбы»? Действительно ли мечтания способны увести от полезной умственной деятельности?
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна